Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

И ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

КОНЦА 19 – НАЧАЛА ХХ ВВ,

 

 

Адамизм –одно из названий акмеизма, означающее проповедь здорового мироощущения, необходимость заново открыть для себя окружающий мир, взглянув на него глазами первого человека на земле – Адама. Некоторые исследователи называли адамизмом особое, натуралистическое крыло акмеизма, развивающееся в творчестве В.Нарбута и М.Зенкевича, призывающих снять с человека наслоения тысячелетних культур, акцентировать его первобытно-звериное начало, воспеть человека не как царя природы, а тот уровень биологического бытия, на котором слоны, тигры, мастодонты и люди схожи. Так, в поэме М.Зенкевича «Человек» утверждается, что «мудр слизняк, в спираль согнутый», «много тайн плетет паук», а человек разрывает свои кровавые узы с землей, и природа «сметет его», как «недоношенный кровавый плод».

Акмеизм –(от греч. akme — высшая степень чего-либо; расцвет; вершина; острие) возник в 1910-е гг. в “кружке молодых”, поначалу близких символизму поэтов. Стимулом к их сближению была оппозиционность к символистской по­этической практике, стремление преодолеть умозрительность и утопизм сим­волистских теорий. В октябре 1911 г. было основано новое литературное объ­единение — "Цех поэтов". Название кружка указывало на отношение участни­ков к поэзии как к чисто профессиональной сфере деятельности. "Цех" был школой формального мастерства, безразличного к особенностям мировоззрения участников. Руководителями "Цеха" стали Н.Гумилев и С.Городецкий. Из широкого круга участников "Цеха" выделилась более узкая и эстети­чески более сплоченная группа акмеистов. Ими стали Н.Гумилев, А.Ахматова, С.Городецкий, О.Мандельштам, М.Зенкевич и В.Нарбут. Другие участники "Цеха" (среди них Г.Адамович, Г.Иванов, М.Лозинский и др.), не являясь пра­воверными акмеистами, составляли периферию течения.

Аргонавтизм – понятие, связанное с эстетикой младосимволизма и восходящее к названию кружка Андрея Белого «Аргонавты»; Соловьевские идеи одухотворения действительной жизни, взгляд на историю как на гибель и возрождение личности и ее нравственное преображение в религиозном чувстве, в движении к созданию вселенского духовного организма на основе воплощения абсолютной красоты легли в основу эстетической системы кружка. Аргонавтизмэто не идеология и не кодекс правил, а импульс отталкивания от старого быта, отплытие в море исканий, в поход за Золотым руном грядущей эры. Аргонавты – не только люди, участвующие в создании мифа, но и те, кто даже не подозревает о подобной возможности. “Я хочу стать аргонавтом, – писал Белый – и не только я. Многие хотят. Они не знают, но это – так”. “Золотое Руно” было замыслено как подготовка к полетам космических кораблей. Аргонавты образуют Междупланетное общество путей Сообщения во главе с В.Соловьевым – Великим магистром – и ведут общение на особом, только им одним известном языке – аргонавтическом жаргоне. В обществе не существовало единого мировоззрения: поэт и критик Эллис (Лев Кобылинский) мечтал о жизни, построенной на всеобщем параллелизме, художник В. Владимиров – о новых формах искусства, о новом восстании народного мифа, медик Н.Малафеев – о новой крестьянской общине.

А realibus ad realiora –принцип символистского мировосприятия, выдвинутый Вяч.Ивановым, буквально означающий «от реального к реальнейшему». Согласно этому лозунгу, цель символистов – осознать, что реальное – лишь неизбежная оболочка иного мира, но, поскольку иной реальности не дано, то необходимо найти в земной реальности «сигналы» иных миров, обнаружить соответствия между высшим «вечным» и земным миром, проявления бесконечного в конечном.

Ассоциация эгофутуристов – одна из четырех основных группировок русских футуристов (И.Северянин, И.Игнатьев, К.Олимпов, В.Гнедов и др.). Проповедовала культ своего «я» и эгоизм как единственно верную жизненную интуицию.

Башня – квартира Вячеслава Иванова, называемая петербуржцами «башней Иванова», поскольку она находилась в выступе огромного здания на Таврической, нависавшем над Государственной думой. Зимой 1905 – 1906 гг., по средам, в «башне» собирался весь «цвет» культурного Петербурга (И.Анненский, Ф.Сологуб, В.Брюсов, А.Белый, В.Хлебников и др.), обсуждались различные темы («Романтизм и современная душа», «Индивидуализм и новое искусство», «Религия и мистика»), звучали стихи, музыка, научные доклады, хозяин Вячеслав Иванов давал разбор прочитанным стихотворениям.

Богостроительство –религиозно-философская концепция, возникшая в начале ХХ века и пропагандировавшаяся молодым А.Луначарским. Апеллируя к повести М.Горького «Исповедь», богостроители утверждали, что вера – это могучее человеческое творчество и бог может быть создан самими людьми, сплотившимися в едином коллективе.

Бродячая собака – литературно-артистическое кабаре (официальное название – «Художественное общество Интимного театра») в Петербурге, на углу Михайловской площади, в подвале дома №5, где в 1912 – 1914 гг. собирались художники и поэты (символисты К.Бальмонт, Ф.Сологуб, А.Блок, футуристы (Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Маяковский, особое положение в «Бродячей собаке» занимали акмеисты А.Ахматова, О.Мандельштам, Г.Иванов, Н.Гумилев, М.Кузмин). В программе «Бродячей собаки» – лекции, литературные вечера, музыкальные «понедельники» и др. У истоков создания кабаре стояли Б.Пронин, А.Толстой, В.Мейерхольд, оформление кабачка произвели С.Судейкин и Н.Кульбин. Помещение было весьма своеобразно: расставленные по залу столики, сцена, соединенная лестницей со зрительным залом и способствовавшая слиянию актеров с публикой. Публика разделялась на две категории: «Друзья «Собаки» – поэты, художники, музыканты, артисты и «Фармацевты» – люди, посторонние искусству. «Бродячая собака» имела свою летопись в виде книги, переплетенной в свиную кожу, которая лежала при входе, чтобы посетители вносили туда свои имена, поэтические экспромты, зарисовки и др.

Верности вещам принцип – важное положение эстетики младосимволистов, провозглашенное В.Ивановым. Выдвинутый им принцип a realibus ad realiora не означает только прорыва сквозь земную реальность к сверхреальному миру, в этой формуле акцентируется именно важность реального мира вещей. Истинный символизм чуждается абстракций, истинный символист должен изображать земное – но так, чтобы увидеть в единичном фокус абсолютного, прозреть вечное в предметном образе, великое – в малом. Если небесное – это бесплотная духовная сущность, то земное – это сущность явленная, материализованная, и только земная реальность непосредственно нам дана. Поэтому задача подлинного символиста – не превратить символ в пустой знак, в иероглиф, потерявший собственный внутренний смысл, а выявить реальное явление, раскрытое навстречу высшему миру; не отбросить «земной» предмет, а использовать его как призму, смотря сквозь которую поэт увидит иную, подлинную реальность.

Вечная Женственность – ключевое понятие младосимволистской эстетики, разработанное в трудах философа Владимира Соловьева на основе понятия Софии. София для Соловьева – это и Ветхозаветная Премудрость, и платоновская идея Мудрости. Каноническая икона Софии изображает Жену, восседающую на престоле с атрибутами державы. Соловьев пользуется разными гностическими наименованиями Софии: Дева Радужных Ворот, Мировая Душа, Вечная Женственность (Александр Блок станет называть Ее Прекрасной Дамой, а Андрей Белый – Женой, Облаченной в Солнце). “Вечная Женственность” некогда явится в мир, одухотворит его и уничтожит зло – отсюда мотивы ожидания близящихся перемен, преображений природы и человека. Однако эту мистическую Женственность постепенно сменили многочисленные сниженные или кощунственные воплощения Софии: у Вяч.Иванова это античная Менада, сведенная с ума богом, у Блока – Незнакомка, падшая женщина из мира петербургских ресторанов, у Белого в «Серебряном голубе» – крестьянка-колдунья Матрена.

Гилея – наиболее «левая» из русских футуристических группировок. Участники группы (В.Хлебников, В.Маяковский, Д.Бурлюк, Б.Лившиц, В.Каменский, А.Крученых, Е.Гуро) называли себя также «будетляне», «кубофутуристы» и др. Основные сборники – «Садок судей I», «Садок судей II», «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна» и др.

Декадентство – особый тип сознания, определенная форма умонастроения, возникающая, как правило, в кризисные, рубежные эпохи. Декадентство выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости, это неприятие окружающего мира, разочарование в возможностях общественного переустройства, рафинированная утонченность, безнадежность, пессимизм, апокалиптические настроения. Декадентство – не литературное направление и не категория стиля, это определенный взгляд на мир и отношение к человеку.

Живая жизнь – популярная на рубеже веков теория, выдвинутая В.Вересаевым и ставшая названием для одного из его произведений. Жить живой жизнью – значит следовать природе, проникнуться чувством неисчерпаемой самоценности бытия. Ценность жизни – в ней самой, вопрос о смысле жизни лишен смысла и отравляет жизнь. Эта концепция нашла отражение в рассказах Бунина «Чаша жизни», «Божье древо», «Братья», «Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско».

Жизнетворчество –особый принцип жизненного поведения, свойственный людям искусства «серебряного века», когда жизнь и творчество воспринимаются как нечто неразделимое, искусство возвышается до степени всемирного и превращается в высокую «игру», переносимую в жизнь, которая в свою очередь начинает выстраиваться по законам искусства, превращаясь в особую мифологизированную действительность.

«Звездный язык» –особый «мировой язык», «азбука ума», разработанная В.Хлебниковым, пытавшимся создать язык понятий из «единиц ума». Каждому начальному звуку, управляющему словом, Хлебников приписывал круг определенных значений: если собрать все слова с первым звуком «Ч» (чаша, череп, чан, чулок), то общее значение, которое есть у этих слов, и будет значением «Ч»; все эти слова означают «тело в оболочке», следовательно «Ч» – это оболочка, и во всех языках все виды обуви будут называться «Ч» ноги, все виды чашек – «Ч» воды. Подобная операция была проделана со всеми звуками в «Азбуке Будетлянина».

Импрессионистские стилевые тенденции – проявляются в творчестве таких писателей рубежа веков, как Б.Зайцев, И.Шмелев, С.Сергеев-Ценский. Для импрессионистской поэтики становится значимым не столько сам предмет, сколько личное, сиюминутное впечатление художника от данного предмета. Таким образом, явно повышается роль субъективной авторской преломляющей призмы, окрашивающей окружающий мир. Так, в романе И.Шмелева «Лето Господне» часто повторяется мотив рассматривания героем окружающего мира сквозь свежую зелень листочков, золотистое хрустальное яичко, пелену тумана и т.д. В повести С.Сергеева-Ценского «Печаль полей» очевидна чисто импрессионистская черта – смешивание в одном образе разнообразных ощущений: «Пели на липе два перепела, напыжив красные грудки, вперебой говоря что-то свое, росистое, пахнущее травой». Ведущий принцип живописи импрессионизма: «Колорит – все, рисунок – ничто», и потому предметность в импрессионистских текстах размывается, четкость линий утрачивается, и мир тонет в розовато-золотистой дымке, более значимым становится для импрессионистов само качество воздуха, окружающей атмосферы, световоздушной среды. Импрессионисты тяготеют не к контрастам, а нюансам, полутонам, оттенкам, размытым «акварельным» краскам: «Снега лежали палевые, розовые, голубые» (С.Сергеев-Ценский «Печаль полей»), «весенняя пелена слабых, чуть смутных испарений, все смягчающих, смывающих, как в акварели» (Б.Зайцев).

Кларизм –термин, которым М.Кузмин обобщил свои эстетические принципы, изложенные в статье «О прекрасной ясности», ставшей «первой ласточкой» эстетической реформы акмеизма. Статья реабилитировала эстетику разума и гармонии и декларировала стилевые принципы «прекрасной ясности»: логичность художественного замысла, стройность композиции, рациональная организация всех элементов художественной формы.

Мезонин поэзии – одна из четырех основных группировок русских футуристов, возник в Москве летом 1913 года и просуществовал около полугода. Ядро группы составили В.Шершеневич, К.Большаков, В.Третьяков, Л.Зак. На страницах альманахов “Вернисаж” и “Пир во время чумы” наряду с хозяевами издания встречались имена эгофутуристов (Северянин) и членов литературно-художественного кружка В.Брюсова (Львова, Погодин). В брошюре “Футуризм без маски” излагались основные положения нового объединения. Центрально место в поэтике отводилось комбинированным словам-запахам (мир не только сочетание звуков, у него есть своя история, свой собственный запах, он обладает собственным смыслом), т.е. монтажу сенсуальных образов, создающих лирический сюжет. Поэзия есть выявление Абсолюта во внешнем. Идея Мирового образа принадлежала В.Шершеневичу, зачинателю в 1919 году имажинизма. Слово важно не только потому, что оно точно передает чувство, но и потому, что сохраняет образ. Поэтическое слово больше, чем просто звук – это соединение всех осязаемых свойств (цвет, запах), создающих образ, который составляет сущность поэзии. Впоследствии теория образа получила окончательное воплощение в работах имажинистов: вместо слова как такового они предложили набор образов, главенствующих над смыслом и содержанием. В творчестве членов кружка широко использовались неологизмы, метод построения которых жестко вытекал из законов русского языка – теория “Мезонина поэзии” была современна, ориентирована на западные достижения, избегала крайностей и не шокировала публику экстравагантными манифестами. Снисходительно относясь к прошлому, поэты придерживались следующего лозунга: “Каждое новшество лишь продолжает строительство, начатое предшественниками”.

Меонизм –(от греч. meon – несуществующий) – религиозно-философская теория, разработанная символистом Н.Минским в трактате «При свете совести». Меонизм пытается сочетать раздельные во всех исторических религиях элементы абсолютного бытия и небытия, высшую цель собственной жизни нужно искать в мистических глубинах собственного «я», главное – не религия как исповедание веры, а религиозное чувство мистической связи личности с универсальным бытием.

Мистический анархизм –религиозно-философская концепция, обоснованная Г.Чулковым в брошюре «О мистическом анархизме», предлагающая создать новую религиозную общественность на основе свободного анархического объединения в любви, отождествляющая революционных и христианских мучеников, отрицающая всяческие догматы в вопросах философии, этики, религии.

Модернизм –литературное направление первой половины ХХ века, объединяющее в себе множество течений и школ с весьма разнообразной эстетической ориентацией. Наиболее крупные течения внутри модернизма в русской литературе «серебряного века» – символизм, акмеизм и футуризм. Модернизм как творческим метод противоположен реализму: он не воссоздает объективную реальность, а сознательно акцентирует условность художественного мира, пересоздавая реальность по своим правилам и законам. Модернистское мироощущение основано на диссонансе личности с миром, в котором человек не находит себе места и потому ищет идеал в ином мире, в иных сферах (в реальнейшем мире сущего, в мире чистых форм и т.д.). Реалистический и модернистский принципы предполагают различные типы внутренних связей художественного мира. В модернистском тексте устройство художественного мира не уподоблено внешним связям; не соблюдаются пропорции между значимостью деталей и целого – он подчинен внутренним, собственным законам, установленным авторской волей.

Музыка – одна из основных категорий эстетики и поэтической практики символизма. Это понятие использовалось символис­тами в двух разных аспектах — общемировоззренческом и техническом. В пер­вом, общефилософском значении, музыка для них — не звуковая ритмически организованная последовательность, а универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Во втором, техническом значении, “музыка” значима для символистов как пронизанная звуковыми и ритмическими сочета­ниями словесная фактура стиха, т.е. как максимальное использование музы­кальных композиционных принципов в поэзии.

Натурализм – проявлялся на рубеже веков в трех основных формах. В творчестве таких писателей, как Мамин-Сибиряк, А.И.Эртель, Н.Гарин-Михайловский встречаются отдельные элементы натуралистической, т.е. документально-эмпирической поэтики (документализм, очерковость, важная роль этнографического компонента, подчеркнутая фактурность, физиологичность описаний), то есть натурализм становится параметром стиля. У других писателей (П.Д.Боборыкин, И.Н.Потапенко, Н.И.Тимковский, А.Амфитеатров, А.Вербицкая) натуралистические принципы становятся основой их творчества. Ими не были созданы манифесты, и в своем творчестве они опирались на теорию и практику французского натурализма в его классическом «золаистском» варианте. Однако к началу ХХ века эта эстетика стала восприниматься как консервативная сила, Боборыкин и Потапенко утрачивают былую популярность, натурализм совершает «дрейф» в сторону модернистского полюса и порождает неонатурализм, главой которого в России становится М.Арцыбашев.

Неоклассицисты –согласно одной из концепций внутренней градации символизма, одна из линий в русском символизме, представленная творчеством Д.Мережковского, Вяч.Иванова, И.Анненского, В.Брюсова. Их неоклассицизм не является только явлением стиля. Поэты этого ряда исходили из идеи синтеза культур, во многом ориентируясь на древние западноевропейские культуры, прежде всего на греко-римскую античность. Они обращались к истории далеких, позавчерашних эпох с целью их синтезирования, особой художественной обработки, извлечения из них вечных аналогий и символов. Поэтический образ в их произведениях строился на соединении исторического знания, памяти и мечты. Наиболее явно это проявилось в поэзии В.Брюсова, «памятью» о греко-римской античности насквозь просвечено творчество В.Иванова. Сходный в истоке принцип, хотя и окрашенный в иные тона есть в поэзии Анненского, с его «чувством веков» – от Еврипида до Малларме. В связи с этим в поэзии символистов данного ряда возникал мифологизм в его более прямом выражении, как некая художественная реставрация богов древности, античных мифов и их модернизация. Еще одна особенность творчества символистов-неоклассицистов – интеллектуализм, или рационализме их поэзии, доходящей иногда до схематизма. Высшая красота для них – это красота человеческой мысли. Их символы – это символы идей, символы-проблемы рационалистической природы, они тяготеют к равновесию, даже к логически выверенной симметрии в композиции произведений и реставрации архаических жанров и стихотворных размеров, к архаизированной лексике.

Неоромантики – согласно одной из концепций внутренней градации символизма, одна из линий в русском символизме, представленная творчеством К.Бальмонта, Ф.Сологуба, А.Белого. В своей поэзии утверждают тип «стихийного гения», отрицающего традиционные этические нормы и разрушающего все традиции культуры. В стремлении к неограниченной полноте жизни лирический герой отбрасывает разграничение между правдой и ложью, добром и злом, находя этому единственное – эстетическое – оправдание в размахе и интенсивности чувств, то есть в количестве жизни, а не в ее качестве. Для неоромантиков характерна ориентация на определенные пласты национально-романтической старины (хотя это не исключало в их творчестве элементов иного, западного происхождения). Поэтам этого течения свойственно стремление к «стихийным» символам (символам природных, космических стихий), установка на музыкальные принципы поэтической речи, на такие фольклорные жанры, как заговор, заклятье с их издревле идущими приемами поэтического внушения.

Неонатурализм –течение в литературе начала ХХ века, возникшая в результате «дрейфа» классического натурализма, возродившегося на рубеже веков, но вскоре утратившего свою популярность, в сторону модернистского полюса, своего рода синтез натуралистической и модернистской эстетических установок. Если символизм определял область духа как сферу поиска эстетического идеала, то неонатурализм сосредоточился на проблеме пола, на биологической сущности человека, проповеди «новой естественности», апологии абсолютной свободы человеческих инстинктов (см. эвдемонистический реализм). Глава течения – М.Арцыбашев, с его скандально известным романом «Санин», заложившим основы так называемой практической эстетики неонатурализма. Неонатурализм не имел ни четкой организационной структуры, ни специальных манифестов и деклараций (отдельные положения неонатурализма обоснованы в «Записках писателя» Арцыбашева). К произведениям неонатуралзма принято также относить «Конь блед», «То, чего не было» Б.Савинкова (Ропшина), «Наше преступление (не бред, а быль)» И.Родионова, «Заветы отцов» и «Базар» В.Винниченко.

Неореализм – принципиально иной по сравнению с традиционным реалистическим тип творчества, когда синтез реалистической и модернистской эстетики порождает явления сложной, двойственной, переходной, промежуточной природы. Сам термин был впервые употреблен Леонидом Андреевым, творчество которого есть попытка примирить различные эстетические системы, чтобы получить принципиально новый и целостный художественный результат. Осознавая невозможность однозначного соотнесения своего творчества с какой-либо одной из современных эстетических систем, Андреев писал: «Кто я? Для благороднорожденных декадентов – презрительный реалист, для наследственных реалистов – подозрительный символист». К неореалистам принято относить также Б.Зайцева, А.Ремизова, С.Сергеева-Ценского и др.

Неоязыческая концепция человека –разработана русскими футуристами программа «опрощения» человека на путях его примитивно-природного существования и с наибольшей полнотой воплотившаяся в поэзии В.Каменского, последовательного антиурбаниста, призывавшего приобщиться к земле, культивировать в себе примитивное начало («Я – вроде утроветра», «вроде небожаворонка», «я песнепьянствую», «живу на свете, как растенье, великий в мудрой простоте»).

Нефункциональность (детали) – одна из особенностей творческой манеры Бунина, проявившаяся впервые в рассказах «Сосны» и «Новая дорога», избыточность ярких, выразительных, но как бы лишних и ненужных деталей. В литературе девятнадцатого века деталь всегда была функциональна, подчинена общей художественной задаче. Тексты Бунина строятся на принципиально иной целевой установке -– его детали подчеркнуто нефункциональны, нецеленаправленны, они ценны сами по себе и не связаны с каким-то конкретным сюжетным эпизодом, а свидетельствуют о состоянии мира в целом, они подчеркнуто фактурные, осязаемые, «вкусные». Деталь у Бунина может даже соперничать с сюжетом и заслонять «повествовательный экран»: так, в рассказе «Господин из Сан-Франциско» мы настолько увлекаемся описанием попугая, заснувшего в клетке с нелепо задранной на шесток лапой, что забываем о смерти главного героя.

Объективация (реализация) теургического томления – ключевая проблема эстетики младосимволистов. Охваченный экстатическим религиозно-творческим порывом поэт как бы выходит за пределы земной реальности, но неизбежно результатом этого творческого озарения становится «всего-навсего» художественное произведение. Поскольку мир материальный осознается как мир падший, греховный, то и воплощение теургического томления в виде текста, то есть материального объекта, воспринимается как падение, нисхождение (в отличие от самого экстатического порыва – восхождения). Творческий порыв оказывается важнее, ценнее результата – и в этом трагедия творчества.

Пути идея –одна из основных художественных доминант в лирике А.Блока, почти формулировочно присутствующая в его стихотворениях. При всем многообразии проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих лирика Блока выступает как единое целое, как одно развернутое во времени произведение, как отражение прой­денного поэтом “пути”. Благодаря сквоз­ным мотивам лирика Блока приобрела очень высокую степень цельности. Сам поэт хотел от своих читателей, чтобы его лирика рассматривалась как трехтомный роман в стихах, названный им “трилогией вочеловечения”. Своего рода «формулу» пути лирического героя А.Блок предложил в письме к А.Белому: «Таков мой путь – трилогия вочеловечения: от мгновений слишком яркого света – через необходимый болотистый лес – к отчаянию, проклятиям, возмездию – и к рождению человека общественного, художника, мужественно глядящего в лицо миру, получившего право вглядываться в контуры добра и зла ценой утраты части души». Согласно формуле одного из крупнейших блоковедов — Д.Е.Максимова, “путь Блока предстает... как некое восхождение, в котором “отвлеченное” становится “конкретнее”, неясное — яснее, уединенное срастается с общенародным, вневременное, вечное — с историческим, в пассивном зарождается активное”.

Религиозная революция –религиозно-философская теория, разработанная З.Гиппиус, Д.Мережковским и Д.Философовым в книге «Царь и революция». Ее основные положения: невозможность мистического союза самодержавия и православия, отождествление русской революции и религии как мечты о вселенском единении человечества на основе общей истины, проведение аналогии между поведением революционеров и святых мучеников.

Романтические стилевые тенденции – ощутимы в творчестве раннего М.Горького, А.Куприна и Скитальца и проявляются в форсированном использовании основных средств романтической поэтики: романтические штампы, внешняя красивость, увлечение нагромождением тропов, ритмизация прозы, риторическая приподнятость и т.д.

Сверхповесть –особый жанр, изобретенный В.Хлебниковым («Дети Выдры» и «Зангези»), сложная и принципиально открытая структура, куда включаются в качестве строительного материала разнообразные произведения «первого порядка» (стихотворения, поэмы, драмы, рассказы), с разветвленной временной структурой, когда история и современность вплетены в единый космогонический миф: гибель «Титаника», мировая война, походы Ганнибала и Сципиона существуют как бы в одном измерении.

Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой по­зиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е гг., называют "старшими символистами" (В.Брюсов, К.Бальмонт, Д.Мережковский, З.Гиппиус, Ф.Сологуб и др.). В 1900-е гг. в сим­волизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А.Блок, А.Белый, В.Иванов и др.). Принятое обозначение "второй волны" символизма — "младосимволизм". "Старших" и "младших" символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества. Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различ­ных учений — от взглядов античного философа Платона до современных сим­волистам философских систем В.Соловьева, Ф.Ницше, А.Бергсона. Традицион­ной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею кон­струирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании симво­листов — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые "тайны" невозможно. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вяч.Иванова, поэзия есть "тайнопись неизреченного". От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством на­мека: ценность стихотворной речи — в "недосказанности", "утаенности смысла". Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы стал символ.

Символ –слово или предмет, условно обозначающие сущность какого либо явления; основная категория эстетики символизма. Символ помогает постигнуть «тайнопись неизреченного», его образное значение становится отправной точкой для проникновения в иррациональные смысловые глубины, это «средство связи» мира реального и мира идеального. В отличие от однозначно понимаемой аллегории, для которой неважно первичное предметное значение, символ многозначен и неисчерпаем в своих значениях, его нельзя дешифровать простым усилием рассудка и исчерпать логическими формулами (блоковская Незнакомка – это символ авторской тревоги о судьбе красоты в пошлом мире, и мечта об иных мирах, и разочарование в возможностях преобразования жизни, и слитность грязи и чистоты в этом мире, и бесконечная цепь иных смысловых возможностей); символ – полноценный образ и помимо неисчерпанности смыслов (блоковская «Незнакомка» может быть прочитана и просто как рассказ о встрече с прекрасной женщиной, читатель может и не догадываться о символическом потенциале стихотворения).

Симфонии –новый жанр, «изобретенный» А.Белым, основанный не на повествовательном начале, а на контрапункте тем и сегментации фраз по аналогии с музыкальной симфонией; может быть снабжен всеми необходимыми музыкальными атрибутами (части отличаются друг от друга настроением и темпом, есть крещендо и деминуэндо, контрапункт и лейтмотивы). А.Белый – автор четырех симфоний: «Северная симфония», «Драматическая», «Возврат», «Кубок метелей».

Сдвинутой конструкции канон –основной принцип поэтики русского футуризма. Заимствованный из живописи кубизма, в литературных текстах принцип "сдвинутой конструк­ции" распространялся на лексику, синтаксис и семантику произведений. Лексическое обновление достигалось, например, депоэтизацией языка, введе­нием стилистически "неуместных" слов, вульгаризмов, технических терминов. Слово у футуристов лишалось ореола сакральности и неприкосновенности, оно опредмечивалось, его можно было дробить, переиначивать, создавать новые комбинации морфологических и даже фонетических элементов. Примеров словотворчества футуристов множество, начиная с излюбленного самоназвания "гилейцев" — будетляне. В “будетлянской зауми” звуки функционировали как самостоятельные значимые единицы речи, наделялись собственной семантикой. Например, самый радикальный "заумник" А.Крученых предлагал вместо якобы "затасканного" слова "лилия" сконструированное им слово "еуы", сияющее, как ему казалось, первоначальной чистотой. Синтаксические смещения проявлялись у футуристов в нарушении зако­нов лексической сочетаемости слов (изобретении непривычных словосочета­ний), отказе от знаков препинания. Делались попытки ввести "телеграфный" синтаксис (без предлогов), использовать музыкальные и математические знаки, графические символы. Большое значение придавали футуристы визуальному воздействию текста. Отсюда раз­нообразные эксперименты с фигурным расположением слов и частиц слов, ис­пользование разноцветных и разномасштабных шрифтов, обыгрывание фактуры самого полиграфического материала (частные проявления "визуализации" стиха — их издание на обойной бумаге, расположение строчек "лесенкой", выделение особыми шрифтами отдельных эпитетов, внутренних рифм, важнейших слов). Установка на смысловое смещение заметна в нарочитой нестыковке со­седних строф, использовании алогичных образов («Мне нравится беременный мужчина»). Часто смысловой сдвиг достигался приемом реализованной метафоры, когда иносказа­ние прочитывалось буквально.

