Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЙ ОСНОВЫКИТАЙСКОГО КЛАССИЧЕСКОГО САДОВОДСТВА. В главе приводятся данные по истории садово-парковых ансамблей Китая от древних времен до настоящего времени. Истоки традиционного китайского садоводства лежат во временах ханьской и цзиньской династий (221 г. до н. э. – 220 г. н. э.). Однако некоторые историки утверждают, что хронологию становления китайского сада можно проследить еще от XVI–XI веков до н. э. В современных китайских садах четко определяются два направления: первое — неуклонное следование старым традициям, что, однако, не означает копирования садов древних мастеров; второе — использование европейских мотивов, прошедших через призму китайского восприятия культурных ценностей других стран. В главе анализируется ряд теорий китайских философов (Конфуций, Лао-Цзы, Фэн Юлань и др.), пейзажистов (Гу Кайчжи, Цзун Бин ), каллиграфов (Ван Сичжи), литераторов (Ду Фу, Ван Вэй, Ма Чжи-юань, Цао Сюэцинь) оказавших значительное влияние на развитие теоретической основы традиционного китайского сада, а также приводятся доказательства тесного взаимодействия и общих эстетических принципов садоводства, архитектуры, живописи, каллиграфии и литературы. Главный принцип построения китайского сада заключается в необходимости создания предельной гармонии между природным и рукотворным ландшафтом. Важно, что вмешательство человека должно было идти не на “замену” элементов природного ландшафта, а на его “дополнение”. В основе китайского классического садоводства лежат следующие философские теории: · Теории философского даосизма: 1. «Через сложную работу вернуться к исходному» - сад должен выглядеть, как природный объект. Имитация реально существующих природных ландшафтов. 2. «Красота простоты» - соответствие внутренних качеств и внешней формы. Умение видеть и использовать красоту природных компонентов, например, отдельно взятого камня или дерева. 3. «Теория пустоты» - садовник должен уметь оценить потенциал используемого пространства быть заполненным, подразумевается бесконечность творческих возможностей человека. 4. Теория Фэн Шуй - учение об экологической гармонии. 5. Теория «Инь-Ян» - единство противоположностей в отношении к красоте и искусству (камень/гора/земля и вода в саду),впоследствии отразилась в теории контрастов. · Теории конфуцианства: 1. Теория разнообразия или «гармония неоднородна» - создаваемый человеком сад, чтобы быть гармоничным, должен быть разнообразным. 2. Теория «Золотой середины» - избегать крайностей и подчеркивать красоту, заложенную природой, не изменяя свойство объекта. 3. Теория «Копирования добродетелей» - элементы ландшафта и растения сравнивались с моральными качествами людей. 4.Теория единства противоположностей «Инь-Ян» в отношении этики и морали. Анализируя четыре вида китайского искусства – садоводство, литературу, живопись и каллиграфию, можно видеть, что они развивались и совершенствовались в тесной взаимосвязи друг с другом. Философский даосизм и конфуцианство можно считать теоретической основой, на которой базируются все эстетические принципы китайского садово-паркового искусства.
ГЛАВА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ КИТАЯ. В соответствии с поставленными задачами, нами было обследовано 73 объекта ландшафтной архитектуры материкового Китая и о.Хайнань, включая некоторые объекты Тайваня и Гонконга. Сохранившиеся до настоящего времени объекты ландшафтной архитектуры Китая охватывают значительный исторический пласт. Хронологический анализ объектов приведен в таблице 1.
Таблица 1 – Хронологический анализ исследованных объектов ландшафтной архитектуры Китая
Исследуемые объекты расположены в 12 провинциях и 2-х городах центрального подчинения Китая и относятся к 12 историческим эпохам. Исследований по классификации объектов ландшафтной архитектуры Китая в нашей стране нет. Западные специалисты в своих работах затрагивают лишь декоративные свойства растений и архитектуры, не увязывая их с историческим развитием садового искусства. Китайские исследователи предлагают классификацию , включающую всего три позиции: императорские сады, сады на основе природных ландшафтов (включая насаждения и сады храмов) и частные сады (Cheng Liyao,1988) . На наш взгляд данная классификация не позволяет в полной мере продемонстрировать весь диапазон объектов, разных по своему характеру, назначению, функциям и планировочным решениям. По функциональному назначению объекты ландшафтной архитектуры Китая мы предлагаем подразделить на семь основных категорий: 1. Императорские сады и парки – строились для личного пользования императора, его семьи и (частично) императорского двора; большие по площади, они демонстрировали мощь и величие императора, включали множество построек разного назначения, буддийские и даосские храмы, подразумевали присутствие большого количества людей и были приспособлены для организации досуга; отдельные участки садов имели элементы регулярной планировки и выраженную ось «Юг-север». 2. Парки императорских погребальных комплексов – демонстрировали степень популярности усопшего императора, экономическое состояние империи, моделировали обустройство «жизни» императора в загробном мире с максимальным использованием планировочных принципов Фэн Шуй; планировочным решением подразумевались только широкие функциональные дороги; в них не предусматривалось постоянное присутствие посетителей. 3. Условно благоустроенные ландшафты - исторические места гуляний или любования природными объектами с какой-либо внешней точки обзора; благоустройство не проводилось, или проводилось в минимальном объеме в виде необходимых для передвижения дорог и мостов, а также беседок для любования окрестными ландшафтами; доступ свободный. 4. Парки на основе природных ландшафтов – исторические места гуляний с организацией пешеходных прогулочных маршрутов и других, необходимых для отдыха и развлечений населения объектов парковой инфраструктуры; планировка свободная; доступ не ограничен. 5. Парки и насаждения храмов и святилищ – приурочены к культовым учреждениям, имеют выраженную ось «юг-север», всегда присутствуют элементы симметрии в планировке; основной вход – с юга; территории предназначены для постоянного посещения (высоких рекреационных нагрузок); доступ свободный. 6. Частные сады (сады резиденций) - территории ограниченного пользования – в пределах одной семьи; водоем центрального расположения, постройки – на периферии; множество обособленных садовых пространств, приуроченных к зданиям и павильонам; входная зона преимущественно ориентирована на юг, планировка свободная; 7. Городские сады и парки – территории открытого доступа, с планировкой, предусматривающей высокие рекреационные нагрузки, как правило, с элементами эклектики разных эпох и стилей. Далее в данной главе на основании личных описаний автора приводятся примеры и характеристики садов и парков Китая по каждому из выделенных типов: императорских садов и парков – 7, парков императорских погребальных комплексов – 6, условно благоустроенных ландшафтов – 4, парков на основе природных ландшафтов – 12, садов и парков храмов и святилищ –- 14, Садов частных резиденций –12, городских садов и парков – 18.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |