Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция любви в книге И.А.Бунина «Темные аллеи»

 

1. Книга "Темные аллеи" была написана во время Второй мировой войны, когда семья Буниных оказалась в крайне бедственном положении (конфликты с властями, практическое отсутствие еды, холод и др.). Позднее, поднося в дар эту книгу Зинаиде Шаховской, Бунин написал на титульном листе: "Декамерон" написан был во время чумы. "Темные аллеи" в годы Гитлера и Сталина - когда они старались пожрать один другого". Почему столь поэтическая книга смогла быть написана в столь странное время? Какими новыми гранями обогащается ее художественный смысл за счет метафоры "пир во время чумы"?

2. Можно ли назвать "Темные аллеи" энциклопедией любви? Попытайтесь на примере нескольких рассказов выявить разнообразные оттенки любви, сложную "гамму" чувств героев.

3. Попробуйте вычленить повторяющуюся сюжетную схему рассказов. Какие сюжетнные компоненты (события) составят эту схему? Каковы устойчивые композиционные связи между элементами сюжета? Почему все рассказы цикла тяготеют к единой модели, повторяя друг друга в основных моментах? Создает ли использование Буниным единого сюжетного "каркаса" для серии рассказов однообразие или "наслоение" разнообразных вариантов усложняет картину? Не мешает ли занимательный напряженный сюжет психологической убедительности действующих лиц и ситуаций? В литературоведении высказывалась точка зрения, согласно которой именно сюжет - главное содержательное "зерно" рассказов цикла (в нем сосредоточен важнейший смысл). Согласитесь с этим утверждением, подкрепив собственными аргументами, или скорректируйте его.

4. Что, на Ваш взгляд, является главным в цикле: нравственный пафос каждого рассказа, создание галереи женских характеров, глубокий психологизм, утверждение вечности и неизменности древнего родового полового инстинкта? Прокомментируйте свой ответ, подтвердите его примерами.

5. Почему Бунин избегает писать о счастливой долгой любви и в цикле нет рассказов о супружеских парах? Для ответа вспомните слова из рассказа Бунина "Дело корнета Елагина" («Неужели неизвестно, что есть странное свойство всякой сильной, вообще не совсем обычной любви даже как бы избегать брака?») или неоднократно цитировавшуюся Буниным фразу Д.Г.Байрона: «Легче умереть за женщину, чем жить с ней».

6. Что общего в финале почти всех рассказов цикла? Чем объясняются трагичные и жестокие развязки каждого рассказа? Почему любовное счастье кратковременно и катастрофа неизбежна? Почему любовь у Бунина всегда связана с ощущением приближения смерти («сильна как смерть»)?

7. Сопоставьте прорисовку мужских и женских образов в цикле «Темные аллеи». Какие оказываются менее яркими, менее выразительными и слабее разработанными? С чем это связано? Бунин создает «целую вереницу женских типов» - подтвердите это высказывание примерами. Можно ли выделить в этой разнообразной галерее женских образов нечто устойчивое, общее, переходящее из рассказа в рассказ? Сопоставьте несколько образов героев - это разные мужчины или один и тот же характер?

8. Не затмевают ли натуралистические подробности в цикле "Темные аллеи" романтику ощущений, духовность любви? Как Бунину удается не перейти неуловимую границу, отделяющую тонкую интимность и выразительную откровенность от пошлости? (Известна запись Бунина о том, как бесконечно трудно описать прекрасную женщину, не впасть в пошлость). Используйте для ответа сформулированное в рассказе «Генрих» художественное "кредо" писателя: «Сочинитель имеет такое же полное право быть смелым в своих словесных изображениях любви и лиц ее, каковое во все времена представлено было в этом случае живописцам и ваятелям».

9. Какие моменты во взаимоотношениях героев более всего привлекают Бунина? Какие странные, необъяснимые, внерациональные чувства пытается уловить и зафиксировать Бунин? Почему, на Ваш взгляд, чувства, связанные с любовными переживаниями, необычайно противоречивы и часто исключают друг друга - счастье становится страданием, любовники молчат от "НЕСТЕРПИМОГО" счастья, а в финале рассказа "Иволга" герой говорит: "Это горе я помню теперь как великое счастье. В этом горе, может быть, еще больше счастья, чем в счастливые дни". Приведите свои примеры подобного единства взаимоисключающих чувств. Какие ключевые слова, определяют тональность большинства рассказов Бунина о любви (восторг, упоение, блаженство, радость - мука, боль, страдания)?

10. Прокомментируйте смысл названия книги - "Темные аллеи", попытайтесь использовать различные смысловые ассоциации ( быт дворянской усадьбы, темное подсознательное начало в человеке и др. ). Известно, что Бунин заимствовал название цикла "Темные аллеи" из стихотворения Н.Огарева "Обыкновенная история". Сопоставьте сюжет стихотворения и уже выделенную Вами общую "модель" цикла "Темные аллеи": что общего и каковы существенные различия? Чем они обусловлены?

 

Рассказ "Холодная осень".

 

1. Для более полного понимания пространственно-временной ситуации, представленной в рассказе, выявите значение таких историко-культурных реалий, как Сараево, Фердинанд, Врангель, Ницца и др. Какое значение имеет историко-географический фон рассказа? Является ли он только "фоном", декорацией?

2. Все ли события, составляющие сюжетную основу рассказа, освещены одинаково подробно? Всегда ли время, в течение которого происходят события, соответствуют времени, затраченному на рассказ о них? Почему события одного вечера занимают большую часть рассказа, а события тридцати лет жизни перечисляются в одном абзаце?

3. Кто ведет повествование в рассказе? Почему Бунин, обычно "прибегавший" к услугам безличного повествования или строивший повествование от лица героя в этом рассказе использует столь необычную для "Темных аллей" форму? Как изменилось бы наше восприятие событий в случае безличного повествования?

4. С помощью каких средств автор создает образы героя и героини? Насколько подробно они "прорисованы"?

5. Как передается в рассказе внутреннее состояние героев? Выражается ли оно явно или автором используется "тайный психологизм"? Обратите внимание на психологическую оценку внешнего состояния героев: "преувеличенно спокойные слова", "притворная простота", "рассеянно смотрел", "легонько вздохнул", "безразлично отозвалась". Почему так часто употребляются слова со значением безразличия, спокойствия? Сделайте вывод о характере бунинского психологизма.

"Грустно и хорошо" - прокомментируйте эти слова героя с точки зрения эмоционального спектра, настроения рассказа. Трагизм или какая-то иная эмоция является преобладающей?

6. Проследите, как развивается в рассказе мотив памяти. Какую роль он играет в тексте?

"Я пожила, ПОРАДОВАЛАСЬ, теперь уже скоро приду". Была ли радость в жизни героини? С каким чувством рассказывает она о последних тридцати годах своей жизни ( боль, отчаяние, безразличное равнодушие, спокойное приятие жизни, покорное смирение )?

7. Проанализируйте предметную изобразительность рассказа. В чем специфика бунинского пейзажа, каково его значение в тексте? Какую роль играют процитированные в рассказе строки Фета? Почему Бунин искажает фетовский эпитет: "чернеющих" сосен вместо "дремлющих" сосен?

8. Как финальная фраза изменяет восприятие всего рассказа? В своей книге "Освобождение Толстого" Бунин приводит слова великого русского писателя, некогда сказанные ему, юноше: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его - цените их, живите ими». Как связаны эти слова с художественной концепцией рассказа "Холодная осень"?

 

 

Литература:

1. Долгополов Л.К. О некоторых особенностях реализма позднего Бунина (опыт комментария к рассказу “Чистый понедельник”) // Русская литература, 1973, №2.

2. Иофьев М. Поздняя новелла Бунина // Иофьев М. Профили искусства. – М., 1965.

3. Мальцев Ю. Иван Бунин. - М., Посев, 1994.

4. Михайлов О.Н. Иван Алексеевич Бунин // Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. – М., 1995.

5. Саакянц А. Проза позднего Бунина // Собрание сочинений И.А.Бунина в 6 томах, том 5 - М., 1996, с.548 – 559.

 

 

Практическое занятие №4

 

Феноменологический автобиографический роман И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»

 

1. Пользуясь Литературным энциклопедическим словарем, дайте определение автобиографического романа. Как соотносятся с жанровым статусом романа следующие высказывания И.Бунина: «Думают, что история Арсеньева – это моя собственная жизнь. А ведь это не так. Не могу я правды писать», «Можно при желании считать этот роман автобиографическим, так как для меня всякий искренний роман – автобиографический. И в этом случае можно было бы сказать, что я всегда автобиографичен»? Что оказывается более важным для автора – максимально точное воспроизведение своей прошлой жизни или «реставрация» своего прошлого по особым законам?

