Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Движение «Искусства и ремесла». Эстетическая и художественная деятельность Уильяма Морриса и прерафаэлитов. Авторский дизайн текстиля и полиграфии

Движение «Искусства и ремесла» зародилось в Великобритании в конце XIX века и получило свое название по первой совместной «Выставке общества искусств и ремесел», организованной в 1888г. в Лондоне под руководством У. Крейна. Движение состояло в действительности из нескольких объединений, созданных по образцу традиционных ремесленных цехов Западной Европы: «Гильдия Святого Георга», «Гильдия и Школа искусств и ремесел», «Школа Глазго», «Объединенные ремесла» и другие.
Участники движения, лидером которого являлся художник, член «Братства прерафаэлитов» Уильям Моррис, противопоставляя себя механическому, шаблонному и анонимному мануфактурному производству современной капиталистической эпохи, стремились приблизить ремесленные изделия к произведению искусства. Отправной точкой для подобного начинания, как и в целом в движении прерафаэлизма, служила идеализация предвозрожденческого уклада жизни. В этом художников поддерживал и знаменитый критик Джон Рёскин, утверждая превосходство изделия ручной работы над фабричным. Возвращаясь к самобытному творчеству средневековых ремесленников, сам Моррис и его сподвижники – Огастес Пьюджин, Уильям Летаби, Уолтер Крейн, Уильям де Морган, Артур Макмурдо, Густав Стикли, Чарльз Макинтош, Чарльз Лимберт и другие – вручную создавали авторские предметы декоративно-прикладного искусства в самых разных областях, от книжного дизайна до оформления витражей. В основном же их работа сосредоточивалась на создании домашнего интерьера, начиная с архитектурного облика здания и ландшафтного дизайна и заканчивая созданием предметов мебели, обоев, возрождением гобеленного ткачества.
Оформившись в викторианской Англии, движение «Искусства и ремесла» вскоре получило распространение в Европе, где художники в основном обратились к воссозданию национального стиля, и США, где идеалы этого движения были восприняты стилем «Золотого дуба». Творчество художников-прерафаэлитов и их последователей, несомненно, оказало огромное влияние на сложение стиля модерн и современного дизайна в целом.
Моррис вскоре решил придать своему делу новый размах и создал фирму «Моррис, Маршалл и Фолкнер, художественные работы по живописи, резьбе, мебели и металлу».Немалую роль сыграли и две Всемирные Выставки – своего рода символы стремительной индустриализации, проводившиеся в Лондоне, в 1851 и 1862 г. Несомненным был триумф прогресса – на выставке были представлены многочисленные приспособления, облегчающие, либо заменяющие тяжелую ручную работу. Но, как ни странно, их изобретение ни привело к более тонкой проработке деталей на предметах декоративно-прикладного искусства, а, напротив, к созданию массы вычурных изделий. Всему виной не столько техническая революция, сколько вкусы викторианской аристократии: все предметы создавались в духе модной во времена королевы Виктории эклектики и считалось, что красивая вещь – это вещь роскошная, декорированная настолько, что трудно было понять ее назначение.

С появлением фабрик и заводов в обиход вошли вещи промышленного производства. Особенно популярна стала имитация того или иного материала, например на выставке 1851 г. были представлены серебряные изделия, которым была придана выгнутая форма, как если бы они были сделаны из фарфора.
Это не значит, что участники движения искусств и ремесел намеренно избегали применения технических новшеств - они использовали машиы только в тех случаях, когда изделию требовалась тонкая и аккуратная проработка, которой невозможно было добиться вручную (например при создании металлических изделий и фурнитуры).
Началом публичной деятельности Уильяма Морриса принято считать 1877 год, когда он в лондонской Гильдии по изучению ремесел прочел свою первую публичную лекцию «Малые искусства». Эту Гильдию можно было бы назвать одним из ранних дизайнерских обществ Англии.
Публичные лекции по искусству не были новинкой в Лондоне того времени (вспомним Джона Рескина), Моррис обратился в своих лекциях к проблемам предметного окружения. Причем особенно к тем изделиям, которые, говоря словами Морриса, создаются или во всяком случае должны создаваться обыкновенным рабочим в процессе обычного труда. Он противопоставил их по значимости уникальным художественным произведениям и поднял вопрос о роли художника в создании повседневной среды. Это было необычно для его современников, в том числе и для художников-прерафаэлитов (1), с которыми он был близок в более ранний период.
С самого начала своей деятельности Моррис удивительным образом не устаревает, несмотря на технический прогресс, на смену стилей и принципов проектирования. Его теоретический подход к материально-художественной культуре и его творческие принципы изучают, приводят в пример и, что самое интересное, почти заново переосмысливают с каждым поколением, которое на новом этапе обращается к тем же вопросам. Моррис стал авторитетом для ряда художников «модерна», воспринявших его идеи о роли искусства в исправлении недостатков общества, для английских рационалистов начало 20-го века, для создателей Баухауза и дизайнеров более поздних лет.
Каждое новое направление в искусстве по-своему трактовало наследие Морриса, выделяя в нем новые аспекты. Например, в России, в 20-е годы 20-го века Морриса считали, прежде всего, реформатором профессионального прикладного искусства. В пятидесятые годы когда закладывались основы технической эстетики, его трактовали преимущественно с позиций связи красоты и пользы, в духе предыстоков функционализма и модульности. В наше время, когда на первый план выступило понятие среды и связанные с ней проблемы хаоса и упорядочения формы, сохранения равновесия нового предметного окружения с природой и всем культурно-историческим наследием, Моррис снова кажется современным.
Главным качеством Морриса как человека и художника было поразительное умение вызывать интерес зрителей, слушателей и читателей ко всему, чем он занимался сам. Он увлек англичан идеей возрождения национальных художественных промыслов и самой личностью народного мастера. Он сделал так же предметом обсуждения частный дом, личную жилую среду, чего в викторианской Англии не очень любили касаться публично.

-------------(1) Прерафаэлиты - группа английских писателей и художников 19-го века, избравшая своим идеалом «наивное» искусство средних веков и Раннего Возрождения (до Рафаэля). Члены «Братства прерафаэлитов» критиковали с романтических позиций современную им культуру, соединяли скрупулезную передачу натуры с вычурной символикой.

В результате, вместо замкнутого и глухого, заставленного мебелью и малоосвещенного, типичного английского жилища, он предложил: легкие интерьеры с светлыми и четкими цветочными обоями, новыми светильниками и мебелью. Моррис утверждал свой тип комфортной среды, основанный на принципах спокойной целесообразности, противопоставленной уже тогда всему вычурному, дикому, болезненному и нарочитому.
Моррис сделал жилую среду ведущей темой художественных выставок, включая экспозиции крупнейшего по тем временам музея Виктории и Альберта в Лондоне. Для него была спроектирована получившая большую известность «Зеленая гостиная» (1866) , полностью выдержанная в экспериментальном духе. Так Моррис пытался показать возможности художника в проектировании среды.
В историю дизайна Моррис вошел, прежде всего, как художник-организатор, способный соединить или сблизить усилия мастеров разной специализации. Это проявилось уже при постройке его первого дома (1859) – Ред Хауза (Красного дома – по цвету неоштукатуренных снаружи кирпичных стен в духе старых сельских построек), который находится теперь в юго-восточной части Большого Лондона.
Ред Хауз был программным домом художника для себя. Его строили сознательно как «самое красивое место в Англии» для открытого обсуждения в художественных кругах принципов его проектирования. Он стал первым манифестом нового художественного течения, которое ставило перед собой цель повлиять на существующие стиль и вкусы общества с помощью изменения предметной среды.
Используя в Ред Хаузе довикторианские традиции свободного, функционального решения жилых помещений, но связанные уже не с дворянским бытом, а с представлениями об удобстве и красоте, сложившимися в кругу художников-прерафаэлитов, Моррис пытался привести в соответствие с архитектурой и все предметное убранство дома. Готовой мебели, светильников, фурнитуры такого типа не было. Поэтому Моррис вместе со своими друзьями – живописцами, графиками, архитекторами, тоже никогда не проектировавшими мебель, взялся за их изготовление сам. Эта работа показала, что решение интерьеров «малых» пространств в свою очередь воздействует на более четкое понимание архитектурных принципов.

45. Истоки и особенности стиля модерн. Планировочные , декоративные решения, материалы, орнаменты.
Модерн (фр. Art Nouveau — новое искусство, нем. Jugendstil — молодежный стиль, англ. Stile Liberty — стиль свободы) — международное движение и стиль в искусстве, архитектуре и особенно декоративно-прикладном искусстве, который достиг пика своей популярности на рубеже 20-го века (1890-1905)
Само название стиля «модерн» во многих странах разное. Русскоязычное название «Модерн» в других языках не встречается. На Западе самым распространенным названием стиля можно считать «Ар-Нуво» (Art Nouveau). Так же широко известны названия стиля — «Тиффани» в США, «Югендстиль» в Германии, «Сецессион» в Автсрии, «Модерн Стайл» в Британии.
