Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное регулирование рынка алкогольной продукции на региональном уровне

 

Одним из важных сегментов потребительского рынка является региональный рынок алкогольной продукции. Рынок алкогольной продукции можно определить как вид хозяйственной деятельности, связанный с производством и реализацией алкогольной продукции. Его основными функциями являются формирование ассортимента, состава и качества продукции, обеспечивающих максимально полное удовлетворение платежеспособного спроса потребителей на алкогольную продукцию. Специфическими функциями алкогольного рынка являются бюджетообразующая, потребительская и социальная. Формирование рынка алкогольной продукции региона обусловлено прежде всего наличием развитого сельскохозяйственного производства, обеспечивающего сырьевой

потенциал и наличие экономически выгодных и устойчивых связей, возникших за счет территориального разделения труда и специализации экономики региона. В работе сформулировано авторское определение регионального рынка алкогольной продукции как локального экономического пространства, в котором концентрируются совокупность экономических отношений по поводу производства, оборота и потребления алкогольной продукции с целью удовлетворения потребностей населения региона[9].

Формирование развитого рынка алкогольной продукции невозможно без научного обоснования выбора приоритетных направлений развития с учетом определения целей и задач региональной политики (рис. 1). Такой научной основой может служить экономическая диагностика состояния алкогольного рынка. Только на основании комплексной оценки состояния рынка алкогольной продукции могут быть определены эффективные формы и методы государственного регулирования процесса функционирования и развития рынка алкогольной продукции, обеспечивающие переход потребительского рынка на качественно новый уровень развития.

Процесс функционирования рынка алкогольной продукции в России с экономической точки зрения направлен на достижение двух важных целей: обеспечение соответствия производимого ассортимента продукции непрерывно меняющемуся спросу населения с обязательным учетом конкретных особенностей каждой потребительской группы и активном воздействии на совершенствование и развитие спроса и предложения алкогольных напитков.

Стабильное функционирование рынка алкогольной продукции во многом зависит от позиции государства и от степени его влияния на данную отрасль экономики. В различных странах и регионах мира производство и оборот алкогольной продукции имеет свои исторические корни и характеризуется спецификой национального потребления. В настоящее время во всем мире происходит снижение спроса населения на алкогольную продукцию, смещение потребления от крепких спиртных напитков в сторону винодельческой продукции, что связано с дифференциацией потребностей и повсеместной пропагандой здорового образа жизни. Прослеживаются и другие тенденции - рост потребления высококачественных алкогольных напитков и рост спроса на местные алкогольные напитки, с учетом сложившихся национальных особенностей и традиций в странах мира. Следовательно, основной стратегией большинства производителей алкогольной продукции, обеспечивающей поддержание и повышение уровня ее потребления, является рационализация и концентрация внимания на качестве и безопасности выпускаемой продукции[10].

В настоящее время российским законодательством урегулированы в основном вопросы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, однако вопросы социальных последствий, профилактики и борьбы с алкоголизмом должным образом не урегулированы. Так, несмотря на остроту данной проблемы, на федеральном уровне нет комплексного закона, регулирующего вопросы профилактики и борьбы с алкоголизмом, в котором были бы установлены средства и методы ее осуществления; определены функции и права, а также принципы взаимодействия между собой различных государственных и общественных организаций, социальных институтов в реализации стратегии и тактики противоалкогольной деятельности, а также предусмотрены меры, закрепляющие правовое, организационное, научно-информационное, материально-финансовое обеспечение работы по профилактике и преодолению пьянства, регламентированы права и обязанности юридических и физических лиц, участвующих в легальном производстве и обороте алкогольных напитков.

Необходима также и третья составляющая федерального компонента - целевая программа борьбы с алкоголизмом.

Отсутствие четкого определения полномочий, связанных с деятельностью субъектов по вопросам профилактики и борьбы с алкоголизмом, затрудняет реализацию необходимых мер по осуществлению качественной профилактической работы, приводит к ослаблению осуществляемого межведомственного взаимодействия на местах.

В системе регионального законодательства данный вопрос решается в ряде субъектов по-разному. Можно выделить несколько групп субъектов, в которых приняты и действуют соответствующие нормативные правовые акты.

В первую группу входят субъекты, принявшие законы, регулирующие в большей или меньшей степени профилактику алкоголизма (Республики Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Марий Эл, Мордовия, Тыва, Хакасия; Забайкальский и Краснодарский края, Тюменская, Амурская, Мурманская и Ульяновская области и др.).

Однако данные законы без федеральной основы остаются декларативными, к тому же охватывают большую сферу регулирования (как профилактику алкоголизма, так и профилактику наркомании, токсикомании и табакокурения, что не позволяет детально проработать каждое направление).

Вторую группу составляют субъекты, в которых приняты региональные программы по профилактике алкоголизма (Красноярский и Пермский края, Новгородская область и др.). Принятие на уровне субъектов программ по профилактике алкоголизма позволяет комплексно подойти к решению данной проблемы, повысить эффективность профилактической работы.

Третья группа - субъекты, где программы по профилактике алкоголизма принимаются на уровне муниципальных образований (Республика Башкортостан, Ставропольский и Алтайский края, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа, Владимирская, Волгоградская, Оренбургская, Пензенская, Рязанская и Томская области и др.)[11].

Вместе с тем деление субъектов на группы достаточно условно, так как в ряде субъектов законы не только приняты, но еще дополнены комплексными программами различных уровней.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано учитывать положения принятой концепции при разработке региональных программ, направленных на снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактику алкоголизма среди населения.

В субъектах Российской Федерации приняты законы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Также в соответствии с концепцией в пределах предоставленных полномочий в регионах разработаны собственные планы противодействия алкогольной проблеме. В ряде российских регионов установлен и действует запрет на ночную торговлю спиртными напитками крепче 15 градусов. (Республики Чувашия, Марий Эл, Башкортостан, Пермский край, Московская, Нижегородская, Ульяновская области, города Москва, Санкт-Петербург и др.).

Однако, возвращаясь к вопросам осуществления полномочий, следует отметить, что в настоящее время у субъектов остался единственный механизм контроля за алкогольным рынком - лицензирование розничной продажи алкогольной продукции. Вследствие этого возникает закономерный вопрос: каким образом субъекты Федерации могут влиять на алкогольный рынок и противодействовать незаконному обороту алкоголя, если федеральным законодательством практически все их полномочия в этой области отменены? Наличие лицензии на розничную торговлю алкоголем у предприятия – это своего рода гарантия государства, что приобретаемый продукт, прежде всего, безопасен. А безопасность алкоголя напрямую зависит от его качества. Возникает парадоксальная ситуация – субъекты Федерации несут ответственность за жизнь и безопасность граждан, но полномочиями, в том числе по проверке качества, не обладают.

Именно по этой причине субъекты законодательной инициативы неоднократно направляли предложения о внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», прежде всего в части возврата субъектам Федерации полномочий по осуществлению контроля за качеством и безопасностью алкогольной продукции в оптовом звене.

Кроме того, правовое обеспечение профилактики и борьбы с алкоголизмом не может ограничиваться региональными и муниципальными правовыми актами, необходима федеральная основа, для того чтобы обеспечить максимальную эффективность профилактической работы.

Российский и зарубежный опыт показывает, что борьба с алкоголизмом может быть эффективной лишь на системной и долгосрочной основе. В связи с этим обнадеживает твердая позиция Президента Российской Федерации
по данному вопросу: «…нужен целый комплекс мер. С одной стороны, наверное, ограничительных, с другой стороны, разъяснительных, пропагандирующих нормальный, здоровый образ жизни. Самое главное, у людей должно появиться желание и возможность вести нормальный, полноценный, здоровый и трезвый образ жизни.


Глава 2. Рынок алкогольной продукции и система его государственного регулирования в Сибирском Федеральном округе

2.1 Рынок алкогольной продукции Сибирского федерального округа на современном этапе

 

На рынке крепкого алкоголя и вина в СФО ситуация выглядит более оптимистичной, нежели на сокращающемся пивном рынке. Несмотря на то, что производство и продажи водки в регионе падают, в целом объемы отгрузки растут. В то же время активно развивается и рынок вина. В округе благодаря усилиям алтайских виноделов производство этого напитка за первое полугодие 2015 года выросло на целых 56%.

Текущая экономическая ситуация все же вносит свои коррективы в применение инициированных правительством РФ мер по борьбе с алкоголизацией населения - речь и о повышении акцизов, и о запрете рекламы, и об ограничении продаж по времени и месту. Акцизы пришлось заморозить, и как результат - рост объемов производства водки, правда, при этом наблюдается снижение объемов розницы. Тем не менее, аналитики предсказывают дальнейший рост производства, как водки, так и вина. Но несмотря на общероссийский тренд, ситуация в Сибирском федеральном округе отличается.

Всего в России, по данным Центра исследования федеральных и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА), по итогам первых шести месяцев 2015 года было произведено 32 тыс. дкл водки, что на 1,4% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Отгружено за этот период было 32,6 тыс. дкл, что превышает прошлогодние объемы на 10,4%. Стоимость продукции с учетом акцизов и НДС составила 111,9 трлн руб. В СФО же общероссийская тенденция, напротив, не поддерживается. В первом полугодии в регионе было произведено 4,5 тыс. дкл, на 8% меньше прошлогодних показателей. А вот объем отгрузки также прирос, и даже существеннее, чем в среднем по России - на 12,4%. Стоимость продукции составила 17 млрд руб.

Среди сибирских регионов лидером по темпам роста производства водки стала Омская область. В этом регионе произвели 2 тыс. дкл, что на 35% больше, чем за первые шесть месяцев 2014 года, при этом темпы отгрузки превысили прошлогодние в 2,2 раза. На втором месте Красноярский край с результатом 178,5 дкл (+20,5). Самое большое падение было зафиксировано в Алтайском крае - на 36,4%. Следом идет Новосибирская область, также демонстрирующая отрицательную динамику, - 28,3%.

Алтайский край, показав рекордное падение производства водки в регионе, отличился темпами производства вина. Так, по результатам первого полугодия 2015 года в крае был отмечен рост производства вина в 9,8 раза - до 69,2 дкл. Во втором сибирском регионе-производителе этой продукции - Томской области - наблюдается, напротив, падение на 6,7%. В целом же по России производство вина за указанный период выросло на 21%, в СФО благодаря усилиям алтайских виноделов - на 56%.

По итогам первого полугодия 2015 года объем розничной продажи водки в целом по России составил 42,8 млрд дкл, что ниже прошлогодних показателей на 6,9%. В СФО тенденция такая же - снижение на 8,3%. Причем падение зафиксировано в 10 из 12 сибирских регионов. Лидером в данном случае является Новосибирская область, где темпы составили 26,4%, следом идет Республика Тыва с показателем 24,1 и замыкает тройку Кемеровская область, где снижение зафиксировано на уровне 16,4%. Вырос объем розницы только в Республике Хакасии - на 17%. В Красноярском крае этот показатель остался на уровне прошлого года - 840 млн дкл.

Что касается объемов розничной продажи вина, то на этом рынке также наблюдается снижение, но не такое существенное, как в ситуации с водкой. В целом по России объемы сократились на 1,1%, а в СФО на 2%. На этот раз прирост уже произошел в четырех регионах, среди которых ожидаемо впереди Алтайский край с темпом роста 6,4%. Далее идет Республика Хакасия (+4%) и примерно на одной позиции - Республика Алтай (+3,9%) и Республика Бурятия (+3,3).

Самое существенное падение наблюдается в Республике Тыва - 18,9%, затем в Кемеровской области (–11,1%), в Омской области также наблюдается снижение на 5,4%. Новосибирская и Томская области остались практически на уровне показателей прошлого года (–0,1%).

Для сравнения напомним, что в отличие от рынка крепкого алкоголя с его положительной динамикой производство пива по России за первое полугодие 2015 года «просело» на 8,6% и на 7,2% в СФО. Объемы розничной продажи напитка также снизились как по России в целом, так и в СФО - на 1,9% и 4,5% соответственно.

Увеличение объема производства водки и отгрузки в среднем по России аналитик ИХ «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин объясняет снижением акцизов. Также эксперт до конца 2015 года прогнозирует дальнейший рост производства водки до 15%, вина - до 20%.

Доля теневого рынка крепкого алкоголя, по оценкам ИХ »ФИНАМ», составляет не менее 10–20%, вина - около 5–10%.

Согласно данным рейтинга Impact, по итогам 2014 года российские бренды водки не вошли в пятерку лидеров продаж.

Лидирует в этом рейтинге марка Smirnoff (Diageo), продажи которой в 2014 году составили 23 млн дал, на второй строчке - Absolut (Pernod Ricard) с объемом 10 млн дал (–3,3%). На третьем месте - «Хлебный дар» украинского производителя «Баядера групп». Российский производитель «Алкогольная сибирская группа» (АСГ) - бренд «Пять озер» - обосновалась только на 6-м месте с показателем 5 млн дал, падение по сравнению с 2013 годом составило 13,6%. В свою очередь «Беленькая» («Синергия») расположилась на 8-й позиции с объемом продаж в 4,2 млн дал и еще более существенным падением в 22,2% к 2013 году.

Как сообщили корреспонденту «КС» в «АСГ», за период январь–июнь 2015 года завод «Омсквинпром», на котором выпускается вся водочная продукция «АСГ», произвел 1,8 млн дал. Таким образом, прирост к 2014 году составил 59%. Отгружено за данный период почти 2 млн дал, примерно столько же отгрузили и в прошлом году.

Как пояснили в пресс-службе «АСГ», рост производства на 59% при отсутствии роста отгрузок обусловлен тем, что в последние месяцы 2013 года, перед повышением с 1 января 2014 года ставки акциза на спирт, компания обеспечила достаточный товарный запас, а в первые месяцы 2014 года на заводе «Омсквинпром» проводились профилактические работы, продукция не выпускалась. В 2015 году завод все первое полугодие работал в штатном режиме.

Ситуацию на российском алкогольном рынке в «АСГ» оценили как сложную. «Отгрузки крупнейших производителей алкоголя, по данным Росстата, в первом полугодии 2015 года уменьшились на 4–5% по отношению к первому полугодию 2014-го. Нулевая динамика роста отгрузок продукции «АСГ» в этом случае свидетельствует лишь о том, что результаты компании чуть лучше, чем среднерыночные», - отмечают в пресс-службе группы. По итогам 2015 года в компании серьезной положительной динамики по отгрузкам не ожидают.

Ставка акциза на алкоголь крепостью более 9% в 2016 году снизится с 660 рублей до 500 рублей, с 2017 года будет равна 523 рублям за литр. На алкоголь крепостью до 9% ставка акциза в 2016 году сохранится на уровне 400 рублей (ранее планировалось 550 рублей за литр), с 2017 года акциз составит 418 рублей за литр.

На этом фоне ставка акциза на виноградные и фруктовые вина в 2016 году снизится с 10 рублей до 9 рублей, с 2017 года ставка будет равна 10 рублям.

Наконец, ставка на игристые вина в 2015 году снижена с 26 рублей до 25 рублей за литр, в 2016 году - с 27 рублей до 26 рублей, с 2017 года ставка будет равна 27 рублям.

При этом на пиво крепостью от 0,5% до 8,6% ставка в 2015 году также снижена с 20 рублей до 18 рублей за литр, в 2016 году - с 21 рубля до 20 рублей, с 2017 года акциз будет равен 21 рублю.

Что же касается стоимости вина, то эксперты ожидают его повышения на 15–25% уже через месяц. Импортеры решили поднять цены на винодельческую продукцию. Напомним, что существует угроза запрета ввоза на территорию России импортного виноматериала или кратного повышения пошлин на их ввоз. С таким предложением недавно выступил глава Минсельхоза РФ Александр Ткачев, мотивировав это предложение тем, что российские винзаводы являются в основном цехами по розливу иностранного вина.

 

2.2 Механизмы государственного регулирования оборота алкогольной продукции в Сибирском федеральном округе РФ

 

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу является территориальным органом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Служба), обеспечивающим взаимодействие Службы с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществление функций, возложенных на Службу, в границах Сибирского федерального округа. Полное наименование: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу. Сокращенное наименование: МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу.

Межрегиональное управление создается для осуществления функций по реализации государственной политики в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.

Межрегиональное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Службе, Регламентом Службы, приказами Службы, Положением о Межрегиональном управлении, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами.

Межрегиональное управление осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и во взаимодействии с другими Межрегиональными управлениями и подведомственными организациями Службы, с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти на территории Сибирскому округа, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами на территории Сибирского федерального округа.

Межрегиональное управление осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации в границах Сибирского федерального округа.

Межрегиональное управление осуществляет на территории федерального округа следующие полномочия:

- пломбирование автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции;

- пломбирование технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- пломбирование технологического оборудования и коммуникаций в целях исключения несанкционированного доступа к производству и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- выдача федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации;

- ведение в установленном порядке единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- государственный контроль за процессом денатурации (введения денатурирующих веществ) этилового спирта и спиртосодержащей непищевой продукции и содержанием в них денатурирующих веществ;

- государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства Российской Федерации в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями;

- контроль и надзор за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- контроль и надзор за фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- проверки в установленном порядке деятельности юридических лиц в указанной сфере деятельности;

- рассмотрение дел и составление протоколов об административных правонарушениях в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

- размещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в установленной сфере деятельности, а также для обеспечения нужд Управления;

- обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну;

- осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Межрегионального управления;

- осуществляет функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Межрегионального управления и реализацию возложенных на Межрегионального управления полномочий;

- осуществление иных полномочий в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Службы.

Межрегиональное управление в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

- запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности на территории осуществления Управлением полномочий, научные и иные организации, ученых и специалистов;

- участвовать в создании координационных совещательных и иных органах (советы, группы и коллегии) в установленной сфере деятельности на территорий осуществления Межрегиональным управлением полномочий;

- издавать приказы по вопросам, отнесенным к полномочиям Межрегионального управления.

Межрегиональное управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Руководителем Службы.

Руководитель Межрегионального управления руководит деятельностью Межрегионального управления и несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Межрегиональное управление полномочий.

Руководитель Межрегионального управления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Руководителем Службы по представлению руководителя Межрегионального управления.

Количество заместителей руководителя Межрегионального управления устанавливается Руководителем Службы.

Структурными подразделениями Межрегионального управления являются отделы по основным направлениям деятельности Службы.

Руководитель Межрегионального управления:

- распределяет обязанности между своими заместителями;

- назначает на должность и освобождает от должности работников Межрегионального управления, заключает, изменяет, расторгает в установленном порядке служебные контракты с государственными гражданскими служащими, а также трудовые договоры с работниками, не являющимися государственными гражданскими служащими;

- утверждает должностные регламенты гражданских служащих и должностные инструкции работников;

- утверждает структуру и штатное расписание в пределах установленного фонда оплаты труда и численности Межрегионального управления;

- утверждает положения об отделах, являющимися структурными подразделениями Межрегионального управления;