2. Почему литературоведы неоднократно отмечали сходство бунинской и прустовской повествовательной манеры? Что роднит «Жизнь Арсеньева» и «В поисках утраченного времени?» В чем различие воссозданных Буниным и Прустом механизмов воспоминания?

3. Категория памяти в романе. Определите смысл важного для Бунина понятия прапамяти. Вспомните, в чем заключается феноменологический принцип повествования, свойственный бунинским произведениям. Как феноменологический принцип проявляется в плане соотношения «вспоминаемой реальности» и «сознания вспоминающего субъекта»? Только ли в прошлое оказывается направленным «вектор памяти»? Чем определяется отбор материала для автобиографического романа? Каково первое воспоминание героя? Как оно соотносится со всем предшествующим творчеством Бунина? Докажите, что «Жизнь Арсеньева» – это не только память о жизни, но и память о творчестве: какие темы, характерные для творчества Бунина, синтезированы в романе?

4. Категория смерти в романе. Можно ли считать, что самым сильным катализатором автобиографического акта становится борьба со смертью, стремление семиотизировать свое существование, превратив свою жизнь в текст? Почему умершая бабушка и Писарев остаются в памяти автобиографического героя только в виде портретов? Почему понятие смерти, изначально существовавшее в сознании героя, не трогало его, пока он не столкнулся с конкретной смертью мальчика Сеньки? Чем страшна смерть для Арсеньева – гибелью души, исчезновением из жизни близких людей или тлен и разложением самой материи? (проанализируйте эпизод смерти Нади – младшей сестры героя).

5. Что представляет собой «утраченный рай» для автобиографического героя Бунина? Являются ли этические критерии определяющими для поведения героя-ребенка? По каким законам Арсеньев оценивает мир? Почему маленького Арсеньева влечет не человеческая, а животная и растительная жизнь? Почему наиболее привлекательными оказываются для него те явление, смысла которых он не может понять? От чего в большей степени зависит юный герой – от окружающих людей и событий или от природного цикла, времени года? В чем проявляется «утрата рая» автобиографическим героем? Почему появление причинно-следственных отношений в детском бесцельном мире оказывается для героя невыносимым?

6. Система персонажей в романе: насколько подробно изображены люди, окружающие Арсеньева? Почему в романе не рассказано подробно о гимназии и товарищах героя? В каком случае персонажи «удостаиваются» изображения?

7. Пространственно-временная организация романа. Какие реальные факты истории России отражены в романе? Насколько значимой для автора оказывается хронологическая референция? Как воссоздается в романе особое, протеичное субъективное время героя, всякий раз приспосабливающееся к его душевному состоянию? Как временное состояние, в котором находится Арсеньев, может изменять окружающую реальность? Докажите, что герой обладает высокой пространственной и временной мобильностью. Почему взаимоотношения Арсеньева с родным пространством Каменки, а впоследствии Батурина строятся по принципу притяжения – отталкивания? Как родное пространство усадьбы соотносится с «чужим» – городом, домом Ростовцевых, окружающим миром в целом?

8. Повествовательная организация романа. Можно ли четко разграничить двух повествователей – взрослого и ребенка? Как осуществляется у Бунина взаимодействие различных повествовательных голосов? Какой эффект имеет подобная двойная перспектива?

 

Основная литература:

1. Волынская Н.И. К проблеме героя в романе И.Бунина “Жизнь Арсеньева”. // Научные доклады высшей школы. Филологические науки, 1966, № 1.

2. Ильин И. О тьме и просветлении. Книга художественной критики (Бунин, Ремизов, Шмелев) – М., 1991, с. 27 – 76.

3. В.Я.Линков. Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина. - М., 1989, с.154 – 164.

4. Лявданский Э.К. О работе Бунина над текстом романа “Жизнь Арсеньева”. // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1985, № 4.

5. Мальцев Ю. Иван Бунин. - М., Посев, 1994 (глава «Феноменологический роман»).

6. Михайлов О.Н. Иван Алексеевич Бунин (очерк творчества). - М., 1967, с.155 – 160.

 

 

Дополнительная литература:

1. Антонов С. От первого лица. - М., 1973,

 

 

Практическое занятие №5.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...