Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Позиция М. Л. Гаспарова и Н. И. СухихТема 13. А. А. Блок: падение вестника Позиция М. Л. Гаспарова и Н. И. Сухих Преподаватель озвучивает позицию филологов М. Л. Гаспарова и И. Н. Сухих о литературных направлениях и о писателях. М. Л. Гаспаров: «Классицизм в школе (вузе?) следовало бы изучать по Сумарокову, романтизм по Бенедиктову, реализм по Авдееву (самое большее – по Писемскому), чтобы на этом фоне большие писатели выступали сами по себе».
Гаспаров имеет в виду, что любой по-настоящему крупный писатель всегда шире того литературного направления, к которому его относят.
И. Н. Сухих: «Символист А. Блок стремится к реализму в новом смысле. Акмеисты Н. Гумилёв и А. Ахматова в конце жизни создают вещи, которыми бы могли гордиться символисты: балладу «Заблудившийся трамвай» и «Поэму без героя». В юности примкнувший к футуризму Б. Пастернак вспоминает о нём с постоянной иронией. Стихи М. Волошина и М. Цветаевой в антологиях помещаются в разделе «Поэты вне направлений». Теория ориентирует нас в культурном пространстве, но читаем и любим мы не направления, а писателей «самих по себе».
Жизненный и творческий путь А. А. Блока 1880-1921 Биографию А. Блока рассказывают двое учащихся, студенты заранее делят материал на небольшие блоки и представляют биографию поэта, чередуясь. Рассказ о жизни Блока они дополняют зачитыванием отрывков из воспоминаний его современников. Преподаватель расставляет необходимые смысловые акценты и сопровождает сообщение демонстрацией на ноутбуке соответствующих фотоматериалов.
Детство
Родился 16 ноября (28 ноября по новому стилю) 1880 года в городе Санкт-Петербурге.По отцу, Александру Львовичу Блоку, профессору-юристу, потомок обрусевшего выходца из Германии, придворного врача (въехал в Россию в середине XVIII в.). По матери – из русской дворянской семьи Бекетовых. Потомки врача Блока принадлежали к состоятельному, но со временем оскудевшему служилому дворянству. Со стороны обоих родителей Блок унаследовал интеллектуальную одарённость, склонность к занятиям литературой, искусством, наукой. → благородное происхождение; немецкая «холодность» и немецкая глубина Ю. П. Анненков: «Наше студенческое “землячество”, устраивая благотворительный литературный вечер [1906], решило обратиться к Блоку с просьбой принять в нём участие и прочесть свои произведения. Одним из делегатов к нему был избран я. На следующее утро мы робко позвонили у двери его квартиры, за зданием Сената, почти у самой Невы. Навстречу нам вышел хорошо знакомый нам сомовский рисунок: высокого роста, стройный, Блок был одет в тёмно-коричневую художническую блузу, из-под которой выступал белый мягкий отложной воротник рубахи. Несколько удлинённое, спокойное, чисто выбритое лицо, чуть-чуть высокомерный, а может быть, потусторонний взгляд; светлые волосы курчавым полукругом окаймляли высокий лоб. Блок принял нас не сухо, но и не очень приветливо, внимательно выслушал нас, угостил шоколадными конфетами “Миньон” и без задержки ответил согласием. О холодном, равнодушном и – порой – высокомерном взгляде Блока говорилось часто. Сам Блок, много лет спустя, сказал мне, смеясь, по этому поводу: – Имя моего отца – Александр Блок – две начальные буквы алфавита: А и Б. Имя моей матери – Александра Андреевна, урожденная Бекетова: три буквы — А, А и Б. Имя её отца и моего деда – Андрей Бекетов: А и Б. Моё имя– Александр Александрович Блок – А, А и Б. Я родился и живу в самых первых рядах алфавита, и, может быть, поэтому многие часто считают меня надменным, высокомерным. В поэзии рядом со мной стоит Андрей Белый – А и Б, а также – и даже впереди нас – Анна Андреевна Ахматова – А, А, А. Правда, что её подлинная фамилия – Горенко, но, инстинктивно, она предпочла букву А и стала Ахматовой. Её глаза, как и взгляд Андрея Белого, тоже многие считают надменными и ледяными. Но на самом деле это — совсем не так».
Раннее детство Блока прошло в семье деда по матери, известного ботаника, общественного деятеля и поборника женского образования, ректора Петербургского университета А. Н. Бекетова. Зиму маленький Блок проводил в «ректорском доме», в Петербурге, лето – «в старом парке дедов», «в благоуханной глуши маленькой усадьбы» – подмосковном имении деда, сельце Шахматове. После вторичного выхода матери замуж за офицера, Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух, девятилетний Блок вместе с матерью переехал на квартиру отчима, в казармы, расположенные в фабричном районе. → топосы России: центр Петербурга, рабочие окраины Петербурга, средне-русское Шахматово,
Учёба и поэзия
По окончании гимназии, отталкивавшей Блока от себя, по его собственным словам, своим «страшным плебейством», не соответствующим его «мыслям, манерам и чувствам», Блок поступил на юридический факультет Петербургского университета; с третьего курса перешел на историко-филологический факультет, который окончил в 1906. → основа ремесла – филология В гимназии и в первые годы университета Блок очень увлекался театром, «готовился в актеры». → ролевая лирика «Сочинять стихи» начал, по его собственным словам, «чуть ли не с пяти лет»; «серьезное писание началось около 18 лет». Стихи Блока еще до появления в печати получили широкое распространение в небольших кружках преимущественно московской молодежи, объединенных именем и идеями только что умершего философа и поэта Владимира Соловьева. В этих кружках юношу Блока уже склонны были считать «первым из русских поэтов современности». → мистик за мистиком Впервые стихи Блока были напечатаны в 1903, в петербургском журнале Мережковских «Новый путь» и одновременно в Москве, в альманахе «Северные цветы», издательства «Скорпион». → быстрый вход в литературу
Л. Д. Менделеева
В том же 1903 Блок женился на дочери университетского товарища деда, соседа его по Шахматову, знаменитого химика Менделеева, – Л. Д. Менделеевой. К этому же времени относится личное знакомство и тесное сближение Блока с Андреем Белым и возглавлявшимся последним мистически настроенным кружком «аргонавтов», несколько более раннее сближение с Мережковскими, знакомство с Брюсовым и московскими символистами. → жизнь в «треугольнике», в мистических надеждах и психологических путаницах
Революция 1905-ого
Революция 1905 сразу захватила Блока; в одной из уличных демонстраций он нес красное знамя впереди толпы. Поэт однако быстро охладел; «в революцию – по его собственным словам, – он не пошел», тем не менее события 1904–1905 оставили в Блоке свой след: им написано несколько стихотворений на революционные темы, лирическая драма «Король на площади». Важно, что с этой как раз поры «равнодушие к окружающей жизни» сменилось в нем, по свидетельству биографа, «живым интересом ко всему происходящему». → шире, чем мистик: социальные проблемы «Стихи о Прекрасной Даме»
В конце 1904 в издательстве «Гриф» вышел первый сборник стихов Блока – «Стихи о Прекрасной Даме». Из опасения затруднений со стороны духовной цензуры сборник был пропущен через провинциальную цензуру в Нижнем-Новгороде. «Стихи о Прекрасной Даме» были восторженно встречены в кружках «соловьевцев» и «аргонавтов»; однако широкую популярность принес Блоку не этот сборник, а вторая книга стихов – «Нечаянная радость» (1907) и в особенности лирическая драма «Балаганчик» (она была поставлена в 1906 Мейерхольдом в театре Коммиссаржевской). К этому времени Блок становится литератором-профессионалом: сотрудничает в ряде журналов, печатает стихи, статьи, рецензии, выпускает сборник за сборником своих новых произведений. Живет Блок в Петербурге, вращаясь гл. обр. среди литературной интеллигенции – представителей и сторонников «нового искусства» («Среды» Вячеслава Иванова, религиозно-философское общество) и в кругах театрально-артистической богемы (театр Коммиссаржевской и др.). А. Н. Толстой: «Я увидел Блока в первый раз в 907 году. Он вошёл в вестибюль театра Комиссаржевской, минуя очередь, взял в кассе билет и, подбоченясь, взглянул на зароптавшую очередь барышень и студентов. Его узнали. У него были зеленовато-серые, ясные глаза, вьющиеся волосы. Его голова напоминала античное изваяние. Он был очень красив, несколько надменен, холоден. Он носил тогда чёрный, застёгнутый сюртук, чёрный галстук, чёрную шляпу. Это было время колдовства и тайны Снежной Маски. Юноша Блок появился в кружках первых модернистов за несколько лет до революции 905 года. Новая русская поэзия, изошедшая от французских символистов, – искала свои пути. Искали в русском стихе музыкальных очарований Верлена, мистической призрачности Метерлинка. Московские “Весы” подняли знамя символизма. Бальмонт, как весенняя речка, ломал застывший русский стих. Брюсов культивировал “Цветы Зла”. Другой лагерь – литература толстых журналов, маститые беллетристы, восходящие звёзды в сборниках “Знание”, шумливые критики, – были заняты наступающей революцией. Модернисты были у них в презрении: их считали: иные – представителями общего дела, иные – дурачками. В это беспокойное время Блок принёс с собою высокую любовь к Владимиру Соловьёву, к Фету и к Тютчеву Казалось – он был посвящён ими, чтобы указать ближайший путь русскому искусству, крутившемуся в водовороте исканий и революционного возбуждения». Путешествия
Помимо поездок с матерью в Германию (Bad-Nauheim) Блок предпринял три заграничных путешествия — в Италию, Бретань и на юг Франции. В результате этих путешествий возникли последовательно «Итальянские стихи» (1909), драма «Роза и крест» (1912) и поэма «Соловьиный сад» (1915).
После Октябрьской революции
Вернувшись в Петербург, работал в Чрезвычайной следственной комиссии при Временном правительстве: редактировал стенограммы показаний бывших царских министров. Февральскую революцию Блок встретил с радостными надеждами. Октябрьский переворот – восторженно. Высшего подъема революционная настроенность Блока достигла в январе 1918, когда им была написана знаменитая, переведенная на многие языки поэма «Двенадцать», стихотворение «Скифы» и статья «Интеллигенция и революция», → в которой Блок призывал своих собратьев-интеллигентов «всем телом, всем сердцем, всем сознанием» слушать «великую музыку будущего», «величавый рев и звон мирового оркестра» – «слушать Революцию». Одним из первых среди писателей Блок начинает работать в советских учреждениях: состоит членом редакционной коллегии изд-ва «Всемирная литература» (редактирует сочинения Гейне). С 1919 работает в качестве председателя режиссерского управления Большого драматического театра. Работает в правлении Союза писателей. Годы вслед за 1919 отмечены в Блоке резким упадком настроения, апатией, подавленностью, мрачным отчаянием. Однако из последних, знаковых произведений – стихотворение «Пушкинскому Дому». Одновременно ухудшается физическое состояние Блока. В мае 1921 Блок заболевает воспалением сердечных клапанов. В августе 1921-ого он скончался.→ «отсутствие воздуха» В. Ф. Ходасевич: «Своё вдохновенное слово о Пушкине он читал последним. На нём был чёрный пиджак поверх белого свитера с высоким воротником. Весь жилистый и сухой, с обветренным красноватым лицом он похож был на рыбака. Говорил глуховатым голосом, отрубая слова, засунув руки в карманы. Иногда... отчеканивал: “Чиновники суть наша чернь, чернь вчерашнего и сегодняшнего дня... Пускай же остерегутся от худшей клички те чиновники, которые собираются направлять поэзию по каким-то собственным руслам, посягая на её тайную свободу и препятствуя ей выполнять её таинственное назначение...” <...> ...в той обстановке и в устах Блока речь прозвучала... глубоким трагизмом, отчасти, может быть, покаянием. Автор “Двенадцати” завещал русскому обществу и русской литературе хранить последнее пушкинское наследие – свободу, хотя бы “тайную”. И пока он говорил, чувствовалось, как постепенно рушится стена между ним и залом. В овациях, которыми его провожали, была та просветлённая радость, которая всегда сопутствует примирению с любимым человеком».
Творчество Блока как единая книга; Этапа в творчестве Блока Преподаватель обращает внимание учащихся, что творчество Блока и ему самому и его исследователям представлялось как единая книга. Также преподаватель цитирует учащимся отрывок из письма А. Блока к А. Белому:
«Таков мой путь – «трилогия вочеловечения»: от мгновения слишком яркого света – через необходимый болотистый лес – к отчаянию, проклятиям, «возмездию» и... – к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру, получившего право изучать формы, сдержанно испытывать годный и негодный материал, вглядываться в контуры «добра и зла» – ценою утраты части души».
Таким образом, осмысляя свой путь, Блок выделяет три этапа в своём творчестве: 1. Изначальная гармония – теза; 2. Лес земной действительности – антитеза; 3. Рождение человека общественного – синтез.
1 этап (1898-1904): «мгновенья слишком яркого света»: «Ante Lucem», «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья».
Преподаватель предлагает учащимся прочесть стихотворения А. Блока «Ты горишь над высокой горою…», «Вхожу я в тёмные храмы…», «Предчувствую Тебя…» и определить их особенности.
* * *
Ты горишь над высокой горою, Недоступна в Своем терему. Я примчуся вечерней порою, В упоеньи мечту обниму.
Ты, заслышав меня издалёка, Свой костер разведешь ввечеру, Стану, верный велениям Рока, Постигать огневую игру.
И когда среди мрака снопами Искры станут кружиться в дыму, Я умчусь с огневыми кругами И настигну Тебя в терему.
* * *
Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая – Ты.
***
И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнешь, тоскуя и любя. Вл. Соловьев
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо – Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо, И молча жду, – тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты.
О, как паду – и горестно, и низко, Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты.
Особенности: – в центре – образ Вечной Женственности; Основной идеей философии Владимира Соловьёва, на которого равнялся Блок, была идея Софии – Души Мира. Он понимал её как мистическое космическое существо, объединяющее Бога с земным миром (идея «всеединства»). София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии (София Премудрость Божья), но Соловьёву он был открыт в мистическом видении. Реализация Софии возможна трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии – она воплощается. Задача поэта быть теургом и приблизить Её приход. – сюжет – встреча лирического героя и Вечной Женственности, недосягаемость Вечной Женственности, страх перед изменением Её образа; – единая система образов: он (рыцарь, инок), она (божество); – стиль – молитвенник, мотив храма, церковные реалии (лампады, свечи); – цветовая гамма: золото, лазурь, белый цвет.
Преподаватель разбивает учащихся на 3 микрогруппы и каждой из микрогрупп предлагает сделать красками иллюстрацию к любому из 3-х прочитанных ранее стихотворений. 2 этап (1904-1908): «болотистый лес»: «Пузыри земли», «Ночная Фиалка», «Разные стихотворения», «Город», «Снежная маска», «Фаина», «Вольные мысли»
Преподаватель предлагает учащимся прочесть стихотворения А. Блока «Её песни», «Крылья», «Прочь!» и определить их особенности. Её песни Не в земной темнице душной Взор твой ясный к выси звездной Рукавом моих метелей Крылья Крылья легкие раскину,Стены воздуха раздвину,Страны дольние покину. Вейтесь, искристые нити,Льдинки звездные, плывите,Вьюги дольние, вздохните! В сердце – легкие тревоги,В небе – звездные дороги,Среброснежные чертоги. Сны метели светлозмейной,Песни вьюги легковейной,Очи девы чародейной. И какие-то печали Издали,И туманные скрижали От земли. И покинутые в дали Корабли.И какие-то за мысом Паруса.И какие-то над морем Голоса. И расплеснут меж мирами,Над забытыми пирами —Кубок долгой страстной ночи,Кубок темного вина.
Прочь!
И опять открыли солнца Из очей ее крылатых Особенности: – изменение её образа: превращение света во тьму; – демонизм лирического героя; – резкое расширение пространства и мотив «страшного мира»; – стихийность реальности – цветовая гамма: «мятеж лиловых миров».
Преподаватель разбивает учащихся на 3 микрогруппы и каждой из микрогрупп предлагает сделать красками иллюстрацию к любому из 3-х прочитанных ранее стихотворений. Этап (1908-1921): «контуры добра и зла»: «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Итальянские стихи», «Разные стихотворения», «Арфы и скрипки», «Кармен», «Соловьиный сад», «Родина», «О чём поёт ветер».
Преподаватель предлагает учащимся прочесть стихотворения А. Блока «В ресторане», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» и определить их особенности. В ресторане Никогда не забуду (он был, или не был, Я сидел у окна в переполненном зале. Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко И сейчас же в ответ что-то грянули струны, Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
* * * О доблестях, о подвигах, о славеЯ забывал на горестной земле,Когда твое лицо в простой оправеПеред мной сияло на столе. Но час настал, и ты ушла из дому.Я бросил в ночь заветное кольцо.Ты отдала свою судьбу другому,И я забыл прекрасное лицо. Летели дни, крутясь проклятым роем...Вино и страсть терзали жизнь мою...И вспомнил я тебя пред аналоем,И звал тебя, как молодость свою... Я звал тебя, но ты не оглянулась,Я слезы лил, но ты не снизошла.Ты в синий плащ печально завернулась,В сырую ночь ты из дому ушла. Не знаю, где приют твоей гордынеТы, милая, ты, нежная, нашла...Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,В котором ты в сырую ночь ушла... Уж не мечтать о нежности, о славе,Все миновалось, молодость прошла!Твое лицо в его простой оправеСвоей рукой убрал я со стола. На поле Куликовом Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега.Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога. О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!Наш путь – стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь. Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной – В твоей тоске, о, Русь!И даже мглы – ночной и зарубежной – Я не боюсь. Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль.В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь... И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль...Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль... И нет конца! Мелькают версты, кручи... Останови!Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь...Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь!Особенности: – развитие мотивов «цыганщины» и страсти; – поиск лирическим героем выхода из духовного тупика; – появление темы Родины: преобладание сверхличных ценностей над личными; оригинальность: Родина не как мать, а как жена; – просвечивание прежнего светлого образа Вечной Женственности сквозь образ Родины.
Преподаватель разбивает учащихся на 3 микрогруппы и каждой из микрогрупп предлагает сделать красками иллюстрацию к любому из 3-х прочитанных ранее стихотворений. Падение вестника Преподаватель демонстрирует портрет А. Блока, выполненный К. Сомовым, и предлагает обнаружить в характере поэта то, что ещё не поднималось на данном занятии. Примерный ответ: сомнабуличность.
Преподаватель вновь озвучивает логику прохождения каждого из охарактеризованных этапов по Блоку: «...таков мой путь – «трилогия вочеловечения» (от мгновения слишком яркого света – через необходимый болотистый лес – к отчаянью, проклятиям, возмездию и... – к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру…)». Преподаватель: Это логика падения и подъёма. Однако сами стихи Блока последнего этапа опровергают этот оптимистичный взгляд: мотивы страстного и гибельного морока по-прежнему присутствуют в его поэзии. Точнее определил логику духовного и творческого пути Блока Даниил Андреев, который констатировал возрастание поэтического мастерства Блока, с одной стороны, о его нарастающее духовное падение, с другой. Причина падения Блока, по Д. Андрееву, в его неосторожном смешении высокого и низкого, любви божественной и любви телесной. Это смешение и привело поэта к ряду трагических духовных подмен: божество подменилось бесом: «Постоянное переплетение томительно-влюбленного мотива с именем и образом Прекрасной Дамы окончательно погружает все стихи в мглистую, тревожную и зыбкую неопределенность. Чувствуется, что эту неопределенность сам поэт даже не осознает, что он весь – в ней, внутри нее, в романтическом смешении недоговоренного земного с недопроявившимся небесным. <…> «Снежная маска» – шедевр из шедевров. Совершенство стиха – завораживающее, форма каждого стихотворения в отдельности и всего цикла в целом – бесподобна, ритмика неповторима по своей выразительности, эмоциональный накал достигает предела. Здесь, как и во многих стихах последующего тома. Блок – величайший поэт со времен Лермонтова. Но возрастание художественного уровня идет параллельно линии глубокого духовного падения. Более того: каждое такое стихотворение – потрясающий документ о нисхождениях по лестнице подмен: это – купленное ценою гибели предупреждение. <…> После «Земли в снегу» он прожил еще двенадцать лет. Стихи рождались все реже, все с большими интервалами – памятники опустошенности и поздних, бессильных сожалений. А после «Розы и креста» и художественное качество стихов быстро пошло под уклон, и за целых пять лет ни одного стихотворения, отмеченного высоким даром, мы не найдем у Блока. В последний раз угасающий гений был пробужден Великой Революцией». (Д. Л. Андреев).
ЭТИКА: Тонкая мистика «Вечно Женственного»; предупреждение о недопустимости смешения земного и небесного.
Домашнее задание: прочесть поэму А. А. Блока «Двенадцать».
Тема 14. Поэма А. А. Блока «Двенадцать» Преподаватель спрашивает учащихся о впечатлениях после прочтения поэмы. Скорее всего, получает ответ о сложности и непонятности этого произведения. На это замечает, что трудно было и современникам Блока. И рассказывает студентам об истории создания поэмы «12».
Истории создания 1. Внешний контекст Январь 1918 года: первая послереволюционная зима, мороз, голод, начинающаяся разруха, стрельба на улицах. 2. Внутренний контекст Поэма «вызревала» месяц, написана за несколько дней. А. А. Блок: 3 января: «К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов». 10 января: «Весь день – «Двенадцать». <…> Внутри дрожит». 29 января: «Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг. <…> Сегодня я – гений». 3. Реакция Недоумение современников: приветствие революции или проклятие ей? Блока хвалили и ругали. Причем хвалили мало, а ругали много. И ругали люди зачастую противоположных убеждений: А. А. Блок: «Вечер «Арзамаса» в Тенишевском училище. Люба читает «Двенадцать». От участия в вечере – отказались – Пяст, Ахматова и Сологуб». Всеволод Иванов в своих воспоминаниях пишет о своей встрече за чашкой чая с адмиралом Колчаком и передаёт его слова: «Горький и в особенности Блок талантливы. Очень, очень талантливы… И всё же обоих, когда возьмём Москву, придётся повесить…». Только немногие смотрели глубже: М. А. Волошин: «Сейчас её используют как произведение большевистское, с тем же успехом её можно использовать как памфлет против большевиков, исказив и подчеркнув другие её стороны. Но её художественная ценность, к счастью, стоит по ту сторону временных колебаний политической биржи».
Хронотоп Преподаватель перечитывает со студентами 1 главу поэмы: – каков хронотоп поэмы? как в ней совмещено конкретно-историческое и космическое?
Петроград 1918 года, расширяющийся до «всего божьего света», космоса, вселенной и предстающий как этап в развитии истории России. Персонажи Преподаватель перечитывает со студентами главы со 2-ой по 7-ую: 1. В центре – 12 красногвардейцев («Как пошли наши ребята / В красной гвардии служить…», «Вперёд, вперёд, вперёд, / Рабочий народ!») [патрули часто состояли именно из 12 человек] + аллюзия на балладу «О двух великих грешниках» Н. Некрасова: «Жило двенадцать разбойников…» («В зубах цыгарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!», «Запирайте етажи, / Нынче будут грабежи! / Отмыкайте погреба, / Гуляет нынче голытьба!») + аллюзия на Евангелия и образ 12 апостолов («Мировой пожар в крови – / Господи, благослови!» + образ Христа в конце поэмы + двое из них носят имена Андрюхи и Петрухи – имена апостолов). 2. Катька («толстоморденькая») = простой человек, который хочет выжить; простодушная, страстная, религиозная + вариант блоковской Вечной Женственности: сниженный, народный. + вариант маленького человека, погибшего от стихии (как Параша в «Медном всаднике»). 3. В начале поэмы – обзор петроградских жителей: старушка, писатель-вития, поп, барыня, бродяга → все социальные слои = старый мир, одна-две детали = эмблематичность.
Стиль Преподаватель возвращает учащихся к началу первой главы: – какие цвета являются основными в поэме?
1. Основные цвета: а. чёрный («чёрный вечер», «винтовок чёрные ремни», «черноусый» Ванька, Катька – «чернобровушка», ночи, проведённый с Катькой, – «черные, хмельные», «чёрная злоба»); б. белый («белый снег», «белый венчик», вьюга, снег, сугробы);
→ принцип контраста
+ принцип контраста распространяется на соотнесение других мотивов поэмы: старый мир – новый мир, 12 красногвардейцев – незримый классовый враг, страх обывателей – ярость революционеров, мистика революции – любовная история и так далее. + принцип контраста присутствует в разделении лексики поэмы на 2 стилевых потока: высокий («Упокой, Господи, душу рабы твоея») и низкий («Шоколад Миньон жрала»).
в. красный («В очи бьётся / Красный флаг», «Это – ветер с красным флагом…», « – Кто там машет красным флагом?»)
→ новый – страшный – мир окрашен в цвет крови (вариант лиловых миров второго тома)
– какие мотивы являются основными в поэме?
2. Мотивы стихий – ветра, вьюги («Ветер хлёсткий!», «Ветер весёлый», «Гуляет ветер»; «Разыгралась чтой-то вьюга, / Ой, вьюга, ой, вьюга!», «И вьюга пылит им в очи / Дни и ночи / Напролёт…», «Только вьюга долгим смехом / Заливается в снегах».
→ принцип хаоса
«Музыка» (жанр, ритм, музыка)
Преподаватель зачитывает отрывок из статьи А. А. Блока «Интеллигенция и революция»: «Бороться с ужасами может лишь дух. К чему загораживать душевностью пути к духовности? Прекрасное и без того трудно. А дух есть музыка. Демон некогда повелел Сократу слушаться духа музыки. Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию». Вопросы: – какую музыку услышал поэт в поэме «Двенадцать»? в чём её особенности? – почему поэма написана стихом, не имеющим единого ритма? – какие ритмы вы услышали в поэме? какие музыкальные жанры в ней представлены? как форма каждого фрагмента соотносится с его содержанием?
Ответ: 1. Музыка петроградской взвихренной улицы, рваная, грубая. 2. Петроград разголосен, эпоха полифонична – таков же и ритм поэмы. 3. Жанры: – частушка («Мы на горе всем буржуям / Мировой пожар раздуем»), – плясовая песня («Эх, эх, попляши! / Больно ножки хороши!»), – марш («Революционный держите шаг! / Неугомонный не дремлет враг!»), – молитва («Упокой, Господи, душу рабы твоея…»), – городской романс («Не слышно шуму городского, / Над невской башней тишина, / И больше нет городового – / Гуляй, ребята, без вина!») [ + пародия на городской романс на стихи Н. Ф. Глинки: «Не слышно шуму городского, / За Невской башней тишина, / И на штыке у часового / Горит полночная луна»].
+ народный театр (формат балаганного зазывалы, вышучивающего прохожих):
А это кто? – Длинные волосы А вон и долгополый – Помнишь, как бывало Вон барыня в каракуле
+ кинематограф (быстрая смена эпизодов, надписи-титры («Вся власть Учредительному Собранию!»), реплики персонажей).
Вопрос: – чем скреплено, объединено это внешне хаотическое нагромождение разных ритмических элементов? что является в поэме организующей силой?
Ответ: кольцевая структура и маршевый ритм.
Преподаватель, дополняя ответ учащихся, цитирует Е. Г. Эткинда: «В «Двенадцати» важно то, что стройный, предельно гармоничный композиционный ритм сталкивается с множеством разнородных элементов, кажущихся хаотическим нагромождением случайных стиховых форм. Ритм, образуемый композиционным костяком поэмы, мы назовем ее «большим ритмом» или макроритмом: он обращен не к физическому восприятию, не к чувствам читателя или слушателя, а к его подсознанию. <…> Композиционная стройность поэмы «Двенадцать» отвечает архитектоническим принципам крупных музыкальных форм и блоковскому представлению о музыке как непременной основе народной революции. <…> В. М. Жирмунский весьма точно определил «музыкальное» своеобразие «Двенадцати»; к его характеристике поэмы как «грандиозного неразрешенного диссонанса» следует добавить противоречие между симметричной композиционной структурой и мнимо хаотическим нагромождением разнороднейших стилистических форм, из которых слагается словесно-стиховая ткань поэмы. Есть, однако, в «Двенадцати» сквозной динамический элемент, который изнутри организует это мнимо хаотическое нагромождение. Таковым является маршевый ритм, он постепенно крепнет и одолевает противоборствующую ему поэтическую тему, тему разбушевавшейся стихии».
Вопросы: – какая форма, по-вашему, более всего подошла бы для музыкальной интерпретации поэмы: симфония, оратория, симфоническая поэма? Предложите свой музыкальный жанр и аргументируйте свой мнение. – какие музыкальные инструменты вы бы использовали? с какими образами поэмы был бы связан тот или иной инструмент? – где был бы кульминационный момент музыкального произведения: какими средствами вы создали бы максимальное напряжение в этот момент? – каким представляется вам финал музыкального произведения?
Смысл финала ...Так идут державным шагом –Позади – голодный пёс.Впереди – с кровавым флагом, И за вьюгой неведим, И от пули невредим,Нежной поступью надвьюжной,Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз – Впереди – Исус Христос.
Преподаватель: – почему в конце поэмы появляется образ Христа?
После предложенных учащимися вариантов ответа преподаватель цитирует А. А. Блока:
«Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа».
Преподаватель озвучивает основные интерпретации появления Христа в финале «12» и говорит об особенности этого образа в контексте творчества поэта.
1. Различные интерпретации образа |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |