Главная
Случайная страница
Категории:
ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общепринятые темповые разновидности
Как известно, среди многих элементов исполнения темп (т. е. тип движения) является наименее стабильным и устойчивым. Свободный, «живой» темп в произведении обладает естественностью, пластичной гибкостью; в таком типе движения заложена необыкновенная сила воздействия. В то же время ровность и неизменная поступательность постоянного темпа производят не меньшее впечатление. Различные типы движения избираются композиторами для воплощения в произведениях музыкальных образов. В сочинениях разных стилей и жанров установились разнообразные типы движения — быстрые, спокойные и медленные, свободные и строгие по темпу.
Как сообщал Г.Риман в книге «Катехизис истории музыки», темповые обозначения появились к концу XIXв. Поначалу это былиallegro, andante, adagio.Затем к ним присоединилисьpresto, largoи производные —allegretto, andantino, prestissimo.Эти определения относились в большей мере к характеру исполнения (например,allegretto,скорее, указывает на легкость движения, чем на точное определение темпа), что, впрочем, остается и поныне. Некоторые темповые определения отличались друг от друга совсем незначительно. Темп, как форма движения, менялся соответственно смене музыкальных стилей в истории. Таким образом, движениеallegroXVIIIв. отличается от скоростиallegro XXв. большим спокойствием.
Обычно композиторы в произведениях выставляют темповые обозначениялибо в видеобщепринятых терминов, выражающих тип, скорость движения и характерные жанровые, стилистические особенности. Дополнительно могут использоваться метрономические указания, выраженные в числовом значении, что, безусловно, облегчает исполнителям понимание движения в музыке.
Правильное определение темпа в произведении — первостепенная задача дирижера.Неверно взятый темп отрицательно отражается на всех становится неуверенным. Достаточно перейти допустимые границы скорого темпа, как качество исполнения резко ухудшится: утратится отчетливость ритма и слова, разрушится ансамбль и строй.
Иногда исполнители не удерживают единый темп с начала до конца произведения. Это проявляется в тенденции связывать crescendoсaccelerando, diminuendo сrallentando.
В музыкальном понимании ровный темп является обязательным условием, потому что через ощущение метрономически постоянного движения открываются возможности
- разнообразной агогики, например,tempo rubatoиtempo ad libitum,
- все виды ускорений (accelerando, stringendo, incalzando, affrettando, con moto, piu mosso)и
- замедлений (ritenuto, ritardando, rallentando, stentando, strasciando).
Ферматаявляется знаком, увеличивающим звук (паузу) на неопределенное количество временных единиц. Существует два вида фермат на звуке —снимаемыеинеснимаемые.
Первые, снимаемые,ферматы называются так, потому что встречаются в конце музыкальных построений (например, на заключительных аккордах) и внутри построений перед паузами, т.е. в тех случаях, когда после остановки на ноте ее звучание прерывается, при этом требуется дирижерский жестснятие.
Вторые, неснимаемые, ферматы встречаются внутри музыкальной фразы; после ферматы (остановки на ноте) следует продолжение музыки, и дирижер не производит движенияснятие.К ферматам на паузе относят фермату между звуками и фермату на тактовой черте; обе они выражают внезапную остановку в виде люфтпаузы.
Существуют общепринятые темповые разновидности. Они включают группы очень медленных, медленных, умеренных, быстрых и очень быстрых темпов.
Очень медленные
| ММ =
| Grave
Largo
Lento
Adagio
| Важно, степенно, серьезно, значительно, несколько торжественно
Широко, протяжно, величаво, очень медленно, торжественно
Протяжно, медленно
Медленно
| Медленные
|
| Largetto
Andante
Andantino
Sostenuto
| Умеренно медленный темп (близкий к Andante)
Не спеша
Скорее (чем Andante)
Сдержанно
| Умеренные
|
| Commodo
Maestoso
Moderatо
Tranquillo
| Удобно; непринужденно, свободно, не спеша
Величественно, величаво, торжественно
Умеренно
Тяжело
| Быстрые
|
| Allegretto
Animato
Allegro
| Оживленно, подвижно (медленнее, чем allegro)
Одушевленно
Скоро, весело, быстро
| Очень быстрые
|
| Allegro assai Allegro vivace Vivo, Vivace
Presto
Prestissimo
| Весьма скоро
Очень скоро
Живо, оживленно
Быстро
Очень быстро
| Замедление, ускорение:
Accelerando(аччелерандо) – ускоряя
Allargando(алларгандо) – расширяя
Atempo(а темпо) – в прежнем темпе
Menomosso(мэно моссо) – менее подвижно
Piumosso(пиу моссо) – более подвижно
Pocoapoco(поко а поко) – постепенно
Rallentando(раллентандо) – постепенно замедляя
Ritardando(ритардандо) – расширяя
Ritenuto (ритэнуто) – замедляя
Прочие оттенки:
Dacapoalfino(да капо аль фино) – с начала до слова «конец»
Meno(мэно) – менее
Molto(мольто) – много, очень много
Piu(пиу) – больше
Rubato(рубато) – свободно по темпу
Nontroppo(нон троппо) – не слишком
Sempre(сэмпрэ) – постоянно, всегда
Simile(симиле) – аналогично, в том же роде
Sforzando(сфорцандо) – внезапный акцент на звуке или аккорде
Subito (субито) – внезапно, резко
Эмоциональные оттенки:
Agitato(аджитато) – возбужденно
Animato(анимато) – одушевленно
Apassionato(апассионато) – страстно
Cantabile(кантабиле) – певуче
Conanima(кон анима) – с душой
Conbrio(кон брио) – живо
Conmoto(кон мото) – с движением
Confuoco(кон фуоко) – с огнем
Dolce(дольче) – нежно, ласково
Espressivo(эспрессиво) – выразительно
Leggiero(леджиеро) – легко, грациозно
Maestoso(маэстозо) – величественно, торжественно
Marcato(маркато) – четко, подчеркивая
Morendo(мoрэндо) – замирая
Risoluto(ризолюто) – решительно
Scherzando(скэрцандо) – шутливо, игриво, с юмором
Semplice(сэмпличе) – просто
Smorzando(сморцандо) – замирая
Sottovoce(сотто воче) – с душой
Spirituoso(спиритуозо) – с увлечением
Tenuto(тэнуто) – выдержанно
Громкость (динамика):
Forte(фортэ) – сильно, громко
Mezzoforte(меццо фортэ) – не очень громко
Fortissimo(фортиссимо) – очень громко
Piano(пиано) – тихо
Mezzopiano(мэццо пиано) – не очень тихо
Pianissimo(пианиссимо) – очень тихо
Crescendo(крещендо) – постепенно усиливая
Diminuendo(диминуэндо) – постепенно затихая
8.Хоровые жанры (духовные и светские)русской музыки
Знаменный распев -основа древнерусской музыки. Знаменный распев относится к монодичеекой музыке. Отличается плавностью, волнообразным движением, внутрислоговыми распевами.
Партесное пение- (от латинского «panes» голоса). Стиль русской и украинской многоголосной музыки (от 3-х до 12-ти и более).
Два вида многоголосия:
1. постоянное многоголосие (обычно это 4-хголосная обработка знаменного распева)
2. переменный склад многоголосия (сопоставление tutli и групп голосов).
Псальма —род бытовой многоголосной песни духовною содержания. В отличие от церковных псалмов псальма предназначена для домашнегопения.
Псальмы - бытовые песни религиозного содержания, а позднее и светского. Переходная форма от церковной музыки к светской, в частности, к жанру лирического канта.
Кант- род бытовой многоголосной песни светского содержания. Канту свойственно 3-х голосное изложение с параллельным движением двух верхних голосов и басом, создающим гармоническую опору, подчиненная квадратностимузыкальная строфа.
Гимнназвание различных по содержанию торжественных песен. Гимном является протестантский хорал, гуситские песни, польские псалмы. В 17-19 в.в. гимны как части входили воратории, оперы, кантаты, концерты.
