Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 7. Основные направления развития музыкальногообразования в России во второй половине XVII – начале XIX вв. Основные события в истории России во второй половине XVII – начале XIX вв. Достижения в сфере художественной культуры этого времени. Сословный характер образования. Место музыки в учебных заведениях различного профиля. Осуществление музыкального обучения знати проезжими придворными капельмейстерами, концертмейстерами оркестров, клавиристами. Организация крепостных театров, инструментальных ансамблей и оркестров. Воздействие реформ Петра I на развитие музыкального образования в России. Сужение роли культовой музыки и церковного образования. Распространение форм светского музыкального образования. Роль домашнего музицирования в развитии светского музыкального образования, его формы: вокальное и инструментальное исполнительство (сольное, ансамблевое), постановка музыкальных спектаклей. Усиление западноевропейского влияния на развитие русской музыкальной культуры. Распространение трудов западноевропейских авторов по истории и теории музыки, проблемам музыкальной эстетики и инструментального исполнительства, методике обучения музыке. Утверждение нового стиля хорового многоголосия – партесного пения. Стилевые особенности партесного пения: возрастание роли индивидуального начала, стремление к чувственной полноте и красочности звучания, развитое многоголосие гармонического, а позднее – полифонического склада, тональная организация с преобладанием тонико-доминантовых соотношений склада, метрическая четкость. Значение трактата Н.П. Дилецкого «Грамматика мусикийская» (1675) в распространении правил партесного пения, знаний по теории музыки и композиции. Синодальный хор (Москва, 1721). Придворная певческая капелла (Петербург, 1763) как центры духовной музыки и музыкального образования. Общекультурное значение открытия Московского университета (1755), Петербургской Академии художеств (1757). Зарождение и становление просветительских тенденций в отечественном музыкальном образовании. Появление в конце XVIII в. первых отечественных образцов учебных пособий по музыке. Организация библиотек, развитие нотопечатания как условие распространения музыкально-педагогической культуры, теории и методики обучения музыке. Значение публикаций практических учебных пособий (переводных и отечественных школ) в распространении музыкального образования в различных социальных слоях. Обогащение практики музыкального образования достижениями западноевропейских музыкантов, использование учебных пособий по композиции, игре на музыкальных инструментах, вокальных упражнений. Роль зарубежных музыкантов-педагогов в развитии профессионализма русских музыкантов. Влияние на становление композиторского мастерства основоположника русской классической музыки М.И. Глинки занятий с. Дж. Фильдом, Ш. Майером (фортепиано), З. Деном (теория композиции). Переосмысление отечественными музыкантами-педагогами зарубежного опыта в области инструментального и вокального обучения. Становление русской вокальной педагогической школы. Общее и различное во взглядах А.Е. Варламова, М.И. Глинки, Г.Я. Ломакина на содержание и методы вокального обучения. Развитие инструментальной педагогики в первой половине XIX века. Сравнительный анализ учебных пособий отечественных и зарубежных авторов. Особенности художественно-эстетического образования в лицеях и гимназиях. Открытие музыкальных классов в столичных театральных училищах, в Петербургской певческой капелле. Роль музыкального образования в привилегированных учебных заведениях (Смольный институт, училище Правоведения); воспоминания выдающихся деятелей отечественной художественной культуры о музыкальном воспитании в данных учебных заведениях.
Тема 8. Развитие отечественной музыкальной педагогики и образования во второй половине XIX – начале XX века Народность как ведущий принцип искусства и художественного образования 60-х годов XIX века. Значение обоснованных К.Д. Ушинским принципов православия и народности для развития музыкального образования в России. Отношение западников и славянофилов к проблемам музыкального образования. Музыкальные общества и объединения, направления их деятельности: просвещение, образование, развлечение, совместное проведение досуга, благотворительность. Дифференциация музыкальных обществ по сословным, национальным, половым признакам и уровню музыкального образования. Создание русского музыкального общества (1859), просветительский характер деятельности РМО, роль в развитии профессиональной музыкальной культуры и образования в России. Открытие отделений РМО в различных городах России. Деятельность филармонических обществ в Петербурге и Москве. Открытие Бесплатной музыкальной школы (Петербург, 1862); просветительская деятельность ее основателей и руководителей (Г.Я. Ломакин, М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, С.М. Ляпунов) по развитию общего музыкального образования в России. Структура обучения в Бесплатной музыкальной школе, ведущая роль хоровой подготовки. Вклад В.Ф. Одоевского в музыкальную культуру, науку и образование, обоснование им отечественной консерватории-университета и необходимости единства музыковедческого, исполнительского и композиторского аспектов музыкального образования. Открытие Петербургской консерватории во главе с А.Г. Рубинштейном (1862). Учреждение Московской консерватории во главе с Н.Г. Рубинштейном (1866). Роль первых русских консерваторий в становлении отечественного профессионального музыкального образования. Создание в России композиторских и исполнительских школ, мировое признание их заслуг. Выдающиеся учителя и ученики. Влияние русской национальной композиторской школы на развитие отечественного музыкального образования. Консерватории как центры музыкально-концертной жизни. Высокий уровень музыкально-педагогической деятельности в русских консерваториях. Вклад профессоров российских консерваторий в развитие музыкальной теории. Создание научно-методической и учебной литературы: «Учебник гармонии», «Практический учебник гармонии», «Основы оркестровки» Н.А. Римского-Корсакова; «Руководство к практическому изучению гармонии» П.И. Чайковского; «Подвижной контрапункт строгого письма», «Учение о каноне» С.И. Танеева. Разработка русскими композиторами учебного репертуара. Развитие П.И. Чайковским, Ц.А. Кюи, А.Т. Гречаниновым, А.С. Аренским традиции создания «детской музыки». Значение литературной и критической деятельности русских композиторов для развития музыкальной культуры и образования. Роль «Русской музыкальной газеты» в распространении музыкально-педагогической культуры. Возрастание общественной потребности в музыкантах-практиках. Роль меценатов в развитии музыкальной культуры и образовании в России. Типы музыкальных учебных заведений по подготовке музыкантов-профессионалов. Значение высших и средних учебных заведений по подготовке музыкантов, частных музыкальных школ, музыкальных классов в распространении музыкальной культуры. Особенности музыкальной подготовки в Московском синодальном училище церковного пения, в Регентских классах Петербургской капеллы. Музыка в системе воспитания детей российского дворянства. Художественное воспитание в мариинских институтах и кадетских корпусах; место музыки в учебных планах данных образовательных учреждений. Кадровое, финансовое, материальное обеспечение процесса музыкального образования. Участие в подготовке учебно-методических материалов по музыкальному образованию выдающихся деятелей русской музыкальной культуры. Отражение музыкального быта российского дворянства в произведениях русского изобразительного искусства и литературы. Основные концептуальные положения программ музыкального воспитания в общеобразовательных учреждениях закрытого типа: музыка как средство духовного совершенствования ребенка; идеи всеобщности, обязательности, непрерывности школьного музыкального образования, разноуровневости и разнотемповости организации процесса обучения музыке; положение о необходимости углубленного преподавания музыки детям, обладающим ярким музыкальным дарованием; ориентация на вершинные образцы духовной и светской музыки; приобщение к музыкальному искусству на основе активной исполнительской деятельности, воспитания культуры слушания музыки. Формы индивидуального и коллективного обучения музыке. Центральная роль уроков хорового пения. Организация музыкальных библиотек и учебных аудиторий для музыкальной самоподготовки. Роль музыкального искусства в создании особой культурной среды в дворянских учебных заведениях. Система музыкального обучения в женских институтах, учительских семинариях, учительских институтах. Повышение статуса музыканта-педагога. Начало нового этапа в развитии отечественного музыкально-педагогического образования. Обособление подготовки музыкантов-педагогов в отрасль профессионального музыкального образования. Взаимодействие в содержании музыкально-педагогического образования народного музыкального творчества, богослужебного пения и светской музыки. Открытие широкой сети музыкальных учебных заведений. Значение музыкально-педагогической деятельности С.В. Смоленского. Разработка С.В. Смоленским учебной и методической литературы: «Курс хорового (церковного) пения»; «Азбука крюкового письма»; «Проект Программы музыкального образования в народной школе» (1880); «Методика преподавания пения по цифровой нотации для учителей» (1885). Обучение музыке в народных школах. Приоритетная роль церковного пения в содержании музыкального воспитания. Методика музыкального обучения школьников, разработанная А.Н. Карасевым. Использование упрощенных систем ознакомления детей с элементами музыкальной грамоты. Распространение цифровой системы, плюсы и минусы данного подхода. Пропаганда П.П. Мироносицким «системы подвижного до». Опыт осмысления музыкально-педагогической проблематики в книге С.И. Миропольского «О музыкальном образовании в России и Западной Европе» (1882). Научное и практическое значение работ Д.Н. Зарина «Методика школьного хорового пения» (1907) и А.Л. Маслова «Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики» (1913). Роль русских революций в развитии музыкального образования в России. Возникновение Народных консерваторий в Москве (1906) и Петербурге (1908), их деятельность по распространению музыкальных знаний в процессе обучения широких масс населения музыке, по организации лекций и общедоступных концертов. Приоритетная роль хорового пения в музыкально-эстетическом развитии обучающихся. Возрастание значения музыкально-теоретического образования, изучения и исполнения русских народных песен в системе обучения в Народных консерваториях. Преподавательская деятельность С.И. Танеева, А.Д. Кастальского, Н.К. Метнера, Н.Я. Брюсовой, Н.Д. Кашкина, Е.Э. Линевой, Б.Л. Яворского, П.Г. Чеснокова, А.Б. Гольденвейзера, К.Н. Игумнова, Л.В. Собинова в Московской Народной консерватории. Тема 9. Пути развития музыкального образования в XX – начале XXI вв. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |