Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературное чтение» для третьего класса составлена на основе :

1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.

Данная программа совпадает с особенностями и потребностями детей с ослабленным здоровьем тем, что не только обладает доступностью подачи учебного материала, но и развивающим компонентом освоения УУД (универсальных учебных действий),основанном на ФГОС начальной и основной школы России.

Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах.

Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.

В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:

— формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;

— формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;

— развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;

— формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

— формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;

— развитие воображения, творческих способностей;

— формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;

— обогащение представлений об окружающем мире.

 

Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности художественного текста в младших классах оставалась доступность его для самостоятельного прочтения учеником, ещё недостаточно владеющим техникой чтения. При отборе материала часто не учитывалось, что ребёнок, живущий в XXI веке, получает из разных источников пусть бессистемную и различную по качеству, но разнообразную информацию, в том числе по непростым, «взрослым» аспектам жизни.

Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребёнок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями.

В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния.

Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, возникшее в результате изучения определённой группы произведений.

Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребёнок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включённых в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.

Художник — творец, он создаёт свой мир по особым законам.

Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углублённой работе по теории литературы в средних и старших классах.

Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.

Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.

Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л.С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к шести-семи годам у ребёнка формируется внутренняя речь. «Молчаливое» чтение также способствует её развитию.

На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определённые психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.

В первом классе ребёнок вводится в мир художественной литературы через игру, которая является предпосылкой художественного творчества. Известно, что у детей ярче, чем у взрослых, развито восприятие цвета, звука, ритма. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что навыки свободного чтения легче вырабатываются у учащихся при освоении стихов. Короткая строка концентрирует внимание ребёнка, ритм создаёт определённую инерцию речевого «движения», «ведёт за собою». Музыкальность поэтической речи согласуется с повышенной чувствительностью детей к звуку и ритму, их эмоциональностью. Поэтому в курсе литературного чтения в первом классе значительное место отводится стихам.

Во втором и третьем классах повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.

В четвёртом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обогащаются знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи. «Барьер» между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не преодолевается многими ребятами до конца школьного курса. Поэтому определённое место в курсе литературного чтения занимают задания, требующие письменного самовыражения учащихся.

В течение последних лет отечественные и зарубежные психологи, педагоги отмечают резкое обеднение словарного запаса и снижение коммуникативных возможностей учеников вследствие их увлечения компьютерными играми, телепрограммами, отсутствия полноценного общения в семье и других социальных факторов. Прилагаемые к программе учебники включают систему заданий, способствующих развитию словаря и коммуникативных способностей детей.

Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале которых он решает поставленные программой задачи.

Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников.

Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семейного внеклассного чтения. В учебнике второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». В учебниках третьего и четвёртого классов отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.

Обсуждению произведений, включённых в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.

Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.

Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.

 

 

Содержание программы

3 класс (136 ч)

Круг чтения

«Уж небо осенью дышало…» (15 ч)

К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…»

Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах…»

Народные сказки (15 ч)

Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».

Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна- лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».

Поэтические страницы (6 ч)

А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».

Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».

О мужестве и любви (11 ч)

В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте».

«Зимы ждала, ждала природа…» (8 ч)

С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».

Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».

Авторские сказки (14 ч)

А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».

Самостоятельное чтение. Х. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется».

Басни (9 ч)

О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки».

Пословицы.

Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса».

Братья наши меньшие (16 ч)

А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».

Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка».

О совести и долге (13 ч)

Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Тёплый хлеб».

Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».

Весна пришла (10 ч)

Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».

И в шутку, и всерьёз (19 ч)

Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».

Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».

 

Навык и культура чтения

Формирование навыка зрительного целостного восприятия слова. Сознательное, выразительное чтение целыми словами.

Использование при чтении пауз между предложениями, внутри сложных предложений, между частями текста, логических ударений.

 

Работа с текстом и книгой

Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.

Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения.

Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова.

Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя).

Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений).

Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений.

Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями.

Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию.

Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения.

Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определённого автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

Формирование умения пользоваться словарём синонимов, помещённым в учебнике, детским толковым словарём.

 

Планируемые результаты освоения

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

• умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

• ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

• умение оценивать свое отношение к учебе;

• уважение к культуре разных народов.

У учащихся могут быть сформированы:

• представление об общих нравственных категориях у разных народов;

• нравственное чувство и чувственное сознание;

• умение анализировать свои переживания и поступки;

• способность к самооценке;

• эмпатия, способность к сопереживанию другим людям;

• бережное отношение к живой природе;

• эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

• правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения;

• пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;

• рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;

• привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной проблемы;

• определять и оценивать позиции литературных героев;

• выявлять тему и главную мысль произведения;

• сопоставлять героев, идеи разных произведений;

• составлять план рассказа;

• определять свое и авторское отношение к героям;

• формулировать вопросы к тексту, составлять план текста.

Учащиеся получат возможность научиться:

• составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне;

• ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;

• делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

• читать по ролям художественное произведение;

• продолжать сюжет произведения, историю героя;

• участвовать в инсценировании произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

• создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии с прочитанным, на заданную тему, по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам наблюдений;

• выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках.

 

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

• различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);

• выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы;

• находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы, антонимы к предложенным словам.

Учащиеся получат возможность научиться:

• определять приемы, использованные писателем для создания литературного персонажа и выражения, своего отношения к нему.

• использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

• соотносить свои действия с поставленной целью;

• выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Учащиеся получат возможность научиться:

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

• планировать свои учебные действия;

• анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки;

• составлять план научно-популярной статьи, использовать его при пересказе;

• планировать свою читательскую деятельность;

• планировать свою деятельность при реализации проекта.

 

Познавательные

Учащиеся научатся:

• сравнивать произведения и героев;

• устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

• свободно ориентироваться в аппарате учебника;

• находить нужную информацию в словарях и справочниках в конце учебника.

Учащиеся получат возможность научиться:

• сравнивать и классифицировать жизненные явления;

• выявлять аналогии между героями, произведениями, жизненными явлениями;

• находить нужную информацию в школьном толковом словаре, детской энциклопедии;

• сопоставлять информацию, полученную из научно-популярной статьи, с художественным произведением;

• ориентироваться в аппарате книжного издания (название, автор, предисловие, оглавление, выходные сведения);

• находить в библиотеке книги по заданной тематике, ориентироваться в сборниках произведений;

• извлекать информацию из произведений изобразительного искусства;

• знакомиться с детской периодической литературой.

 

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

• участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;

• сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

• работая в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера;

• осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;

• овладевать диалогической формой речи;

• формулировать и задавать вопросы, необходимые для достижения конкретных результатов при работе в группе.

 

 

Календарно-тематическое планирование

Да-та Тема урока Тип урока Характеристика учебной деятельности учащихся Планируемые результаты  
Предметные Личностные Метапредметные  
«Уж небо осенью дышало…» (15 ч.)  
  К. Г. Паустовский «Барсучий нос». Первичное знакомство с текстом   Урок изучения и первичного закрепления знаний Знакомство с понятием «синоним». Использование словаря синонимов. Подбор синонимов к предложенным словам и словосочетаниям. Наблюдение за авторской позицией, выделение способов ее выражения Определять способы выражения авторской позиции, читать произведение с соблюдением норм литературного произношения Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Находить и выделять нужную информацию в тексте, контролировать правильность выполнения работы  
  К. Г. Паустовский «Барсучий нос». Работа с текстом Урок комплексного применения знаний и умений Определение собственного отношения к прочитанному. Использование различных приемов выразительного чтения Подбирать заголовки к логическим частям произведения, пересказывать текст по составленному плану, читать произведение с соблюдением норм произношения, правильным интонированием Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Планировать свою работу  
  К. Г. Паустовский «Барсучий нос». Обобщение Урок обобщения и систематизации знаний и умений Устный пересказ текста с элементами творчества. Словесное иллюстрирование произведения Иллюстрировать литературное произведение устно и графически, пересказывать текст выборочно и творчески Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Взаимо- и самоконтроль, оценка своей деятельности и деятельности одноклассников    
  И. А. Бунин «Листопад». Знакомство с текстом   Урок изучения и первичного закрепления знаний Наблюдение за эмоциональной окрашенностью лирического произведения. Использование различных приемов выразительного чтения. Повторение знаний о сравнении и рифме Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста  
  И. А. Бунин «Листопад» Урок комплексного применения знаний и умений Выразительное чтение наизусть. Формулирование вопросов по содержанию произведения. Словесное иллюстрирование произведения Иллюстрировать литературное произведение устно и графически Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста  
  М. М. Пришвин «Хрустальный день», «Капитан-паук»   Урок изучения и первичного закрепления знаний Знакомство с понятием «метафора». Подбор синонимов к предложенным словам и словосочетаниям Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Корректно строить речь при решении коммуникативных задач, строить логические рассуждения, выделять существенную информацию из текстов  
  М. М. Пришвин «Недосмотренные грибы»   Урок изучения и первичного закрепления знаний Пересказ произведения близко к тексту, сравнение текстов и авторских замыслов схожих по тематике произведений, анализ и выводы о прочитанном Прогнозировать содержание произведения по его заглавию, находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами, пересказывать текст подробно Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Корректно строить речь при решении коммуникативных задач, строить логические рассуждения, выделять существенную информацию из текстов  
  К. Г. Паустовский «Подарок». Первичное знакомство с текстом   Урок изучения и первичного закрепления знаний Выражение и оценка позиции литературных героев, определение главной мысли произведения; составление плана пересказа и творческого рассказа Определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами, выделять смысловые части текста, составлять план изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Корректно строить речь при решении коммуникативных задач, строить логические рассуждения, планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста  
  К. Г. Паустовский «Подарок». Первичное знакомство с текстом   Урок изучения и первичного закрепления знаний Выражение и оценка позиции литературных героев, определение главной мысли произведения; составление плана пересказа и творческого рассказа Определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами, выделять смысловые части текста, составлять план изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Корректно строить речь при решении коммуникативных задач, строить логические рассуждения, планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста  
  К. Г. Паустовский «Подарок». Работа с текстом   Урок обобщение. Комплексное применение знаний и умений Устный пересказ текста, выражение впечатления от произведений изобразительного искусства Пересказывать текст выборочно, с включением описаний, устно иллюстрировать сюжет произведения, описывать персонажей Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, выполнять учебные действия в устной и письменной форме  
  Внеклассное чтение. Осень в произведениях русских писателей. Анатолий Жигулин, А. Фет и др. Урок комплексного применения знаний и умений Самостоятельная работа с произведением, книгой, соотношение впечатлений, полученных при восприятии произведений разных родов искусств Составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем, планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью, сравнивать произведения, корректно строить речь при решении коммуникативных задач  
  Картинная галерея. И. И. Левитан «Лесное озеро»   Урок комплексного использования знаний Знакомство с творчеством художника, внимание к композиции и деталям картины, позволяющим понять настроение художника, его отношение к изображаемому Создавать устное высказывание с выражением личного отношения к изображенному, высказывать свое суждение об эстетической ценности художественного произведения Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой   Корректно строить речь при решении коммуникативных задач, аргументировать собственную позицию, учитывать выделенные учителем ориентиры действия  
  А.Жигулин.Загорелась листва на берёзах Урок комплексного применения знаний и умений Самостоятельная работа с произведением, книгой, соотношение впечатлений, полученных при восприятии произведений разных родов искусств Составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой Ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем, планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью, сравнивать произведения, корректно строить речь при решении коммуникативных задач  
14-15   Работа с научно-популярными текстами. Контрольное чтение Урок изучения и первичного закрепления знаний Знакомство со стилистикой научно-популярных текстов, сравнение текстов разных стилей Ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, понимать важность учения Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью, выделять существенную информацию из текстов разных видов  
Народные сказки (15 ч)  
  «Семь Симеонов» (русская народная сказка). Первичное знакомство с текстом   Урок изучения и первичного закрепления знаний Выявление особенностей народных волшебных сказок Читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность; понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов, моральных норм, понятий о нравственных и безнравственных поступках Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, выполнять учебные действия в устной и письменной форме    
  «Семь Симеонов» (русская народная сказка). Анализ текста, обобщение Урок комплексного применения знаний и умений Пересказ фрагментов произведения близко к тексту. Выявление особенностей литературных героев, определение главной мысли произведения, сопоставление сюжетов, основных мыслей прочитанных произведений   Пересказывать текст подробно, выделять смысловые части текста, составлять простой план изложения текста с помощью учителя Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность; понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов, моральных норм, понятий о нравственных и безнравственных поступках Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач  
  «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка). Первичное знакомство с текстом   Урок изучения и первичного закрепления знаний Слушание, первичный анализ текста. Составление партитуры чтения. Выразительное чтение фрагмента сказки. Постановка вопросов по прочитанному Читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...