Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принцип учета возрастных особенностейКаждый конкретный возраст в целостном онтогенетическом физическом и психическом развитии уникально неповторим: он содержит как ведущие «точки роста», определяющие развитие в целом, так и факторы, лимитирующие его. Двигательная функция человека характеризуется этапностью развития систем движений человека, колебательным характером этих систем, синфазностью периодов ускоренного развития, высокой степенью индивидуальности двигательных проявлений (Й.М. Янкаускас, Э.М. Логвинов, 1984; В.К. Бальсевич, 1987). Процесс адаптивного физического воспитания, направленный на всестороннее развитие личности каждого ребенка, должен опираться на эти закономерности. а) Единство генетического хода развития Ребенок с нарушениями в развитии проходит все те же стадии онтогенетического развития, что и здоровый ребенок. Различия заключаются в темпах физического и психического развития, конечном результате и способах его достижения. Развитие личности ребенка, его физических способностей и познавательной деятельности зависит от основного дефекта и требует большего времени, иных средств и методов. б) Максимальное использование сенситивных периодов развития Для обучения двигательным действиям сенситивным периодом считается возраст 5-10 лет, а возрастной интервал от 7 до 10-12 лет предпочтителен для развития всего спектра физических качеств и координационных способностей. Поэтому естественно считать его важным для организованной закладки потенциала двигательной активности человека (В.К. Бальсевич, 1988). Это же время является оптимальным для формирования осознанной мотивации к телесному развитию и выработки привычки заботиться о своем здоровье (А.Г. Щедрина, 1996). Биологический возраст ребенка с нарушениями в развитии, как правило, отстает от паспортного. Уровень его психических и физических способностей сугубо индивидуален, как индивидуальны и сенситивные зоны; важно их не пропустить, на них ориентироваться и максимально использовать для развития и личностного роста. в) Учет зоны ближайшего развития При разработке проблемы взаимоотношения обучения и развития для детей нормального развития и с нарушениями Л.С. Выготским были введены понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития», под которыми подразумевалась в первом случае такая подготовка ученика, которая дает ему возможность действовать самостоятельно, во втором - возможность выполнять задание с помощью учителя (или родителей) то, что самостоятельно сделать пока не удается. Зона ближайшего развития определяет не только психическое, но и физическое развитие, находящиеся в процессе созревания, дает представление о потенциальных возможностях развития, что, в свою очередь, позволяет делать научно обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения детей с ограниченными функциональными возможностями. Выявление актуального и потенциального уровней физического развития, зоны ближайшего развития может быть основой нормативной возрастной диагностики для разных нозологических групп. Принцип адекватности, оптимальности и вариативности педагогических воздействий Эти принципы вытекают из признания основополагающего постулата: движение, двигательная активность для детей с ограниченными возможностями это объективное и жизненно необходимое условие существования, поддержания «остаточного» здоровья, развития и совершенствования индивидуальных возможностей. Принцип адекватностиозначает требование, чтобы выбор средств, методов, методических приемов соответствовал состоянию занимающихся. Функциональное состояние организма и реальные возможности решения конкретных педагогических задач определяются множеством постоянно действующих факторов, лимитирующих двигательную активность и влияющих на процесс адаптации. Принцип адекватности предусматривает учет следующих факторов: тяжести основного дефекта, характера сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, возрастные особенности, индивидуальные темпы развития, состояние двигательной функции, особенно локомоторной, сохранность сенсорных систем, интеллекта, способность к обучению, наличие двигательного опыта, предрасположенность, интерес и природные задатки к тем или иным видам физических упражнений. Принцип оптимальностиозначает разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки, целесообразную стимуляцию адаптационных процессов, которые определяются силой и характером внешних стимулов. В качестве стимулов выступают физические упражнения, различные по характеру, направленности, координационной сложности, а также физической нагрузке, которая должна соответствовать оптимальным реакциям организма. Принцип вариативностиозначает бесконечное многообразие содержания и возможностей движения. Смысл вариативности состоит не только в том, чтобы избежать монотонии, привыкания к однообразной физической нагрузке. Люди с ограниченными возможностями вследствие вынужденной гиподинамии испытывают двигательный и эмоциональный голод, дефицит общения, поэтому разнообразие двигательной деятельности, особенно игровой, хотя бы частично компенсирует эти негативные явления. В практической деятельности принцип выражается в варьировании физических упражнений и условий их выполнения, методов и методических приемов словесного и звукового воздействия, показа, сенсорных ощущений, способов регулирования эмоционального состояния занимающихся. Выбор возможных сочетаний перечисленных признаков вариативности обусловлен возрастом, индивидуальностью занимающихся, конкретными педагогическими задачами и должны соответствовать принципам адекватности и оптимальности. Контрольные вопросы и задания 1. Какими путями реализуется принцип гуманистической направленности в адаптивной физической культуре? 2. Что означает непрерывное физкультурное образование? 3. Раскройте роль здоровья и физической подготовленности для инвалида в процессе освоения общечеловеческих культурных ценностей. 4. Что означает принцип социализации? Какова роль адаптивной 5. Какие факторы влияют на процесс социальной адаптации инвалида? 6. Раскройте понятия «социальная интеграция» и «интегрированное обучение». 7. Какова роль образования, в том числе и физкультурного, в интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в социум? 8. В чем заключаются возможности реализации принципа интеграции в адаптивной физической культуре? 9. В чем состоит принцип приоритетной роли микросоциума для 10.Раскройте роль семьи в социализации личности ребенка. 11.Раскройте негативное влияние социальной изоляции, материнской депривации на воспитание и развитие детей. 12.Раскройте, почему соблюдение методических принципов определяет профессиональную компетентность педагога адаптивной физической культуры? 13.Какие требования к педагогу предполагает реализация принципа научности? 14.В чем заключаются принципы сознательности и активности? Как 15.Почему важно соблюдение этих принципов родителями детей- 16.Раскройте особенности реализации принципа наглядности в процессе адаптивного физического воспитания детей с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата. 17.Раскройте особенности и правила реализации принципа доступности в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии. 18.Что означает принцип систематичности в адаптивном физическом воспитании? 19.В чем состоят особенности реализации и правила соблюдения 20.Раскройте значение принципа прочности для долговременного 21.Раскройте комплексный характер диагностирования. 22.Какое значение для адаптивной физической культуры имеют принципы дифференциации и индивидуализации, и в чем они заключаются? 23.В чем заключается принцип коррекционно-развивающей направленности педагогического процесса как ведущий принцип специальной педагогики? 24.В чем заключается компенсаторная направленность педагогических воздействий? 25.В чем проявляются возрастные особенности физического и психического развития ребенка? 26.В чем заключается единство онтогенетического хода развития здорового ребенка и с нарушениями в развитии? 27.Почему в адаптивной физической культуре необходимо максимально использовать сенситивные периоды развития? 28.Что означают понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития», и какое значение они имеют для адаптивного физического воспитания? 29.Что означает принцип адекватности педагогических воздействий 30.Что означает принцип оптимальности педагогических воздействий 31.В чем состоит принцип вариативности педагогических воздействий? 32.Какие приемы вариативности используются в процессе занятий
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |