Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коллоквиум по творчеству М. Шолохова

 

I. Жизнеописание М.А.Шолохова

1. Основные этапы жизни и творчества;

2. Раннее творчество. «Донские рассказы»:

  • Односторонность прежней трактовки
  • Изображение гражданской войны как братоубийственной, как трагедии народа
  • Проблемы мастерства: сильные и слабые стороны рассказов
  • Концептуальная близость «Донских рассказов» к «Тихому Дону».

3. Вокруг мифотворчества:

а) традиционный литературоведческий взгляд на жизнь и творчество Шолохова (работы Л.Якименко, Ф.Бирюкова, А. Хватова, В.Гуры и Н.Федь)

б) мифотворчество Шолохова и о Шолохове: Pro et contra

  • жизнь как миф (историко-литературный контекст возникновения «версии» о плагиаторе)
  • «Тихий Дон»: проблема авторства (основные аргументы шолоховедов: исследование скандинавских ученых, Н.Федь, публикация Л.Колодным рукописей и др. и антишолоховедов: книга “Стремя Тихого Дона” с предисловием Солженицына, лингвистические опровержения скандинавской работы, анализ рукописей А. и В. Макаровыми, исследование М.Мезенцева и др.)

Литература:

  1. Бирюков Ф. Г. О подвиге народном; Жизнь и творчество М. А. Шолохова.— М., 1989.
  2. Гура В. В. Как создавался «Тихий Дон».— М., 1980.
  3. Жуков И. Рука судьбы: Правда и ложь о М. Шолохове и А. Фадееве.— М., 1994.
  4. Колодный Лев. Рукопись «Тихого Дона» //Москва.— 1991.— № 10.
  5. Колодный Л. Кто написал “Тихий Дон”. – М., 1995.
  6. Лебеденко П. Кому это нужно? По поводу публикации некоторых разделов книги Р.Меведева «Загадки творческой биографии Шолохова»//Дон – 1990 – №2.
  7. Литвинов В.М. Вокруг Шолохова. – М., 1991.
  8. Макаров А.Г., Макарова С.Э. Вокруг «Тихого Дона»: от мифотворчества к поиску истины. – М., 2000.
  9. Огнев А. Сколько можно клеветать? (о попытках переоценки творчества Шолохова)//Молодая гвардия – 1990 – №5.
  10. Федь Н. Парадокс гения. Жизнь и сочинения Шолохова. – М., 1998 (с. 38-60; гл. вторая).
  11. Хватов А. И. Художественный мир Шолохова.— М., 1978.
  12. Хьетсо Г. Плагиатор ли Шолохов?//Молодая гвардия. – 1997 – №11.

 

II. «Тихий Дон».

1. Двуплановость композиции. Система образов.

2. Жанровый синтетизм.

3. Народ как главный герой «Тихого Дона»:

а) изображение жизни, быта и нравов донского казачества;

б) оценка гражданской войны с общечеловеческих позиций:

  • осуждение жестокости и белых, и красных
  • галерея образов большевиков
  • изображение трагедии народа и ее причин

в) идея народной правды.

4. Образ Григория Мелехова (мастерство и глубина психологического анализа):

а) идейно-композиционное значение его в романе;

б) основные черты характера Григория и этапы его жизненного пути;

в) Григорий — Аксинья — Наталья;

г) причины трагедии Григория Мелехова;

д) дискуссии вокруг его образа и проблемы трагического (концепция «отщепенства», проблема трагической вины, отношение писателя к своему герою, обобщение в образе Григория трагедии народа в эпоху революции и гражданской войны).

5. Интертекстуальные аспекты романа (“Одиссея казачьего Гамлета”).

 

III. «Поднятая целина».

1. Дискуссии о романе в современном литературоведении и критике.

2. Оценка новых прочтений романа в работах И. Коноваловой, Ю. Дворяшина, В. Литвинова, Ф.Бирюкова и др.

3. Отражена ли в романе трагедия деревни в период коллективизации?

4. Новое в трактовке образов коммунистов и народа в романе

5. Эзоповский язык романа (Н.Федь Парадокс гения. Глава 3)

6. «Поднятая целина» и современные произведения о трагедии коллективизации (книги Б.Можаева, С. Антонова, В. Белова, В. Быкова и др.)

 

IV. Мастерство М. Шолохова — пейзажиста,

1. Постоянное сопоставление жизни природы и мира человеческих чувств как характерная особенность стиля писателя:

а) пейзаж, гармонирующий с переживаниями героев;

б) картины природы, контрастирующие с внутренним состоянием персонажа;

в) прием психологического параллелизма.

2. Эпическое и лирическое в пейзаже.

3. Реализм шолоховских пейзажей:

  • их отличие от романтического изображения природы;
  • меткость наблюдений, острота и тонкость восприятия природы. Мастерство передачи тончайших оттенков запаха, цвета, звуков;
  • многомерность образа, его оригинальность и пластичность, выпуклость и красочность;
  • соединение поэтической взволнованности и лиризма с бытовым, подчеркнуто будничным описанием.