В настоящее время гимн -звучащий символ государства
| «Знамена» знаки древнерусской безлинейной нотации
«простоественное»
тональности Cd,Fd, их параллели
«борительное» или
«концертовое»
От греч. «псалом»
От лат. «cantus» пение, песня. Канты - приветственные, патриотические, бытовые. любовно-лирические, канты-виваты
Н.А.Римский- Корсаков– опера «Снегурочка»
Хор «Свет и сила, бог Ярило»
| 11-17в.в. после принятия христианства знаменским распевом распеты песнопения всего годичного круга богослужения. Позднее (16-17в.) демественный распев, путевой, болгарский, греческий, киевский распев.
С середины 17 века распространилось из Украины в Россию (до последней четверти 18 века).
Конец 17 в.- начало 18 в.
Россия, Украина, Белоруссия
Начало 18-середина 19 в.ПоэзияМ. Ломоносова,
А.Сумарокова, «Силлабическая поэзия»
| 9.Хоровые жанры (духовные и светские) западноевропейской музыки
Mecca- воскресная католическая служба (на латинском языке) состоит из 5 разделов. Названия соответствуют первымсловам молитв:
1. Куriеeleison- Господи помилуй
2. Gloria-Слава
3. Credo- Верую
4. Sanctus Benedictus - Свет Благословен
5. AgnusDei- Агнец Божий
Реквием- разновидность мессы (заупокойная служба), эволюция мессы в сторону концертности, сближение с оперой, чередование сольных и хоровых номеров, оркестровой партии.
Романтизация мессы
Магнификат -празднично-величавые песнопения, связанные с легендой о благовещении (дева Мария, получив благую весть о предстоящем материнстве, величает бога)
Мотет-жанр многоголосной вокальной музыки, где восновном звучании соединяются несколько самостоятельных мелодий с различными текстами. Католическая церковь боролась против таких мотетов, противопоставив с 15 в. многоголосные песнопения на единый латинский текст.
Мотетыписались для хора аcappella(с 16 в. - с сопровождением), состояли из нескольких (2,3 и более) разделов в полифоническом и аккордовом складе.
Мотет постепенно перерастает в сольную и хоровую кантату, сближается с ней (мотет-ария, мотет-сцена, мотет-диалог и др.)
| «Высокая месса»h-moll Баха; «Торжественнаямесса» Бетховена Симфонизация мессы
Романтизм
От лат. «magnificat» - величание
От фр. «мот» - слово. Особый музыкальный род, стоящий между мессой и песней
| Эпоха Возрождения -
Жоскен Депре, Дж.Палестрина
Барокко 1-я половина 18 в.Д.Скарлатти, И.Бах
2-я половина 18-го -19 век.И.Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен
19 в.- К.Вебер, Ф.Лист, Ф.Шуберт
Дж.Палестрина, О.Лассо. К.Монтеверди, И.Бах
Конец 12 -14 в. - 16 в. Дж.Палестрина, О.Лассо.
17 в.- Рамо, Пёрселл, Гендель, Бах
18 в. – И.Гайдн, В.Моцарт;
19 в. – Р.Шуман, И.Брамс, Ш.Гуно, К.Сен-Санс;
20 в. – А.Веберн,И.Стравинский
| Мадригал -песня (лирическая) на родном языке, в отличие от песнопений на латинском языке, одноголосная. Светский музыкальный жанр эпохи Возрождения. Истоки мадригала - в итальянском народном творчестве. Мадригал в 16 в. это 4-5-ти голосное вокальное сочинение«строгогостиля» (полифоническое).
Кантата- возникла в Италии как вид сольнойвокальной музыки в 17 в. Затем, наряду с сольной, возникла хоровая кантата. наряду со светской - духовная кантата.
Кантата - многочастное произведение для солистов, хора и оркестра. (Бах называл свои кантаты «концертами», «мотетами», диалогами»).
Ораторияпоявилась одновременно с кантатой. Название произошло от особого церковного помещения, где верующие читали Библию, Евангелие. Крупное музыкальное сочинение для певцов-солистов, хора и оркестра, имеющее драматический сюжет и предназначенный для концертного исполнения. Основной источник сюжетов - Библия.
