Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Голландская делфтская роспись на фарфоре

 

Делфтский фарфор(нидерл. Delfts blauw) — фарфор в сине-белых цветах, производится в городе Делфт (Нидерланды) и является одним из символов города и популярным сувениром.

История делфтского бело-голубого фарфора, ставшего символом города, уходит корнями в 16 век. Он появился в качестве недорогой альтернативы дорогостоящему китайскому фарфору. Очень быстро он приобрел широкую популярность, расцвет которой пришелся на вторую половину 17 – первую половину 18 века. Наряду с самым известным бело-голубым фарфором в Делфте производят также цветной и белый.

Искусство оловянной глазури в Северные Нидерланды пришло из Фландрии в начале 16 века и более широкое распространение получило в конце 16 века, заменив технику свинцовой глазури. В 15 веке такой тип глазури был известен в Италии как майолика, поэтому первый нидерландский фарфор, расписанный таким методом, назывался также. В конце 16 века в Нидерландах появился китайский бело-голубой фарфор, привозившийся сначала португальскими, а затем и нидерландскими мореплавателями. Этот фарфор был очень красивым, обладал отличным качеством, и пользовался невероятным спросом, хотя только очень состоятельные люди могли себе позволить иметь такую посуду в доме, поэтому делфтские гончары начали имитировать популярный китайский фарфор. Они использовали красную глину, которую покрывали белой эмалью и наносили голубой рисунок. Любопытно, что в это время в городе значительно ухудшилось качество питьевой воды, что сказалось на важнейшей отрасли городского хозяйства - пивоварении: многие пивоварни были закрыты, и на их месте появились гончарные мастерские.

Главным образом делфтские мастера производили изразцы для облицовки стен, аптекарскую посуду, декоративные тарелки, вазы и посуду. Первый китайский фарфор, привезенный в Нидерланды на кораблях Голландской Ост-Индской компании, был создан в эпоху китайской династии Мин. Этим объясняется то, что очень долгое время, даже после падения династии Мин, в украшении делфтских изделий использовались традиционные для этой эпохи мотивы. Но делфтский фарфор не был просто дешевой копией китайских изделий. В 17 веке голландские мастера достигли непревзойденного уровня качества фарфора и его росписи. Изделия стали украшать традиционными голландскими пейзажами и даже библейскими сюжетами. Делфтский фарфор (хотя по своим качествам он ближе к фаянсу) постепенно приобрел такую популярность, что на рубеже 17-18 веков только в Делфте насчитывалось более трех десятков мастерских

Около 1800 года серьезную конкуренцию делфтскому фарфору начал составлять английский фарфор из Стаффордшира. Гончарные мастерские, производившие делфтский фарфор, начали исчезать одна за другой. В 1794 году в городе насчитывался всего десяток мастерских. Спрос на делфтский фарфор неуклонно падал, а вот популярность кремового английского фарфора росла день ото дня.

Но ремесло не было забыто окончательно, и сейчас в Делфте по-прежнему есть несколько мастерских, производящих традиционный сине-голубой фарфор. Крупнейшей является Королевская фабрика делфтского фарфора (De Koninklijke Porceleyne Fles), основанная в 1653 году. Фабрика открыта для посетителей, проводятся экскурсии. Во второй половине 20 века появились более мелкие мастерские, где создается традиционный фарфор. Это De Candelaer и De Blauwe Tulp. Коллекции старинного и современного нидерландского и китайского фарфора представлены в различных музеях, в том числе в музее Принсенхоф.

 

Особенностью делфтского фарфора было многократное глазурирование прозрачной свинцовой глазурью и заключительный обжиг при низких температурах, что делало изделие более близким к фаянсу. Основной выпускаемой продукцией были изразцы для облицовки стен и кафельных печей, а также столовая и декоративная посуда. Делфтские мастера имитировали декор популярного в Европе сине-белого китайского фарфора. Помимо китайских рисунков, мастера украшали свои изделия традиционными голландскими пейзажами, библейскими сюжетами и цветочными композициями. Доставка фарфора из Китая была сопряжена с многочисленными трудностями, а это обеспечивало рост спроса и укрепило положение делфтских гончаров. На фаянсе писали портреты именитых горожан, жанровые бытовые сценки, картинки на мифологические и библейские сюжеты. Изделия покрывались и многоцветной росписью, но синий цвет сразу же занял ведущую позицию и остался в фаворе до наших дней. Основной выпускаемой продукцией были изразцы для облицовки стен и кафельных печей, а также столовая и декоративная посуда. Делфтские мастера не только имитировали декор популярного в Европе сине-белого китайского фарфора, но и украшали свои изделия традиционными голландскими пейзажами, библейскими сюжетами и цветочными композициями. Для сравнения: китайская и голландская тарелки. Особенностью делфтского фарфора было многократное глазурирование прозрачной свинцовой глазурью и заключительный обжиг при низких температурах, что делало изделие более близким к фаянсу.

Упадок делфтского фарфора произошёл в конце XVIII века в связи с ростом популярности английской керамики кремового цвета. В 1876 году два голландских предпринимателя возродили в Делфте фарфоровое производство, открыв Королевскую мануфактуру делфтского фарфора.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...