Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Долгосрочный период в условиях совершенной конкуренции

Долгосрочный период в условиях совершенной конкуренции означает, что период достаточен для того, чтобы фирмы смогли покинуть отрасль, либо войти в нее. Рассмотрим три ситуации (рис. 37), В случае а) фирма получает прибыль и будет максимизировать ее в точке Е. Но в долгосрочном периоде данная прибыль будет привлекать иных производителей, которые смогут войти в отрасль. В итоге общий объем производства в отрасли вырастет, цена упадет (от Р1 до Р2), прибыль уменьшится.. В случае б) производство не является прибыльным. У фирмы 2 варианта: либо покинуть отрасль, либо переждать ситуацию, минимизирую убытки (точка Е). Ввиду того, что многие фирмы все-таки покинут отрасль, объем производства сократится, цена начнет расти (от Р1 до Р2). В случае в) фирма сможет производить продукции, соответствующую точке Е. Во всех остальных случаях производство убыточное. Следовательно, у фирмы есть резон переждать ситуацию. В то же время иные фирмы не будут входит в данную отрасль, так как прибыли в ней нет. В долгосрочном периоде ситуация не изменится.

P,R,C MC AC

Е

A P1

Е* P2

 
 


· Q

а)

P,R,C MC P,R,C

AC

A* E* P2 AC MC

E

A P1 A E P

               
   
     
 
 
   


O Qopt Q O Qopt Q

 

б) в)

Рис. 37. Фирма в долгосрочном периоде

Итак, в долгосрочном периоде фирмам следует ожидать падения цен и прибыли в благоприятных ситуациях, роста цен в ситуации убыточной, сохранения параметров при равновесной ситуации (в). В этом проявляются достоинства совершенной конкуренции: отрасли гарантирована безубыточность. С другой стороны, в данную отрасль не перераспределяются доходы из других отраслей. В то же время небольшие размеры фирм не позволяют им получать в полной мере положительный эффект от масштаба (это характерно в первую очередь для крупных фирм).

 

Тема 8. Фирма в условиях несовершенной конкуренции

Определения

Монополия – тип рынка, при котором фирмы имеют возможность диктовать условия покупателю товара вследствие отсутствия полноценных товаров заменителей, невозможности другим фирмам проникнуть в отрасль.

Индекс Херфиндаля – Хиршмана – показатель, отражающий степень концентрации отрасли. При расчете индекса складываются квадраты удельных весов фирм в отраслив процентах.

Чистая монополия - научная абстракция, при которой в отрасли функционирует единственная фирма – производитель.

Естественная монополия – ситуация в отрасли, при которой экономически целесообразно иметь одного производителя продукции.

Ценовая дискриминация – ситуация, при которой фирма продает одинаковые товары разным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности.

Монополистический союз – объединения фирм с целью обеспечения монопольной власти и монопольной прибыли.

Антимонопольное законодательство - законы, направленные на ограничение монопольной власти, регулирование деятельности монополий.

Оптимизация объемов производства – ситуация, при которой монополия получает максимальную прибыль. Условие оптимизации:

MR = MC .

Рынок монополистической конкуренции – тип рынка, при котором присутствуют признаки монополии и признаки совершенной конкуренции. К признакам совершенной конкуренции следует отнести свободу входа и выхода из отрасли. Вследствие того, что товардифференцирован, возможна власть производителя в краткосрочном периоде над покупателями данного товара. В данной рыночной структуре присутствуют все виды конкурентной борьбы.

Спрос на товар вообще и спрос на товар фирмы – следствие дифференциации товара. Спрос на товар вообще – общий спрос всех покупателей. Но покупатели распределяют спрос по товарным маркам, периодически переходя на новый товар. Спрос на товар вообще при этом не меняется. Вследствие этих обстоятельств цены в условиях монополистической конкуренции ниже, чем у монополии.

Оптимизация объемов производства при монополистической конкуренции - объем производства, позволяющий фирме получить максимальную прибыль. В условиях монополистической конкуренции это равенство предельной выручки фирмы и предельных издержек: MR* = MC* .

Олигополия – тип рынка, для которого характерно наличие нескольких крупных фирм, производящих дифференцированный товар и контролирующих определенный сегмент рынка. При свободе выхода из отрасли затруднен вход других фирм вследствие сложности технологии и концентрации производства.

Тайный и явный сговор – договоренность фирм в условиях олигополии о единой ценовой политике.

Гонка за лидером – цены в отрасли определяются лидирующей фирмой.

Схема «издержки плюс..» - ценовая политика в условиях олигополии, при которой фирмы имеют одинаковую рентабельность, несмотря на разные средние издержки.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...