Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы развития физических качеств и способностей

Многократное выполнение физических упражнений сопровождает­ся не только улучшением качества техники, но и тренирующим воз­действием, развитием адаптационных процессов, охватывающих все си­стемы и функции организма. Упорядоченный подбор физических упраж­нений, регулирование их продолжительности и интенсивности опреде­ляют характер и степень воздействия физической нагрузки на организм занимающихся, развитие его отдельных способностей.

Принято различать пять основных физических способностей (ка­честв): силовые, скоростные, координационные, выносливость и гиб­кость. Каждой из них присуща специфическая структура, целевая на­правленность движений, мышечная координация, режим работы его энергообеспечение. Развитие физических качеств подчиняется общим закономерностям этапности, неравномерности, гетерохронности независимо от пола, возраста, наследственных факторов, состоя­ния здоровья.

В целях направленного развития физических качеств у лиц с ограни­ченными возможностями используются те же методы, что и для здоро­вых людей:

- Для развития мышечной силы-методы максимальных усилий, по­вторных усилий, динамических усилий, изометрических усилий, изокинетических усилий, «ударный» метод и метод электростимуляции.

-Для развития скоростных качеств (быстроты) - повторный, сорев­новательный, игровой, вариативный (контрастный), сенсорный методы.

-Для развития выносливости - равномерный, переменный, повтор­ный, интервальный, соревновательный, игровой методы.

Методика развития выносливости, силовых и скоростных качеств инвалидов и лиц с ограниченными возможностями опирается на диаг­ностику их здоровья и функционального состояния, оптимальные и доступные режимы тренировочной нагрузки (длительность и интенсив­ность упражнений, продолжительность и характер отдыха, объем фи­зических упражнений в одном занятии, целесообразность их чередова­ния, факторы утомления и восстановления работоспособности), учет медицинских противопоказаний и контроль за динамикой функциональ­ного, физического, психического состояния.

-Для развития гибкости применяют следующие методические при­емы: динамические активные и пассивные упражнения, статические упражнения и комбинированные упражнения. Все они направлены на обеспечение необходимой амплитуды движений, а также восстанов­ление утраченной подвижности в суставах в результате заболеваний, травм и т.п. Упражнения на растягивание направлены главным обра­зом на соединительные ткани — сухожилия, фасции, связки, поскольку именно они препятствуют развитию гибкости, не обладая свойством расслабления.

-Для развития координационных способностей используется широ­кий круг методических приемов, направленных на коррекцию и совер­шенствование согласованности движений отдельных звеньев тела, диф­ференциации усилий, пространства и времени, расслабления, равно­весия, мелкой моторики, ритмичности движений и др.

И простые, и сложные упражнения требуют координации: в одном случае нужно точно воспроизвести какое-либо движение или позу, в другом - зрительно отмерить расстояние и попасть в нужную цель, в третьем - рассчитать усилие, в четвертом - точно воспроизвести задан­ный ритм движения. Проявление координации многолико и всегда вы­ражается в качестве выполнения упражнения, т.е. насколько точно оно соответствует поставленной задаче. Но техника физических упражнений имеет не одну, а несколько характеристик: временную (время реак­ции, время движения, темп), пространственную (исходное положение, поза, перемещение тела и его звеньев в пространстве, отличающихся направлением, амплитудой, траекторией), пространственно-времен­ную (скорость, ускорение), динамическую (усилия), ритмическую (со­размерность усилий во времени и пространстве).

Управлять всеми характеристиками одновременно человек с сен­сорными, двигательными, интеллектуальными нарушениями не спо­собен, так как результатом дефекта явилось либо рассогласование между различными функциями, либо отсутствие или недостаток сенсорной информации, либо дискоординация между регулирующими и исполни­тельными системами организма. Чем тяжелее нарушение, тем грубее ошибки в координации (С.Д. Забрамная, 1995; Н.П. Вайзман, 1997).

Координационные способности человека представляют совокуп­ность множества двигательных координации, обеспечивающих продук­тивную двигательную деятельность, т.е. умение целесообразно строить движение, управлять им и в случае необходимости быстро его пере­страивать.

