Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процесс формирования трудового коллектива

Процесс формирования трудового коллектива

 

Процесс создания трудового коллектива представляет собой последовательную смену действий руководителей высшего и среднего звена, направленных на формирование персонала предприятия

 

Процесс создания трудового коллектива состоит из следующих этапов:

1 Установка конкретных целей

2 сложения графика работ

3 Согласование различных видов работ (проведение эксперимента)

4 Организационная работа по распределению полномочий

5 ОБСУЖДЕНИЕ проблем, проведение дискуссий

6 Анализ хода и результатов работы

7 Обеспечение обратной связи

 

Для успешного создания трудового коллектива предприятия необходимо обеспечить следующие условия:

• все члены коллектива должны четко представлять себе цели совместной работы;

• умение каждого человека известны руководителю и другим работникам (согласно этому распределены функции);

• организационное построение коллектива должна соответствовать задачам, стоящим перед ним;

• в коллективе анализируют методы работы и пытаются их совершенствовать;

• развитая самодисциплина, позволяющая хорошо использовать время и ресурсы;

• коллектив поддерживает своих членов и создает тесные взаимоотношения;

• отношения в коллективе являются открытыми

 

Для создания эффективного трудового коллектива его руководитель должен отвечать следующим требованиям:

• наличие навыков руководства;

• последовательность;

• умение по правильному подбору работников;

• забота о членах коллектива;

• способности к созданию благоприятного морально-психологического климата;

• поддержка личного развития работников, поощрения их творческого потенциала;

• умение рационально использовать рабочее время;

• высокие требования к работникам;

• стремление к обратной связи

 

Навыки руководителя по формированию трудового коллектива особенно важны в случаях, когда нужно объединить вместе большое количество людей и научить их эффективно работать на общую цель в атмосфере пение вробитництв.

 

Этапы розвитку трудового коллективу:

 

1 Формирование (зарождение) коллектива

 

Для стадии формирования трудового коллектива характерны: наличие группы малоповьязаних между собой людей, отсутствие социального контроля, традиций

На данном этапе формируются все виды отношений, нормы поведения, правила регулирования внутриколективних связей, укрепляются все виды дисциплины, утверждается определенный стиль работы Формальный характер к коллектива определяет автократический стиль руководства Для такого коллектива характерна централизация управления в руках руководителя, ставит перед подчиненными конкретные задачи, детально регламентирует и ж орстко контролирует их выполнение На данной стадии развития трудового коллектива преобладают организационно-распорядительные методов управленияння.

 

2 Становление коллектива

На этапе становления трудового коллектива формируется актив, сочетающий большинство членов коллектива, начинают складываться традиции, общественное мнение, которая направлена ??на поддержку требований руководителя большинством ю рабочих Как следствие, решения все чаще принимаются коллегиально, стиль руководителя становится более демократичным Задача руководителя на данном этапе состоит в том, чтобы, опираясь на актив коллектива, опре начиты позиции, цели и мотивы деятельности каждого члена трудового коллектива Это позволит ему выбрать наиболее эффективные методы воздействия на мотивы поведения людей, активизировать и привлечь к участию в упра вления всех членов коллектививу.

 

3 Зрелость коллектива

Трудовой коллектив на стадии зрелости имеет все признаки и выполняет все функции, которые присущи трудовому коллективу Основные регуляторы поведения людей на данном этапе - взаимная требовательность, социальный кон оль.

Для данного этапа характерны: демократический стиль руководства, коллегиальное принятие решений, преимущественное применение социально-психологических методов воздействия

Данной стадии развития трудового коллектива присущи высокие экономические показатели деятельности предприятия, наиболее полное совпадение личных интересов с интересами коллектива, благоприятный морально-психологический климат.

 

4 Старение коллектива

На стадии старения коллектив перестает развиваться, теряет способность к адаптации, социальный контроль приобретает консервативный характер и определяет статику коллектива На данном этапе роль руководителя поля ягае в поддержке коллектива в состоянии открытости, пополнении коллектива новыми членами, ориентировании персонала на инновации, которые обеспечат выживание коллектива, его адаптацию к изменяющееся окружения.

 

Отсутствует(((

Групповая динамика

Групповая динамика (от др.-греч. δυναμις, dynamis — сила) — процессы взаимодействия членов группы, а также изучающее эти процессы научное направление, основателем которого считается Курт Левин. Курт Левин ввел термин групповая динамика, описывающий позитивные и негативные процессы, происходящие в социальной группе. Групповая динамика по его мнению должна рассматривать вопросы связанные с природой групп, закономерностях их развития и совершенствования, взаимодействия групп с индивидами, другими группами и институциональными образованиями. В 1945 г. Левин основал Исследовательский центр групповой динамики в Массачусетском технологическом институте.

 

Дисциплина связана с психологией, социологией, теорией коммуникаций, изучает в первую очередь поведение небольших групп.

 

Так как члены группы взаимодействуют и влияют друг на друга, в группе возникают процессы, отличающие её от совокупности индивидуальных лиц. Среди этих процессов:

 

образование подгрупп по интересам;

возникновение лидеров и их уход в тень;

принятие групповых решений;

сплочение и конфликты в группе;

изменение ролей членов группы;

воздействие на поведение;

потребность в присоединённости;

распад группы.

Управление по результатам

Эта система управления с заданием результатов при децентрализованной организации руководства (корпоративные центры прибыли). Задачи делегируются рабочим группам и определяется достижение конкретных результатов. Такая система имеет различные этапы задания результатов, этапы измерения результатов и этапы контроля результатов. Делегированные из центра задачи контролируются на основе их сравнения с полученными результатами.

Управление по результатам - это система не только управления, но и мышления и поведения членов организации. Авторы этой концепции Т. Санталайнен, Э. Воутилайнен, П. Поренне и Й. Ниссинен 2 считают, что залогом успеха корпоративных стратегий является желание работников достичь определенных результатов. Поэтому целевое управление делает основной упор на мотивацию человеческих ресурсов, обеспечение сотрудничества между всеми членами трудового коллектива, развитие работников, постоянное обогащение труда.

Таким образом, управление по результатам можно определить как процесс, направленный на достижение поставленных задач и результатов, в котором:

· с помощью процесса планирования определяются в разных интервалах времени устремления организации и ее членов (другими словами, требования к результатам и ожидаемые результаты);

· настойчивое осуществление планов подкрепляется сознательным ежедневным управлением делами, людьми и окружением;

· результаты оцениваются для принятия решений, ведущих к проведению последующих мероприятий

Рамочное управление

Эта модель исходит из того, что сотрудники могут самостоятельно принимать решения в пределах заранее установленных границ (рамок). Рамки могут задаваться важностью процесса, его непредсказуемостью, нормами, которые нельзя нарушать. Технология рамочного управления предполагает следующую последовательность действий: определение задания, получение его сотрудником, создание надлежащей информационной системы, определение границ самостоятельности и способов вмешательства руководителя 4.

Рамочное управление создает условия для развития инициативы, ответственности и самостоятельности работников, повышает уровень организованности и коммуникаций в организации, способствует росту удовлетворенности трудом и развивает корпоративный стиль руководства.

Более совершенной системой управления человеческими ресурсами является управление посредством делегирования, при котором сотрудникам передаются компетенция и ответственность, самостоятельно принимать решения и осуществлять их. Управление на основе делегирования

Делегирование полномочий давно используется в менеджменте, подразумевая передачу подчиненному функций, закрепленных непосредственно за его руководителем, то есть это перевод задач на более низкий уровень. Управление, основанное на делегировании полномочий и ответственности, принципиально отличается от вышеизложенного. Такая модель управления часто называется Бад-Гарцбургской моделью (основоположник-профессор Р. Хен, работавший в немецком городе Бад-Гарцбург), суть которой состоит в объединении трех действий:

· ясная постановка задачи

· четкое определение рамок принятия решений

· четкое разграничение ответственности за действия и результат 5.

По своему замыслу эта модель направлена на изменение поведение сотрудников через "руководство в единстве с сотрудниками". Разработка згой модели была продиктована убеждением в том, что традиционный авторитарный стиль управления больше не соответствует демократическому общественному устройству, в частности требованиям и способностям современного высококвалифицированного и самостоятельно думающего работника. Гарцбургская модель была призвана активизировать нереализованный потенциал сотрудников и сформировать из простых исполнителей мылящих и действующих как предприниматели. Гарцбургская модель базируется на следующих принципах:

· производственные решения должны приниматься на тех уровнях, на которых возникает необходимость в них и, где они реализуются;

· производственные решения должны приниматься не отдельными высшими или средними в должностной иерархии руководителями, многими сотрудниками;

· вместо отдельных поручений каждому сотруднику следует предоставлять четко очерченное поле деятельности, в рамках которого он может самостоятельно принимать решения,

· ответственность не должна концентрироваться только у высшего руководства, ее часто должна делегироваться в подразделения, работникам, которые занимаются данными проблемами;

· распределение задач должно следовать не сверху вниз, а снизу вверх по принципу передачи на высший уровень только тех решений, которые не могут компетентно приниматься на нижнем уровне;

· принципы взаимоотношений руководителей и сотрудников должны быть четко определены и оформлены в специальном документе по руководству предприятием. Следование этим принципам обязательно для всех.

Главным достоинством гарцбургской модели управления человеческими ресурсами является развитие у сотрудников инициативы, самостоятельности и трудовой мотивации, что в целом повышает эффективность функционирования организации нее конкурентные преимущества.

Партисипативное управление

Эта модель базируется на предпосылке: если работник принимает участие в делах фирмы, вовлечен в управление и получает от этого удовлетворение, то он работает более заинтересованно и производительно 6. Партисипативное управление может быть реализовано на базе следующих предпосылок:

· работники получают право самостоятельно принимать решения по поводу планирования своей трудовой деятельности, ритму работы, технологии решения задач и т.д.;

· руководство привлекает работников к подготовке и принятию решений по использованию ресурсов, форме оплаты труда, графику работы и т.п.; -работникам предоставляется право контроля качества продукции и установления ответственности за конечный результат;

· работники принимают участие в инновационной, предпринимательской деятельности с различными формами вознаграждения.

С точки зрения методологии управления человеческими ресурсами работники из объекта управления превращаются в субъект управления, который самостоятельно решает проблемы развития организации. На основе самоуправления работник может реализовать свои потребности в самовыражении, признании и соучастии, а предприятие достигает высокой производительности труда и качества продукции.

Предпринимательское управление

В основе предпринимательского управления концепция интрапренерства, получившая название от двух слов: "антрепренерство"- предпринимательство и "интре" - внутренний. Суть данной концепции заключается б развитии предпринимательской активности внутри организации, которую можно представить как сообщество предпринимателей, новаторов и творцов.

Главное, что отличает предпринимательскую организацию-это формирование предпринимательской философии, пронизывающей всю систему управления, в том числе и систему управления человеческими ресурсами. Дух творчества, постоянный поиск новых возможностей, коллективное самообучение, партнерство и доверие побуждает работников к самореализации, новаторству и сотрудничеству в рамках собственной организации. Особенностью интрапренерства является ориентация на демократичный, а не на принудительный механизм управления, на интеграцию предпринимательских инициатив с планами корпоративных стратегий.

В современной науке и практике менеджмента, как свидетельствует выше проведенный анализ, происходит постоянный процесс совершенствования, обновления и поиска новых подходов, концепций, идей в области управления человеческими ресурсами как ключевым и стратегическим ресурсом деловых организаций. На выбор той или иной управленческой модели влияют тип бизнеса, корпоративная стратегия и культура, организационная среда. Модель, успешно функционирующая в одной организации, может оказаться совсем не эффективной для другой, так как не удалось ее интегрировать в организационную систему управления. При всем многообразии существующих в мире подходов к управлению людьми в организации, отличиях в средствах и методах их практической реализации, можно сформулировать основополагающий принцип современной концепции управления человеческими ресурсами: главное - это признание человеческих ресурсов как решающего фактора эффективности и конкурентоспособности организации, как ключевого ее ресурса, имеющего экономическую полезность и социальную ценность.

 

Процесс формирования трудового коллектива

 

Процесс создания трудового коллектива представляет собой последовательную смену действий руководителей высшего и среднего звена, направленных на формирование персонала предприятия

 

Процесс создания трудового коллектива состоит из следующих этапов:

1 Установка конкретных целей

2 сложения графика работ

3 Согласование различных видов работ (проведение эксперимента)

4 Организационная работа по распределению полномочий

5 ОБСУЖДЕНИЕ проблем, проведение дискуссий

6 Анализ хода и результатов работы

7 Обеспечение обратной связи

 

Для успешного создания трудового коллектива предприятия необходимо обеспечить следующие условия:

• все члены коллектива должны четко представлять себе цели совместной работы;

• умение каждого человека известны руководителю и другим работникам (согласно этому распределены функции);

• организационное построение коллектива должна соответствовать задачам, стоящим перед ним;

• в коллективе анализируют методы работы и пытаются их совершенствовать;

• развитая самодисциплина, позволяющая хорошо использовать время и ресурсы;

• коллектив поддерживает своих членов и создает тесные взаимоотношения;

• отношения в коллективе являются открытыми

 

Для создания эффективного трудового коллектива его руководитель должен отвечать следующим требованиям:

• наличие навыков руководства;

• последовательность;

• умение по правильному подбору работников;

• забота о членах коллектива;

• способности к созданию благоприятного морально-психологического климата;

• поддержка личного развития работников, поощрения их творческого потенциала;

• умение рационально использовать рабочее время;

• высокие требования к работникам;

• стремление к обратной связи

 

Навыки руководителя по формированию трудового коллектива особенно важны в случаях, когда нужно объединить вместе большое количество людей и научить их эффективно работать на общую цель в атмосфере пение вробитництв.

 

Этапы розвитку трудового коллективу:

 

1 Формирование (зарождение) коллектива

 

Для стадии формирования трудового коллектива характерны: наличие группы малоповьязаних между собой людей, отсутствие социального контроля, традиций

На данном этапе формируются все виды отношений, нормы поведения, правила регулирования внутриколективних связей, укрепляются все виды дисциплины, утверждается определенный стиль работы Формальный характер к коллектива определяет автократический стиль руководства Для такого коллектива характерна централизация управления в руках руководителя, ставит перед подчиненными конкретные задачи, детально регламентирует и ж орстко контролирует их выполнение На данной стадии развития трудового коллектива преобладают организационно-распорядительные методов управленияння.

 

2 Становление коллектива

На этапе становления трудового коллектива формируется актив, сочетающий большинство членов коллектива, начинают складываться традиции, общественное мнение, которая направлена ??на поддержку требований руководителя большинством ю рабочих Как следствие, решения все чаще принимаются коллегиально, стиль руководителя становится более демократичным Задача руководителя на данном этапе состоит в том, чтобы, опираясь на актив коллектива, опре начиты позиции, цели и мотивы деятельности каждого члена трудового коллектива Это позволит ему выбрать наиболее эффективные методы воздействия на мотивы поведения людей, активизировать и привлечь к участию в упра вления всех членов коллектививу.

 

3 Зрелость коллектива

Трудовой коллектив на стадии зрелости имеет все признаки и выполняет все функции, которые присущи трудовому коллективу Основные регуляторы поведения людей на данном этапе - взаимная требовательность, социальный кон оль.

Для данного этапа характерны: демократический стиль руководства, коллегиальное принятие решений, преимущественное применение социально-психологических методов воздействия

Данной стадии развития трудового коллектива присущи высокие экономические показатели деятельности предприятия, наиболее полное совпадение личных интересов с интересами коллектива, благоприятный морально-психологический климат.

 

4 Старение коллектива

На стадии старения коллектив перестает развиваться, теряет способность к адаптации, социальный контроль приобретает консервативный характер и определяет статику коллектива На данном этапе роль руководителя поля ягае в поддержке коллектива в состоянии открытости, пополнении коллектива новыми членами, ориентировании персонала на инновации, которые обеспечат выживание коллектива, его адаптацию к изменяющееся окружения.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...