Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выработка правильного и длительного выдоха

Развитие физиологического дыхания

 

Начинают тренировки с 30-45 секунд за прием, постепенно увеличивая нагрузку в течение двух недель до 2 минут. Упражнения выполняют 5-6 раз.

В дальнейшем число тренировок может быть доведено до 3 раз в день по 2 минуты за прием.

Если упражнение вызывает головокружение, то продолжительность сокращается до 15-20 секунд.

 

Формирование диафрагмального дыхания

 

Упражнение «Животик»

 

В положении лежа на спине, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз - как будто она качается на качелях.

 

Динамические дыхательные упражнения

 

Упражнение «Ныряльщики»

 

Глубоко вдохнуть, задержать выдох, «нырнуть в воду» — присесть.

Встать («вынырнуть») — выдох.

 

Дифференциация ротового и носового выдохов

 

В результате выполнения упражнений на дифференциацию ротового и носового выдохов ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи.

Для работы над дыханием на этом этапе рекомендуется выполнять три комплекса упражнений.

Первый комплекс направлен на формирование фиксированного (плавного) выдоха через нос или рот, чередования ротового и носового выдохов. Фиксированный выдох необходим для произнесения фрикативных (щелевых) согласных звуков ([ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [щ], й], х).

Комплекс 1. Формирование фиксированного выдоха

Упражнение. «Ветер дует»

И.п. - стоя. Спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко, (Руки поднять вверх, встать на носки, подуть)

Я подую низко, (Руки вытянуты перед собой, наклон вперед и подуть)

Я подую далеко, (Руки вытянуты перед собой, подуть)

Я подую близко. (Ладони поднести к губам и подуть на них).

 

Развитие силы диафрагмального выдоха.

Упражнение. «Деревце качается»

Стоять, наклоняя туловище и делая движения руками под чтение текста.

Ветер дует нам в лицо, (Выдох через рот, воздушная струя сильная, машем кистями рук на лицо).

Закачалось деревцо. (Наклоны туловища вправо, влево)

Ветер тише, тише, тише, (Дуть, махи руками в лицо, слабая воздушная струя)

Деревцо все выше, выше. (Потянуться, руки вверх).

 

Второй комплекс предназначен для формирования форсированного (толчкообразного) выдоха через нос или рот, чередования ротового и носового выдохов. Форсированный выдох необходим для произнесения взрывных (смычных) согласных звуков ([п], [б], [т], [д], [к], [г]).

Комплекс 2. Формирование форсированного выдоха

 

1. Вдохнуть носом, выдохнуть через нос толчками.

2. Вдохнуть носом, выдохнуть через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф! ф! ф!).

 

Третий комплекс направлен на формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи. Это умение необходимо для произнесения аффрикативных звуков ([ц], [ч]) и групп согласных звуков разного способа образования ([тс], [пл], [вр], тр, др и т.д.)

 

Комплекс 3. Формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдох

1. Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть, в конце переходя в плавный выдох (ф! ф! ф ).

2. Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, удлиненно выдохнуть через «трубочку» с усилением в конце (У________у! у!).

 

Главной особенностью работы над дыханием в этот период является сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артикуляцией.

 

Развитие речевого дыхания

 

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания следует помнить, что:

  • дыхательные упражнения необходимо ограничивать во времени или чередовать с другими играми, чтобы не допустить головокружения;
  • вдох должен быть сильный через нос ("набираем полную грудь воздуха"), а выдох плавный через рот;
  • во время выдоха губы должны быть сложены трубочкой, при этом щеки не должны надуваться;
  • выдыхать следует, пока не закончится воздух;
  • во время разговора нельзя добирать воздух при помощи коротких вдохов.

 

Упражнение "Бабочка"

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха, активизация губных мышц, подготовка органов артикуляции к произнесению звука "У"

Оборудование: бабочка на нитке от 20 до 40 см, привязанная к середине палочки, карандаша или др. Бабочки должны висеть на уровне лица ребенка.

Ход игры: Смотри, какие красивые бабочки прилетели к нам в гости! Ой, да они умеют летать!(взрослый дует на бабочку) Теперь ты попробуй подуть на баочку, вдруг она улетит дальше?

Комментарии: необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, не поднимал плечи, губы выдвигал слегка вперед. Дуть от 5 до 10 секунд в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

 

Упражнение "Снежинки"

Цель: формирование плавного длительного выдоха через рот, активизация губных мышц, подготовка органов артикуляции к произнесению звука "О".

Оборудование: разноцветные ватные шарики

Ход игры: Взрослый разбрасывает на стол ватные шарики, говоря при этом: "Снег идет, снег идет! А теперь поднялась вьюга и сдула наши снежинки" взрослый показывает, как дуть на ватные шарики, затем ребенок повторяет. Затем ребенок собирает ватные шарики, и игра повторяется снова.

Комментарии: Губы слегка вытянуты вперед и округлены как при произнесении звука "О". Следить, чтобы не надувались щеки.

 

Упражнение "Воздушный шарик"

Цель:развитие длительного направленного плавного ротового выдоха, активизация губных мышц.

Оборудование: воздушный шарик на ниточке

Ход игры: Привяжите шарик в удобное место так, чтобы можно было подуть и поднять его на верх. Покажите ребенку, как это необходимо сделать, а потом предложите ребенку сделать точно так же, только чтобы он подольше не опускался на землю.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...