Стиль Модерн имел несколько основных направлений:
Неоромантизм, где используются элементы романского стиля, готики, ренессанса и других стилей.
Неоклассицизм
Рационализм, направление с преобладанием более простых форм
Иррационализм
Кирпичный стиль, когда архитекторы отказались от штукатурки, и все декоративные детали здания делались из кирпича.
Модерн венский, берлинский, парижский, в России и Восточной Европе — московский, петербургский, рижский, провинциальный и так далее.
История возникновения стиля модерн
Предшественником стиля модерн был стиль эклектики (цитирования и смешения предыдущих стилей). В такой ситуации возникновение нового стиля было просто необходимо. Одним из толчков к возникновению нового художественного направления стало влияние искусства Японии эпохи Мэйдзи, а так же искусство Древнего Египта и других древних цивилизаций.
Большое влияние на развитие архитектурного стиля модерн имели работы знаменитых художников и скульпторов этой эпохи, таких как Густав Климт, Альфонс Муха, М. А. Врубель, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, скульпторов, таких как Огюст Роден, Камилла Клодель и другие.
Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. После 1910 значение модерна стало угасать.
Основные признаки модерна
Отличительными чертами этого красивого пластичного стиля можно назвать отказ от прямых линий и углов в пользу естественных природных изогнутых плавных линий, широкое использование прикладного искусства, применение новых технологий (например, сложные железобетонные конструкции), использование металла, стекла.
Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.
Преобладающие и модные цвета
Приглушенные цвета — цвет увядшей розы и табачные, жемчужно-серые, серо-голубые, пыльно-сиреневые тона
Линии стиля модерн
Отказ от прямых линий, плавность, текучесть линий, подражание природным формам растений. Часто отказ от симметрии
Формы модерна
Плавность и текучесть форм, отказ от симметрии, вертикальные, стремящиеся ввысь доминанты, перетекание форм одна в другую
Характерные элементы интерьера модерна
Сочетание плоскостей, гнутая мебель. Мозаика, эмаль, золотой фон, расчеканенная медь и латунь
Конструкции стиля модерн
Часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас)
Окна стиля модерн
Прямоугольные, удлиненные вверх, часто с богатым растительным декором, иногда арочные, «магазинные окна» — широкие, наподобие витрин.
Двери стиля модерн
Прямоугольные, часто арочные. Чаще всего плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные
Архитекторы модерна
Виктор Орта (Victor Horta 1861—1947 гг.) бельгийский архитектор, один из основателей стиля модерн (Art Nouveau) в архитектуре. Четыре брюссельских дома работы Орта включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Антонио Гауди (Antonio Plácido Guillermo Gaudí y Cornet 1852—1926 гг.). Всемирно известный каталонский архитектор, большинство причудливо-фантастических работ которого возведено в Барселоне. Наиболее известные работы — Церковь Святого Семейства (полное название: Искупительный храм Святого Семейства, кат. Temple Expiatori de la Sagrada Família), Дворец Гуэля
(Palau Güell). Здания, сооруженные им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.
Анри Клеманс Ван де Вельде (1863—1957 гг.) бельгийский архитектор и художник, один из основателей бельгийской ветви стиля модерн.
Йозеф Мария Ольбрих (1867—1907 гг.) австрийский архитектор, мастер модерна, автор знаменитого выставочного здания Венского сецессиона в Вене. C 1900 г. жил и работал в Германии, в Дармштадте.
Городецький Владислав Владиславович (1863—1930 гг.) — украинский и польский архитектор, автор Дома с химерами и Собора Св. Николая в Киеве.
Виктор Александрович Шретер (1839—1901 гг.) русский архитектор немецкого происхождения. Кроме постройки многих частных домов, в которых он первый в России стал облицовывать фасады, без штукатурки, обожженным в сильном огне кирпичом и естественным камнем («кирпичный стиль»), он принимал большое участие в сооружении дворца великого князя Владимира Александровича (ныне Дом ученых), создал проекты театров в Киеве, Иркутске, Нижнем Новгороде и Тифлисе и православной церкви в Киссингене, перестроил фасад Мариинского театра после пожара в 1880-х, соорудил вокзал в Одессе. Именно его авторству принадлежит проект Оперного театра в Киеве (Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т. Шевченко).
В Москве работал целый ряд знаменитых архитекторов модерна: Ф. О. Шехтель, Клейн Р. И., Фомин И. В., Щусев А. В., Тон К. А., которые и создали ответвление стиля, называемое «Московским модерном».
Типы сооружений стиля модерн
Появление принципа построения зданий «изнутри-наружу» и в связи с этим раскрытость композиций и многообразие формы объектов, огромное внимание, уделяемое интерьеру, поскольку именно он образует ядро, определяющее наружный облик здания. Рационализация планировки. Модерн отказывается от коридорной планировки в пользу своеобразно понятой центрической. Разрабатывается новый тип плана, тяготеющего к квадрату, с такими же преимущественно квадратными комнатами, группирующимися вокруг холла. Жесткость, с которой выдерживается этот принцип, не исключает свободы приемов, асимметрии, геометрической неправильности рисунка плана. Но исходный принцип компактной центричной композиции выдерживается неукоснительно.
Модерну принадлежит заслуга создания свободного плана.
Возвышенность, устремленность в надзвездные выси, с одной стороны, высокий уровень бытового комфорта, функциональность, с другой, — качества слитые в модерне воедино. Больше того, утилитарность, функциональные достоинства поставлены на службу создания поэтического настроения. Одухотворенность, поэтичность входят непременной частью в понятие комфорта, комфорта духовного, отождествляемого как с чувством покоя и удовлетворенности и удобствами и уютом, так и с удовлетворенностью обстановкой, в которой сознаешь себя приобщенным к высшим духовным ценностям и красоте. В модерне происходит чудо преобразования — поэтизация обыденного.
Модерн в интерьере
Что касается организации интерьерной среды стиля модерн, то для нее были характерны элегантность и стильность, а также особый разреженный ритм всех элементов. И большую роль в этом сыграло увлечение японским искусством.
Возрожденный манерами модерна (Ар-Нуво) витраж приобрел новое звучание. Флореальный или геометрический орнамент, яркие цветные стекла в металлических переплетах придавали интерьеру изысканный декоративизм. Известный американский художник Л.К.Тиффани изобрел особый ручной метод изготовления стеклянных предметов. Их образовывало, покрывая слой за слоем (до 15), жидкое разноцветное стекло с примесями металлов. Будучи учеником не менее известного мастера — художника школы «Нанси» Э.Галле, Тиффани использовал в росписи флореальные мотивы. И сами его предметы, как у Галле, имели текучие, уподобленные природным формы.
Вообще стекло было излюбленным материалом художников стиля модерн. Впрочем, создавались также эскизы изделий из фарфора. Здесь тоже доминировали растительные мотивы, но были и исключения. Например, серовато-голубой датский фарфор славился своими строгими геометризованными формами и пользовался большим спросом.
Много работ выполнялось и в металле. Бронза и медь использовались для изготовления осветительных приборов. Мастера стиля увлеклись разработкой различных светильников, дизайном столового серебра, ювелирных изделий.
Т
еперь мебельным дизайном занимались такие художники как Макинтош или Годуин. Последний стал пропагандистом японской мебели. Светлые, легкие предметы Годуина изготовлялись из дерева, покрытого белой или серой краской.
В связи с интересом модерна к японскому искусству в моду вновь, как и в XVIII столетии, вошли ширмы. Поскольку художники, занимающиеся мебелью, столь же успешно работали в стекле, художественном текстиле, книжной графике, разносторонность их дарований не могла не проявиться в мебельном дизайне. Так мастера школы Нанси предпочитали черное дерево и придавали предметам флореальные очертания и орнаментику. Резные панно кресел-бержер, стульев, диванов имели формы гибких ветвей, цветков ирисов. Ножки были волнообразными. Столы в виде двух тумб, соединенных волнообразной доской, напоминали причудливые природные образования.
Мебель по эскизам Ч.Р.Макинтоша и его коллег из Глазго (Шотландия) отличается удлиненными формами. Кресла-троны этого дизайнера сочетают вытянутую спинку с короткими ножками.
Обои, выполненные в стиле модерн, вобрали в себя и элементы щпалер и росписи, носившей символический характер. Популярны растительные, нежные цветочные орнаменты, вязь. Особенно популярной в это время становится стеклянная, керамическая и из других материалов мозаика. Из мозаики выкладывались превосходные картины, служащие украшением стен и полов комнат и других помещений. Особенно ценится в модерне то, что в этом стиле отлично гармонируют между собой совершенно разные материалы, в числе которых можно назвать металл и камень, дерево и стекло, роспись и обои.
Основными цветами этого стиля являются естественные природные оттенки, придающие интерьеру легкость и романтичность.
Освещение в помещениях, выполненных в стиле модерн, стараются выполнять нежно приглушенным, которое создает атмосферу романтики и уюта.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...