Для их коррекции и развития используются следующие методичес­кие приемы:

-элементы новизны в изучаемом физическом упражнении (изме­нение исходного положения, направления, темпа, усилий, скорости, амплитуды, привычных условий и др.);

-симметричные и асимметричные движения;

-релаксационные упражнения, смена напряжения и расслабления мышц;

-упражнения на реагирующую способность (сигналы разной мо­дальности на слуховой и зрительный аппарат);

-упражнения на раздражение вестибулярного аппарата (повороты, наклоны, вращения, внезапные остановки, упражнения на ограничен­ной, повышенной или подвижной опоре);

-упражнения на точность различения мышечных усилий, времен­ных отрезков и расстояния (использование тренажеров для «прочув­ствования» всех параметров движения, предметных или символических ориентиров, указывающих направление, амплитуду, траекторию, вре­мя движения, длину и количество шагов);

-упражнения на дифференцировку зрительных и слуховых сигна­лов по силе, расстоянию, направлению;

- воспроизведение заданного ритма движений (под музыку, голос,хлопки и т.п.);

- пространственная ориентация на основе кинестетических, так­тильных, зрительных, слуховых ощущений (в зависимости от сохран­ности сенсорных систем);

-упражнения на мелкую моторику кисти (жонглирование предме­тами, пальчиковая гимнастика и др.);

-парные и групповые упражнения, требующие согласованности совместных действий.

Эффективным методом комплексного развития физических качеств, координационных способностей, эмоционально-волевой и психичес­кой сферы лиц с ограниченными возможностями является игровой ме­тод. Игра как забава, развлечение свойственна людям во все возраст­ные периоды жизни, она удовлетворяет естественные потребности че­ловека в эмоциональном досуге, движении, общении и является спо­собом самовыражения.

Естественно, что в группах с разными видами нарушений содержа­ние игровой деятельности неодинаково и лимитируется моторной мобильностью, двигательным опытом, физическими возможностями, возрастом. Но несомненным является тот факт, что, используя эмоци­ональную основу игры, можно успешно решать коррекционно-разви-вающие задачи, о чем свидетельствуют многочисленные публикации, научные исследования, программы физического воспитания, концеп­ции оздоровления данной категории детей и подростков (А.А. Дмитри­ев, 1989; Н.А. Козленке, 1991; Г.И. Гербцова, 1994; В.Л. Страковская, 1994; Е.С. Черник, 1997; А.А. Катаева, Е.А. Стребелева, 1998; И.Ю. Горс­кая, Т.В. Синельникова, 1999; Л.В. Шапкова, 2001 и др.).

Разработанная классификация подвижных игр, отражающая общие тенденции специалистов, заключающиеся в том, что игровая деятель­ность для детей с нарушениями в развитии не только развлечение, но и способ увеличения двигательной активности, стимулятор развития те­лесных, психических, интеллектуальных возможностей. Предлагаемая классификация подвижных игр позволяет выбрать те из них, которые направленно воздействуют на те функции аномального ребенка, кото­рые отстают в развитии. В качестве классификационных признаков выс­тупают следующие:

- по степени адаптации к отдельным нозологическим группам:

> подвижные игры для слепых и слабовидящих;

> подвижные игры для глухих и слабослышащих;

> подвижные игры для умственно отсталых;

> подвижные игры для детей с нарушениями речи;

> подвижные игры для детей с поражением опорно-двигательного
аппарата (ампутантов);

> подвижные игры для детей с ДЦП;

- по преобладающему виду действий и движений:

> подвижные игры с ходьбой и бегом;

> подвижные игры с прыжками;

> подвижные игры с метанием;

> подвижные игры с лазаньем, ползанием, перелезанием;

> подвижные игры с ловлей, передачей, перекатыванием мяча;

> подвижные игры с различными предметами;

- по преимущественной направленности развития физических спо­собностей:

> развитие скоростных способностей;

> развитие скоростно-силовых способностей;

> развитие силовых способностей;

> развитие координационных способностей;

- по степени интенсивности:

> подвижные игры малой психофизической нагрузки;

> подвижные игры умеренной психофизической нагрузки;

