Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип учета возрастных особенностей

Каждый конкретный возраст в целостном онтогенетическом физи­ческом и психическом развитии уникально неповторим: он содержит как ведущие «точки роста», определяющие развитие в целом, так и факторы, лимитирующие его. Двигательная функция человека характе­ризуется этапностью развития систем движений человека, колебатель­ным характером этих систем, синфазностью периодов ускоренного раз­вития, высокой степенью индивидуальности двигательных проявлений (Й.М. Янкаускас, Э.М. Логвинов, 1984; В.К. Бальсевич, 1987).

Процесс адаптивного физического воспитания, направленный на всестороннее развитие личности каждого ребенка, должен опираться на эти закономерности.

а) Единство генетического хода развития

Ребенок с нарушениями в развитии проходит все те же стадии он­тогенетического развития, что и здоровый ребенок. Различия заключа­ются в темпах физического и психического развития, конечном резуль­тате и способах его достижения. Развитие личности ребенка, его физи­ческих способностей и познавательной деятельности зависит от основ­ного дефекта и требует большего времени, иных средств и методов.

б) Максимальное использование сенситивных периодов развития
Процесс индивидуального развития происходит неравномерно и не­ одновременно. Периоды стабилизации и плавного развития психических, физиологических, двигательных функций сменяются ускорениями. Те возрастные периоды, в которые организм наиболее чувствителен к оп­ределенного рода воздействиям, названы сенситивными, или критичес­кими, поскольку они оказывают существенное влияние на последую­щие этапы развития и весь жизненный цикл (Т.В. Карсаевская, 1970).

Для обучения двигательным действиям сенситивным периодом счи­тается возраст 5-10 лет, а возрастной интервал от 7 до 10-12 лет предпоч­тителен для развития всего спектра физических качеств и координацион­ных способностей. Поэтому естественно считать его важным для органи­зованной закладки потенциала двигательной активности человека (В.К. Бальсевич, 1988). Это же время является оптимальным для форми­рования осознанной мотивации к телесному развитию и выработки привычки заботиться о своем здоровье (А.Г. Щедрина, 1996).

Биологический возраст ребенка с нарушениями в развитии, как правило, отстает от паспортного. Уровень его психических и физических способностей сугубо индивидуален, как индивидуальны и сенситивные зоны; важно их не пропустить, на них ориентироваться и максимально использовать для развития и личностного роста.

в) Учет зоны ближайшего развития

При разработке проблемы взаимоотношения обучения и развития для детей нормального развития и с нарушениями Л.С. Выготским были введены понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего раз­вития», под которыми подразумевалась в первом случае такая подго­товка ученика, которая дает ему возможность действовать самостоя­тельно, во втором - возможность выполнять задание с помощью учите­ля (или родителей) то, что самостоятельно сделать пока не удается.

Зона ближайшего развития определяет не только психическое, но и физическое развитие, находящиеся в процессе созревания, дает пред­ставление о потенциальных возможностях развития, что, в свою оче­редь, позволяет делать научно обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения детей с ограниченны­ми функциональными возможностями.

Выявление актуального и потенциального уровней физического раз­вития, зоны ближайшего развития может быть основой нормативной возрастной диагностики для разных нозологических групп.

Принцип адекватности, оптимальности и вариативности педагогичес­ких воздействий

Эти принципы вытекают из признания основополагающего посту­лата: движение, двигательная активность для детей с ограниченными возможностями это объективное и жизненно необходимое условие су­ществования, поддержания «остаточного» здоровья, развития и совер­шенствования индивидуальных возможностей.

Принцип адекватностиозначает требование, чтобы выбор средств, ме­тодов, методических приемов соответствовал состоянию занимающихся. Функциональное состояние организма и реальные возможности решения конкретных педагогических задач определяются множеством постоянно дей­ствующих факторов, лимитирующих двигательную активность и влияющих на процесс адаптации. Принцип адекватности предусматривает учет следую­щих факторов: тяжести основного дефекта, характера сопутствующих забо­леваний и вторичных нарушений, возрастные особенности, индивидуаль­ные темпы развития, состояние двигательной функции, особенно локомо­торной, сохранность сенсорных систем, интеллекта, способность к обуче­нию, наличие двигательного опыта, предрасположенность, интерес и при­родные задатки к тем или иным видам физических упражнений.

Принцип оптимальностиозначает разумно сбалансированные вели­чины психофизической нагрузки, целесообразную стимуляцию адапта­ционных процессов, которые определяются силой и характером внеш­них стимулов. В качестве стимулов выступают физические упражнения, различные по характеру, направленности, координационной сложно­сти, а также физической нагрузке, которая должна соответствовать оптимальным реакциям организма.

Принцип вариативностиозначает бесконечное многообразие содер­жания и возможностей движения. Смысл вариативности состоит не толь­ко в том, чтобы избежать монотонии, привыкания к однообразной физической нагрузке. Люди с ограниченными возможностями вследствие вынужденной гиподинамии испытывают двигательный и эмоциональ­ный голод, дефицит общения, поэтому разнообразие двигательной де­ятельности, особенно игровой, хотя бы частично компенсирует эти негативные явления. В практической деятельности принцип выражается в варьировании физических упражнений и условий их выполнения, ме­тодов и методических приемов словесного и звукового воздействия, показа, сенсорных ощущений, способов регулирования эмоциональ­ного состояния занимающихся. Выбор возможных сочетаний перечис­ленных признаков вариативности обусловлен возрастом, индивидуаль­ностью занимающихся, конкретными педагогическими задачами и долж­ны соответствовать принципам адекватности и оптимальности.

Контрольные вопросы и задания

1. Какими путями реализуется принцип гуманистической направ­ленности в адаптивной физической культуре?

2. Что означает непрерывное физкультурное образование?

3. Раскройте роль здоровья и физической подготовленности для ин­валида в процессе освоения общечеловеческих культурных ценностей.

4. Что означает принцип социализации? Какова роль адаптивной
физической культуры в социализации личности?

5. Какие факторы влияют на процесс социальной адаптации инва­лида?

6. Раскройте понятия «социальная интеграция» и «интегрирован­ное обучение».

7. Какова роль образования, в том числе и физкультурного, в интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в социум?

8. В чем заключаются возможности реализации принципа интегра­ции в адаптивной физической культуре?

9. В чем состоит принцип приоритетной роли микросоциума для
ребенка с нарушениями в развитии?

10.Раскройте роль семьи в социализации личности ребенка.

11.Раскройте негативное влияние социальной изоляции, материн­ской депривации на воспитание и развитие детей.

12.Раскройте, почему соблюдение методических принципов опре­деляет профессиональную компетентность педагога адаптивной физи­ческой культуры?

13.Какие требования к педагогу предполагает реализация принципа научности?

14.В чем заключаются принципы сознательности и активности? Как
реализуются эти принципы в работе с детьми-инвалидами?

15.Почему важно соблюдение этих принципов родителями детей-
инвалидов?

16.Раскройте особенности реализации принципа наглядности в про­цессе адаптивного физического воспитания детей с нарушениями зре­ния, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата.

17.Раскройте особенности и правила реализации принципа доступ­ности в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии.

18.Что означает принцип систематичности в адаптивном физичес­ком воспитании?

19.В чем состоят особенности реализации и правила соблюдения
принципа прочности в работе с инвалидами и лицами с ограниченны­
ми возможностями?

20.Раскройте значение принципа прочности для долговременного
непрерывного физкультурного образования и социализации личности.

21.Раскройте комплексный характер диагностирования.

22.Какое значение для адаптивной физической культуры имеют принципы дифференциации и индивидуализации, и в чем они заключа­ются?

23.В чем заключается принцип коррекционно-развивающей направ­ленности педагогического процесса как ведущий принцип специальной педагогики?

24.В чем заключается компенсаторная направленность педагогичес­ких воздействий?

25.В чем проявляются возрастные особенности физического и пси­хического развития ребенка?

26.В чем заключается единство онтогенетического хода развития здорового ребенка и с нарушениями в развитии?

27.Почему в адаптивной физической культуре необходимо макси­мально использовать сенситивные периоды развития?

28.Что означают понятия «зона актуального развития» и «зона бли­жайшего развития», и какое значение они имеют для адаптивного фи­зического воспитания?

29.Что означает принцип адекватности педагогических воздействий
в адаптивной физической культуре?

30.Что означает принцип оптимальности педагогических воздействий
в адаптивной физической культуре?

31.В чем состоит принцип вариативности педагогических воздействий?

32.Какие приемы вариативности используются в процессе занятий
физическими упражнениями с детьми-инвалидами?

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...