Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности адаптивного физического воспитания при ДЦП в дошкольном возрасте

Приведенные ниже особенности адаптивного физичес­кого воспитания в дошкольном возрасте разработаны Т.С. Овчинниковой (2001).

Физическое воспитание является самой важной час­тьюобщей системы воспитания, обучения и лечения детей с опорно-двигательными нарушениями. Развитие движе­ний представляет большие сложности у детей, особенно в раннем и дошкольном возрасте, когда ребенок еще не осоз­нает своего дефекта и не стремится к его активному пре­одолению.

Для большинства детей характерна повышенная утом­ляемость.Они с трудом сосредотачиваются на задании, быстро становятся вялыми или раздражительными, при неудачах отказываются от выполнения задания. У некото­рых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство: они начинают суетиться, жестикулировать, гримасничать; у них усиливаются насильственные движе­ния, появляется слюнотечение. Произвольная деятельность таких детей формируется очень медленно.

Многие дети отличаются повышенной впечатлитель­ностью,обидчивостью, болезненно реагируют на тон голо­са, на малейшие замечания, чутко подмечают изменения в настроении окружающих. У них легко возникают реакции недовольства, упрямства и негативизма.

Все это особенности определяют необходимость соче­таний физического воспитания с мероприятиями, направленными на общее развитие ребенка и предупреждение у него вторичных эмоциональных и поведенческих отклоне­ний Важной предпосылкой успешности воспитания детей с ДЦП (и физического воспитания в частности) является совмещение педагогических и лечебных воздействий с уче­том не только двигательных, но и других осложняющих расстройств. К числу таких расстройств относятся отмеча­емые уже в первые месяцы жизни детей с ДЦП стойкие вегетативно-сосудистые и соматические нарушения: запо­ры, резкое снижение аппетита, иногда - чрезмерный апатит, повышенная жажда, периодические повышения температу­ры без каких-либо соматических заболеваний, усиленная потливость, сосудистые спазмы как реакция на малейшее охлаждение и болезненное раздражение (бледность, похо­лодание конечностей).

Для многих детей с опорно-двигательными нарушени­ями характерно наличие страхов.Страх может возник­нуть при простых тактильных раздражениях (например, в ходе массажа), при изменении положения тела и окружаю­щей обстановки. У некоторых детей отмечается боязнь вы­соты, закрытых дверей, темноты, новых предметов. Страх вызывает резкие изменения в общем состоянии ребенка (учащается пульс, нарушается дыхание, повышается мышеч­ный тонус, усиливаются насильственные движения).

Ведущую роль в развитии движений ребенка с ДЦП играет лечебная гимнастика.Это связано с тем, что в силу специфики двигательных нарушений многие ста­тические и локомоторные функции у детей с цереб­ральным параличом не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно.

При проведении всех мероприятий по развитию дви­жений важно знать не только приемы стимуляции мотор­ной активности, развития двигательных навыков и умений, но и те движения и положения конечностей, которых не­обходимо избегатьв процессе занятий и в повседневной деятельности ребенка (рефлекс запрещающие позиции)

Под влиянием гимнастики в мышцах, сухожилиях, сус­тавах возникают нервные импульсы, направляющиеся в центральную нервную систему и стимулирующие развитие двигательных зон мозга. Важно отметить, что только под влиянием упражнений в мышцах ребенка с церебральным параличом возникают адекватные двигательные ощущения. Без специальных упражнений ребенок ощущает только свои неправильные позы и движения. Подобного рода ощуще­ния не стимулируют, а тормозят развитие двигательных зон головного мозга.

В процессе гимнастики нормализуются позы и поло­жения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьша­ются или преодолеваются насильственные движения. Ре­бенок начинает правильно ощущать положение различных звеньев тела и свои движения, что является мощным сти­мулом к развитию и совершенствованию двигательных фун­кций и навыков.

Особое внимание в занятиях гимнастикой уделяется тем двигательным навыкам, которые больше всего необхо­димы в жизни, а именно навыкам и умениям, обеспечиваю­щим ребенку ходьбу, предметно-практическую деятельность, самообслуживание. При этом точность выполнения дви­жений должна быть строго фиксирована. Только при этих условиях гимнастика будет способствовать развитию у ре­бенка правильного двигательного стереотипа.

При стимулировании двигательных функций надо обя­зательно учитывать возраст ребенка, уровень его интеллек­туального развития, его интересы, особенности поведения. Большинство упражнений должны выполняться в виде ув­лекательных для ребенка игр, побуждающих его к выпол­нению тех или иных активных движений.

Положительное влияние на развитие двигательных функций оказывает использование комплексных афферен­тных стимулов: зрительных (большинство упражнений проводится перед зеркалом), тактильных (поглаживание конечностей; опора ног и рук на поверхность, покрытую различными видами материи, что усиливает тактильные ощущения; ходьба босиком по песку; применение различ­ных приемов массажа и т. д.), температурных (упражнения в воде с изменением ее температуры, локальное использо­вание льда), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами).

На всех занятиях у ребенка формируют способность воспринимать позы и направление движений, а также пред­меты на ощупь. Большое значение имеет развитие ощуще­ния частей тела.

В раннем и дошкольном возрасте естественное жела­ние двигаться не может быть удовлетворено20-30 ми­нутными занятиями гимнастикой. Ребенок с ДЦП не в со­стоянии самостоятельно удовлетворить свою потребность в движении, даже владея необходимыми двигательными на­выками. Это связано с тем, что ребенок с очень ранними двигательными нарушениями не ощущает своих движений. Кроме того, у многих детей с ДЦП наблюдаются общие нарушения психической деятельности, низкий уровень мо­тивации, они, как правило, не умеют самостоятельно орга­низовать игру, быстро отвлекаются и утомляются. Ограни­ченность двигательных возможностей формирует у боль­шинства из них чувство неуверенности, пассивность.

Малая подвижность в повседневной деятельности за­медляет формирование двигательных навыков и умений, значительно обедняет двигательный опыт ребенка. Поэто­му создание условий для самостоятельной двигательной активности детей с церебральным параличом является важ­нейшей задачей их физического воспитания.

Среди корригирующих упражнений наибольшее значе­ние имеют дыхательные упражнения, упражнения на рас­слабление, нормализацию поз и положений головы и ко­нечностей, на развитие координации движений, функций равновесия, на коррекцию осанки и ходьбы, развитие ритма и пространственной организации движений.

У многих детей с церебральным параличом нарушен ритм выполнения упражнений,поэтому важно научить их согласовывать свои движения с заданным ритмом. Для этого многие упражнения полезно выполнять под счет, хлопки, музыку. Музыка особенно благоприятно воздействует на развитие движений у детей с ДЦП. Так, в ходьбе, проводи­мой под музыку, у детей легче формируется равномерность длины шага, координация движений.

Музыкальный ритм способствует уменьшению насиль­ственных движений, регулирует амплитуду и темп упраж­нений. Выполнение движений в заданном ритме трениру­ет функцию активного внимания. Музыка повышает эмо­циональный тонус детей, создает у них бодрое, радостное настроение.

У детей с церебральным параличом на всех возраст­ных этапах отмечается несформированность таких физи­ческих качеств, как ловкость, скорость, сила, гибкость и вы­носливость. Поэтому крайне важно выполнение специ­альных прикладных упражнений,формирующих основ­ные двигательные навыки и умения и способствующих раз­витию физических качеств, К таким упражнениям отно­сятся ходьба, бег, прыжки, лазание и перелезание, а также различные действия с предметами (игрушками, гимнасти­ческими палками, мячами, обручами). Детей учат правиль­но захватывать различные по форме, объему и весу предме­ты, манипулировать ими.

В ходе выполнения упражнений не должно быть дли­тельной задержки дыханияу детей. Дошкольник с це­ребральным параличом не может произвольно регулиро­вать дыхание и согласовывать его с движением. При вы­полнении упражнений в первую очередь, акцент необходимо делать на выдох. Если дети начинают дышать через рот, необходимо снизить дозировку упражнений.

Кроме того, при проведении фронтальных занятий по развитию движений и подвижных игр следует избегать длительного пребывания детей в одних и тех же позах, не допускать долгих объяснений заданий, так как это утомля­ет детей и снижает их двигательную активность. Не следу­ет также чрезмерно возбуждать детей, потому что возбуж­дение обычно усиливает мышечное напряжение и насиль­ственные движения.

В ходе физкультурных занятий нельзя проводить упраж­нения, которые могут вызвать приведение и внутреннюю ро­тацию бедер, сгибательно-пронационную установку верхних конечностей, асимметричное положение головы и конечнос­тей. Все эти особенности физического воспитания дошколь­ников отражены в работах Т С. Овчинниковой, 2001г.

Вопросы физического воспитания дошкольников наи­более подробно изложены в монографиях Ефименко Н.Н., Сермеева Б.В. «Содержание и методика занятий физкуль­турой с детьми, страдающими церебральным параличом», 1991 и Е.М. Мастюковой «Физическое воспитание детей с церебральным параличом», 1991 г. и др.

В процессе физкультурных занятий у дошкольников с церебральным параличом формируются основные жизнен­но важные двигательные умения и навыки, появляется ин­терес к движениям. Основными задачами адаптивного фи­зического воспитания являются стимуляция общего физи­ческого развития ребенка и коррекция его двигательных нарушений. Занятия включают выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений, подвижных игр.

Кроме того, крайне важно выполнение специальных прикладных упражнений, формирующих основные двига­тельные навыки и умения и способствующих развитию физических качеств. Это ходьба, бег, прыжки, лазание и перелезание, типичные действия с предметами (гимнасти­ческими палками, мячами, обручами).

Адаптивное физическое воспитание детей с церебраль­ным параличом должно основываться на концепции по­этапного формирования двигательных функций.

 

8.1.1. Факторы, приводящие к появлению детского
церебрального паралича

ДЦП возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробный (пренатальный) период, в момент родов (интранатальном) или на первом году жизни (в ранний постнатальный период). Наибольшее значение в возникновении ДЦП придают сочетанию Поражения мозга во внутриутробном периоде и в момент родов.[1]

В настоящее время многочисленными исследованиями доказано, что более 400 факторов способны оказать повреждающее действие на центральную нервную систему развивающегося плода. Это может произойти в любой момент беременности, но особенно опасно их действие в период до четырех месяцев внутриутробного развития, т. е. в период, когда интенсивно закладываются все органы и системы. К вредным факторам, неблагоприятно действующим на плод внутриутробно, относятся:

- инфекционные заболевания, перенесенные будущей матерью во время беременности (вирусные инфекции, краснуха, токсоплазмоз);

- сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери;

- токсикозы беременности;

- физические травмы, ушибы плода;

- несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или группам крови.

Гемолитическая болезнь новорожденных может возникнуть в тех случаях, когда мать резус-отрицательна, отец - резус-положителен, а плод унаследовал резус-принадлежность от отца. В основе гемолитической болезни лежит разрушение (гемолиз) эритроцитов плода под влиянием резус-антител матери. Заболевание плода увивается в среднем у одной из 25-30 резус-отрицательных женщин. С каждой последующей беременностью вероятность резу-конфликта повышается;

- физические факторы (перегревание или переохлаждение; действие вибрации; обучение, в том числе и ультрафиолетовое в больших дозах);

- некоторые лекарственные препараты;

- экологическое неблагополучие (загрязненные отходами производства вода и воздух; содержание в продуктах питания большого количества нитратов, ядохимикатов, радионуклидов, различных синтетических добавок).

Все неблагоприятные факторы нарушают маточно-плацентарное кровообращение, что приводит к расстройствам питания и кислородному голоданию плода (внутриутробной гипоксии). Развитие плода, особенно его нервной системы, в условиях хронической гипоксии нарушается; может иметь место недоношенность, врожденная гипотрофия, функциональная незрелость, пониженная сопротивляемость к действию внешних факторов. У плодов, перенесших внутриутробную гипоксию, недостаточность защитных и адаптационных механизмов определяет большую возможность для возникновения родовой травмы, которая в свою очередь усугубляет изменения, возникшие внутриутробно. Сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой считается в настоящее время одной из наиболее частых причин возникновения детского церебрального паралича. Родовая травма, с одной стороны, воздействует на мозг, как и всякая механическая травма, с другой - она вызывает нарушение мозгового кровообращения и в тяжелых случаях - кровоизлияние в мозг. Причинами родовой травмы могут быть узкий таз матери, особенно при беременности крупным плодом, преждевременное отхождение вод, слабость родовой деятельности, неправильное предлежание плода.

Действие родовой травмы обычно сочетается с асфиксией (патологическим состоянием организма, характеризующимся недостатком кислорода в крови и избыточным накоплением углекислоты, нарушением дыхания, сердечной деятельности). У детей, перенесших состояние асфиксии и особенно клиническую смерть (отсутствие дыхания и сердечной деятельности), имеется высокая степень риска для возникновения ДЦП. Недоношенный плод имеет повышенную склонность к асфиксии и родовой травме.

В настоящее время асфиксия и родовая травма часто рассматриваются как следствие действия уже имеющейся внутриутробной патологии. Реже причиной возникновения ДЦП может быть механическая родовая травма (применение щипцов, вакуум-экстрактора).

Детский церебральный паралич может возникать и после рождения в результате перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита), тяжелых ушибов головы, как осложнение после прививок на первом году жизни.

Итак, ДЦП - это полиэтиологическое заболевание мозга, которое возникает под влиянием действия различных вредных воздействий внутреннего и внешнего характера на организм эмбриона, плода или новорожденного. Часто имеет место сочетание различных вредоносных факторов.[2]

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...