Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Алвар Аалто и скандинавский модернизм

Скандинавский модерн: один из вариантов стиля модерн. Один из вариантов стиля модерн, возникший в 1930-х годах. Известен также как шведский или датский модерн. Про него говорят, что это «стиль в котором живут, а не тот, на который только смотрят». Скандинавский модерн до сих пор является ведущим стилем домашнего дизайна в северных странах.
Алвар Аалто – безусловно, один из самых известных скандинавских архитекторов (наравне с Элиелем Саариненом), и его объекты сформировали современное лицо финского зодчества – очень сдержанного в самовыражении, внимательного к традициям и природному окружению.
Дизайнеры скандинавских стран и Финляндии, такие как Алвар Аалто (Alvar Aalto), Бруно Матссон (Bruno Mathsson), Берге Могенсен (Berge Mogensen), бережно относились к национальным традициям и в то же время занимались поиском новых функциональных решений. Отдавая предпочтение природным материалам, в первую очередь дереву, они стремились использовать новейшие технологии его обработки, а также не отказывались и от применения инновационных для той эпохи материалов, таких как хромированный металл.Типичной жилой постройкой в этом стиле является средних размеров загородный коттедж, выполненный преимущественно из ;натуральных природных материалов. Учитывая холодный климат, стены делают толстыми и надежными, из кирпича или камня, окна – небольшими. В интерьерах преобладает отделка древесиной или мягкими набивными тканями светлых оттенков. Доски пола, которые в старину скоблили, теперь отбеливают особым способом. Стены, обшитые древесиной, покрывают тонким слоем полупрозрачной краски, не скрывающей ее текстуру. Сдержанная колористическая гамма оживляется яркими пятнами в виде отделочных материалов, текстиля, посуды. Особая роль в декоре отводится комнатным растениям, их присутствие в доме необходимо. Широко используются возможности света. В доме обычно много легких светильников, днем занавески и жалюзи полностью раздвигают, впуская естественный свет.
Мебель проста по форме и элегантна, как правило, выполнена из светлой древесины (береза, бук, дуб, тик). Может быть украшена яркими цветовыми акцентами, но в очень умеренном количестве. Обивка обычно кожаная, опорные конструкции – из гнутой древесины. При промышленном производстве мебели используется фанера. Ее применение стало возможным за счет новой технологии получения лущеного шпона, запатентованной датскими дизайнерами.
Основные мотивы: геометрические: строгие линии, иногда с легким изгибом; простые скульптурные формы; природные: яйцеобразная форма, полураскрывшиеся бутоны цветка.
52.Ар деко и Парижская выставка декоративного искусства и промышленности в 1925г. Дизайн мебели и текстиля Жилые и общественные интерьеры стиля ар деко
Ар деко и Парижская выставка декоративного искусства и промышленности в 1925 г. Дизайн мебели и текстиля. Жилые и общественные интерьеры стиля ар деко.
Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств (фр. Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes), зачастую называемая Международная выставка декоративного искусства и художественной промышленности — выставка, состоявшаяся в период с апреля по октябрь 1925 года в Париже, на которой были представлены работы из области современного декоративного искусства, архитектуры и дизайна многих стран мира. Выставка дала имя течению ар-деко (в результате сокращения слов Arts Décoratifs в названии выставки) в декоративном искусстве первой половины XX века. Стиль ар-деро в интерьеречасто называют синонимом эффектности. Стиль ар-деко сочетает в себе классицизм, прямолинейность и симметричность. Он продукт таких разных источников, как модерн, кубизм, «баухауз», а также древнего искусства Египта, Востока, Африки, Американских континентов. Отличительные черты ар-деко — строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие и современные материалы.Стиль ар-деко в интерьере, производит впечатление суммы отдельных компонентов, группировки «стильных вещей» - мебели, тканей, изделий из бронзы, стекла, керамики.
Интерьер в стиле ар-деко
При создании декоративных элементов, мебели, предметов освещения и аксессуаров используются дорогие и часто экзотические материалы с эффектной фактурой: слоновая кость, перламутр, кожи африканских животных, ценные породы древесины, серебро, бронза, полудрагоценные камни, хрусталь, черный китайский лак и т.д. Мебель и настенные панели украшаются инкрустацией, позолотой, чеканкой и всегда покрываются блестящим лаком. Интерьеры щедро декорируются авторскими мозаиками, рельефными панно, гобеленами и коврами с геометрическими или этническими орнаментами, а каждый предмет мебели выступает в роли преднамеренного художественного акцента.
Яркими представителями ар-деко стали краснодеревщик Жак-Эмиль Рульманн (Jacques-Emile Ruhlmann), мастера по металлу Эдгар Бранд (Edgar Brandt) и Альберт Шере (Albert Cheuret), проектировщики Эйлин Грей (Eileen Gray) и Пьер Легран (Pierre Legrain), эмальер и мастер лаковой росписи Жан Дюнан (Jean Dunand), скульптор и мастер по чеканке Морис Эскалон (Maurice Ascalon), мастер по серебру Кристиан Фьердингстад (Christian Fjerdingstad), скульпторы Гюстав Миклос (Gustave Miklos), Деметр Чипарус (Demetru Chipăruș) и многие другие.
Мебель в стиле ар-деко: Сочетание классицизма и обтекаемости. В очертаниях преобладают скругленные углы, строгие вертикальные линии, геометрические формы. Активно применяются декоративные элементы в виде зигзагов, треугольников, окружностей. В качестве материала служат красное (либо махагони, сапели, эвенги), черное, а также экзотические породы деревьев.
Широко применяется кожаная мебель. Мебель декорируется хромированными элементами, стеклом, бронзой, кристаллами, кожаными вставками. Мебелью стараются подчеркнуть шик интерьера.
Предметы декора в стиле ар-деко: Изысканные предметы в сочетание со строгими. Для декора ар-деко характерны прямые и ломаные линии, четкость и графичность форм. Из материалов а стиле ар-деко используются ткани, стекло (зеркала, вазы, статуэтки), бронза, керамика. Идеально подходят подиумы, решетки, фонтаны. Ковры в кубических узорах, также живопись в стиле кубизм.
53.Ранний модернизм в Европе. Вальтер Гропиус. Фрэнк Ллойд Райт. Оформление интерьеров в стиле модернизм
Философия движения «Искусства и ремесла» требовала возврата к ручному ремесленному производству доиндустриальной эпохи. Теоретики Ар Нуво и Венского Сецессиона искали новые пути в декоративном искусстве, но не осознавали масштабы произошедших перемен. Для эклектики характерно применение устаревшего дизайна в современных условиях. Лидеры модернизма были, в известном смысле, революционерами, хотя и не связанные напрямую с революционными политическими партиями. В дизайне, так же как в музыке, литературе и искусстве, стремительно распространялись новые идеи, пугавшие представителей высших слоев. Самым важным событием в дизайне начала XX в. было возникновение стилистического направления, отвечавшего потребностям современного мира и новому образу жизни. Модернизмом стали называть новые формы, появлявшиеся во всех областях искусства, - в живописи, архитектуре, музыке и литературе. Четыре человека считаются пионерами модернизма в архитектуре. Они определили границы нового направления, так что их по праву можно считать создателями модернизма. Все четверо были архитекторами, но активно занимались дизайном интерьеров и различных предметов. В Европе это Вальтер Гропиус (1881-1969), Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969) и Ле Корбюзье (1871-1965), а в Америке - Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959).
Фрэнк Ллойд Райт
Райт создал громадное количество проектов - свыше четырехсот зданий и других объектов. Уже раннее творчество Райта, с начала творческого пути и примерно до 1920 г., выдвинуло его в ряды передовых архитекторов современности.
Райт недолго изучал проектирование в университете Висконсина. Это было в период его работы в бюро Адлера и Салливана в Чикаго (1887-1893), тесные взаимоотношения, которые установились у него с Луисом Салливаном, определили характер его дальнейшей деятельности. Приверженность Салливана к концепции, содержание которой можно выразить словами «форма должна соответствовать назначению», и декоративному стилю, который был оригинальным и «органическим», сильно повлияла на раннее творчество Райта. Несмотря на преклонение перед Салливаном и ту роль, которую он играл в его фирме (он был главным архитектором дома Чарнли в Чикаго (1892)), Райт не хотел быть просто помощником кого бы то ни было. В 1893 г. он организовал свое собственное бюро в Оук-Парке, пригороде Чикаго, штат Иллинойс. Оук-Парк и прилегающий к нему пригородный район Ривер-Форест располагались в очаровательной местности, где строили дома состоятельные бизнесмены. Райт построил в Оук-Парке дом для своей семьи (1889) с мастерской и начал принимать заказы на проектирование домов в этом районе и окрестностях.
Первые дома Райта носят экспериментальный характер, в них ощущается влияние викторианской эпохи, идей движения «Искусства и ремесла», стиля королевы Анны, и иногда присутствуют элементы эклектики. Однако дом Уинслоу (1893) в Ривер-Форест - это решительный шаг к индивидуальному стилю. Уличный фасад симметричен, но он не имеет ничего общего с ранними образцами Венского Сецессиона. В отличие от типичного викторианского дома с его акцентом на вертикальных линиях, здесь делается упор на горизонтали. У дома низкая четырехскатная крыша с широким свесом. Входную дверь обрамляют орнаменты, окна верхнего этажа располагаются внутри терракотового фриза. Вестибюль заканчивается углублением, отгороженным от основного пространства тонкими колоннами, с местами для сидения. Столовая, находящаяся с другой стороны, выходит в зимний сад. Элементы декора, в том числе витражи, напоминают о стиле Салливана, но в них прослеживается склонность к геометрическим формам.
Гропиус и Брёйер
В 1937 г. Вальтер Гропиус и Марсель Брёйер были приглашены в Гарвардский университет в Кембридже, штат Массачусетс. Гропиус возглавил аспирантуру по проектированию. Там отказались от традиционной программы по архитектуре в пользу более современной методики. В 1938 г. Мис ван дер Роэ возглавил отделение архитектуры в Военном институте (сейчас Технологический институт штата Иллинойс). Когда преподавательский состав и выпускники этих учебных заведений приступили к преподаванию и строительству в Америке, произошел огромный сдвиг в архитектуре.
Вальтер Гропиус спроектировал свой дом в Линкольне, штат Массачусетс (1937), в интернациональном стиле. Он имеет плоскую крышу, большие стеклянные панели и навес над входом, который поддерживают колонны в виде труб. Белые стены, как ни странно, сделаны не из бетона, а из деревянных досок. Интерьеры отличаются элегантной простой.
К 1949 г. Гропиус организовал «Объединение архитекторов». Это объединение спроектировало большой комплекс жилых домов, известный как Гарвардский учебный центр. Простые формы постепенно стали отличительной чертой университетских зданий Соединенных Штатов. Интерьеры украшали произведения Хуана Миро, Джозефа Алберса и Герберта Байера.
54.Стиль Хай-тек и современные интерьеры в стиле Хай-тек. норманн Фостер и Ричард Фуллер
Благодаря стремлению человечества заглянуть в будущее и хотя бы частично перенести из него мечту в реальность в искусстве появилось новое направление — хай-тек. Возникло оно в Британии в 70-е годы XX века. В переводе с английского «hightech» — «высокие технологии», что очень точно выражает суть данного направления в дизайне.
Основная его идея стиля хай-тек — художественное осмысление высоких технологий. Стиль и теория проектирования, основанные на применении последних достижений науки и техники.
Основные черты стиля хай-тек — максимально функциональное использование пространства, сдержанный декор.
Стилю хай-тек характерны стремительные, прямые линии, обилие стеклянных и металлических деталей. Технологический дизайн везде: потолки, стены, полы, лестницы, окна, двери.