4. Связь с народным творчеством.

V. Последние десятилетия жизни М. Шолохова (60-е — начало 80-х годов).

1. Выступления писателя на партийных и писательских съездах. Их современная оценка.

2. Причины длительного творческого молчания.

Литература

  1. Бирюков Ф. Г. О подвиге народном; Жизнь и творчество М. А. Шолохова.— М., 1989.
  2. Гура В. В. Как создавался «Тихий Дон».— М., 1980.
  3. Дворяшин Ю. Поднята ли целина в романе М. Шолохова //Литература в школе.— 1990.— № 2
  4. Жуков И. Рука судьбы: Правда и ложь о М. Шолохове и А. Фадееве.— М., 1994.
  5. Колодный Лев. Рукопись «Тихого Дона» //Москва.— 1991.— № 10.
  6. Колодный Л. Кто написал “Тихий Дон”. – М., 1995.
  7. Коновалова И. Михаил Шолохов как зеркало русской коллективизации//Огонек. – 1990. – № 25.
  8. Лавров В. Голгофа Григория Мелехова. \\ Нева, 1995, №5, с.194 – 200.
  9. Лебеденко П. Кому это нужно? По поводу публикации некоторых разделов книги Р.Меведева «Загадки творческой биографии Шолохова»//Дон – 1990 – №2.
  10. Литвинов В.М. Вокруг Шолохова. – М., 1991.
  11. Литвинов В. М.Уроки «Поднятой целины» //Вопросы литературы.— 1991.— Сентябрь-Октябрь.
  12. Макаров А.Г., Макарова С.Э. Вокруг «Тихого Дона»: от мифотворчества к поиску истины. – М., 2000.
  13. Огнев А. Сколько можно клеветать? (о попытках переоценки творчества Шолохова)//Молодая гвардия – 1990 – №5.
  14. Федь Н. Парадокс гения. Жизнь и сочинения Шолохова. – М., 1998(Гл. 1, 2, 3, 5).
  15. Хватов А. И. Художественный мир Шолохова.— М., 1978.
  16. Хьетсо Г. Плагиатор ли Шолохов?//Молодая гвардия. – 1997 – №11.
  17. Якименко Г. Творчество М. А. Шолохова.— М., 1977.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

а) основная литература

1. История русской литературы конца XIX - начала XX вв.: В 2 тт: Т. 2: Учебное пособие для вузов (под ред. Келдыша В.А.) – М., 2007

2. История русской литературы ХХ века. В четырёх книгах. Кн. 1. 1910-1930-е годы / Под ред. Л.Ф. Алексеевой. – М.: Высшая школа, 2005. – 366 с.

3. История русской литературы ХХ века. В четырёх книгах. Кн. 2. 1910-1930-е годы. Русское зарубежье / Под ред. Л.Ф. Алексеевой. – М.: Высшая школа, 2005. – 316 с.

4. История русской литературы: ХХ век: Серебряный век. Под. ред. Жоржа Нива, Ильи Сермана, Витторио Страды и Ефима Эткинда. – М., 1995

5. Келдыш В.А./ред. История русской литературы конца 19 - нач. 20 века. В 2 Т. - М.: Академия, 2007, 2009

6. Кременцов Л.П./ред. Русская литература 20 века.В 2-х т.Т.1:1917-1940-е г.г. - М.: Академия, 2009.

7. Кременцов Л.П./ред. Русская литература 20 века.В 2-х т.Т.1:1920-1930-е г.г. - М.: Академия, 2005.

8. Кузьмина С.Ф. История русской литературы 20 века: Поэзия Серебряного века. - М.: Флинта: Наука, 2004.-400с.

9. Минералова И.Г. Минералов Ю.И. История русской литературы XX в.: 1900-1920 гг.: Учебное пособие для вузов – М., 2004

10. Русская литература ХХ в.: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Л.П. Кременцова. В 2-х томах.– М.: Издательский центр «Академия», 2005. Т.1: 1920–1930-е годы.

11. Русская литература ХХ в.: Прозаики, поэты, драматурги: биобиблиографический словарь: в 3 т. / Под ред. Н.Н. Скатова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005.

12. Смирнов Л. А., Смирнова Л. Русская литература конца XIX - начала XX века – М., 2004 г.

13. Соколов А.Г. История русской литературы конца 19 - нач. 20 века. - М.: Высшая школа, 2006.

б) дополнительная литература

 

1. Агеносов В.В. Советский философский роман. – М., 1989

2. Акимов В.М. Человек и Единое государство. (Возвращение к Евгению Замятину) \\ в кн. Перечитывая заново. Литературно-критические статьи. – Л., 1989, с.106 – 134.

3. Андрей Платонов. Воспоминания современников. Материалы к биографии. Сост. Н.Корниенко, Е.Шубина. М.: "Современный писатель", 1994

4. Андрей Платонов: Исследования и материалы: Сб. трудов / Под ред. Т. А. Никоновой.- Воронеж:Изд-во ВГУ, 1993.

5. Б.Пильняк: опыт сегодняшнего прочтения. – М., 1996.

6. Бабель И. Статьи и материалы. – М.: 1928.

7. Баран Х. Поэтика русской литературы начала ХХ века: Сборник: Авториз. пер. с англ. – М., 1993

8. Белая Г. Дон-Кихоты 20-х годов. «Перевал» и судьбы его идей. – М., 1989.

9. Белая Г. Третья жизнь Исаака Бабеля // Октябрь.- 1989, № 10.

10. Бирюков С.Е. Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. – М., 1994

11. Брюсов В. Из книги “Далекие и близкие” // Брюсов В. Собр. соч.: В 7 т. – М., 1975. Т.6

12. Вайскопф М. Во весь логос. Религия Маяковского. – Москва – Иерусалим: Саламандра, 1997.

13. Волошин М. Лики творчества: Книга четвертая: Современники // Волошин М. Лики творчества. 2-е изд. – Л., 1989.

14. Воспоминания о Бабеле. – М.: 1989.

15. Гальцева Р., Роднянская И. Помеха – человек. Опыт века в зеркале антиутопии. \\ Новый мир, 1988, № 12, с.217 – 230.

16. Гаспаров М.Л. Избранные статьи. – М., 1995

17. Геллер Л. Слово мера мира (статьи о русской литературе ХХ века). – М., 1994.

18. Геллер М. Андрей Платонов в поисках счастья. Paris, YMCA-PRESS, 1982, 404 с.

19. Герасимова А. Труды и дни Константина Вагинова \\ Вопросы литературы, 1989, №12

20. Гинзбург Л. О лирике. 2-е изд. – Л., 1974

21. Голубков М. Русская литература ХХ века. После раскола. – М., 2001.

22. Голубков М. Утраченные альтернативы. Формирование монистической концепции советской литературы 1920-1930-х годов. – М., 1992.

23. Гольдштейн А. Расставание с Нарциссом. Опыты поминальной риторики. – М. ,1998.

24. Громов П. А.Блок, его предшественники и современники. 2-е изд. – Л., 1986

25. Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. – М., 1990.

26. Добренко Е. Формовка советского писателя. Социальные и эстетические истоки советской литературной культуры – СПб., 1999.

27. Добренко Е. Формовка советского читателя. Социальные и эстетические предпосылки рецепции советской литературы. – СПб. ,1997.

28. Долгополов Л. На рубеже веков. – Л., 1977

29. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. – М., 1989

30. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. – СПб., 1995.

31. Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л., 1977

32. Жолковский А. "Фро": пять прочтений// Вопросы литературы. 1989. №12. С.23-49.

33. Жолковский А. Блуждающие сны и другие работы. – М., 1994

34. Жолковский А. Поэтика произвола и произвольность поэтики (Маяковский) \\ Жолковский А. Инвенции. – М. ,1995, с.122 – 133.

35. Жолковский А., Щеглов Ю. Место окна в поэтическом мире Пастернака. \\ Жолковский А., Щеглов Ю. Работы по поэтике выразительности. – М., 1996, с.209 – 240.

36. Жолковский А.К. Михаил Зощенко: Поэтика недоверия. – М. ,1999

37. Жолковский А.К., Ямпольский М.Б. Бабель. – М.: «Carte Blanche», 1994.

38. Иванов Вяч. Вс. Литература попутчиков и неофициальная литература. \\ Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том 2. Статьи о русской литературе. – М., 2000, с.465 – 481.

39. Иванов Вяч. Вс. Лунц и Мандельштам: фабула у серапионовых братьев \\ Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том 2. Статьи о русской литературе. – М., 2000, с.498 – 503.

40. Иванов Вяч. Вс. О «Тайном тайных» Всеволода Иванова \\ Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том 2. Статьи о русской литературе. – М., 2000, с.513 – 519.

41. Иванов Вяч. Вс. Судьбы серапионовых братьев и путь Всеволода Иванова \\ Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том 2. Статьи о русской литературе. – М., 2000, с.482 – 497.

42. Избавление от миражей. Соцреализм сегодня. – М., 1990.

43. Ильин В.Н. Эссе о русской культуре. – СПб, 1997

44. Исаев С.Г. Литературные маски серебряного века: На материале творческих исканий “старших” символистов // Филологические науки, 1997, №1

45. Келдыш В.А. Русский реализм начала ХХ века. – М., 1975.

46. Кобринский А.А. Поэтика ОБЭРИУ. В 2-х томах. – М., 2000.

47. Колобаева Л.А. Концепции личности в русской литературе рубежа Х1Х – ХХ вв. – М., 1990.

48. Колодный Л. Кто написал «Тихий Дон». – М., 1995.

49. Л.Силард «Орнаментальность \ орнаментализм» \\ Russian Literature XIX, 1986, 65-78.

50. Лавров В. Голгофа Григория Мелехова. \\ Нева, 1995, №5, с.194 – 200.

51. Литературная группа «Серапионовы братья»: истоки, поиски, традиции, международный контекст. – СПб, 1995.

52. Литературно-эстетические концепции в России конца Х1Х – начала ХХ века. – М., 1975

53. М.Булгаков. Современные толкования. – М., 1991.

54. Максимов Д. Русские поэты начала века: Очерки. – Л., 1986

55. Мандельштам О. Слово и культура. – М., 1987

56. Меньшутин А., Синявский А. Поэзия первых лет революции. – М., 1964.

57. Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. – М., 1995.

58. Модернизм: анализ и критика основных направлений. 4-е изд. – М., 1986

59. Новикова Т. Пространственно-временные координаты в утопии и антиутопии: А.Платонов и западный утопический роман. // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1997, № 1.

60. Новое о Замятине. Сб. материалов / Сост. Леонид Геллер. – М.: «Мик», 1997.

61. Орлов В. Перепутья: Из истории русской поэзии начала ХХ века. – М., 1976

62. Пайман А. История русского символизма. – М., 1998

63. Парнис А. Тименчик Р. Программы “Бродячей собаки” // Памятники культуры. Новые открытия. 1983. Ежегодник. – Л., 1985

64. Полякова С.В. Олейников и об Олейникове и другие работы о русской литературе. – СПб, 1997.

65. Поэты-имажинисты. – СПб.,1997 (Библиотека поэта)

66. Пурин А. Опыты Константина Вагинова \\ Пурин А. Воспоминания об Евтерпе. – СПб., 1996, с.167 – 182.

67. Русская литература и журналистика начала ХХ века. 1905 – 1917: Буржуазно-либеральные и модернистские издания. – М., 1984

68. Русская литература конца Х1Х – начала ХХ века (1901 – 1907). – М., 1071

69. Русская литература конца Х1Х – начала ХХ века (1908 – 1917). – М., 1972

70. Русская литература конца Х1Х – начала ХХ века (90-е годы). – М., 1968

71. Русские писатели. 1800 – 1917. Биографический словарь. – М., 1989. Т.1: А – Г

72. Русские писатели: Библиографический словарь: В 2-х ч. – М., 1990.

73. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма. – Воронеж, 1991

74. Скороспелова Е.Б. Русская советская проза 20-30 гг: судьбы романа. – М. ,1985

75. Смирнов И.П. Порождение интертекста (элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Пастернака) – СПб, 1995

76. Соколов А.Г. История русской литературы конца Х1Х – начала ХХ века: Учебник для филол. спец. ун-тов. – М., 1979 (и др. изд.)

77. Соколов А.Г. Русская литература 1920 – 1930 гг. в эмиграции. – М., 1991

78. Тарановский К. О поэтике Бориса Пастернака \\ Тарановский К. О поэзии и поэтике. – М. ,2000, с.209 – 220.

79. Тарановский К. Поэма Маяковского «Про это». Литературные реминисценции и ритмическая структура. \\ Тарановский К. О поэзии и поэтике. – М. ,2000, с.221 – 233.

80. Творческое наследие Е.Замятина: взгляд из сегодня. Научные доклады, статьи, очерки, тезисы: В 2-х частях. Под ред. проф. Л.В. Поляковой.- Тамбов, 1994.

81. Харджиев. Н.И. Статьи об авангарде в 2-х томах. – М.: RA, 1997.

82. Чалмаев В.А. Андрей Платонов. – М..: МГУ, 1999.

83. Чудакова М. Без гнева и пристрастия. Формы и деформации в литературе 20-30 гг. \\ Чудакова М. Литература советского прошлого. – М. ,2001, с.309 – 338.

84. Чудакова М. Мастерство Юрия Олеши. \\ Чудакова М. Литература советского прошлого. – М. ,2001, с.13 – 72.

85. Чудакова М. Поэтика Михаила Зощенко \\ Чудакова М. Литература советского прошлого. – М. ,2001, с.79 – 204.

86. Шайтанов И. Мастер (о Замятине) \\ Вопросы литературы ,1988, №12

87. Шешуков С.И. Неистовые ревнители: из истории литературной борьбы 20-х гг. – М., 1985.

88. Шкловский В. Гамбургский счет. – М. ,1990.

89. Шмид В. Проза как поэзия. – М., 1999

90. Эткинд Е. Русская поэзия ХХ века как единый процесс // Вопросы литературы, 1988, №10

91. Эткинд Е. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. – СПб., 1995

92. Эткинд Е. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. – СПб., 1995

93. Яблоков Е. Художественный мир М.Булгакова. – М. ,2000.

94. Яковлев Е.Г. Заметки об эстетике русского авангарда // Философские науки, 1989, №9.

95. Ямпольский М. Беспамятство как исток: Читая Хармса. – М. ,1998.

 

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Литература рубежа 19-20 вв. как особая литературная эпоха. Проблема переоценки ценностей русской классической литературы в литературе рубежа веков. Понятия декадентства и модернизма.

2. Социально-политический, культурно-исторический и философско-эстетический контекст литературы рубежа веков. Проблематика сборника “Вехи”.

3. Новые тенденции в развитии русского искусства на рубеже веков. Основные направления развития русского литературоведения.

4. Идейно-художественные особенности творчества М.Горького 1890-х годов. Романтика и реализм в стиле Горького. Ницшеанство раннего Горького.

5. Основные особенности драматургии Горького 1900-х годов. Анализ одной из драм (по выбору).

6. Пьеса М.Горького «На дне»: проблематика, система персонажей, художественная структура. Проблемы интерпретации.

7. Стилевые контуры прозы А.Куприна: «Молох», «Суламифь», «Яма» (в ответе могут использоваться другие примеры разностильности).

8. Особенности психологического реализма А.Куприна в повести «Поединок».

9. «Вечные» темы в русском реализме 1910 годов. Сопоставительный анализ произведений И.Бунина и А.Куприна о любви.

10. Поэзия И.Бунина. Выразительные возможности бунинской лирики.

11. Проза И.Бунина 1890-1900-х гг. Художественные особенности бунинской новеллистики. Предметная изобразительность Бунина.

12. Изображение русского национального характера в повестях И.Бунина о деревне («Деревня», «Суходол»).

13. Модернистские принципы в творчестве И.Бунина. Ментальность 19 и 20 века в художественном сознании писателя.

14. Творчество И.Бунина в эмиграции («Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи»).

15. Типология русского реализма рубежа веков. Натурализм, экспрессионизм и импрессионизм как стилевые «примеси» реалистической прозы рубежа веков. Творческий облик одного из писателей-знаньевцев (по выбору).

16. Литературные явления сложной эстетической природы. Проблема неореализма на рубеже веков. Анализ творчества Б.Зайцева, С.Сергеева-Ценского, А.Ремизова (по выбору).

17. Проблема натурализма в русской литературе рубежа веков. Неонатурализм М.Арцыбашева.

18. Стилевые особенности прозы И.Шмелева (на примере 1-2 произведений).

19. Эволюция творчества Л.Андреева: от «святочного» рассказа к экспрессионистской драме. Проблема «переходности» его творческого метода.

20. Экспрессионистская стилистика в творчестве Л.Андреева. Анализ одной из пьес писателя (по выбору).

21. Русский символизм: основные этапы развития и стилевые разновидности. Основные концепции внутренней градации символизма.

22. Импрессионистская лирика К.Бальмонта. Анализ одного из стихотворений (по выбору).

23. Поэтический мир Ф.Сологуба. Анализ одного из стихотворений (по выбору).

24. Эволюция творчества В.Брюсова. Брюсов как лидер символизма. Неоклассицизм В.Брюсова.

25. Художественные особенности лирики И.Анненского. Анализ одного из стихотворений (по выбору).

26. Эстетическая система младосимволизма: концепции теургичности, соборности, «объективации теургического томления», «верности вещам»; цветовая и числовая символика. Творчество Вяч.Иванова.

27. Художественные особенности поэзии Андрея Белого. Жанр симфонии в творчестве Белого. Анализ одного из стихотворений (по выбору).

28. Основные этапы творческой эволюции А.Блока. Русская тема в творчестве поэта.

29. Ранняя лирика А.Блока. Анализ одного из стихотворений первого тома.

30. Проблематика и поэтика поэмы А.Блока «Двенадцать». Проблема интерпретации финала поэмы.

31. Символистская проза. Анализ двух романов (по выбору) Д.Мережковского, Ф.Сологуба, А.Белого, В.Брюсова.

32. История организационного оформления русского акмеизма. Акмеисты как наследники символистов.

33. Эволюция творчества Н.Гумилева. Анализ одного из стихотворений (по выбору).

34. Эстетическая система русского акмеизма. Поэтический стиль О.Мандельштама.

35. Творчество А.Ахматовой: основные мотивы дооктябрьской лирики, своеобразие стиля.

36. Характеристика творчества М.Кузмина, М.Волошина или В.Ходасевича (по выбору).

37. Русский футуризм: история становления течения, основные группировки. Эстетика творческого поведения в поэтике футуристов.

38. Теоретические декларации и поэтическая практика русского футуризма. Раннее творчество В.Маяковского.

39. Формальные поиски и поэтические открытия в творчестве футуристов. Творчество В.Хлебникова.

40. Эгофутуризм и творчество И.Северянина.

41. Поэтическая индивидуальность М.Цветаевой. Особенности поэтического языка. Литературная ситуация 1920-х годов. Основные литературные группировки. Литературная борьба 1920-х годов.

42. «Серапионовы братья»: важнейшие эстетические принципы, особенности поэтики, творческие индивидуальности. Анализ 1-2 произведений одного из участников группы (по выбору).

43. Эстетика и поэтика русского имажинизма. Анализ творчества одного из имажинистов (В.Шершеневич, А.Мариенгоф, Р.Ивнев и др.).

44. Эстетика и поэтика русского литературного конструктивизма: принцип грузофикации, локальный прием, смыслообразующая рифма и т.д. Анализ творчества одного из конструктивистов (И.Сельвинский, В.Инбер и др).

45. Творчество Е.Замятина: «новый реализм» и «синтетизм» в творческих исканиях писателя. Категория энтропии и принципы построения антиэнтропийного текста. Стилевой синтез и лейтмотивная структура текста (на примере анализа одного из произведений по выбору).

46. Роман Е.Замятина «Мы»: проблематика, система персонажей, художественная структура. «Мы» как неомифологический роман. «Мы» как авторефлексивный текст. Интертекстуальные аспекты романа.

47. Стилевые координаты прозы М.Булгакова. Художественное своеобразие произведений М.Булгакова 1920-х годов (на примере 2-3 произведений).

48. Драматургия М.Булгакова. Булгаков и театр 20 века. Анализ одной из пьес (по выбору).

49. «Мастер и Маргарита» М.Булгакова как роман-миф. Художественная структура романа. Литературные реминисценции и аллюзии в романе.

50. Художественный язык А.Платонова. Анализ стилевого своеобразия прозы А.Платонова (на примере 2-3 произведений по выбору).

51. «Котлован» А.Платонова: структура хронотопа, система персонажей, художественный язык. Философская проблематика произведения.

52. Поэтика сказа в русской прозе 1920-х гг. Основные пути развития сказа. Рассказы М.Зощенко (анализ 1-2 произведений по выбору).

53. Обвинительно-ортодоксальная, оправдательная «эзоповская», академическая формалистская, культурно-историческая и психоаналитическая трактовки творчества М.Зощенко. «Поэтика недоверия» в творчестве М.Зощенко. Реинтерпретация ранних рассказов сквозь призму поздней автопсихоаналитической повести «Перед восходом солнца».

54. «Орнаментальная проза»: образный строй, художественная структура, поэтический язык. Категории лейтмотивности, эквивалентности, мифического мышления в орнаментальной прозе. Орнаментальность и событийность. Анализ 1-2 произведений писателей-«орнаменталистов» (по выбору).

55. Роман Б Пильняка «Голый год»: проблематика, поэтика, художественная структура текста. Идея «скрещенья» в романе. Импрессионистические тенденции в повествовательной организации произведения.

56. ОБЭРИУ: история организационного становления, важнейшие аспекты поэтики, художественный язык (цисфинитная логика, принцип релятивности, речевые аномалии и орфографические девиации). Категории поэтической индивидуальности и поэтика абсурда в творчестве обэриутов. Система причинно-следственных связей. Анализ 1-2 произведений обэриутов (по выбору)

57. Поэтическое творчество Б.Пастернака. Основные поэтические сборники. Стилевая индивидуальность поэта.

58. Творчество С.Есенина: лирический герой, образная система, поэтическая индивидуальность. Творческая эволюция поэта.

59. «О гении, злодействе и бабе во всероссийском масштабе» (А. Жолковский): литературоведческие мифы о Маяковском, основные варианты интерпретации творчества поэта, инвариантные черты художественного мира Маяковского.

60. Формальные поиски и творческие открытия Маяковского. Анализ 2-3 стихотворений и 1 поэмы (по выбору).

61. Отражение трагических противоречий эпохи в поэзии А.Ахматовой и О.Мандельштама. Анализ поэмы А.Ахматовой «Реквием».

62. «Нейтральное письмо» Л.Добычина. Анализ 1-2 рассказов или романа «Город Н.» (по выбору).

63. Творчество С.Кржижановского: принципы сюжетосложения, пространственно-временные эксперименты, интертекстуальные аспекты (на примере анализа 2-3 рассказов).

64. «Многослойность» художественной прозы К.Вагинова: неомифологический и интертекстуальный аспекты романов, пародирование литературных концепций 20-х гг., тип «романа с ключом».

65. Литературная ситуация 30-х годов. Утверждение монистической концепции литературы (постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», разгром школы Переверзева, дискуссии о мировоззрении и творчестве, о формализме, о языке, 1 съезд советских писателей).

66. Основные параметры культурной модели социалистического реализма: Устав Союза советских писателей, синтетический характер, «формовка» советского писателя, «смерть автора», статус языка и реципиента. «Классицистская» и «сентименталистская» составляющие соцреалистической модели.

67. Основные жанры в русской прозе 30-х годов (производственный роман, роман о коллективизации, «роман воспитания»). Анализ 2-х произведений разных жанров (по выбору).

68. Историческая проза 30-х годов. Основные принципы исторического моделирования. Переакцентуация формулы «Правитель – Народные массы – Историческая закономерность». Анализ одного из исторических романов О.Форш, В.Шишкова, А.Чапыгина, В.Яна, Ю.Тынянова и др. (по выбору).

69. Концепции гражданской войны в русской прозе 20 – 30-х гг. (на материале творчества М.Шолохова, А.Фадеева, Б.Лавренева, Н.Островского, И.Бабеля, М.Булгакова, Вс.Иванова, А.Серафимовича).

70. Детская литература 30-х годов как экспериментальная лаборатория русской литературы ХХ века.. Поэтика подставных проблем. Анализ одного из произведений детской литературы (по выбору).

71. Советская поэзия 30-х годов: призыв ударников в литературу, основные темы, анализ 2-3 стихотворений (по выбору).

72. Русская драматургия 30-х годов. Анализ 2-х пьес (по выбору) К.Тренева, Б.Лавренева, А.Афиногенова, А.Арбузова, С.Третьякова, Н.Погодина и др.

73. Феномен массовой песни в литературе 30-х годов: утверждение материнского архетипа, структура хронотопа, фольклорные традиции.

74. Трилогия А.Н.Толстого «Хождение по мукам»: своеобразие жанра, принципы изображения персонажей, теория «речевого жеста», художественный язык.

75. Роман А.Н.Толстого «Петр Первый»: авторская концепция истории, проблемы “личности и государства”, “народа и власти”; система персонажей романа; сюжетно–композиционная организация; предметная детализация и художественный язык.

76. Философия человека и природы в романах М.Пришвина.

77. Жизнь и творчество М.А.Шолохова: основные этапы, биографические мифы, основные литературоведческие работы о Шолохове.

78. Проблема авторства «Тихого Дона»: историко-литературный контекст возникновения «версии» о плагиате, основные аргументы шолоховедов (исследование скандинавских ученых, книга Г.Ермолаева, публикация Л.Колодным рукописей и др.) и антишолоховедов (книга «Стремя Тихого Дона» с предисловием Солженицына, лингвистические опровержения скандинавской работы, анализ рукописей А. и В. Макаровыми, исследование М.Мезенцева).

79. Роман М.Шолохова «Тихий Дон»: жанровый синтетизм, система персонажей, философия природы, язык и стиль, интертекстуальные аспекты романа («Одиссея казачьего Гамлета»).

80. Современные интерпретации романа М.Шолохова «Поднятая целина»: причины создания, переосмысление системы персонажей, интертекстуальные аспекты романа. Второй том «Поднятой целины» как «болевая точка» шолоховедения.

81. Литература периода войны: милитарный дискурс и «социобаллистика власти», машина войны: черное и белое, батальонная живопись власти: палачи и жертвы, апология ненависти. Анализ 2 – 3 произведений о Великой Отечественной войне (по выбору).

82. Жанры литературы периода войны как закрепление архетипов массового сознания (жанры присяги, клятвы), система пространственных мотивов, апелляция к русской истории, синтез революционно-интернациональной и традиционной национальной парадигм, национал-патриотический вектор военной литературы. Анализ 2 – 3 произведений о Великой Отечественной войне (по выбору).

 

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

1. У Игоря Северянина есть цикл стихотворений “Медальоны. Сонеты и вариации о поэтах, писателях и композиторах”, посвященный разным поэтам “серебряного века”. Назовите адресата каждого стихотворения.

 

1. Послушница обители Любви

Молитвенно перебирает четки.

Осенней ясностью в ней чувства четки.

Удел – до святости непоправим.

 

Он, Найденный, как сердцем ни зови,

Не будет с ней в своей гордыне кроткий

И гордый в кротости, уплывший в лодке

Рекой из собственной ее крови.

 

Уж вечер. Белая взлетает стая.

У белых стен скорбит она, простая.

Кровь капает, как розы, изо рта.

 

Уже осталось крови в ней немного,

Но ей не жаль ее во имя бога;

Ведь розы крови – розы для креста...

 

2. Красив, как Демон Врубеля для женщин,

Он лебедем казался, чье перо

Белей, чем облаком и серебро,

Чей стан дружил, как то ни странно, с френчем...

 

Благожелательный к меньши¢м и ме¢ньшим,

Дерзал – поэтно видеть в зле добро.

Взлетал. Срывался. В дебрях мысли брел.

Любил Любовь и Смерть, двумя увенчан.

 

Он тщетно на земле любви искал:

Ее здесь нет. Когда же свой оскал

Явила Смерть, он понял – Незнакомка...

 

У рая слышен легкий хруст шагов:

Подходит он. С ним – от его стихов

Лучащаяся – странничья котомка...

 

3. Его воспламенял призывный клич,

Кто б ни кричал – новатор или Батый...

Немедля честолюбец суховатый,

Приемля бунт, спешил его постичь.

 

Взносился грозный над рутиной бич

В руке самоуверенно зажатой,

Оплачивал новинку щедрой платой

По-европейски скроенный москвич.

 

Родясь дельцом и стать сумев поэтом,

Как часто голос свой срывал фальцетом,

В ненасытимой страсти все губя!

 

Всю жизнь мечтая о себе, чугунном,

готовый песни петь грядущим гуннам,

Не пощадил он, – прежде всех – себя...

 

4. В его стихах – веселая капель,

Откосы гор, блестящие слюдою,

И спетая березой молодою

песнь солнышку. И вешних вод купель.

 

Прозрачен стих, как северный апрель.

То он бежит проточною водою,

То теплится студеною звездою,

В нем есть какой-то бодрый, трезвый хмель.

 

Уют усадеб в пору листопада.

Благая одиночества отрада.

Ружье. Собака. Серая Ока.

 

Душа и воздух скованы в кристалле.

Камин. Вино. Перо из мягкой стали.

По отчужденной женщине тоска.

 

5. Ее лорнет надменно-беспощаден,

Пронзительно-блестящ ее лорнет.

В ее устах равно проклятью “нет”

И “да” благословляюще, как складень.

 

Здесь творчество, которое не на день,

И женский здесь не дамствен кабинет...

Лью лесть ей в предназначенный сонет,

Как льют в фужер броженье виноградин.

 

И если в лирике она слаба

(Лишь издевательство – ее судьба!) –

В уменье видеть слабость нет ей равной.

 

Кровь скандинавская прозрачней льда,

И скован шторм на море навсегда

Ее поверхностью самодержавной.

 

6. Путь конквистадора в горах остер.

Цветы романтики на дне нависли.

И жемчуга на дне – морские мысли –

Трехцветились, когда ветрел костер.

 

И путешественник, войдя в шатер,

В стихах своих писания описьмил.

Уж как Европа Африку не высмей,

Столп огненный – души ее простор.

 

Кто из поэтов спел бы живописней

Того, кто в жизнь одну десятки жизней

Умел вместить? Любовник, Зверобой,

 

Солдат – все было в рыцарской манере.

...Он о Земле толкует на Венере,

Вооружась подзорною трубой.

 

7. В утонченных до плоскости стихах –

Как бы хроническая инфлуэнца.

В лице все очертанья вырожденца.

Страсть к отрокам взлелеяна в мечтах.

 

Запутавшись в эстетности сетях,

Не без удач выкидывал коленца,

А у него была душа младенца,

Что в глиняных зачахла голубках.

 

Он жалобен, он жалостлив и жалок.

Но отчего от всех его фиалок

И пошлых роз волнует аромат?

 

Не оттого ль, что у него, позера,

Грустят глаза – осенние озера –

Что он – и блудный – все же божий брат?..

 

8. Неумолимо солнце, как дракон.

Животворящие лучи смертельны.

Что ж, что поля ржаны и коростельны? --

Снег выпадет. Вот солнечный закон.

 

Поэт постиг его, и знает он,

Что наши дни до ужаса предельны,

Что нежностью мучительною хмельны

Земная радость краткая и стон.

 

Как дряхлый триолет им омоложен!

Как мягко вынут из глубоких ножен

Узором яда затканный клинок!

 

И не трагично ль утомленным векам

Смежиться перед хамствующим веком,

Что мелким бесом вертится у ног?

 

 

2. Кому из поэтов “серебряного века” принадлежат данные отрывки?

1) Живы дети, только дети, –

Мы мертвы, давно мертвы.

Смерть шатается на свете

И махает, словно плетью,

Уплетенной туго сетью

Возле каждой головы.

2) Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся.

3) Юный маг в пурпуровом хитоне

Говорил нездешние слова.

Перед ней, царицей беззаконий,

Расточал рубины волшебства.

4) Звук зурны звенит, звенит, звенит, звенит.

Звон стеблей, ковыль поет, поет, поет.

Серп времен горит сквозь сон, горит, горит.

Слезный стон растет, растет, растет, растет.

1) В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом

По аллее олуненной Вы проходите морево…

Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,

А дорожка песочная от листвы разузорена –

Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый.

 

3. Назовите настоящие фамилии писателей и поэтов, творивших под следующими псевдонимами:

Андрей Белый,

Федор Сологуб,

Вересаев,

Скиталец,

Серафимович,

Саша Черный,

Черубина де Габриак,

Игорь-Северянин,

Ахматова,

Ирина Одоевцева,

Максим Горький,

Эллис.

 

 

4. Вставьте пропущенные фамилии поэтов:

1) “.......................... смотрит на мир сквозь закопченное стекло”.

2) “...................... – это самый недовоплотившийся символист”.

3) “............................. бормочет, будто чувствуя, что в логически внятных стихах он сам себя обкрадывает”.

4) “Женщины стихотворений... .. похожи одна на другую: это потому, что он ни одной не любил, не отличил, не узнал.”

5) “Очарования зла, порока, уродства, дьявола, смерти наполняли его (...) душу восторгами”.

6) “В лирике... к слиянию с окружающим миром стремятся люди, вещи – все в жизни и природе”.

7) “...... – существо, обменявшее корни на крылья”.

8) “Перед духами игры он (...) пасовал. Ее мистика была ему недоступна, как всякая мистика. В его игре не было вдохновения.

 

5.Назовите адресатов следующих пародий:

 

1. Сегодня ты как-то печально глядишь на ковры и обои

И слушать не хочешь про стран<

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...