Хоровая сюита- это циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных частей, располагающихся по принципу контраста, объединенных единым замыслом, содержанием, названием
| От итал. «cantare» - петь, (соната - инструментальная музыка, кантата - вокальная музыка)
От лат. «oratorium» молельня.
Сходство с оперой:сюжетность, крупные размеры.
Вокальные формы- арии, речитативы, ансамбли,хоры.
Отличие: оратория - эпический повествовательный жанр, исполняется концертно, без костюмов и декораций.
От франц. «suite» - ряд, последовательность
| 16 в. — Аркадельт, Палестрина, Маренцио,Монтеверди, Лассо
17 в. – И.Бах- около 300 кантат;
20 в. – светские кантаты:С.Прокофьев - «Александр Невский»;Д.Кабалевский «Песня утра, весны и мира»; Ю.Чичков - «Дети рядом с отцами»; «Пионеры- герои»;А.Пахмутова - «Красные следопыты»
18 в. Ф.Гендель-создатель классического образца этого жанра.И.Гайдн, Л.Бетховен. В.Моцарт.
20 в. С.Прокофьев, Д.Щостакович, Г.Свиридов, А.Шнитке.
И.Макаров«Река-богатырь
| Хоровая миниатюраили хоровое произведение малых форм. Небольшое хоровое произведение -обычно отточенное по форме, афористичное, преимущественно лирического, любовного содержания, пейзажное, часто на народной жанровой основе. Отсутствие многоплановости, как правило, разрабатывается один раз. Музыка лишена внешних эффектов. Прежде всего, обращена в сферу внутреннего мира человека, его чувств и переживаний.
Танцевальность.
Формы: одночастная (период), 2-х частная, куплетная форма.
| Миниатюризм как художественный принцип характерен для французской хоровой музыки. Расцвет
миниатюры - 19 в. - эпоха романтизма
| Ф.Рамо, Ф.Куперен, В.Моцарт, Л.Бетховен, Ф.Шуберт, Р.Шуман, К.Вебер, Мендельсон, Э.Григ.
Россия:М.Глинка, А.Даргомыжскийи др.
| 10.Периодизация хоровых жанров по эпохам:
Возрождение -Франция, Италия, Нидерланды (2-я половина 14 века –
середина 16 века)
Барокко- Италия, Германия, Австрия (конец 16 века – 1-я половина
18 века)
Рококо -Франция, Австрия (1-я половина 18 века)
Классицизм -Германия, Австрия (конец 17 века – начало 19 века)
Романтизм- Австрия, Германия, вся Западная Европа, Россия (19 век)
ВОЗРОЖДЕНИЕ(или Ренессанс) 14-16 в. Название произошло в связи с возрождением интереса к античному искусству. Родилось новое мировоззрение - гуманизм (обращение к человеку от лат. «гуманос» - человеческий). Изобретение книго- и нотопечатания. Изменяется фактура изложения (увеличивается число голосов до 4-6-ти и т.д.), в гармонии - консонансы. Складываются мажорный и минорный лады, тактовая система, ритмика, теснее связь музыки и текста.
БАРОККО(конец 16 в. -1-я половина 18 в.) От итал. «странный», «причудливый»,
«вычурный». В основном термин «барокко» применяют к пластическим искусствам (архитектура) - синоним величия, пышности, декоративности. Барокко отразило глубочайшее внутреннее противоречие эпохи, необычный взлет души. Свойственны:напряженность, динамизм, контрастность.
РОКОКО(1-я пол. 18 века) - стиль, распространенный, прежде всего, во Франции (изобразительное искусство, декоративное оформление дворцовых интерьеров). Вычурность, изощренность, обилие орнаментов, рисунков в настенных росписях.
| Духовная музыка: месса,
магнификат, псалм.
Светская музыка: мотет, мадригал, песня, фроттола, виланелла, шансон
Полифония достигла вершины. Развитие гомофонии (на первый план выдвигается мелодия – Дж.Каччини «AveMaria». Старинные лады сменяет гармоническая система мажора-минора. Формируются жанры:опера, оратория, кантата, сюита, псалмона.
От фр. «орнаментальный»
Пасторали, мотеты, камерные кантаты.
От лат. «образцовый»
| Жоскен Депре(1440-1524)
Нидерландская школа - полифонист Палестрина (1529-1594);
Римская школа - органист, хормейстер Орландо.Лассо (1532-1594) - полифонист строгого стиля, один из основателей гомофонно-гармонического склада в хоровой музыке.
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) -3 оратории, 300 кантат (22 светских).
Творчество на грани барокко и классицизма:Георг ФридрихГендель (1685-1759) создал классические оратории в истории мировой музыки (32).
Французские клавесинисты(камерность, миниатюризм, грациозность, кокетивость образов, изысканность мелизматики).
Луи Клод Дакен (1694-1772) кантаты, мессы, песни;
Куперен Франсуа(1668-1733) органист, клавесинист, учитель музыки. Основа творчества - инструментальная музыка, но писал и мессы.
Жан Филипп Рамо (1683-1764) органист, теоретик, педагог, заложил основы современной гармонии, обосновал терцовое строение, ввел понятие гармонического центра D, S -функций. В трактате о гармонии -утверждалпервенство гармонии над мелодией.
Кристоф Виллибальд Глюк(1714-1787) реформатор оперы. В оперных хорах - величавость, лирико-драматическое начало.
| КЛАССИЦИЗМ
(17 в. – начало 19 в.). В основе – принципы лирического обоснования внутренней гармонии, строгой регламентации жанров, типизации и обобщенности выразительных средств.
С 18 века классицизм развивается во взаимодействии с другими стилями и художественными течениями – барокко, рококо, позднее – романтизмом.
Вершина – искусство Венской классической школы
| | Йозеф Гайдн(1732-1809) мессы, мотеты, песни, кантаты, оратории «Сотворение мира» и «Времена года».Вольфганг Амадей Моцарт(1756-1791) кроме опер - оратории, мотеты, мессы. каноны, гимны, «Реквием», песни, хоровые миниатюры.
Людвиг ван Бетховен(1770-1827) - оратории, мессы, кантаты, хоровой финал симфонии № 9, хоры с сопровождением (оркестр), хор в опере «Фиделио», песни,
хоровые миниатюры.
Россия:
М.С.Березовский(1745-1777) - 9 хоровых концертов, хоры и др., мастер хорового письма аcарpellа.
Д.С.Бортнянский(1751-1825) -оперы, более 100 хоровых
произведений, 35 хоровых концертов, 10 концертов для двойного хора и др. Заложил основы русской хоровой культуры.
|
Литература,
которую можно использовать при
анализе и написании аннотации хорового произведения
- Безбородова Л.А. Дирижирование / уч. пособие / - М., 1990.
- Вокальный словарь /под ред. И.Кочневой, А.Яковлева/ - Лен., 1986.
- Живов В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения - М., 1987.
- Живов В.Л.Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. / уч. пособие / - М., 2003.
- Композиторы Российской Федерации. - Вып. 1-7. - М., 1981 - 2000.
- Копытман М.Р. Хоровое письмо / уч. пособие / - М., 1971.
- Краснощеков В. Вопросы хороведения - М., Музыка 1969.
- Левандо П.П. Хоровая фактура /монография/ - Лен., 1984.
- Осеннева М.С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом - М., 1999.
- Осеннева М.С, Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором: /учебное пособие/ - М.: Издательский центр Академия, 2003.
- Романовский Н. Хоровой словарь - М., Музыка 2005.
- Ручьевская Е.А. Анализ вокальных произведений / уч. пособие / – М., 1988.
- Самарин В.А. Хороведение / уч. пособие / - М., 2000.
- Соколов В.Г. Работа с хором / уч. пособие / - М., 1983.
- Способин И.В. Музыкальная форма - М., Музыка 1980.
- Уколова Л.В. Дирижирование - М., Владос, 2003.
- Усова И.А. Хоровая литература - М, Музыка 1976.
- Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом – М., Музыка 1988.
|