Хай-тек можно отнести к ультрасовременным стилям, в нем применяются конструкции, свойственные промышленным зданиям. К примеру, в архитектуре главным принципом стала социальная направленность жилища, его функциональное соответствие необходимым потребностям обитателей.
Появились новые конструкции и материалы: металлический каркас, монолитный бетон, сборные бетонные конструкции; простые и четкие формы, окна от пола до потолка — дома, похожие на космические корабли будущего.
Излюбленные материалы хай-тека — хромированные трубы, металлические поверхности, отполированные перемычки соединений, болты, стекло и пластик.
В мебели и утвари стиля хай-тек используются нержавеющая сталь и хромированные поверхности, гнутые трубы, вращающиеся сидения, модификация уровней.
Формы и пропорции мебели в стиле хай-тек тщательно продуманы — это может быть пластик, кожзаменитель, полирован­ный металл.
Основной принцип хай-тека — все должно быть практично. Например, «саморегулирующиеся» зажимы-тиски, срабатывающие под весом большой стеклянной панели, которая может быть ширмой, палкой или столиком. Широко применяются мобильные перегородки, способные смыкаться и раскрываться, что позволяет менять планировку.
Отличительной особенностью стиля хай-тек является наличие выступающих элементов конструкций и инженерного оборудования.
Полное отсутствие декора компенсируется «работой» материала: свет на стекле, хроме, политуре дерева и т. п.
Важна в данном стиле «функциональная» красота: держатели, крепления, подсветки и т. д.
Цвет: металик, серебро, белый, черный.
С появлением новых конструктивных и отделочных материалов или спроса на определенные технологии мода на этот стиль возобновляется.
Норман Фостер и Ричард Фуллер.
В современном мировом градостроительстве архитектор Фостер Норман высоко котируется как классик стиля хай-тек. Его архитектурной фирме Foster and partners доверяют наиболее концептуальные градообразующие проекты в странах на всех континентах. Этот гражданин Британии является лауреатом наипрестижнейших в мире премий: Притцкеровской (аналога Нобелевской применительно к архитектуре) и Императорской (высшей в Британии). Германия наградила его своим высшим орденом в области культуры “За заслуги” за проект модернизации своего парламента. Он, создавший ряд проектов для Москва-Сити, также является почетным членом Академии художеств РФ.

Рождение хай-тека
В первых их работах - проектированию жилых зданий, украшающих холмистый рельеф Корнуолла, и престижных лондонских апартаментов “Мьюс Хаус” - ощущается утонченная классическая архитектура. Пребывая в творческом поиске, стремясь пространственно развить американские архитектурные идеи строительства, эта молодая команда создала новый стиль архитектуры - хай-тек. И конечно же, свою часть концептуальных идей нового направления сформулировал архитектор Норман Фостер. Его проекты того периода касаются в основном производственных зданий. Поворотным событием в его творчестве конструирования зданий стал проект 1966 г., разработанный для фабрики по производству компьютеров "Рилайенс Контролс". Элегантная гармоничность решения, сдержанность и изящество конструкции этого сооружения заставили британцев говорить о новой звезде в области архитектуры. В нем автор творчески использовал эстетику профилированного металла, выполнявшего не только роль жестких диафрагм, но и оригинальных световых рефлекторов, сияющих благодаря вставленным в них флюоресцентным трубкам. Это здание было последним проектом “Команды четырех”, которое создал в содружестве с Ричардом Роджерсом архитектор Норман Фостер. Фото сего творения убедительно свидетельствует о креативности ее проектировщиков, смело использующих в строительстве дотоле неслыханные материалы и конструкции, изобретающих оригинальные трактовки пространства внутренних объемов, создающих одновременно уникальные и ультрасовременные фасады зданий. Это не было работой ремесленников. Созданное архитекторами творение говорило само за себя: в мировой архитектуре родился новый стиль - хай-тек.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...