Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие силы, высоты и тембра голоса.

 

1. Пропевание гласных с различной высотой звучания:

 

Открываем мы глаза,

Вдох — тянем долго:

Днём по горкам едем мы:

Утром солнышко взошло,

Снизу вверх мы тянем:

Ночью смотрим на звезду —

Сверху вниз слетает:

 

Завывает пурга, и не видно ни зги:

 

Упражнения на развитие тембра и длительности вырабатывают звонкость, снижают напряжения мышц шеи и гортани, зажатость челюсти. Они придают речи ровность, гибкость и выносливость голоса, т. е. способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, не теряя качества звучания.

Упражнение.

И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке над головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперед, медленно выдохнуть. При этом произносить каждый раз новый гласный: «а», «о», «у», «ы», «э».

· «А» — руки вверх.

· «О» — руки кольцом перед собой.

· «У» — руки рупором.

· «Ы» — руки овалом впереди.

· «Э» — руки овалом сзади.

 

Пропевание гласных и их сочетаний с различной силой и высотой звучания

Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки вверх («на горку») сила голоса увеличивается, движение вниз («под горку») — уменьшается. При горизонтальном движении руки сила голоса постоянна.

 

Дети соизмеряют силу голоса и пропевают заданный звук тише, громче или ровным голосом с опорой на наглядный материал (карточки).

Развитие артикуляционной моторики.

 

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т. к. в таком положении у ре­бёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном поло­жении.

Улыбка» («Заборчик»)

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и ниж­ние зубы. Удерживать губы в таком положении в течение 5—10 секунд.

Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или ниж­нюю губу. Можно вместе с ребёнком пропеть звук [и], и губы растянутся в улыбке (рис. 1).

Рис. 1

Хоботок» («Трубочка»)

Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5—10. Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно вместе с ребёнком пропеть звук [у], и губы примут положение «трубочка» (рис. 2).

Рис. 2

Накажем непослушный язык» (шлёпаем губами по языку)

Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, по­шлёпывая его губами, произносить: «Па-па-па». Произношение слогов («Па-па­па») облегчает ребёнку выполнение данного упражнения. Рекомендуем поэтап­ное выполнение: 1 — пошлёпывать губами кончик языка; 2 — пошлёпывать губа­ми середину языка; 3 — пошлёпывать губами язык, продвигая его медленно вперёд, а затем назад (рис. 3).

Рис. 3

 

Чистим зубы снаружи»

Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком медленно про­вести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения (рис. 116). Также «чистим» наружную сторону нижних зубов.

Рис. 4

Горка» («Мостик»)

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широ­кий язык установить «горкой» (рис. 5). Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5—10. Если ребёнок затрудняется выполнить данное упражнение, пред­ложите ему пропеть звук «и-и-и», и язык примет нужное для «горки» положение.

 


Рис. 5

 

 

Развитие мелкой моторики.

 

Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно.

 

«Пальчики здороваются»

Идут четыре братца

Навстречу старшему (Пальцы ритмично соединяются),

Здравствуй, большой! (с большим щепотью)

Здорово, Васька - указка! (большой соединяется с указательным)

Здорово, Мишка - середка! (большой соединяется со средним)

Здорово, Гришка - сиротка! (большой соединяется с безымянным)

Да ты, Крошка - Тимошка! (большой соединяется с мизинцем)

 

«Работа с бусами»

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.

Используемые материалы: бусы различной текстуры, леска, нитки, пуговицы, макароны, сушки, шнурки и другие материалы (зависит от фантазии).

Содержание: Взрослый раскладывает на столе бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и разных цветов). Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых чередуются большие и маленькие бусинки, или красные и синие, или круглые и квадратные и т.п. При выполнении этого задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок.

Можно предложить ребенку самому придумать материал для нанизывания и узор.

 

Упражнение 3

Цель:развитие крупной (кистевой) и мелкой (пальцевой) моторики, право — левосторонней ориентации, согласованности взаимодействия, развитие внимания, повышение эмоционального тонуса, формирование способности к пластическому самовыражению,

 

Инструкция: « Сейчас я расскажу вам историю про одну собаку. Но я не просто буду ее рассказывать, но еще и показывать, а вы слушай те и повторяйте за мной. Собаку мы будем показывать вот так: 1,3,4 пальцы правой руки сжаты в щепотку. 2,5 — уши»

Содержание: Жила была собака (показывает собаку). у нее совсем не было друзей и она боялась темноты. Когда наступала ночь или на небе появлялась большая черная туча и становилось темно, она прижимала уши( 2,5 пальцы сгибаются) и пряталась в свой дом (рука прижимается к груди). Но вот однажды днем, когда собака гуляла, что — то защекотало ее правое ухо (сгибается и выпрямляется 5 палец), левое ухо (сгибается и выпрямляется 2 палец ), нос (1,3,4 пальцы немного двигаются вправо и влево), собака потрясла головой (быстрые движения вправо и влево всей кистью), потом чихнула (резкое движение кистью вниз), но никак не могла понять, что это такое. А это был солнечный зайчик (заяц (левая рука) — указательный и средний пальцы выпрямлены и разведены в стороны — уши, остальные пальцы собраны в кулак — туловище). Он увидел, что собаке очень грустно одной и решил с ней подружиться.

 

Отработка опорных звуков.

 

[С]

Ø На фоне звука Ф, оттягивать нижнюю губу вниз. Звук Ф преобразовать в звук С.

Ø Произнести И, затем – Э, убираем голос, оближем зубы, делаем выдох – получается – С.

Ø От звука – Ц. Предлагается длительно произносить звук – Ц. При этом отчётливо слышится звук – С.

 

[З]

 

Ø От звука В, оттягивая нижнюю губу вниз

Ø От И- затем Э, не убирая голос, делаем выдох

Ø При аналогии с гласными:

Тихо _______ громко

а а

о о

и и

с з

 

( при оглушении)

Примечание: так как С и З щелевые, гласные читаются на одном выдохе.

При чтении таблицы, рука на горле

 

[Ц]

Ø Быстрое произношение звуков Т и С

Ø ТС сближаем

Ø ТС объединяем

Ø Предлагается произносить звук Т с опущенным кончиком языка, одновременно отодвигая язык назад.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...