Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сновидения в традиционной культуре

Прочитав книгу Панченко Александра «Христовщина и скопчество. Фольклор и традиционная культура русских мистических сект» можно выяснить, что традиционная культура охватывает также и такой аспект нашей жизни, как толкование сновидений. В главе про сновидения автор даёт понять, что различные традиционные общества дают разное толкование этих явлений. Наиболее данная тема изучается в трудах западных авторов. В отечественной гуманитарии эти вопросы, к сожалению, редко подвергались специальному рассмотрению. Речь идет не столько о роли мотива сна в различных фольклорных и литературных текстах, сколько о культурном понимании сна как такового. Между тем хорошо известно, что все культурные традиции придают то или иное значение сновидениям и что у разных народов это значение может существенно различаться. В разных странах сны толкуются по-разному с различными целями.

Сложность вопроса усугубляется существованием различных философских и психологических подходов к проблеме сновидения. Большинство из них исходят из того, что сновидение представляет собой процесс, протекающий в реальном времени в сознании спящего. Предполагается, что сновидение в существенной степени подобно процессам, происходящим в сознании бодрствующего человека. После пробуждения сновидец может представить себе и другим отчет о сновидении при условии «запоминания» последнего.

Однако, этот вопрос был поставлен под сомнение еще в 1950-х гг. учеником Л. Витгенштейна Н. Малкольмом. Согласно с ним, единственный критерий сновидения — это рассказ о нем, и поэтому понятие сновидения производно не от психического опыта спящего, а от рассказа проснувшегося. Сон — не то, что снится спящему, а то, о чем рассказывает бодрствующий.

Единственной обзорной работой по этой теме является статья А. В. Балова, опубликованная еще в конце XIX столетия. Согласно его наблюдениям, можно говорить о следующих «видах» снов, имеющих мифологическое значение для народной культуры: «кошмар», который, по уверениям Балова, «почти повсеместно считается делом домового», «соблазнительные» и «греховные» сны, «производимые действием дьявола», «вещие сны», предвещающие судьбу (к ним относятся и сновидения, связанные с гаданием, и так называемые праздничные сны), «религиозные» сны, чье происхождение «народ единогласно приписывает Богу и святым Его», и, наконец, сновидения, в которых людям являются

умершие. Конечно, эта классификация имеет довольно условный характер, однако она все же может быть использована в качестве исходной модели при анализе темы сна и сновидения в русской крестьянской традиции. Здесь стоит предложить лишь одну предварительную коррективу. Дело в том, что вышеупомянутые особенности роли сна в культуре естественным образом приводят к поливалентности и вариативности его фольклорных функций. Ситуация припоминания и рассказывания сновидения придает последнему форму символа; уже на этой стадии сон получает статус независимой фольклорной единицы. В дальнейшем и сон-нарратив, и сон-символ может быть инкорпорирован в более сложную систему верований, обрядовых действий и т. п.

Таким образом, в фольклоре сновидение играет двойственную роль: с одной стороны, сновидческий опыт может привести к формированию того или иного нарратива либо побудить сновидца к определенным ритуальным и прагматическим действиям. С другой — сновидение нередко служит сюжетным (или даже сюжетообразующим) элементом различных фольклорных форм.[2]

Исходя из этого мы видим, что даже толкование сновидений имеет место быть в традиционной культуре.

 

Заключение

Как мы видим, проблема традиционной культуры является довольно актуальной в наши дни. Она находит отражение во многих аспектах нашей жизни: не только в культурной, но и в повседневной.

В данной курсовой мне удалось дать хоть и примитивное, но своё собственное определение этого понятия. Исходя из работы, традиционная культура – это те культурные ценности и идеалы, которые передаются из поколения в поколение. Традиционная культура – это неотъемлемая часть каждого этноса, который обязан заботиться о сохранении традиций своего народа.

В работе была затронута тема сохранения традиционной культуры. Эта проблема является актуальной, особенно в наши дни. Современное общество – это огромная информационная система, в которой происходит общение между представителями различных этносов. В ходе такого общения наблюдается заимствование культур, а иногда даже подавление одной культуры другой.

Наиболее эта проблема актуальна для белорусского традиционного общества. Современное поколение по непонятным причинам стало забывать традиции своего народа. Если углубиться в историю, можно найти довольно большое количество языческих праздников, которые имеют место быть и в наши дни. Однако это всё постепенно утрачивается в ходе глобализации. Нынешнее поколение стало постепенно заимствовать праздники из различных культур мира, при этом забывая про традиционные праздники своей родины. В курсовой работе я раскрыла суть некоторых из них, а именно: Дзядов, Купалья и Коляд.

Также был раскрыт такой аспект традиционной культуры, как толкование сновидений. Исходя из изученных источников, мне удалось выяснить, что в различных традиционных обществах сновидения толкуются по разному с разными целями. В большей части эта тема изучалась западными авторами, однако в некоторых чертах нашла отражение и в трудах советских учёных.

Таким образом, мы можем говорить о необходимости сохранения традиционной культуры своей страны.

 

 

8.Список используемой литературы:

1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Пер. с англ. Н. Аберкромби, С. Хилл, С. Тернер С. Брайан. – М.: Экономика, 2000. – 413 с.

2. Балов А. Сон и сновидения в народных верованиях // ЖС. СПб., 1891. Вып. 4. С. 208-213

3.Захаров, А.В. Традиционная культура в современном обществе /А.В. Захаров// Социологические исследования. – Импакт-фактор РИНЦ – 2004, № 7, СС. 105 — 115

4.Ионин Л.Г. Социология культуры. - М., 1996.

5.Панченко А.А. Проблемы сна и сновидения в контексте антропологического и фольклористического анализа /А.А.Панченко // Христовщина и скопчество. Фольклор и традиционная культура русских мистических сект/ АСТ., 2004 – с.52-56.

6.Русецкая, В.И. Особенности социокультурной идентичности белорусов /В.И.Русецкая//Социологический альманах. - М.: «Беларукая навука» – 2014.-№5 – с.260-266

7. Сосновская, Н.А. Представления об образе современной Беларуси

в общественном сознании населения страны /Н.А.Сосновская//Социологический альманах. - М.: «Беларукая навука» – 2013.-№4 – с.241-246

8.Основные черты традиционной культуры [Электронный ресурс]/ Основные черты традиционной культуры. - http://studopedia.org/2-25672.html

9. Традиции и обычаи Беларуси [Электронный ресурс] / Традиции и обычаи Беларуси.- http://probelarus.by/belarus/information/tradition/

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...