![]() Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Математический и естественнонаучный циклЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РЕАВИЗ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Аналитическая химия» Математический и естественнонаучный цикл Специальность – 33.05.01. Фармация
Квалификация (степень) выпускника: Провизор Форма обучения: очная, очно-заочная
Срок освоения ООП: 5 лет, 5 лет (нормативный срок обучения)
САМАРА,2015
При разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) в основу положены: ФГОС ВПО по специальности 33.05.01. Фармацияутвержденный Министерством образования и науки РФ 17 января 2011 г.
Заведующий кафедрой (Первова Ю.В.)
Разработчики: доцент_____________________ __________________ Кудряшова А.А. (занимаемая должность) (подпись) ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) «АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ», СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Цель и задачи освоения учебной дисциплины:сформировать систему компетенций для усвоения теоретических основ современных представлений об аналитической химии; повышении культуры будущего специалиста для успешной реализации профессиональной деятельности и самосовершенствования. В результате освоения ООП обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине (модулю) «Аналитическая химия»:
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП Дисциплина относится к циклу математических и естественнонаучных дисциплин. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются в процессе предшествующего обучения в ходе таких дисциплин, как математика4 физика; общая и неорганическая химия; биология4 ботаника; физиология с основами анатомии и др. Дисциплина является предшествующей для изучения таких дисциплин, как патология; основы экологии и охраны природы, клиническая фармакология; фармацевтическая информатика и др.
Дисциплина (модуль) изучается на 2 курсе в 3 и 4 семестрах на очном отделении и на 2-3 курсах в 3-5 семестрах на заочном и очно-заочном отделениях.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Общая трудоемкость (объем) дисциплины (модуля) «Аналитическая химия» составляет 11 зачетных единиц. 3.1. Объём дисциплины (модуля) по видам учебных занятий (в часах) для очной формы обучения
3.2. Объём дисциплины (модуля) по видам учебных занятий (в часах) для заочной формы обучения
3.2. Объём дисциплины (модуля) по видам учебных занятий (в часах) для очно-заочной формы обучения
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ 4.1.1. Разделы дисциплины (модуля) и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах) для очной формы обучения
4.1.2. Разделы дисциплины (модуля) и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах) для заочной формы обучения
4.1.3. Разделы дисциплины (модуля) и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах) для очно-заочной формы обучения
4.2 Содержание дисциплины (модуля), структурированное по разделам (темам) Содержание лекционных занятий
Содержание лабораторных занятий
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) 5.1. Список учебно-методических материалов, для организации самостоятельного изучения тем (вопросов) дисциплины 1. Методические указания по самостоятельной работе студентов по дисциплине «Аналитическая химия» (УМК дисциплины) 2. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Аналитическая химия» (УМК дисциплины) 5.2. Перечень вопросов для самоконтроля при изучения разделов дисциплины Раздел 1 1. Какие соединения являются в водном растворе кислотами, а какие основаниями с точки зрения протолитической теории Бренстеда – Лоури. 2. Что такое амфолит? 3. Дайте определение кислотно-основной реакции и сопряженной кислотно-основной пары. 4. Чем характеризуется сила кислоты и основания? 5. Как классифицируются растворители по своей способности принимать или отдавать протоны? 6. Какая реакция называется реакцией автопротолиза? 7. Напишите реакции автопротолиза безводной азотной, уксусной кислот, жидкого аммиака, этилендиамина, н-бутанола. 8. Какая связь между константой кислотности и константой основности сопряженной пары кислота–основание и константой автопротолиза растворителя? 9. От каких факторов зависит поведение кислот и оснований в неводных растворителях? 10. Как влияет диэлектрическая проницаемость растворителя на константы диссоциации кислот и оснований? 11. Что такое нивелирующий и дифференцирующий эффекты растворителя? Какой эффект наблюдается в протофильных растворителях? 12. Почему в апротонных растворителях нивелирующий эффект отсутствует? 13. Как готовят буферные растворы? Чем определяется буферное действие этого раствора? 14. Дайте определение буферной емкости. Какие факторы влияют на буферную емкость? 15. В каком интервале рН наблюдается действие буферного раствора? 16. Как изменяется рН буферного раствора при разбавлении? 17. Чем объясняется буферное действие амфолитов?
Раздел 2 1. Смысл понятия «точность химического анализа»? 2. Что характеризует правильность химического анализа? 3. Чем отличаются понятия «сходимость» и «воспроизводимость»? 4. Как проверить правильность результатов химического анализа? 5. Что такое «промах»? Как выявить наличие «промаха»? 6. Что называют погрешностью химического анализа? 7. Перечислите основные признаки систематических погрешностей. 8. Приведите примеры источника систематических погрешностей. 9. Что такое «контрольный опыт»? 10. Дайте определение генеральной и выборочной совокупности данных. 11. Что характеризует дисперсия, стандартное отклонение и относительное стандартное отклонение выборочной совокупности результатов химического анализа? Приведите формулы для расчета этих величин. 12. Как сравнить по воспроизводимости две выборочные совокупности результатов химического анализа? 13. Изложите суть метода наименьших квадратов (МНК). 14. Дайте определение понятия «аналитический сигнал». 15. Дайте определение «предела обнаружения». Что характеризует понятие «предела обнаружения»? Раздел 3 1. Поясните следующие термины: стационарные состояния, энергетические уровни, основное (нормальное) состояние, возбужденное состояние, поглощение, испускание, фотон, длина волны, частота, волновое число, спектральная линия, интенсивность спектральной линии, заселенность энергетических уровней, спектр поглощения, спектр испускания. 2. Объясните происхождение спектров испускания (эмиссионных) и спектров поглощения (абсорбционных) атомов и молекул с позиций квантовой теории. 3. Какими линиями характеризуются линии и полосы, наблюдаемые в спектрах испускания и поглощения? 4. Какие энергетические уровни и переходы изучают в: а) атомной спектроскопии; б) в молекулярной спектроскопии? 5. Для каких систем характерно появление: а) линейчатых; б) полосатых спектров? 6. Какой интервал длин волн отвечает оптическому диапазону? 7. Какой области спектра соответствует излучение с длиной волны: а) 703 нм; б) 11,5 см; в) 3,62 мкм? Каким энергетическим переходам оно отвечает? Какие методы анализа основаны на этих переходах? 8. Какие типы переходов в молекуле вызываются поглощением а) ультрафиолетового; б) видимого; в) инфракрасного излучения? 9. В каких диапазонах длин волн получают УФ-, видимые, ИК-спектры? 10. Объясните наблюдаемые цвета веществ, основываясь на их спектрах. 11. Приведите закон Бера и его основные ограничения. 12. Приведите блок-схему и опишите принципы работы спектрометра с монохроматором в УФ / видимой области. 13. Какую информацию можно получить, изучая оптические свойства веществ в УФ / видимом диапазоне? 14. Перечислите наиболее важные хромофоры в УФ / видимом диапазоне. 15. Перечислите и опишите особенности колебательной спектроскопии, обусловившие ее значимость для аналитической химии. 16. На какие четыре части делят спектральный ИК-диапазон и какую аналитическую информацию можно получить, работая в этих диапазонах? 17. Сравните способы генерации аналитического сигнала в ИК и УФ / видимой спектроскопии. 18. Изобразите и опишите основные узлы современных ИК спектрометров. 19. Какие источники излучения используют в ИК-спектрометрах при работе с ближним, средним, дальним ИК-диапазонами? 20. Какие детекторы используют в ИК-спектрометрах при работе с ближним, средним, дальним ИК-диапазонами? 21. Сравните основные узлы спектрометров с монохроматорами для работы в ИК и УФ / видимом диапазонах. 22. Приведите требования, предъявляемые к пробоподготовке в ИК-спектроскопии. 23. Какие колебания являются вырожденными? 24. Назовите основные групповые частоты в ИК-спектроскопии. 25. Какие колебания проявляются в области отпечатков пальцев? Каково аналитическое значение этой области? Колебания каких функциональных групп расположены в этой области? 26. Приведите основной закон, используемый для количественного анализа, и области его применения в ИК-спектроскопии. 27. Какую важную информацию можно получить из спектров в ближней ИК-области? 28. Какую важную информацию можно получить из спектров в дальней ИК-области? Раздел 4 1. Укажите способы выражения концентрации стандартных растворов. 2. Дайте определение химического эквивалента и фактора эквивалентности вещества. 3. Дайте определение молярной массы вещества и молярной массы эквивалента вещества. 4. Что такое титрант, титр по определяемому веществу? 5. Какие признаки положены в основу классификации титриметрических методов? 6. Что такое кривая титрования? В каких координатах строятся логарифмические и линейные кривые титрования? 7. Что такое титрование, скачок титрования, точка эквивалентности, конечная точка титрования? 8. Изложите сущность прямого, обратного титрования и титрования заместителя. 9. Обязательно ли совпадение точки эквивалентности и конечной точки титрования? 10. Какова сущность метода кислотно-основного титрования? Как обнаружить конечную точку титрования в кислотно-основном титровании? 11. Приведите примеры первичных и вторичных стандартных растворов, используемых в кислотно-основном титровании. Напишите уравнения реакций, укажите факторы эквивалентности. 12. Какие факторы и каким образом влияют на величину скачка и положение точки эквивалентности на кривых титрования сильных кислот сильными основаниями? 13. Какие факторы и каким образом влияют на величину скачка и положение точки эквивалентности на кривых титрования слабых кислот сильными основаниями? 14. Как меняется вид кривой титрования (величина скачка, положение точки эквивалентности) при изменении: а) концентрации растворов; б) величин констант кислотности или основности; в) температуры?
Раздел 5. 1. Можно ли сделать вывод о природе вещества на основании хроматографических данных? 2. В каком интервале значений может изменяться величина Rf? 3. Как обнаруживают и идентифицируют компоненты на бумажных и тонкослойных хроматограммах? 4. Какие методы позволяют хроматографировать одновременно несколько образцов? 5. В каком хроматографическом методе основной фактор, определяющий удерживание компонента, – растворение в неподвижной фазе? 6. Как зависит время (объем) удерживания от растворимости соединения в подвижной фазе? 7. Как изменяется время (объем) удерживания молекул в эксклюзионной хроматографии с увеличением их размера? 8. Что такое мертвый объем колонки? Какие объемы он в себя включает? 9. Почему в хроматографическую колонку вводят обычно малые количества определяемых соединений? 10. Что такое относительный удерживаемый объем и относительное время удерживания? 11. Что такое стандартное отклонение хроматографического пика? В каких единицах измеряется эта величина? 12. Как экспериментально определить высоту, эквивалентную теоретической тарелке? 13. Назовите три способа детектирования в газовой и жидкостной хроматографии. 14. Какие детекторы предпочтительнее в хроматографическом анализе – универсальные или селективные? 15. Величина сигнала каких детекторов в газовой хроматографии зависит от природы газа-носителя? 16. Какую информацию можно получить из хроматограмм при использовании двух последовательно соединенных детекторов? 17. Какие параметры хроматографического пика используют для количественного анализа? 18. Перечислите основные методы количественного хроматографического анализа. В каких случаях используют тот или иной метод? 19. Какова роль подвижной фазы в газовой и жидкостной хроматографии? 20. Приведите примеры неподвижных фаз в газотвердофазной и газожидкостной хроматографии. 21. Какую неподвижную фазу в газожидкостной хроматографии называют селективной? 22. Приведите примеры неподвижных фаз в адсорбционной высокоэффективной жидкостной хроматографии. 23. Что такое градиентное элюирование в газовой и жидкостной хроматографии? 24. Какие преимущества дает программирование температуры в газовой хроматографии? 25. Чем отличается нормально- и обращено-фазовый вариант ВЭЖХ? 26. Что такое обменная емкость ионообменников? 27. Зависит ли селективность ионообменника от его емкости? 28. Как изменяется способность к катионному обмену при переходе от одного элемента к другому в группах Периодической системы? 29. Как провести деионизацию воды с помощью ионообменников? Напишите уравнения реакций.
Перечень тематик рефератов 1. Газовая хроматография и ее использование в медицине. 2. Жидкостная хроматография и ее использование в медицине. 3. Использование хроматографических методов в фармацевтической практике. 4. Значение хроматографии как диагностического метода. 5. Применение метода кондуктометрии в биохимических, санитарно-гигиенических и клинических исследованиях. 6. ВЭЖХ как фармакопейный метод контроля качества лекарств. 7. Применение методов ИК-спектроскопии в фармацевтическом анализе. 8. Фармакопейные методы анализа растительного лекарственного сырья (обзор) 9. Анализ лекарственных средств неизвестного состава 10. Аналитические методы исследования лекарственных препаратов неорганической природы 11. Аналитические методы исследования антибиотиков 12. Аналитические методы исследования витаминов 13. Аналитические методы исследования эфирных масел и эфироносных растений 14. Аналитические методы исследования флавоноидов в растительном сырье и лекарственных средствах 15. Аналитические методы исследования алкалоидов в растительном сырье и лекарственных средствах 16. Аналитические методы исследования кумаринов в растительном сырье и лекарственных средствах 17. Аналитические методы исследования дубильных веществ в растительном сырье и лекарственных средствах 18. Аналитическая химия кальция, стронция, бария 19. Аналитические методы исследования фенольных соединений в растительном сырье и лекарственных средствах 20. Масс-спектрометрический метод в фармацевтическом и токсикологическом анализе 21. Аналитические методы исследования сырья на содержание солей тяжелых металлов 22. Аналитическая химия элементов семейства железа: Fe, Co, Ni. 23. Аналитическая химия элементов подгруппы меди: Cu, Ag, Au. 24. Аналитическая химия магния и алюминия 25. Применение оптических методов анализа в фармацевтическом анализе. 6.4. Задачи для самопроверки при подготовке к занятиям 1.Вычислить фактор эквивалентности и молярную массу эквивалента в реакции полной нейтрализации: а) HNO3, б) NaOH; в) NH3;г) H2SO4; д) KHSO4; е) Na2B4O7 ∙10H2O; ж)Na2 CO3;з)NaHCO3; к)K2O, л)N2O5; м) H2C2O4; н) SO2; о) Ba(OH)2 ; п) H3PO4; р) H2CO3 Ответы: а)fэкв =1; М (HNO3)=63,01 г/моль; б) fэкв = 1; М(NaOH) = 39,99 г/моль; в) fэк = 1; М(NH3)= 17,01 г/моль; г) fэкв =1/2; М(H2SO4) = 49,07 г/моль; д) fэкв = 1; М(KHSO4) = 136,2 г/моль; е) fэкв = 1/2; М(Na2B4O7 ∙10H2O) = 190,68 г/моль; ж) fэкв = 1/2; М( Na2 CO3) = 52,99г/моль; з) fэкв = 1; М(NaHCO3) = 84,01г/моль; к) fэкв =1/2; М(K2O)=47,1 г/моль, л) fэкв =1/2; М(N2O5)=54,01 г/моль; м) fэкв =1/2; М( H2C2O4 ) = 45,02г/моль; н) fэкв = 1 ; М(SO2) = 40,03г/моль; В задачах 2-11 рассчитать количество вещества: 2. Количество HCl для нейтрализации 4,33г Na2C2O4. Ответ: n (HCl) = 0,06463 моль. 3.Количество HNO3 для нейтрализации 5,3г Na2CO3 . Ответ: n (HNO3) = 0,1000 моль. 4.Количество Na2B4O7·10H2O для нейтрализации 3,65г HCl. Ответ: n (0,5 Na2B4O7·10H2O) = 0,1001 моль. 5.Количество HCl для нейтрализации 0,2г CaO. Ответ: n (HCl) = 0,007133 моль. 6.Количество NaOH для нейтрализации 6,3г CH3COOH. Ответ: n (NaOH) = 0,1049 моль. 7.Количество HNO3 для нейтрализации3,1г Na2O. Ответ: n (HNO3) = 0,1000 моль. 8.Количество HCl для нейтрализации 4,709г K2O. Ответ: n (HCl) = 0,09998 моль. 9.Количество HNO3 для нейтрализации 22,6г Ba(OH)2· 8H2O. Ответ: n (HNO3) = 0,142 моль. 10.Количество KOH для нейтрализации 0,49г H2SO4 . Ответ: n (KOH) = 0,01000 моль. 11.Количество NaOH для нейтрализации 5,4 N2O5 . Ответ: n (NaOH) = 0,1000 моль. 12.Вычислить массу моля эквивалента вещества, участвующего в окислительно- восстановительной реакции и определить, сколько миллимолей содержится в 100 мг вещества: а) FeSO4 ( Fe2+ → Fe3+). Ответ: n (FeSO4) = 0,659 ммоль. б) HNO3 (NO3- → NO2). Ответ: n (1/3HNO3) = 4,76 ммоль. в) HNO3 (NO3- → NO). Ответ: n (HNO3) = 1,585 ммоль. г)H2O2 (в реакции с KJ). Ответ: n (0,5 H2O2) = 5,90 ммоль. д) KMn O4(в кислой среде). Ответ: n (1/5KMnO4) = 3,17 ммоль. е) KMn O4(в щелочной среде). Ответ: n (KMnO4) = 1,58ммоль. ж) KMn O4(в нейтральной среде). Ответ: n (1/3KMnO4) = 1,91 ммоль. з) K2Cr2O7 (в кислой среде). Ответ: n (1/6K2Cr2O7) = 2,11 ммоль. и) Na2S2O3(S2O3 2- → S4O82-). Ответ: n (Na2S2O3) = 0,632 ммоль. к) CuCl2 (при йодометрическом определении). Ответ: n (CuCl2) = 0,745 ммоль. л) J2 ( J2 → 2JO - ). Ответ: n (0,5 J2) = 0,790 ммоль. м) J2 ( J2 → 2J - ). Ответ: n( 1/2 J2) = 0,790 ммоль. н) H2C2O4( C2O42- → CO2↑). Ответ: n (1/2H2C2O4) =2,23 ммоль о) SO2 (SO2 → SO42-). Ответ: n (1/2 SO2) = 3,13 ммоль п) V2O5 (VO2 + →V3+). Ответ: n (1/2V2O5) =1,10 ммоль
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) 6.1 Пер |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |