Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая речная лоция рассматривает общие для всех рек свойства водного потока, его русло и различные

естественные и искусственные препятствия для судоходства, очертания берегов и отложения в русле, прибрежную местность, их взаимосвязь и расположение при различных условиях плавания (ночью, днем, в половодье, в межень, в ледостав). Речная лоция, кроме того, изучает судоходную, береговую и плавучую обстановку и

Взаимодействие судна и водного потока. Все эти данные в совокупности дают возможность судоводителю

Визуально ориентироваться и определять местоположение судна, выбирать кратчайший и безопасный путь,

Назначать курс плавания, контролировать его.

Специальная лоция изучает фарватер одной реки или ее участка с прибрежной местностью, характерными

течениями, судоходной обстановкой и дает рекомендации по вождению судов по данной реке или ее участку.

Теоретическое изучение общей лоции предшествует детальному изучению специальной лоции реки или

Водного района, где приходится плавать судоводителю


Условная линия, проходящая в средней части судового хода или обозначенная навигационными знаками, называется осью судового хода.
Кромка судового хода - это условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине. Различают правобережную и левобережную кромки. Переход судового хода от одного берега реки к другому называют перевалом судового хода.
Судовой ход характеризуют габаритами - глубиной, шириной, надводной высотой и радиусом закругления. Наименьшие глубину, ширину и радиус закругления судового хода, поддержание которых гарантируется службой пути, называют гарантированными.

 

РЕКИ.

Различают реки большие - с площадью бассейна более 50 000 кв.км., средние - от 2000 до 50 000 кв.км. и малые - менее 2000 кв.км. Бассейны больших рек, как правило, расположены в разных географических зонах.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ.

Долина - пониженная часть земной поверхности, расположенная по обе стороны реки на всем ее протяжении.
Пойма - часть речной долины, затапливаемая паводковыми водами.
Русло - пониженная часть речной долины, по которой течет вода при самых низких (меженных) уровнях.
Каждая река имеет начало - исток, который может быть озером, болотом, ледником, ключом и т.д., и устье - место окончания реки и впадения ее в море, озеро или другую реку.
Строение речного русла определяют подвижные скопления наносов, которые принято называть русловыми образованиями. Типичным русловым образованием является перекат - устойчивое наносное образование, имеющее вид поперечного вала во всю ширину реки, который пересекает русло под углом к общему направлению течения и вызывает отклонение течения от одного берега к другому. Участок реки между двумя перекатами в лоции называют плесом

Водохранилища представляют собой искусственные озера, образованные от подпора воды плотинами. По

внешнему виду водохранилища сходны с озерами, но отличаются от них по судоходным и

гидрометеорологическим условиям, равно как и от рек, в пойме которых они образовались.

Для водохранилищ характерно изменение рельефа дна, в прошлом речного, и затопленной речной поймы.

Чередование глубоких и мелких мест меняется довольно часто и беспорядочно, отчего изменяется положение

судоходных трасс. В прибрежных районах за счет разрушения берегов от волнения изменяется рельеф, что

наиболее характерно для мест, где происходят большие колебания уровней воды, сильные волнения, а дно и берега легко размываемы.

 

2- Плавання по дериваційному (підхідному) каналу до шлюзу.

Судоходным каналом называется гидротехническое сооружение с искусственно созданным судоходным

руслом для связи рек, озер, водохранилищ и морей. Судоходные каналы могут быть соединительные, подходные и обходные, а также шлюзованные и открытые нешлюзованные.

Шлюзованные каналы соединяют водные бассейны с разными горизонтами воды, поэтому на канале

делаются судоходные шлюзы.

Обычно ширина судоходных каналов рассчитана на двустороннее движение по ним, но в отдельных местах, в

частности на поворотах, каналы могут иметь ширину большую, чем основные прямые участки. Ограниченная

ширина делает управление судном на канале близким к речному. Управление судном на шлюзованных каналаосложняется не только стесненностью судового хода, но значительным числом гидротехнических сооружений и выложенных камнем откосов.

Плавание маломерных судов по шлюзованным каналам с большим и оживленным судоходством осложняется

возможностью присасывания этих судов к другим, большим по водоизмещению, при расхождении

Кроме того, волна, образованная крупными и быстроходными судами, отраженная от каменных берегов каналов,создает толчею и легко сбивает малое судно с курса. Составы на изгибах канала и на прямых участках при ветре идут так, что начало состава находится у одного берега, а окончание толкаемого состава у противоположного.

Обогнать такой буксирный состав в канале часто невозможно в течение продолжительного времени. На каналах особенно сильно ощутим даже небольшой ветер, который затрудняет расхождение судов при встрече и обгоне.

 

Білет №2

Головні розміри моторного судна. Конструкції МС.

Главные размерения судна

Основными элементами,отличающими одно судно от другого,являются их геометрическиехарактеристики: длина, ширина, высотаборта и осадка (рис. 6). Эти характеристикисвоего судна, или, как их называют, главныеразмерения, судоводитель должен знать.Изменения размерений, зависящие одно отдругого, например осадку и высотунадводного борта, он должен проверять.Изменение количества груза и людей на борту меняет осадку и высоту надводного борта, создает крен идифферент, что отражается на навигационных качествах судна: плаучести, остойчивости, ходкости, устойчивостина курсе и др.

Различают теоретические размерения (расчетные, конструктивные главные размерения), соответствующие

теоретическому чертежу судна, и габаритные — наибольшие размеры с учетом выступающих частей судна.

Для определения различных качеств судна, а также в повседневной его эксплуатации учитываются

теоретические размерения. измеренное в горизонтальной плоскости

между крайними внешними кромками выступающих частей носа и кормы судна(фальшборт, штевни, кринолин и т. д.).Ширина габаритная — расстояние,измеренное перпендикулярно диаметральной плоскости между внешнимикромками выступающих частей судна в самой широкой части (привального бруса,

ограждения двигателей, обносов и др.)

Осадка габаритная или наибольшая — вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута

от уровня спокойной воды, соответствующего грузовой ватерлинии, до низшей точки наружной обшивки или

10 брускового киля, а также до низшей кромки гребного винта; замеряется на стоянке и обычно отличается от осадки на ходу. То же расстояние, замеренное при тех же условиях, но без груза и пассажиров, называется осадкой порожнем.

Посадка судна — положение судна относительно поверхности воды, которое определяется:

а) креном — наклонением судна относительно продольной оси к одному или другому борту;

б) дифферентом — наклонением судна относительно поперечной оси, т. е. на нос или на корму.

Высота борта — вертикальное расстояние на середине судна (миделе) от внутренней поверхности киля до

нижней кромки палубы (или до планширя).

Высота надводного борта — разность между высотой борта и осадкой Т) является величиной

переменной. Для обеспечения безопасности плавания — сохранения судном плавучести, остойчивости и

непотопляемости — высота надводного борта устанавливается в соответствии с нормами.

Отношение главных размерений судна характеризует навигационные (мореходные) качества и маневренные

элементы судна

Конструкции мс

Корпус судна является основной частью судна, он состоит из набора и обшивки. Набор состоит из

продольных и поперечных связей, служащих основанием для обшивки — оболочки судна, обеспечивающей

корпусу водонепроницаемость и совместно с набором прочность и жесткость. Очертания корпуса, как правило,

плавны, заострения характерны только для носа и кормы.

Переднюю оконечность судна называют носовой, а заднюю — кормовой, боковые стороны, или стенки

корпуса, называют правым и левым бортами, если смотреть с кормы на нос судна. Часть корпуса, находящуюся под водой, называют подводной, а над водой — надводной. Нижнюю часть корпуса называют днищем, а верхнюю, горизонтальную, — палубой. Палуба на маломерных судах, например мотолодках, может отсутствовать.

Фальшборт — легкая конструкция — продолжение борта над палубой в носовой и средней части судна. В

кормовой части фальшборт называется гакабортом. Фальшборт может быть временным, деревянным или

брезентовым, поднимаемым па время волнения, при проходе порогов, движении под парусом и т. д.

Кокпитом называется открытое помещение для команды или пассажиров в корпусе судна, окаймленное по

краю комингсом, предохраняющим от захлестывания волн.

Набор корпуса судна (рис. 3) — конструктивное оформление, состоящее из следующих продольных и

поперечных связей:

Киль — основная продольная связь, идущая по всей длине судна от форштевня до ахтерштевня в виде балки,

киль является элементом, обеспечивающим прочность судна.

Форштевень — переднее конструктивное оформление (продолжение киля), им заканчивается набор корпуса

судна с носа.

Ахтерштевень — конструктивное оформление кормовой оконечности судна (продолжение киля), им

оканчивается набор корпуса судна с кормы. Ахтерштевень может состоять из двух частей: передней — старнпост, через который проходит гребной вал, и задней — рудерпост, на который навешивается руль.

На моторных лодках с кормы находится транцевая доска (транец).

Стрингеры—внутренние продольные связи под крепления обшивки.

Карлингсы — продольные подпалубные связи.

Шпангоуты — поперечные бортовые связи корпуса

В теоретическом чертеже шпангоутами называют обводы поперечного сечения судна.

Шпация — расстояние между двумя шпангоутами.

Бимсы — поперечные связи палубы.

Корпус маломерного судна может быть разделен поперечными переборками, которые делаются

водонепроницаемыми. Переборки могут доходить до палубы или быть различными по высоте. Крайняя носовая часть судна между форштевнем и первой носовой переборкой называется форпиком, крайний кормовой отсек — ахтерпиком.

Привальный брус:

1. Продольный брус с внутренней стороны борта деревянной шлюпки на высоте ватерлинии, а чаще выше

нее, связывающий верхние концы шпангоутов одного борта.

2. Деревянный или металлический брус, установленный снаружи борта для предохранения судна от

повреждения во время ударов при швартовке.

Планширь — плоский брус, накрывающий кромку обшивки и торцы шпангоутов.

Буртик — продольная деревянная обносная рейка с наружной стороны бортов, выполняющая роль наружного

привального бруса, который служит для защиты бортов от повреждения.

Комингсы — конструкция, окаймляющая вырез в палубе для ограждения люков

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...