Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды фотосъемок и особенность фотографирования криминалистических объектов

Фотосъемка места происшествия производится с целью фиксации обстановки места происшествия, имеющихся на нем предметов, обнаруженных следов, орудий преступления и трупа. Ее рекомендуется производить из разных точек.

При осмотре места происшествия обычно осуществляют фотосъемки: ориентирующую, обзорную, узловую и детальную.

Фотосъемка при обыске является одним из средств фиксации его результатов. При этом фотографируют место, где производился обыск, расположение тайников, хранилищ, их содержимое в том виде, как это было обнаружено, предметы, изъятые при обыске, предметы, включенные в опись, но передаваемые на хранение их владельцу.

Фотосъемка при следственном эксперименте осуществляется как для фиксации обстановки, в которой он проводился, так и для запечатления отдельных его этапов и результатов. Фотографическим путем могут быть зафиксированы результаты следственного эксперимента, проводимого с целью проверки видимости, возможности проникнуть определенным путем в данное помещение, разместить объекты в том или ином хранилище.

Фотосъемка живых лиц производится при уголовной регистрации преступников, при предъявлении для опознания, для экспертного отождествления лиц, а также для фиксации результатов освидетельствования.

В каждом случае будут применяться строго определенные методы, наиболее отвечающие целям съемки.

Фотосъемка трупов фиксирует их местонахождение, положение и позу, вид и состояние одежды, имеющиеся на трупе повреждения. Голову (лицо) фотографируют с целью последующего предъявления для опознания, а также для регистрации неопознанных трупов. Для этого же могут быть сфотографированы броские приметы, имеющиеся на теле трупа (шрамы, родимые пятна, татуировка и т. п. признаки).

Фотосъемка документов производится для получения копий документов, имеющих доказательственное значение. Помимо копии документа в целом могут быть получены фотоснимки отдельных фрагментов документа (например, печати, штампа, подписи, участка текста).

Фотосъемка следов и фотосъемка вещественных доказательствприменяется для фиксации объектов, имеющих значение доказательств по делу. Сюда относятся следы рук, ног и транспортных средств, следы орудий взлома и инструментов, орудия преступления, похищенные предметы и другие объекты. При фотографировании вещественных доказательств запечатлевают как общий вид объекта, так и его отдельные внешние признаки, которые необходимо изучить в ходе расследования.

Первоначально их фотографируют, как правило, на месте обнаружения. Узловой снимок позволит зафиксировать не только само вещественное доказательство (пистолет, орудие взлома и др.), но и окружающие его предметы. Затем его фотографируют приемами детальной съемки (обязательно с масштабной линейкой).

Особое внимание при этом уделяется освещению, от которого зависит правильность восприятия формы предметов и иных его внешних признаков. Освещение должно обеспечивать четкую проработку фотоизображения объекта во всех деталях. Для этого, как правило, применяют несколько (по крайней мере два) источников света. Один из них используется для освещения всего объекта, другой (другие) — для высвечивания отдельных деталей.

Чтобы изображение предмета было более отчетливым, его фотографируют на светлом фоне (светло-сером, белом). Чтобы избавиться от теней, объект съемки помещают на стекло, которое укрепляют на импровизированных подставках так, чтобы под ним на некотором расстоянии (10—20 см) можно было поместить нейтральный фон (светлый лист бумаги).

Немалую трудность представляет фотосъемка хромированных и никелированных предметов, блестящих окрашенных поверхностей и тому подобных объектов, дающих блики (пистолет, нож, часть автомашины и др.). Блики устраняют освещением: свет направляют не на объект, а на белый экран (или несколько экранов). Для устранения бликов могут быть использованы и поляризационные светофильтры.

При фотографировании вещественных доказательств особое внимание уделяют передаче имеющихся на них следов, повреждений, индивидуальных признаков (например, марок, номеров). Для этого объект можно фотографировать в различных положениях с разных сторон, а также по частям.

Фотосъемка, следов.

Фотосъемку следов рук осуществляют обычно в два этапа. Сначала фотографируют общий вид предмета, на котором обнаружены следы, чтобы можно было судить об их локализации, затем — сами следы. Единичные следы пальцев могут быть сфотографированы методом крупномасштабной съемки с помощью удлинительных колец. Перед фотографированием следы рук обычно опыляют каким-либо из порошков, применяемых для этой цели[107].

Наилучшие результаты получают, используя осветитель, дающий узкий пучок света. Если след расположен на прозрачном предмете (стекло, плексиглаз), свет можно направлять с обратной стороны, но так, чтобы он не попал в объектив фотоаппарата.

В тех случаях, когда съемку производят при свете электронной импульсной лампы-вспышки, рекомендуется сделать несколько пробных вспышек. При этом наблюдают, как выглядит след с позиции фотоаппарата.

Если произвести фотосъемку бесцветного отпечатка не удается, то предмет со следом необходимо направить в экспертное подразделение.

Фотосъемка следов ног (обуви) и транспортных средств. Фотографируют как группы, так и единичные следы. При фотографировании нескольких последовательных следов ног ("дорожка следов"), а также значительных по протяженности следов транспорта (следов протектора, колес повозки) применяют метод линейной панорамы. В одной плоскости с объектом съемки помещают сантиметровый масштаб (например, мягкий метр).

Единичные следы ног (обуви) фотографируют для того, чтобы зафиксировать форму и размеры следа, а также отдельные его признаки и особенности. В следах транспортных средств фотографируют участки с наиболее четко выраженным рисунком или имеющие какие-либо характерные черты.

При съемке следов малоформатными камерами могут быть использованы удлинительные кольца. Фотоаппарат располагают так, чтобы след занимал по возможности весь кадр. Освещение стараются делать комбинированное: прямое и боковое. Прямое освещение позволяет лучше обрисовать форму следа, а боковое — его характерные признаки. Если съемка производится при естественном освещении, то для боковой подсветки используют белый экран (лист бумаги, материя, натянутая на рамку). Свет, отражаемый от такого экрана, направляют перпендикулярно к линейным особенностям следа, увеличивая тем самым теневой контраст. С помощью экрана удается также высветить тени, образующиеся в глубоко вдавленном следе. Фотографирование проводится по правилам масштабной (миллиметровой) съемки. Помещают линейку в одну плоскость с дном следа. Для этого иногда приходится выкапывать на некотором расстоянии от следа (15—20 см) канавку такой же глубины, что и след.

Возможен и другой вариант. След фотографируют без масштаба аппаратом, закрепленным на штативе. После этого в него кладут масштаб (осторожно, чтобы не повредить дно следа) и делают второй снимок. Оба снимка наклеивают в одну таблицу.

Фотосъемка следов орудий взлома и инструментов. Сначала эти следы фотографируют по правилам узловой фотографии. Затем методом масштабной съемки — сами следы. При этом стремятся получить изображение в максимальном Масштабе, допускаемом размерами фотокадра. Особое внимание обращают на форму следов и их характерные признаки, позволяющие судить о форме и особенности орудия. Для наиболее четкой передачи этих признаков применяют, как и при съемке иных следов, комбинированное освещение: прямой и рассеянный свет, идущий в направлении от фотоаппарата, и боковой, направленный так, чтобы он наиболее полно контуровал особенности рельефа следа. Боковой свет подбирают опытным путем. По общему правилу, его направляют перпендикулярно линейным особенностям следа, однако чтобы добиться лучшей передачи рельефа, целесообразно сделать несколько снимков следа, изменяя направленность бокового освещения.

При съемке следов на окрашенной поверхности могут быть использованы светофильтры.