Соборность –одна из категорий младосимволистской эстетики. Если Брюсов прославляет индивида, «мага», то Вячеслав Иванов объявляет о кризисе индивидуализма и преодолении этого кризиса при помощи теургического искусства, при помощи символизма религиозного, дионисийского, мифологического и соборного, суть которого не в «ознаменовании», а в «преобразовании». Идеал соборного единства и творчества Иванов видел в христианской религии, предтечей которой является, по его мнению, греческая религия Диониса.

Теургичность – важнейшее свойство искусства, обоснованное теоретиками-младосимволистами, высший этап символизма. Теургическое искусство – это действенное искусство, способность ясного, лучезарного религиозного деяния. Искусство должно быть теургичным, то есть способным преобразовать мир, создать некий новый вселенский духовный организм. Цель искусства – не созерцание, а призыв к действу. Символ воспринимался младшими символистами именно как теургическое орудие, с помощью которого произойдет воссоединение искусства и религии.

«Тоска» – одна из основных категорий в художественном мире И.Анненского, наиболее часто повторяемое слово в его поэтическом языке («Тоска маятника», «Тоска вокзала», «Тоска отшумевшей грозы», «Тоска белого камня», «Тоска мимолетности», «Тоска припоминания» и т.д.). В последнем стихотворении «Моя тоска», имеющем статус поэтического завещания, становится очевидным, что тоска и поэзия – для Анненского синонимы, его поэзия – это тоска по невозможности ясного и завершенного высказывания, «странная», «недоумелая», «веселая тоска», «притворщица» с «порочным вкусом», обреченная на вечный поиск и сомнения.

Тоска по мировой культуре – основной тезис эстетики акмеистов. Высшее место в иерархии акмеистических ценностей занимала культура. "Тоской по мировой культуре" назвал акмеизм О.Мандельштам. Если симво­листы оправдывали культуру внешними по отношению к ней целями (для них она — средство преображения жизни), а футуристы стремились к ее приклад­ному использованию (принимали ее в меру материальной полезности), то для акмеистов культура была целью себе самой.

Феноменологический принцип повествования – особый принцип повествования, сложившийся в творчестве И.Бунина. Если в классическом типе повествования субъект и объект дистанцированы, то в феноменологическом повествовании эта дистанция снимается, автор никогда не представляет нам объективный мир с уверенностью в общезначности своего изображения и не комментирует свои впечатления и отношение к изображаемому, а старается передать нам в непосредственном виде само ощущение, заразить, загипнотизировать чувством, доносит до нас сигналы своего восприятия мира, который не существует вне сознания воспринимающего: «Казалось, что стоящий возле моста любуется», «Дорога казалась (а не была!) фиолетовой». Грань между действительностью и сознанием размывается: «Поезд жалобно и гулко крикнул. Свисток похож на эхо, эхо – на свисток».

Футуризм – (от лат. futurum — будущее) возник почти одновременно в Италии и России. Впервые русский футуризм проявил себе публично в 1910 г., когда вышел в свет первый футуристический сборник "Садок судей" (его авто­рами были Д.Бурлюк, В.Хлебников и В.Каменский), призывающий уничтожить искусство прошлого и создать новое, обращенное в будущее. Вместе с В.Маяковским и А.Крученых эти поэты вскоре составили наиболее влиятельную в новом тече­нии группировку кубофутуристов или поэтов "Гилеи" (Гилея - древнегреческое название территории Таврической губернии, где отец Д.Бурлюка управлял имением и куда в 1911 г. приезжали поэты новой группировки). Помимо "Гилеи" футуризм был представлен тремя другими группировками - эгофуту­ризмом (И.Северянин, И.Игнатьев, К.Олимпов, В.Гнедов и др.), группой "Мезонин поэзии" (В.Шершеневич, Хрисанф, Р.Ивнев и др.) и объединением &q;

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...