- применяет к работникам Межрегионального управления дисциплинарные взыскания в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

- осуществляет руководство финансово-хозяйственной деятельностью Межрегионального управления и несет персональную ответственность за целевое использование выделенных бюджетных средств;

- принимает решения о выплате премий, материальной помощи, награждении, поощрении работников Межрегионального управления в установленном порядке;

- обеспечивает создание необходимых условий труда и правовую защищенность сотрудников Межрегионального управления;

- издает приказы, дает указания, обязательные для сотрудников Межрегионального управления, в пределах компетенции Межрегионального управления, а также организует проверку их исполнения;

- осуществляет другие полномочия, предоставляемые ему Руководителем Службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Межрегиональное управление является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также лицевые счета, открываемые в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководитель Межрегионального управления действует от имени Межрегионального управления без доверенности, представляет его интересы, распоряжается в установленном порядке имуществом и бюджетными средствами Межрегионального управления, заключает государственные контракты (договоры), выдает доверенности.

Финансовое обеспечение деятельности Межрегионального управления осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований. Бюджетная отчетность предоставляется Межрегиональным управлением в порядке, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Реорганизация или ликвидация Межрегионального управления производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае ликвидации, все документы, независимо от сроков хранения, передаются в установленном порядке в архив Службы.

Руководитель Службы вправе приостановить действие и отменить решение руководителя Межрегионального управления.

Перечень отделов МРУ по Сибирскому федеральному округу:

- Руководство;

- Отдел по контролю за соблюдением лицензионных условий и требований в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- Отдел по контролю за соблюдением лицензионных условий и требований в сфере производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- Отдео контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- Отдел по работе с федеральными специальными марками (ФСМ);

- Отдел бухгалтерского учета и бюджетной отчетности;

- Отдел государственной службы, кадров и противодействия коррупции;

- Юридический отдел;

- Отдел отчетности и анализа;

- Отдел контроля за декларированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- Отдел информационных технологий и защиты информации;

- Административно - хозяйственный отдел;

 

Реализация механизма государственного регулирования оборота алкогольной продукции в Сибирском Федеральном округе

 

Росалкогольрегулированием при осуществлении полномочий по лицензионному контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением розничной продажи по 228 проверкам (156 плановых и 72 внеплановых) наложены административные наказания, из них:

- 12 в отношении организаций, осуществляющих производство спирта;

- 55 в отношении организаций, осуществляющих производство алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- 4 в отношении организаций, осуществляющих производство спиртосодержащей непищевой продукции;

- 153 в отношении организаций, осуществляющих оптовый оборот;

- 4 в отношении организаций, осуществляющих перевозки.

По результатам проверок всего наложено 515 административных наказаний в виде штрафа, 364 наказания по плановым проверкам и 151 по внеплановым проверкам, в том числе: 209 на должностных лиц и 305 на юридические лица.

Сумма наложенных штрафов составила 26 090 тыс. руб., в том числе по плановым проверкам 20 195 тыс. руб. и 5 895 тыс. руб. по внеплановым проверкам.

Общая сумма уплаченных (взысканных) штрафов составила 16 369 тыс. руб.

По результатам лицензионного контроля Службой в 2015 году принято 673 решения в отношении организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации и имеющих лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно:

- 120 решений о приостановлении действия лицензий за нарушение лицензионных требований;

- 16 решений о возобновлении действия лицензий;

- 451 предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;

- 4 решения об отказе в возобновлении действия лицензий;

- 82 решения о направлении в судебные органы заявления об аннулировании действия лицензий.

По решениям судебных органов аннулировано 40 лицензий на осуществление деятельности в области производства и/или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В рамках государственного надзора за соблюдением обязательных требований Службой по 290 проверкам (29 плановых и 261 внеплановая проверка) по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных наказаниях.

По итогам 26 плановых проверок и 244 внеплановых проверок наложены административные наказания в виде административного штрафа.

Общее количество административных штрафов - 405, в том числе: на юридических лиц 287 и на должностных лиц 118.

Сумма наложенных штрафов составила 8 898 тыс. руб., в том числе по плановым проверкам 2 932 тыс. руб. и 5966 тыс. руб. по внеплановым проверкам.

Общая сумма уплаченных (взысканных) штрафов составила 2 724 тыс. руб.

В 2015 году по результатам проведённых мероприятий изъято 194 390,6 дал этилового спирта и 486 581,5 дал алкогольной продукции.

Конфисковано по решениям судебных органов 243134,9 дал этилового спирта и 695189,3 дал алкогольной продукции, из них уничтожено 243134,9 дал этилового спирта и 695 189,3 дал алкогольной продукции.

В рамках реализации подпункта «г» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления« Росалкогольрегулированием в отдельном разделе размещена информация о своей деятельности в форме открытых данных.

В рамках реализации концепции открытости федеральных органов исполнительной власти Росалкогольрегулирование ведет публикацию сведений об основных результатах деятельности Службы в форме видео отчётов.

Для организаций - участников алкогольного рынка (организаций и органов исполнительной власти субъектов) на сайте Службы организован сервис электронных услуг в виде личного кабинета.

В «личном кабинете» реализованы возможность подачи отчётности в электронном виде, услуга проверки федеральных специальных и акцизных марок, проверки фиксации информации об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учёта объёмов производства и оборота этилового алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС).

Кроме того, в «личном кабинете» реализована функция уведомления Росалкогольрегулированием о необходимости соблюдения установленных обязанностей по сдаче отчётности.

В 2015 году по делам об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) Росалкогольрегулирования арбитражными судами Российской Федерации вынесено 98 судебных актов, в том числе:

- 27 судебных актов об удовлетворении требований заявителя (27,5 % от общего числа дел);

- 44 судебных акта об отказе в удовлетворении требований заявителей (44,8 % от общего числа дел);

- 9 актов о прекращении производства по делам (9,18 % от общего числа дел);

- 10 заявлений оставлены без рассмотрения (10,2 % от общего числа дел);

- 8 заявлений возращены (8,16 % от общего числа дел).

Из 27 дел, требования организаций- заявителей по которым были удовлетворены:

- 16 дел - оспаривание решений лицензирующего органа, связанных с отказом в продлении действия лицензии;

- 4 дела - оспаривание решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии.

- 3 дела - оспаривание решений лицензирующего органа, связанных с отказом в переоформлении лицензии;

- 4 дела - оспаривание решений лицензирующего органа, связанных с отказом в продлении действия лицензии.

Основным результатом государственного контроля (надзора) в установленной сфере являются максимальное снижение уровня правонарушений на алкогольном рынке, выраженном в сокращении доли нелегального рынка и соответствие начисленных (уплаченных) акцизов объёмам, производимым этилового спирта и алкогольной продукции.

В 2015 году на сокращение доли нелегального рынка водки оказало влияние сохранение ставки акциза в 2015 году на уровне 2014 года и снижение минимальной розничной цены на водку с 220 рублей за 0,5 литра до 185 рублей, которая, начиная с 2010 года по 2014 год, росла пропорционально росту ставки акциза. Снижение минимальной розничной цены на водку позволило части покупателей перейти на потребление легально произведенной продукции, что и отразилось на росте объема ее производства на 1,2% (с 67 600,7 тыс. дал в 2014 году до 68 422 тыс. дал в 2015 году).

В 2015 году, по данным представленных декларацией, разница между объемом поступившей на рынок от производителей и импортеров водки и пивных напитков, задекларированных объемов розничных продаж водки и пивных напитков составила 7,2% и 28,4% соответственно, что показывает положительную динамику на фоне принимаемых Правительством Российской Федерации мер по стабилизации ситуации на алкогольном рынке. Согласно утвержденным распоряжен<

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...