При фотографированиитрупа на месте происшествия первый снимок делают по правилам обзорной съемки. Затем производят узловую съемку. При этом целесообразнее фотографировать его с двух противоположных сторон так, чтобы оптическая ось объектива была направлена перпендикулярно (или почти перпендикулярно) к продольной оси тела;

третий снимок делают сверху. Если труп сфотографировать со стороны ног или головы, то это приведет к значительным перспективным искажениям. К такой съемке прибегают лишь в крайних случаях: при невозможности сфотографировать его сбоку (нахождение трупа в узком ограниченном пространстве) или с целью фиксации характерной позы (в случае изнасилования и убийства).

При съемке трупа узкопленочным фотоаппаратом коэффициент фотографического уменьшения равен приблизительно 60. На таком снимке не всегда удается достаточно отчетливо запечатлеть повреждения одежды, следы на ней крови и других веществ. Поэтому рекомендуется применять линейную панораму. При этом сначала фотографируют верхнюю часть трупа, затем аппарат перемещают параллельно переднему плану съемки и фиксируют в такой точке, чтобы можно было получить снимок нижней части тела.

После фотофиксации позы и положения в том виде, как труп был обнаружен, он может быть перемещен (перевернут), с тем чтобы можно было фотографировать скрытые ранее части тела (одежды). Повреждения фотографируют по правилам детальной съемки, обязательно с использованием масштабной линейки с миллиметровыми делениями.

Фотографирование трупа в морге позволяет зафиксировать повреждения и следы на теле, скрытые ранее одеждой и не изученные при осмотре на месте происшествия.

Судебно-экспертная фотография

 

Как уже отмечалось, содержание судебно-экспертной фотографии составляют в основном исследовательские методы. Они применяются преимущественно в лабораторных условиях, в том числе и при производстве криминалистических экспертиз. В судебно-экспертную фотографию наряду с общими методами входят специально разработанные для целей экспертного исследования. С их помощью не только выявляются, но и фиксируются признаки, обнаруженные при использовании других технических средств (например, фотосъемка изображения, полученного с применением микроскопа).

В зависимости от особенностей объекта и задач, стоящих перед исследователем, различают следующие виды судебно-экспертной фотографии:

1) выявление и исследование деталей и признаков, которые по своей величине недоступны обычному зрению (например, микроскопически малого рельефа в следах, возникших на пуле при выстреле, в следах, оставленных орудием преступления);

2) выявление и исследование в объектах различий, невидимых невооруженным глазом (например, анализ подделки в документе, прочтение залитых или угасших текстов, выявление копоти выстрела),

Для выполнения указанных задач используют следующие методы:

а) фотосъемку с непосредственным увеличением, б) фотографическое изменение контрастов, в) фотосъемку в невидимых лучах.

Фотосъемка с непосредственным увеличением позволяет получить увеличенное изображение объекта при его фотографировании.

Различают два способа такой съемки: макро- и микрофотосъемку. Предпринималось немало попыток разграничить эти понятия и дать определение каждому из. них. Наиболее удачным представляется следующее.

При макрофотосъемке изображение объекта в натуральную величину или с некоторым увеличением проецируется на негатив с помощью объектива фотоаппарата или специального короткофокусного микрофо-тообъектива1. Она осуществляется обычными фотоаппаратами, имеющими двойное или тройное растяжение меха, т. е. позволяющими удалять объектив от негативного фотослоя на 2—3 фокусных расстояния.

Термином "макрофотосъемка" в специальной литературе обозначают съемки в масштабе от 1:5 до 20:1, 30:1, т. е. от 5-кратного уменьшения до 20—30-кратного непосредственного увеличения объекта.

Рис. 16. Универсальная установка для микрофотографирования.

При микрофотосъемке изображение объекта образуется оптической системой микроскопа. Существует ряд моделей микрофотоустановок, в которых микроскоп и фотографическая часть составляют одно целое. К их числу относится универсальная установка ФМН-2 (рис. 16).

Наряду с установками есть и различные микрофотонасадки: МФН-2, МФН-5 и др., которые с помощью переходных колец можно укрепить на тубусе любого микроскопа. Такие насадки очень удобны, так как позволяют наблюдать через особый окуляр изображение, видимое в микроскоп, и в любой момент фотографировать его. Имеются фотонасадки, предназначенные для бинокулярных стереоскопических микроскопов (МФН-5). С их помощью получают стереоскопическое изображение объекта.

Фотосъемка при микрофотографировании производится либо на кино(фото)пленку, либо на пластинки, что зависит от конструкции установки или насадки. Фотоматериалы подбирают высокочувствительные с большой разрешающей способностью.

Важное значение при микрофотосъемке имеет освещение объектов. Прозрачные объекты фотографируются на просвет, а непрозрачные — как правило, в отраженных лучах. В зависимости от характера объекта и целей съемки освещение может быть вертикальным (съемка пересекающихся штрихов) или косопадающим (съемка трасс в следах). Окрашенные объекты

Рис. 17. Одна из моделей сравнительного микроскопа.

повышения контраста снимаются со светофильтрами (рис.17).

Выбор увеличения, как и при визуальном микрокопировании, зависит от характера объекта и целей исследования. Следы пальцев рук, оттиски печати и штампа, тексты, отпечатанные на пишущей машинке, фотографируют с увеличением в 4—5 раз. Следы на пулях и гильзах, следы разреза (разруба) и тому подобные — при увеличении в 10—20— 30 раз, а волокна бумаги, картона, ткани, микроскопически малые включения (в пыли, в краске) — в 200—400 раз.

Микрофотосъемка может проводиться в невидимых лучах спектра (ультрафиолетовых, инфракрасных). Для этих целей существуют специальные микроскопы: МУФ-3 (микроскоп ультрафиолетовый 3-я модель);

МИК-1 (микроскоп для инфракрасной фотографии).

Фотографические методы изменения контрастов. Различают два вида контрастов: яркостный и цветовой. Под яркостным понимают различие объектов, одинаковых по цвету, но различающихся по его густоте (один светлее, другой темнее).

Разновидностью яркостного является теневой контраст, основанный на выявлении неровностей рельефа поверхности в результате их освещения. К выявлению теневого контраста при криминалистических исследованиях

Рис. 18. Фотосъемка трасс в следе разруба в косопадающем свете.

 

прибегают для того, чтобы прочесть вдавленный текст, установить подчистку в документе, изучить микроскопический рельеф поверхности следа. Усиление теневого контраста позволяет правильнее передать форму предмета или отдельных его деталей, дать представление о материале поверхности (фактуре). Чтобы выявить неровности поверхности объекта, его освещают направленными лучами, падающими под острым углом к фотографируемой поверхности (косопадающий свет).

Предположим, для отождествления необходимо сфотографировать рельеф в следе разруба, оставленного топором на деревянной поверхности. Такой след представляет собой ряд трасс, совокупность чередующихся бороздок (углублений) и валиков (возвышений), образованных неровностями лезвия топора. Если осветить такой след сверху (или под косым углом, но вдоль трасс), то отсутствие теней не позволит отличить бороздки от валиков, а также судить об их относительной ширине. Лишь осветив след косыми лучами, направленными перпендикулярно к линиям трасс, удается получить фотоснимок, наглядно отображающий рельеф следа (рис. 18).

В иных случаях выявление теневого контраста не зависит от направленности косопадающего света, например, при беспорядочной взъерошенности волокон бумаги, возникшей при подчистке текста.

При выявлении вдавленного текста косопадающий свет, направленный только в одну сторону, не принесет желаемого результата, так как штрихи букв (или цифр) располагаются в различных направлениях. Поэтому в процессе фотографирования такого объекта свет должен падать так, чтобы тени отбрасывали все неровности. Хорошие результаты могут быть получены с помощью осветителя, состоящего из точечного источника света (низковольтная лампа с короткой нитью) и конденсора, позволяющего изменять и направлять пучок света.

К усилению яркостного контраста прибегают также при исследовании слабовидимых текстов (поблекших, удаленных). Это усиление может быть достигнуто: а) при самом фотографировании; б) при обработке фотоматериалов; в) в процессе печати фотоизображений. Целью всех перечисленных способов является усиление яркости одних деталей и ослабление яркости других с тем, чтобы они больше отличались друг от друга.

Для усиления яркостных контрастов в процессе фотосъемки прибегают к достаточно сильному освещению и используют фотографические материалы с большей степенью контрастности. К контрастным, особо и сверхконтрастным фотоматериалам относятся репродукционные штриховые и полутоновые пластинки и пленки, диапозитивные пластинки и позитивные кино(фото)пленки, фототехнические пленки.

Не довольствуясь усилением яркостного контраста только за счет выбора фотоматериалов, иногда прибегают к обработке самих материалов (главным образом при проявлении). Для этой цели. могут быть использованы специальные контрастно работающие проявители. В других случаях проявленные в обычных условиях негативы подвергаются дополнительной химической обработке.

При изготовлении фотоотпечатков яркостный контраст может быть увеличен несколькими путями. Наиболее простой — применение особо или сверхконтрастного позитивного фотоматериала. Другим способом является печать с нескольких совмещенных негативных изображений объекта. Названный метод разработан до революции русским криминалистом Е. Ф. Буринским. Сущность его заключается в суммировании фотоэмульсионных слоев — негативных или позитивных. При фотосъемке получают несколько негативов одного объекта, а затем, совместив их с большой точностью, — усиление слабых контрастов. Для указанных целей Е. Ф. Буринский совмещал эмульсионные слои, снимая их с негативов, что чрезвычайно сложно. В последующем были предложены менее трудоемкие способы сложения. В настоящее время для этого производят снимки на фотопленках. Накладывая их друг на друга, добиваются совмещения фотоизображений, а затем печатают проекционным способом.

Яркостный контраст может быть увеличен и методом контратипирования. Для этого с полученного негатива печатают позитив на пленке или диапозитивных пластинках. Затем с позитива печатают негативное изображение, с негативного — вновь позитивное, и так до 4—5 раз, пока на негативе не достигнуто желаемого усиления контрастов. С окончательного негатива производят печать на контрастную фотобумагу.

К усилению цветового контраста прибегают в случаях, когда:

а) необходимо различить объекты исследования, имеющие один цвет, но разные оттенки; б) объекты различаются по цвету, но при обычном фотографировании этого не усматривается; в) цвет одного объекта маскирует изображение другого.

Усиление контраста достигается цветоделением или цветоразличением.

В судебно-экспертной фотографии цветоделение применяется в отношении различных объектов. При исследовании документов оно позволяет устанавливать дописки и исправления, выполненные красителем, отличным от красителя основного текста, и прочесть залитые и зачеркнутые тексты (рис. 19).

Рис. 19. Цветоделительная фотосъемка документа с использованием инфракрасных лучей: вверху — документ, залитый тушью, снимок в видимом свете; внизу — тот же документ, сфотографированный в инфракрасных лучах.

Цветоделение дает возможность выявить следы крови и иных веществ на одежде и других объектах. С его помощью могут быть установлены следы близкого выстрела (опаление, копоть, порошинки), неразличимые в обычных условиях.

При цветоделительной фотосъемке один какой-либо цвет выделяется за счет удаления (гашения) всех остальных. При цветоразличительной стремятся получить на фотоснимке передачу всех цветовых градаций объекта в виде различных участков почернения. Например, на ткани красного цвета имеются красные следы крови. При осмотре и фиксации в белом свете различие в оттенке следов почти не наблюдается. Однако если исследовать объект в красных лучах, то удается установить различие между следами и фоном. Другой пример: на пожелтевшей бумаге имеется выцветший текст, выполненный синими чернилами. Фотографируя объект в желтых или синих лучах, наблюдают усиление цветового контраста. В зоне желтых лучей штрихи будут представляться более темными на светлом фоне, а в зоне синих лучей фон будет казаться более темным, чем штрихи. В обоих случаях достигается главная цель — увеличение цветового контраста.

Чтобы получить изображение объекта в определенной зоне спектра, используют светофильтры. Светофильтром называется окрашенная среда, избирательно поглощающая свет, т. е. пропускающая лучи определенной длины волны. Они могут быть твердыми, жидкими и газообразными. В судебно-экспертной фотографии чаще всего применяются твердые фильтры — стеклянные, выпускаемые промышленностью в виде наборов (называемых каталогом цветного стекла), включающих более ста различных фильтров.

При цветоделительной съемке светофильтр обычно ставят перед объективом фотоаппарата, а объект освещают достаточно сильным белым светом. В соответствии с заданной при изготовлении характеристикой светофильтр пропускает лучи определенной зоны, задерживая все остальные. Таким образом на фотоматериале возникает изображение объекта в лучах определенной зоны спектра.

Немалую роль при этом играет выбор светочувствительных фотоматериалов (пластинок пленок). Их подбирают с таким расчетом, чтобы они были чувствительны (сенсибилизированы) к свету, пропускаемому светофильтром.

Существует общее правило, по которому подбирают светофильтр:

для усиления цветового контраста берут светофильтр того же цвета, что и основной объект (пятно, штрих красителя и т. д.) или светофильтр дополнительного цвета' к цвету фона.

Светофильтры подбираются либо опытным путем, либо расчетно-теоретическим: с помощью специальных приборов — спектрофотометров измеряют отражательную способность объекта в различных зонах спектра. Ориентируясь на полученные данные — коэффициенты[108] отражения, выбирают наилучшее сочетание светофильтра и фотослоя. Например, следы крови на красном фоне хорошо будут различимы при съемке на панхроматических материалах с красными светофильтрами (КС-4, КС-5).

Отметим, что в экспертной практике нередко приходится решать задачу одновременного усиления нескольких контрастов. Для успешной передачи всей гаммы объекта (цветоразличение) применяется цветная фотография. Для этого могут быть использованы цветографические материалы (для негативно-позитивного процесса) или обращаемые фотопленки. При использовании обращаемой пленки позитивное изображение получают прямо на ней (слайды). Иногда процесс обращения осуществляется в самом аппарате (фотоаппараты класса "Полароид").

Цветные снимки наклеивают на таблицы. Слайды изучают по изображению на экране.

Фотосъемка в невидимых лучах спектра (инфракрасных, ультрафиолетовых, рентгеновских, разноактивных) широко распространена в судебной фотографии. Она позволяет выявлять и фиксировать особенности объектов, которые не удается различать при исследовании в видимой зоне спектра (рис. 20).

Рис. 20. Электромагнитный спектр.

Фотосъемка в инфракрасных лучах осуществляется с помощью обычных фотоаппаратов и объективов. Объект освещают светом ламп накаливания (200, 300, 500 ватт), в спектре которых много инфракрасных лучей. Перед объективом помещают плотный красный или инфракрасный светофильтр. Специальные инфрахроматические фотоматериалы, которые при этом используют, чувствительны к инфракрасным лучам. На них указывается длина волны инфракрасных лучей, к которым они чувствительны в наибольшей степени (например, "Инфра-760"). Из кинопленок (фотопленок) для фотографирования в инфракрасных лучах применяются пленки типа "инфра-рапид" и "инфра-маска".

Так как инфракрасные лучи являются длинноволновыми, то резкое изображение, построенное объективом, будет лежать от него немного дальше, чем изображение в видимых лучах. Поэтому после фокусировки в видимых лучах увеличивают растяжение меха (на 2—3 мм) и значительно диафрагмируют объектив (рис. 19).

Изображение, наблюдаемое в инфракрасных лучах с помощью электронно-оптического преобразователя[109], также может быть сфотографировано; Ввиду того, что на экране электронно-оптического преобразователя создается видимое изображение, оно может быть сфотографировано на обычных фотоматериалах.

Фотосъемка в ультрафиолетовых лучах. К данному виду относится съемка люминесценции, вызванной ультрафиолетовыми лучами, и съемка в отраженных ультрафиолетовых лучах.

В первом случае ультрафиолетовые лучи возбуждают видимую люминесценцию. Источниками ультрафиолетового света являются ртутно-кварцевые лампы. Фотосъемка люминесценции может проводиться с помощью любого фотоаппарата, снабженного обычной (стеклянной) оптикой. Для того чтобы полностью задержать ультрафиолетовые лучи, отражаемые люминесцирующим объектом, перед объективом помещают желтый светофильтр. Фотосъемку производят на обычных фотоматериалах, которые подбирают, ориентируясь на цвет люминесценции (рис.21).

При съемке в отраженных ультрафиолетовых лучах используют кварцевую оптику, которая пропускает ультрафиолетовые лучи. Перед объективом фотоаппарата ставят светофильтры, пропускающие ультрафиолетовые лучи и поглощающие все остальные (УФС-2, УФС-3).

После наводки на резкость в видимом свете вносят некоторую поправку, уменьшая отстояние негативного фотослоя от объектива. Съемку проводят на любых фотоматериалах, так как все они высокочувствительны к ультрафиолету.

Фотосъемка в ультрафиолетовых лучах применяется для восстановления вытравленных, выцветших и смытых текстов, для прочтения тайнописи и других целей.

При съемке в рентгеновских лучах объект помещается под источником рентгеновского излучения — на кассете, в которой находится специальная рентгеновская пленка — "X" или "XX", а также на пленки "РФ-1" и пленки "Флюэрапид". Вместо кассеты можно использовать конверт из черной плотной бумаги.

Пропуская через объект рентгеновские лучи, в пленке создают скрытое изображение просвеченного объекта. Обрабатывают ее обычным способом (проявление, фиксирование, промывка). Подобным образом производят съемку и в радиоактивных лучах (бетта- и гамма-лучи). Кроме изложенного контактного способа рентгенографирования используют также и фотосъемку изображения, полученного с помощью рентгеновских лучей и наблюдаемого на экране криптоскопа.

Рис. 21. Фотосъемка люминесценции: вверху — документ, сфотографированный в обычных лучах, внизу — этот же документ при освещении ультрафиолетовыми лучами,

§ 6. Процессуальное оформление применения криминалистической фотографии

 

Разработанные криминалистикой рекомендации относительно правил оформления фотоснимков основаны на учете требований ст. 69, 141, 179, 183, 191 УПК РСФСР.

В заключительной части протокола следственного действия или в исследовательской части заключения эксперта должно быть указано:

а) какой объект фотографировался; б) каким методом и способом съемки; в) откуда (с какого места) производилась съемка (при производстве следственного действия); г) кто ее проводил (следователь, специалист, эксперт); д) условия съемки (например, модель фотоаппарата, вид негативного материала и его характеристики, характер освещения, диафрагма, экспозиция, применялся ли светофильтр)[110].

Рис. 22. Рентгенограмма пистолета.

Полученные фотоотпечатки наклеивают на специальные таблицы или листы белой плотной бумаги. Наверху таблицы (или листа) указывается, к протоколу какого следственного действия или к какому заключению эксперта они прилагаются.

Под каждым фотоснимком ставится номер (соответствующий их нумерации в протоколе, заключении) и дается пояснительная надпись. Если на фотоснимках делают какие-либо разметки (стрелками отмечают совпадающие признаки, показывают местонахождение объекта), то в таблице должны быть помещены точно такие же фотоснимки без разметок (контрольные фотоотпечатки).

Снимки, прилагаемые к протоколу, скрепляются печатью следователя. Снимки в фототаблицах, прилагаемых к заключению эксперта, — печатью экспертного учреждения. При этом часть оттиска печати должна находиться на фотоснимке, а часть — на бумаге.

Фотоснимки, прилагаемые к протоколам, подписывает следователь, специалист (если фотографирование производилось им) и по мере возможности понятыми. Фотоснимки, прилагаемые к заключению эксперта, подписывает эксперт. Хранятся они в деле.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...