Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Теоретико-методологические основы

Содержание курса

Тема 1. Теоретико-методологические основы

истории музыкального образования

Цель и задачи курса. История музыкального образования как наука и учебный предмет. Значимость историко-педагогических знаний в решении актуальных проблем музыкального образования.

Роль курса «История музыкального образования» в становлении профессиональной культуры учителя музыки. Взаимосвязь истории музыкального образования с другими предметами музыкально-педагогической подготовки.

Этимология и содержание понятия «образование». Музыкальное образование как система организации музыкального обучения. Музыкальное образование как процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков, необходимых в музыкальной деятельности. Музыкальное образование как фактор формирования духовной культуры человека, художественного сознания, эстетических норм и ценностей, творческого потенциала личности. Музыкальное образование как процесс и результат духовно-практического постижения гуманистических функций музыкального искусства (эстетической, воспитательной, гедонистической, информационной, коммуникативной, эвристической, суггестивной, компенсаторной).

Музыкальное образование как историческая категория. Обусловленность цели, содержания, методов и организационных форм музыкального обучения и воспитания социально-экономическими факторами, уровнем развития музыкальной педагогики, национальной спецификой, господствующими музыкально-эстетическими и педагогическими идеями эпохи.

Концептуальные основы изучения истории музыкальной педагогики и образования. Методология и методы изучения истории музыкального образования. Сущность и взаимодействие антропологического, культурологического, аксиологического, феноменологического, герменевтического, семиотического подходов в философии музыкального образования. Влияние музыки на становление человека в фило- и онтогенезе.

Значение концепции диалога культур (В.С. Библер, М.М. Бахтин, М. Бубер) для истории музыкальной педагогики и образования. Взаимодействие ценностей, теорий и технологий отечественной и зарубежной музыкально-педагогической культуры. Сущность и взаимодействие цивилизационного, интонационного и парадигмально-педагогического подходов к изучению истории музыкального образования.

Цивилизационный подход. Содержание понятий: «человеческая цивилизация», «цивилизация-стадия», «мировая цивилизация». Эволюция развития музыкально-педагогической мысли с древнейших времен до наших дней. История развития музыкального образования определенной эпохи, государства в контексте социокультурного развития данной страны, исторического периода. Сравнительный исторический анализ взглядов выдающихся отечественных и зарубежных музыкантов-педагогов.

Интонационный подход. Музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев). Взаимосвязь эволюции типов интонирования со становлением новых стилевых направлений в музыкальном искусстве, с изменениями в содержании и методах музыкального образования. Выявление типологических и специфических характеристик содержания музыкального образования.

Парадигмально-педагогический подход. Периодизация истории музыкальной педагогики и образования на основе выявления смен ведущих музыкально-педагогических парадигм. Исторический анализ взаимодействия музыкально-педагогической мысли и музыкально-образовательной практики, общего и профессионального музыкального образования. Определение общего и особенного в музыкальном образовании фольклорной, религиозно-духовной и светской ориентаций.

Уровни разработанности музыкально-педагогических концепций: 1) концептуальная идея, обусловливающая необходимость тех или иных изменений в системе музыкального образования; 2) теоретическая модель музыкального образования в виде системы взглядов на цель, задачи, принципы, содержание, методы и формы музыкального образования, выстроенная в соответствии с исходной концептуальной идеей; 3) реализация теоретической модели музыкального образования в учебной программно-методической литературе и создание на этой основе условий для ее широкого внедрения в педагогическую практику (Е.В. Николаева).

Этапы эволюции музыкально-педагогической мысли во взаимосвязи с социокультурным развитием, философско-эстетическими течениями и художественно-творческими процессами различных эпох. Особенности взаимосвязи трех основных направлений музыкального образования (народного, религиозного, светского) в процессе их исторического развития. Устная и письменная традиции в передаче музыкального опыта, их взаимодействие на различных этапах развития музыкального образования.

Соотношение общего и профессионально ориентированного музыкального образования, канонического и инновационного в музыкально-педагогической культуре. Взаимообусловленность стратегических основ массового музыкально-эстетического воспитания в общеобразовательных школах и высшего музыкально-педагогического образования. Роль традиции, исторической преемственности в развитии музыкально-педагогической культуры личности и общества.

 

В Западной Европе в XIX веке

Особенности музыкального образования в XIX веке как отражение тенденций и противоречий социально-культурного развития общества. Влияние идей Великой французской революции на развитие музыкальной культуры и образования. Демократизация музыкальной жизни. Возникновение новых оперных театров, открытие и деятельность филармонических обществ, создание различных оркестровых коллективов. Расцвет инструментальной музыки и виртуозности. Активизация концертной жизни. Просветительское значение музыкальных фестивалей. Деятельность певческих обществ. Возникновение множества музыкально-творческих объединений. Расширение контактов художественной интеллигенции разных стран. Значение гастролей выдающихся музыкантов в распространении музыкальной культуры.

Количественные и качественные изменения в профессиональном музыкальном образовании, направленном, с одной стороны, на обеспечение большего числа музыкальных деятелей, а с другой – на узкую специализацию. Сочетание в музыкальном образовании старых педагогических традиций и новых принципов и методов обучения. Многообразие форм профессионального музыкального образования: консерватории, музыкальные академии, высшие музыкальные школы, колледжи.

Полемика сторонников и противников консерваторского обучения. Преимущества подготовки музыкантов в учебных заведениях: возможность совмещать занятия по специальности с изучением дополнительных музыкальных дисциплин и практическим музицированием в оркестре, ансамбле, хоре; стимулирующая роль ярких индивидуальностей и соревнование в процессе занятий в коллективе; большая доступность музыкального образования.

Открытие по инициативе Ф. Мендельсона Лейпцигской консерватории (1843). Влияние эстетических взглядов Ф. Мендельсона на становление творческих принципов представителей лейпцигской школы композиторского мастерства. Роль лейпцигской школы в развитии академических традиций в музыкальном образовании и искусстве.

Возникновение веймарской школы во главе с Ф. Листом, ее значение в становлении романтического музыкального искусства, в пропаганде новаторских идей в художественном творчестве. Недооценка представителями веймарской школы классических форм и методов.

Интенсивное развитие национальных школ профессионального мастерства. Многообразие моделей музыкального образования в различных странах. Исключительно важная роль школ мастерства во главе с выдающимися музыкантами-педагогами.

Создание нового типа учебных пособий – этюдов для развития инструментальной техники. Роль нотных сборников М. Клементи («Путь к Парнасу»), И.Б. Крамера (фортепианные этюды), Р. Крейцера (этюды для скрипки), К. Черни («Школа беглости», «Школа для левой руки», «Школа исполнения фуги», «Большая фортепианная школа») в развитии инструктивной литературы, профессиональной музыкальной культуры и исполнительства.

Возрастание роли музыкального обучения в школе. Разработка П. Галеном (Франция) упрощенного метода первоначального обучения музыке на основе цифровой нотации – мелопласта. Сущность метода Галена – Пари – Шеве, и его пропагандисты в России (К.К. Альбрехт, Г.А. Ларош, Г.Я. Ломакин, В.Ф. Одоевский). Специфика обучения музыке в рамках относительной системы сольмизации по «Тоник Соль-фа методу» (С. Гловер и Дж. Кёрвен, Англия), широкое распространение данного метода в различных странах. Адаптация «Тоник Соль-фа метода» к особенностям немецкого языка А. Хундеггер (метод «Тоника До», конец XIX в.).

Широкое развитие домашнего музицирования. Роль частных, городских и государственных учебных заведений в развитии музыкального образования.

Развитие музыкально-издательских предприятий и фабрик музыкальных инструментов. Роль периодических музыкальных изданий (газет, журналов, альманахов) в музыкальном образовании и распространении музыкально-педагогической культуры. Отражение музыкально-педагогических идей в «Жизненных правилах для музыкантов» Р. Шумана. Этапная роль «Альбома для юношества» в создании учебного репертуара для детей.

Содержание курса

Тема 1. Теоретико-методологические основы

истории музыкального образования

Цель и задачи курса. История музыкального образования как наука и учебный предмет. Значимость историко-педагогических знаний в решении актуальных проблем музыкального образования.

Роль курса «История музыкального образования» в становлении профессиональной культуры учителя музыки. Взаимосвязь истории музыкального образования с другими предметами музыкально-педагогической подготовки.

Этимология и содержание понятия «образование». Музыкальное образование как система организации музыкального обучения. Музыкальное образование как процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков, необходимых в музыкальной деятельности. Музыкальное образование как фактор формирования духовной культуры человека, художественного сознания, эстетических норм и ценностей, творческого потенциала личности. Музыкальное образование как процесс и результат духовно-практического постижения гуманистических функций музыкального искусства (эстетической, воспитательной, гедонистической, информационной, коммуникативной, эвристической, суггестивной, компенсаторной).

Музыкальное образование как историческая категория. Обусловленность цели, содержания, методов и организационных форм музыкального обучения и воспитания социально-экономическими факторами, уровнем развития музыкальной педагогики, национальной спецификой, господствующими музыкально-эстетическими и педагогическими идеями эпохи.

Концептуальные основы изучения истории музыкальной педагогики и образования. Методология и методы изучения истории музыкального образования. Сущность и взаимодействие антропологического, культурологического, аксиологического, феноменологического, герменевтического, семиотического подходов в философии музыкального образования. Влияние музыки на становление человека в фило- и онтогенезе.

Значение концепции диалога культур (В.С. Библер, М.М. Бахтин, М. Бубер) для истории музыкальной педагогики и образования. Взаимодействие ценностей, теорий и технологий отечественной и зарубежной музыкально-педагогической культуры. Сущность и взаимодействие цивилизационного, интонационного и парадигмально-педагогического подходов к изучению истории музыкального образования.

Цивилизационный подход. Содержание понятий: «человеческая цивилизация», «цивилизация-стадия», «мировая цивилизация». Эволюция развития музыкально-педагогической мысли с древнейших времен до наших дней. История развития музыкального образования определенной эпохи, государства в контексте социокультурного развития данной страны, исторического периода. Сравнительный исторический анализ взглядов выдающихся отечественных и зарубежных музыкантов-педагогов.

Интонационный подход. Музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев). Взаимосвязь эволюции типов интонирования со становлением новых стилевых направлений в музыкальном искусстве, с изменениями в содержании и методах музыкального образования. Выявление типологических и специфических характеристик содержания музыкального образования.

Парадигмально-педагогический подход. Периодизация истории музыкальной педагогики и образования на основе выявления смен ведущих музыкально-педагогических парадигм. Исторический анализ взаимодействия музыкально-педагогической мысли и музыкально-образовательной практики, общего и профессионального музыкального образования. Определение общего и особенного в музыкальном образовании фольклорной, религиозно-духовной и светской ориентаций.

Уровни разработанности музыкально-педагогических концепций: 1) концептуальная идея, обусловливающая необходимость тех или иных изменений в системе музыкального образования; 2) теоретическая модель музыкального образования в виде системы взглядов на цель, задачи, принципы, содержание, методы и формы музыкального образования, выстроенная в соответствии с исходной концептуальной идеей; 3) реализация теоретической модели музыкального образования в учебной программно-методической литературе и создание на этой основе условий для ее широкого внедрения в педагогическую практику (Е.В. Николаева).

Этапы эволюции музыкально-педагогической мысли во взаимосвязи с социокультурным развитием, философско-эстетическими течениями и художественно-творческими процессами различных эпох. Особенности взаимосвязи трех основных направлений музыкального образования (народного, религиозного, светского) в процессе их исторического развития. Устная и письменная традиции в передаче музыкального опыта, их взаимодействие на различных этапах развития музыкального образования.

Соотношение общего и профессионально ориентированного музыкального образования, канонического и инновационного в музыкально-педагогической культуре. Взаимообусловленность стратегических основ массового музыкально-эстетического воспитания в общеобразовательных школах и высшего музыкально-педагогического образования. Роль традиции, исторической преемственности в развитии музыкально-педагогической культуры личности и общества.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...