> подвижные игры тонизирующей психофизической нагрузки;

> подвижные игры тренирующей психофизической нагрузки;

- по направлениям развития познавательных способностей и психи­ческих функций:

> подвижные игры, включающие развитие сенсомоторных функ­ций зрительного восприятия основных цветов (красный, синий, жел­тый, зеленый, черный, белый), зрительного и осязательного восприя­тия (холодный — теплый), величин (большой — маленький), фактуры предметов (твердый - мягкий, гладкий - шероховатый), геометричес­ких фигур (круг, треугольник, квадрат, овал и др.), восприятия про­странственных отношений (вверх — вниз, вправо — влево, впереди — сзади, по отношению к себе и другим);

> подвижные игры, активизирующие мышление: наглядно-действен­ные и наглядно-образные формы, сравнение объектов по различным признакам, произвольное конструирование и по образцу;

> развитие памяти и внимания: слухового и зрительного, запоми­нание правил игры, последовательности действий, речитативов, назва­ний инвентаря, частей тела и пр.;

> развитие речи и закрепление грамматических знаний: дифферен­циация звуков и букв, правильного звукопроизношения, увеличение активного словаря, способности словообразования, подбор признаков к предметам и др.;

> закрепление элементарных математических представлений о чис­ле и его обозначении, порядковом и количественном счете, ориенти­ровании в числовом ряду, сравнение количеств и т.п.;

> расширение представлений об окружающем мире: ознакомление с дикими и домашними животными (медведь, лиса, собака, кошка),птицами (аист, сова, воробей), имитация их движений и звуков, расти­тельным миром (деревья, цветы, овощи);

> закрепление социально-бытовых навыков (правила уличного дви­жения, название школьных принадлежностей, одежды, посуды и т.п.);

> формирование общения и взаимоотношений (согласование движе­ний в парах, команде, оказание помощи, совместные действия и т.п.)'.

Таким образом, средства и методы адаптивной физической культу­ры при их рациональном использовании служат стимулятором повы­шения двигательной активности, здоровья и работоспособности, спо­собом удовлетворения потребности в эмоциях, движении, игре, обще­нии, развития познавательных способностей, следовательно, являют­ся фактором гармоничного развития личности, что создает реальные предпосылки социализации данной категории людей. Данная концепция подтверждает теорию Л.С. Выготского о том, что обучение и воспита­ние детей с нарушениями в развитии составляет целостный процесс становления личности, в котором все составляющие находятся в тес­ном единстве и взаимосвязи.

1 Подробное описание подвижных игр, методики, организации и прове­дения содержится в методических пособиях:

1.Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / Под ред.Л.В. Шапковой. - СПб.: Детство-пресс, 2001. - 160 с.

2.Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры / Под ред.СП. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2001. - 152 с.

Контрольные вопросы и задания

1.Что такое «метод», «методика», «методическое направление» и «методический подход»?

2.В чем суть ведущего методического направления в адаптивной физической культуре?

3.Какие группы методов вам известны?

4.Дайте характеристику методам формирования знаний.

5.Методы обучения двигательным действиям в адаптивной физи­ческой культуре. Краткая характеристика.

6.Основные методы развития физических качеств и способностей, используемые в работе с лицами, имеющими отклонения в состоянии
здоровья.

7.Приведите классификацию подвижных игр, применяемых в адап­тивной физической культуре.

Методы воспитания личности

Система методов воспитания личности складывается из стратеги­ческих методов (факторов) воспитания и методов педагогического воз­действия (П.И. Пидкасистый, 1998).

К стратегическим относятся:

- метод воспитывающей среды;

-метод воспитывающей деятельности;

-метод осмысления человеком себя в реальной жизни.

Эти методы обладают свойством неотвратимо влиять на личность человека одновременно в каждом акте его жизни. Несмотря па разно­уровневый характер методов, каждый из них реализуется только при реализации двух других. Все стратегические методы выступают как сово­купность базовых факторов воспитания.

Воспитывающая среда означает организацию жизнедеятельности во взаимодействии с окружающим миром, где каждый человек - объект среды и объект воздействия среды. Ребенок, воспитывающийся в детс­ком доме, имеет узкую однообразную среду обитания и общения, скуд­ные представления об окружающем мире, бедный поведенческий опыт. Естественно, эти факторы ограничивают воспитание личности. Содер­жанием среды как фактора социального развития личности выступает культурное, ценностное, человеческое, пространственное, предмет­ное, событийное, поведенческое, экологическое, информационное ок­ружение. Педагог, профессионально использующий объективное влия­ние социальных факторов, придает ему целевую направленность, пе­реводя социальную ситуацию в педагогическую — тем самым создавая воспитывающую среду. Для детей с нарушениями в развитии неоценимую роль в ее организации играет семья, так как в семье начинается приобщение детей к культуре, труду, ценностям и нормам общества. Здоровый ребенок, родившийся в благоприятное среде, но обделен­ный активным взаимодействием с ней, не получает необходимого раз­вития, ибо не осваивает, не усваивает и не присваивает достижений культуры, хотя и растет рядом с этими достижениями. Среда может оказывать позитивное и негативное влияние на воспитание личности. В адаптивной физической культуре среда рассматривается не просто как сфера общества, а как «сквозная система» и необходимый механизм комплексного влияния на воспитание человека.

Воспитывающая деятельность означает вовлечение воспитанников во все разнообразие видов деятельности, утверждая деятельностью ак­тивное отношение человека к реальности. Деятельность — материаль­ная субстанция развития личности. Любой вид воспитания — нравствен­ное, эстетическое, трудовое, физическое — это всегда новообразова­ния в личностной структуре, которые родились в процессе деятельно­сти, целенаправленной активности личности. Деятельность человека, воздействуя на окружающий мир и преобразуя его, служит средством удовлетворения разнообразных потребностей и одновременно являет­ся фактором собственного духовного, физического и психического раз­вития. Любая целостная конкретная деятельность инициируется потреб­ностью, мотивом, интересом, ценностными ориентациями, делающи­ми ее осознанной и устойчивой на перспективу.

В физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности духов­ный мир человека отражается в удовлетворении не только конечным результатом, но и самим совершением действий, переживанием вдох­новения, «мышечным чувством», наслаждением процессом деятель­ности, более глубоким пониманием себя, преображением души чело­века (B.C. Дмитриев, 1997). Кроме того, в процессе целенаправленной двигательной деятельности формируется культура мышления, вообра­жения, чувств, художественного творчества и т.п. Физкультурная дея­тельность выступает как сфера реализации общей культуры человека.

Осмысление человеком себя в реальной жизни означает взаимодей­ствие его с окружающим миром, место в разворачивающейся жизни, системе общения и социальных отношений, выборе ценностных ори­ентации. Формирование собственного «Я» в мире и мира в себе — слож­ная комплексная проблема, равноценная социализации личности. Сущ­ность этого процесса заключается в том, что человек не просто живет, вмонтированный актом рождения в культуру, а сам является носите­лем и творцом культуры. По сравнению со здоровыми у лиц с сенсор­ными, двигательными, интеллектуальными нарушениями этот процесс имеет естественное осложнение, обусловленное меньшей мобильнос­тью, ограниченными возможностями коммуникации. Поэтому соци­альная среда, разнообразная деятельность как основные факторы вос­питания занимают особое место в жизни, самооценке себя, становле­нии личности данной категории населения. Профессиональное внима­ние педагога на действиях, поведении, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения воспитанника к социаль­но-культурным ценностям (человеку, природе, здоровью, обществу, труду, познанию, ценностным основам жизни, достойной человека, добру, истине, красоте) помогает выработать внутренние установки. Это позволяет преобразовать каждый момент своей деятельности в про­живание ценностных отношений: участие в споре - поиск истины; за­бота о своей внешности, фигуре, походке - поиск красоты; участие в соревнованиях - проявление индивидуальности, самоутверждения; убор­ка стадиона, подметание дорожки - наведение порядка на планете. Толь­ко собственная активность, личностная позиция «быть», самовоспи­тание способны преобразовать жизнь и судьбу, вселить надежду и уве­ренность в своих силах.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...