Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы самоконтроля за функциональнымМетоды самоконтроля за функциональным Состоянием организма (функциональные пробы) Общее представление о функциональном состоянии
Функциональное состояние — это совокупность наличных характеристик физиологических и психофизиологических процессов, во многом определяющих уровень активности функциональных систем организма, особенности жизнедеятельности, работоспособность и поведение человека. По сути, это возможность спортсмена выполнять свою конкретную специфическую деятельность. Поскольку функциональные состояния представляют собой сложные системные реакции на воздействие факторов внутренней и внешней среды, их оценка должна быть комплексной и динамичной. Наиболее существенными для выявления специфики того или иного состояния служат показатели деятельности тех физиологических систем, которые являются ведущими в процессе выполнения физической нагрузки. При массовом обследовании занимающихся физическими упражнениями обычно исследуются функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для изучения функционального состояния организма его исследуют в условиях покоя и в условиях проведения различных функциональных проб. Методика оценки функционального состояния Дыхательной системы
Для самоконтроля за функциональным состоянием дыхательной системы рекомендуются следующие пробы. Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5 минут отдыха сидя сделать вдох на 80–90 % от максимального и задержать дыхание. Время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения. Средним показателем является способность задерживать дыхание на вдохе для нетренированных людей на 40–50 с, для тренированных — на 60–90 с и более. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, при снижении или отсутствии тренированности — снижается. При заболевании или переутомлении это время снижается на значительную величину — до 30–35 с. Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе) выполняется так же, как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха. Средним показателем является способность задерживать дыхание на выдохе для нетренированных людей на 25–30 с, для тренированных — 40–60 с и более. При инфекционных заболеваниях органов кровообращения, дыхания и других, а также после перенапряжения и переутомления, в результате которых ухудшается общее функциональное состояние организма, продолжительность задержки дыхания уменьшается как на вдохе, так и на выдохе. Частота дыхания – количество дыханий за 1 мин. Ее можно определить по движению грудной клетки. Средняя частота дыхания у здоровых лиц составляет 16–18 раз/мин, у спортсменов — 8–12 раз/мин. В условиях максимальной нагрузки частота дыхания возрастает до 40–60 раз/мин.
2.3.5. Организация и содержание методико-практического занятия Цель: ознакомиться с методикой оценки функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Оборудование: секундомеры, метроном, тумба (высота от 30 до 50 см), таблицы, протокол занятия. Ход занятия: 1. Преподаватель кратко сообщает цель, задачи, структуру занятия. 2. Одновременное выполнение студентами функциональных проб для оценки дыхательной системы: а) проба задержки дыхания на вдохе. Во время отдыха после пробы результат занести в протокол; б) одновременный подсчет частоты дыхания в течение одной минуты. Результат занести в протокол; в) проба задержки дыхания на выдохе. Между пробами задержки дыхания на вдохе и выдохе должно быть время для отдыха. Поэтому после первой пробы рекомендуется сначала подсчитать частоту дыхания, занести результат в протокол (т. е. дать время для восстановления дыхания) и только потом выполнить пробу на выдохе; результат занести в протокол. 3. Одновременное выполнение студентами действий для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы: а) подсчет пульса в состоянии покоя. Для техники подсчета пульса рекомендуем пользоваться методикой и рисунками методико-практического занятия «Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции»; б) измерение артериального давления. Работу можно выполнять в парах, тройках под руководством и инструкцией последовательности действий преподавателя, результаты занести в протокол; в) выполнение степ-пробы по Крэшу подготовленным студентом (кой). Студенты ведут наблюдение за техникой выполнения, участвуют в математических расчетах результатов тестирования. Полученные данные записывают в свой протокол. 4. Сопоставление всех полученных величин исследования функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем с рекомендуемыми стандартами (табл. 2.3.1, 2.3.2). 5. Обсуждение результатов методико-практического занятия.
Протокол занятия Тема: методика оценки функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем Студент __________________________________________________________ Спортивная специализация __________________________________________ Возраст ___________________________________________________________
Домашнее задание: провести самостоятельно функциональную пробу по методике Крэша (степ-тест). Результаты занести в протокол занятия, при необходимости обсудить с преподавателем. В результате проведенного методико-практического занятия студенты должны: знать простые методы самоконтроля за функциональным состоянием организма; уметь проводить функциональные пробы и анализировать реакцию организма на выполненную физическую нагрузку. Контрольные вопросы 1. Раскройте понятие «функциональное состояние организма». 2. По каким показателям можно оценить функциональное состояние ССС в покое? 3. Перечислите известные вам нагрузочные функциональные пробы. 4.Какие пробы можно использовать при самоконтроле дыхательной системы? 5. Продемонстрируйте методику измерения артериального давления. Методы самоконтроля за функциональным |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |