Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности поэтического мира Н. Гумилёва

Преподаватель читает со студентами стихотворения Н. Гумилёва и выявляет особенности его поэтического мира.

 

Ранние сборники:

 

Попугай

Я – попугай с Антильских островов,
Но я живу в квадратной келье мага.
Вокруг – реторты, глобусы, бумага,
И кашель старика, и бой часов.

Пусть в час заклятий, в вихре голосов
И в блеске глаз, мерцающих как шпага,
Ерошат крылья ужас и отвага
И я сражаюсь с призраками сов…

Пусть! Но едва под этот свод унылый
Войдет гадать о картах иль о милой
Распутник в раззолоченном плаще, –

Мне грезится корабль в тиши залива,
Я вспоминаю солнце… и вотще
Стремлюсь забыть, что тайна некрасива.

 

Я и Вы

Да, я знаю, я вам не пара,
Я пришел из иной страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.

Не по залам и по салонам
Темным платьям и пиджакам –
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.

Я люблю – как араб в пустыне
Припадает к воде и пьет,
А не рыцарем на картине,
Что на звезды смотрит и ждет.

И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще,

Чтоб войти не во всем открытый,
Протестантский, прибранный рай,
А туда, где разбойник, мытарь
И блудница крикнут: вставай!

 

Особенности:

1. множество лирических «я», масок (конквистадор, попугай, охотник и т. д.).

2. гордость, одиночество лирического героя, оппозиция к миру.

3. тяготение к живописной изобразительности.

4. географическая экзотика.

Поздние сборники:

Заблудившийся трамвай

 

Шел я по улице незнакомой

И вдруг услышал вороний грай,

И звоны лютни, и дальние громы,

Передо мною летел трамвай.

 

Как я вскочил на его подножку,

Было загадкою для меня,

В воздухе огненную дорожку

Он оставлял и при свете дня.

 

Мчался он бурей темной, крылатой,

Он заблудился в бездне времен…

Остановите, вагоновожатый,

Остановите сейчас вагон.

 

Поздно. Уж мы обогнули стену,

Мы проскочили сквозь рощу пальм,

Через Неву, через Нил и Сену

Мы прогремели по трем мостам.

 

И, промелькнув у оконной рамы,

Бросил нам вслед пытливый взгляд

Нищий старик, – конечно тот самый,

Что умер в Бейруте год назад.

 

Где я? Так томно и так тревожно

Сердце мое стучит в ответ:

Видишь вокзал, на котором можно

В Индию Духа купить билет?

 

Вывеска… кровью налитые буквы

Гласят – зеленная, – знаю, тут

Вместо капусты и вместо брюквы

Мертвые головы продают.

 

В красной рубашке, с лицом, как вымя,

Голову срезал палач и мне,

Она лежала вместе с другими

Здесь, в ящике скользком, на самом дне.

 

А в переулке забор дощатый,

Дом в три окна и серый газон…

Остановите, вагоновожатый,

Остановите сейчас вагон!

 

Машенька, ты здесь жила и пела,

Мне, жениху, ковер ткала,

Где же теперь твой голос и тело,

Может ли быть, что ты умерла!

 

Как ты стонала в своей светлице,

Я же с напудренною косой

Шел представляться Императрице

И не увиделся вновь с тобой.

 

Понял теперь я: наша свобода

Только оттуда бьющий свет,

Люди и тени стоят у входа

В зоологический сад планет.

 

И сразу ветер знакомый и сладкий,

И за мостом летит на меня

Всадника длань в железной перчатке

И два копыта его коня.

 

Верной твердынею православья

Врезан Исакий в вышине,

Там отслужу молебен о здравьи

Машеньки и панихиду по мне.

 

И всё ж навеки сердце угрюмо,

И трудно дышать, и больно жить…

Машенька, я никогда не думал,

Что можно так любить и грустить.

 

Память

Только змеи сбрасывают кожи,

Чтоб душа старела и росла.

Мы, увы, со змеями не схожи,

Мы меняем души, не тела.

 

Память, ты рукою великанши

Жизнь ведешь, как под уздцы коня,

Ты расскажешь мне о тех, что раньше

В этом теле жили до меня.

 

Самый первый: некрасив и тонок,

Полюбивший только сумрак рощ,

Лист опавший, колдовской ребенок,

Словом останавливавший дождь.

 

Дерево да рыжая собака,

Вот кого он взял себе в друзья,

Память, Память, ты не сыщешь знака,

Не уверишь мир, что то был я.

 

И второй… Любил он ветер с юга,

В каждом шуме слышал звоны лир,

Говорил, что жизнь – его подруга,

Коврик под его ногами – мир.

 

Он совсем не нравится мне, это

Он хотел стать богом и царем,

Он повесил вывеску поэта

Над дверьми в мой молчаливый дом.

 

Я люблю избранника свободы,

Мореплавателя и стрелка,

Ах, ему так звонко пели воды

И завидовали облака.

 

Высока была его палатка,

Мулы были резвы и сильны,

Как вино, впивал он воздух сладкий

Белому неведомой страны.

 

Память, ты слабее год от году,

Тот ли это, или кто другой

Променял веселую свободу

На священный долгожданный бой.

 

Знал он муки голода и жажды,

Сон тревожный, бесконечный путь,

Но святой Георгий тронул дважды

Пулею нетронутую грудь.

 

Я – угрюмый и упрямый зодчий

Храма, восстающего во мгле,

Я возревновал о славе Отчей,

Как на небесах, и на земле.

 

Сердце будет пламенем палимо

Вплоть до дня, когда взойдут, ясны,

Стены нового Иерусалима

На полях моей родной страны.

 

И тогда повеет ветер странный –

И прольется с неба страшный свет,

Это Млечный Путь расцвел нежданно

Садом ослепительных планет.

 

Предо мной предстанет, мне неведом,

Путник, скрыв лицо: но всё пойму,

Видя льва, стремящегося следом,

И орла, летящего к нему.

 

Крикну я… Но разве кто поможет, –

Чтоб моя душа не умерла?

Только змеи сбрасывают кожи,

Мы меняем души, не тела.

Особенности:

Мистические и оккультные мотивы.

Неопределённость пространства и времени.

Подведение итогов и предчувствие собственного конца.

Мотивы грусти.

Преподаватель ставит учащимся запись песни «Лес» в исполнении Н. Расторгуева на стихи Н. Гумилёва.

Лес

Это было, это было в те года,
От которых не осталось и следа,

Это было, это было в той стране,
О которой не загрезишь и во сне.

Я придумал это, глядя на твои
Косы, кольца огневеющей змеи,

На твои зеленоватые глаза,
Как персидская больная бирюза.

Может быть, тот лес – душа твоя,
Может быть, тот лес – любовь моя,

Или может быть, когда умрём,
Мы в тот лес направимся вдвоем.

 

ЭТИКА:

Воспитание мужества; интуиция к Иному миру; открытие Африки как древней культуры.

 

Послесловие

Преподаватель зачитывает стихотворение Н. Гумилева «Мои читатели».

 

Мои читатели

 

Старый бродяга в Аддис-Абебе,
Покоривший многие племена,
Прислал ко мне черного копьеносца
С приветом, составленным из моих стихов.
Лейтенант, водивший канонерки
Под огнем неприятельских батарей,
Целую ночь над южным морем
Читал мне на память мои стихи.
Человек, среди толпы народа
Застреливший императорского посла,
Подошел пожать мне руку,
Поблагодарить за мои стихи.

Много их, сильных, злых и веселых,
Убивавших слонов и людей,
Умиравших от жажды в пустыне,
Замерзавших на кромке вечного льда,
Верных нашей планете,
Сильной, весёлой и злой,
Возят мои книги в седельной сумке,
Читают их в пальмовой роще,
Забывают на тонущем корабле.

Я не оскорбляю их неврастенией,
Не унижаю душевной теплотой,
Не надоедаю многозначительными намеками
На содержимое выеденного яйца,
Но когда вокруг свищут пули
Когда волны ломают борта,
Я учу их, как не бояться,
Не бояться и делать что надо.

И когда женщина с прекрасным лицом,
Единственно дорогим во вселенной,
Скажет: я не люблю вас,
Я учу их, как улыбнуться,
И уйти и не возвращаться больше.
А когда придет их последний час,
Ровный, красный туман застелит взоры,
Я научу их сразу припомнить
Всю жестокую, милую жизнь,
Всю родную, странную землю,
И, представ перед ликом Бога
С простыми и мудрыми словами,
Ждать спокойно Его суда.

Домашнее задание:

Прочесть рассказы «Баня» М. Зощенко, «Мой первый гусь» И. Бабеля, «Облако, озеро, башня» В. Набокова.

 

По желанию учащихся:

Подготовить реферат на тему: «Любовная лирика Н. Гумилёва», «Основные мотивы сборника Н. Гумилёва «Шатёр»», «Поэтическая студия «Звучащая раковина»».

 

Тема 16.

Литература 20-30 годов: обзорное занятие

Е годы: контекст и особенности

Преподаватель:

 

Революция

 

Главное событие, которое определило начало XX века, это, конечно, Октябрьская революция 1917 года, которая привела к власти партию большевиков. Это событие литературе и литературам не заметить было невозможно. Но отнеслись к нему писатели и поэты по-разному. Кто-то безоговорочно принял и воспевал её, как В. Маяковский и В. Брюсов. Кто-то, как А. Блок, призывал «слушать музыку Революции» и сотрудничать с новой властью. У кого-то, как у Е. Замятина, к революции отношение было неоднозначным. Кто-то, как И. Бунин, Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Ходасевич, отнёсся к ней с категорическим неприятием.

 

Мера свободы

 

Все 20-е годы советская власть так или иначе позволяла литературе существовать относительно свободно, иметь разные мнения, так как пока её занимали иные заботы, связанные не с идеологией, а с выживанием. Хотя уже в 1922 году было организовано Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит), а вместе с ним в Россию вернулась цензура, отменённая в 1905 году.

 

Развитие

 

И всё же в литературе 20-х годов, несмотря на это и на то, что начало 20-х годов ‒ это время Гражданской войны, разрухи, голода, холода, несмотря на то, что книгоиздание в начале 20-х почти прекратилось и поэты сами делали рукописные книги [М. Осоргин, «Как прожить на советское жалованье, ни в чём не нуждаясь и не нарушая декретов», «Копчение академической селёдки в самоварной трубе»], продолжаются эксперименты, начатые «серебряным веком». В литературу входит много молодых талантливых писателей. Причём зачастую это были писатели нового типа ‒ красноармейцы (Вс. Иванов), политработники (Д. Фурманов), рабочие (В. Казин). Другие же насовсем, надолго или на какое-то время замолкают (В. Хлебников, А. Ахматова, Б. Пастернак).

 

Силы

 

В литературе 20-х годов имелись 3 силы:

1. Пролеткульт [движение от «я» к «мы»; противопоставление себя предшествующей культуре; машинизм], затем ‒ РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) [писатели из рабочей среды; вульгарный социологизм; неприятие инакомыслия],

2. «Перевал» [ориентация на русскую классическую традицию и на талант, а не на класс] (Э. Багрицкий, М. Светлов, М. Пришвин) и

3. «Попутчики» (термин Л. Д. Троцкого).

 

Группировки

(+ особенности поэзии)

 

Появляется также множество литературных группировок. Причины: вместе легче выжить, легче печататься; происходит активное размежевание по линии идеологии и художественных пристрастий.

 

ЛЕФ

(Левый фронт искусств)

В. Маяковский, В. Каменский, О. Брик, В. Шкловский, Н. Асеев

Теория соцзаказа; концепция производственного искусства.

 

Имажинизм

С. Есенин, А. Мариенгоф, В. Шершеневич

Идея преобладания образа над смыслом; метафора как основной художественный инструмент

 

Конструктивизм

И. Сельвинский, В. Инбер, В. Луговской

Основа ‒ смыслообразующий ритм; идея смыслообразующей рифмы; экономия текстового пространства; введение в поэтическую речь прозаических отрывков, технических терминов.

 

ОБЭРИУ

(Объединение реального искусства) [а «у» ‒ для смеха]

Д. Хармс, А. Введенский, Н. Олейников, Н. Заболоцкий

Идея разрушения смысловых стереотипов, борьба с традиционализмом мышления; главный инструмент ‒ абсурд (смысловой сдвиг, орфографический сдвиг, фонетический сдвиг.

 

«Серапионовы братья»

Название заимствовано из цикла новелл Э. Т. А. Гофмана, у которого описывается литературное сообщество имени пустынника Серапиона.

М. Зощенко, В. Каверин, К. Федин, Н. Тихонов, Вс. Иванов

Творческое разнообразие; интерес к сюжетостроению, фабульному динамизму; интерес к красоте слова, а не только к его смыслу.

 

Тенденция

 

Литература 20-х постепенно движется от поэзии к прозе, происходит стабилизация общества и появляется желание осмыслить произошедшее.

 

Особенности прозы

 

1. Основной жанр ‒ роман.

2. Разновидности романа:

‒ социально-психологический роман («Белая гвардия» М. Булгакова);

‒ художественно-документальный («Чапаев» Д. Фурманова);

‒ историко-биографический («Смерть Вазир-Мухтара» Ю. Тынянова);

‒ сатирический («12 стульев» И. Ильфа и Е. Петрова);

‒ научно-фантастический («Голова профессора Доуэля» А. Беляева);

‒ роман-антиутопия («Мы» Е. Замятина).

+ 3. Смешение жанров («Чапаев» Д. Фурманова ‒ дневник + письма + очерк).

+ 4. Множество тем и жанров.

5. Маргинальность тем («Щепка» В. Зазубрина).

6. Напряжённость сюжета, острый социальный конфликт.

7. Смена «я» на «мы».

8. Миниатюризация произведений («Конармия» И. Бабеля, «Записки юного врача» М. Булгакова).

9. «Рубленая проза» («Голый год» Б. Пильняк).

10. Сказ (← появление новых героев, которые потребовали нового слова).

11. Сильная лирико-романтическая струя («41» Б. Лавренёва, «Алые паруса» А. Грина).

 

«Не в изгнании, а в послании…»

Преподаватель:

 

Русская эмиграция первой волны началась с начала 20-х годов, когда многие деятели культуры, не принявшие революцию, стали покидать Родину. Другие же были высланы на так называемых «философских пароходах» летом и осень 1922 года.

В эмиграции оказались И. Бунин, Вяч. Иванов, Г. Иванов, И. Шмелёв, Б. Зайцев, М. Алданов, А. Куприн, А. Аверченко, В. Ходасевич, К. Бальмонт, А. Ремизов, И. Северянин, М. Осоргин, Г. Газданов, М. Цветаева, Д. Мережковский, З. Гиппиус, художники Ф. Малявин, И. Билибин, К. Сомов, А. Бенуа, К. Коровин, В. Кандинский, Ю. Анненков, композиторы А. Глазунов, С. Рахманинов, И. Стравинский, С. Прокофьев, деятели балета С. Дягилев, А. Павлова, С. Лифарь.

Положение русской культуры за границей было тяжёлым, существовало много проблем как бытового, так и культурного характера: от нечего есть до негде печататься и не кем быть прочитанным.

Но русская культура, русская культура жила и развивалась несмотря ни на что. Поэтесса Н. Берберова так выразила своё восприятие сути русской эмиграции: «Мы не в изгнании, мы в послании...». И действительно, русская эмиграция оказалась посланием миру о русской культуре ‒ разделённой, но сохранившей связи.

Исключением из общего потока русских писателей в эмиграции оказался В. В. Набоков, которому удалось перейти в своём творчестве на английский язык и стать не только русским писателем, но и американским писателем.

 

Е годы: контекст и особенности

Преподаватель:

 

Тенденция

Если 20-е годы в русской литературе ‒ это время эстетического многообразия, то 30-е ‒ время сужения художественных вариаций.

 

Союз советских писателей

 

В 30-е годы создаётся Союз советских писателей, согласно Уставу которого (1934):

‒ литературное движение должно быть связано с советской властью и политикой партии;

‒ писатели должны активно включаться в социалистическое строительство;

‒ нужно ориентироваться на воспитание писателей из среды красноармейцев, рабочих, колхозников;

‒ в качестве главного художественного метода признан метод социалистического реализма.

 

Соцреализм

 

К особенностям соцреализма относятся:

1. сверхреализм: изображается не то, что есть, а то, что должно быть [анекдот о 3-х художниках и 3-х портретах царя];

2. монументальность: соответствие искусства величию эпохи;

3. классицизм [через головы отцов ‒ к дедам]:

а. тенденция к нормативному преображению действительности;

б. статичность образов и однозначность героев (наличие положительного героя, контраст «добра» и «зла»);

в. метод 3-х единств;

4. народность: простота, а не затруднённость; идеальность, а не данность;

5. героизм.

 

Предтеча: «Мать» М. Горького.

Образцы: поздняя поэзия В. Маяковского, «Разгром» А. Фадеева, «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Поднятая целина» М. Шолохова.

Соратники: Н. Хикмет, П. Неруда, Л. Арагон.

 

Мартиролог

 

30-е годы ‒ это время гонений на литературу, время «закручивания гаек». Рвутся живые творческие связи, разгоняются все литературные группировки. По собственной воле уходят из жизни С. Есенин и В. Маяковский. Позже, в 1941-ом, М. Цветаева. Отправляется в лагеря и погибает там множество крупных писателей и поэтов: О. Мандельштам, Н. Клюев, Б. Пильняк, Д. Хармс. Многие оказываются подвернуты травле, как, например, М. Зощенко и М. Булгаков

На десятилетия под запретом оказались такие произведения, как «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита», «Записки покойника» («Театральный роман») М. Булгакова, «Мы» Е. Замятина, «Чевенгур», «Котлован» А. Платонова, сатирическая комедия Н. Эрдмана «Самоубийца», стихи О. Мандельштама, М. Цветаевой, А. Ахматовой, Н. Клюева. Кроме того, недоступны были читателю и все произведения русской литературы «в изгнании».

 

Особенности прозы

 

1. Жанровый спектр сужается, но основной жанр по-прежнему роман. Тяготение к роману-эпопее («Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Н. Толстого).

2. Рождение жанра производственного романа («Время, вперёд!» В. Катаева) и романа о коллективизации («Поднятая целина» М. Шолохова).

3. Развитие романа воспитания («Педагогическая поэма» А. Макаренко).

4. Развитие исторического романа («Пётр Первый» А. Н. Толстого, «Чингисхан» В. Яна): суть в поиске исторических соответствий настоящему, в поиске сильных правителей и утверждении концепции государственности.

5. Появление научно-художественной литературы («Корень жизни» М. Пришвина).

6. Расцвет детской литературы: позволяет писателю сказать то, что нельзя сказать в литературе взрослой («Тимур и его команда» А. Гайдара, «Три толстяка» Ю. Олеши, «Малахитовая шкатулка» П. Бажова).

 

Особенности поэзии

 

1. Существование неофициальной поэзии «под спудом», её потаение, сохранение.

2. Процветание официальной советской поэзии, к основным темам которой относятся:

‒ любовь к «трём мандаринам»: Ленину, Сталину, любому другому руководителю;

‒ воспевание советской символики ‒ флага, герба, гимна (Н. Тихонов, «Советский флаг»; как, например, ранее «Стихи о советском паспорте» В. Маяковского);

‒ поэтизация социалистического труда;

‒ вариации на темы Пушкина (Пушкин как член политбюро ← власть узаконивает себя через классику);

‒ тема молодости (стихи о комсомоле).

3. Расцвет жанра массовой песни: темы борьбы, героизма, победы, врага, Родины («Вставай, страна огромная…», «Белая армия, чёрный барон…», «Широка страна моя родная…», «Песня о встречном»).

 

[Преподаватель ставит учащимся фрагменты нескольких советских песен.]

 

Вывод:

Ф. А. Степун:

«Нет никаких сомнений: советская литература (поскольку она действительно литература, а не макулатура) и советский строй (поскольку он не жизнь в советской России, а проводимый мир идей), как бы они временно ни уживались в одной берлоге, по существу, непримиримые враги» («Мысли о России», 1925).

 

ЭТИКА:

Тоталитаризм убивает литературу, а вместе с ней и каждого человека, лишающегося возможности думать, задавать вопросы, искать на них ответы.

Домашнее задание:

 

Прочесть стихотворения В. Маяковского: «Ночь», «Ода революции», «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Левый марш», «Блек энд уайт», «О дряни», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешёвая распродажа», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Парижанка». «Стихи о советском паспорте», «Во весь голос», «Неоконченное» («Любит? не любит? Я руки ломаю…»).

 

По желанию учащихся:

Подготовить рефераты на тему: «Романтическая поэзия 20-х годов», «Ранняя проза В. Набокова», «Сатирическая проза М. Зощенко», «Детская литература 30-х годов», «Исторические романы 20-х-30-х гг», «Научная фантастика 20-х годов», «Проза И. Бабеля».

Тема 17.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...