Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 6. РОЛЬ КИТАЙСКОГО КЛАССИЧЕСКОГО САДОВОДСТВА

В РАЗВИТИИ И СТАНОВЛЕНИИ САДОВ И ПАРКОВ В

СТРАНАХ ЕВРОПЫ.

Европейское садовое искусство на протяжении многих веков развивалось без внешнего воздействия (имеется в виду Европа в современном географическом понятии). Утилитарное садоводство как один из видов человеческой деятельности сопутствовало человеку с того времени, когда он стал называться человеком разумным. Декоративное садоводство получило развитие только в те периоды и в тех странах, где экономика достигала такого порога развития, что позволяло излишки средств расходовать на эстетическое преобразование пространства вокруг собственного жилища. Другими словами, садовое искусство было присуще высокоразвитым странам, о чем свидетельствуют различные исторические факты (Лихачев,1986; Жирнов, 1977).Современный этап развития декоративного садоводства в странах Европы тесно связан с архитектурными стилями, что отразилось в их названии – сады барокко и рококо, сады классицизма, сады модерна и т.д.

 

Китайский стиль (шинуазри)

В первой половине XVIII века в Европе возникает стиль Рококо. Незадолго до этого из Португалии, Испании, Голландии и Англии в поле зрения французского королевского двора и французской знати попадают необычные предметы интерьера, вывезенные морскими экспедициями из Китая.

Очень быстро увлечение европейцев китайскими вещами превратилось в хорошую европейскую манеру, а использование их в интерьере, и дальнейшее копирование и имитация китайского стиля получило свое развитие в одном из проявлений стиля рококо, называемое на французский манер Шинуазри (от фр. китайский стиль). Художники XVIII века, работавшие в стиле рококо, не стремились к формально точному воспроизведению китайских образцов, а творчески постигали их суть.

Шинуазри – это определенный европейский дизайн на азиатские мотивы, осязаемое и цельное воплощение образа идеальной богатой и далекой станы, какой представляли себе Китай большинство европейцев никогда там не бывавших.

Изображения ландшафтов в стиле шинуазри в незначительной степени перешли в реальное садово-парковое искусство. Причудливые горные пейзажи с горбатыми мостиками, легкие и изящные бамбуковые павильоны, водопады, лодки с драконами и фениксами, изображаемыми на холстах, фарфоре, обоях и шелке – были первыми садовыми планами, которые давали садовникам нового времени представление о китайских садах. В первую очередь стиль шинуазри в садах и парках проявился в Англии, а затем мода на необычные для Европы сады распространилась и в других странах.

Основными элементами в садовом ландшафте были пагоды, павильоны, мосты, т. е исключительно малые архитектурные формы. Так пагоды и садовые сооружения с многоярусными китайскими крышами, называемые Пагодами в Европе, по сути, не несли никакой смысловой нагрузки, их прототипами были как пагоды буддийских храмов, так и садовые башни, а чаще всего - рисунки путешественников которые использовали потом архитекторы и садовники.

Самое известное сооружение Европы, выполненное в стиле шинуазри - пагода королевского ботанического сада Кью в Лондоне,

В императорских, королевских, княжеских садах Европы строились целые архитектурные комплексы под названием «Китайская деревня», их примеры можно найти в Швеции, России и в Германии.

Постепенно шинуазри перестал быть уделом только частных владений. В Англии в крупных городах стали строить городские общественные увеселительные сады с китайскими мотивами. Фактически, с конца XVIII - начала XIX века, в Англии появился новый тип парка - англо-китайский.

Образ англо-китайского сада складывался из сочетания обширного пространства, крупных деревьев, ухоженных газонов, китайских павильонов и мостов, а также и греко-римских храмов, алтарей и даже турецких купален. Все постройки в садах не имели никакого философско-религиозного значения: важен был только их внешний вид.

 

6.2.Англо-китайские сады и парки в Европе.

Автором проведен анализ 84 объекта ландшафтной архитектуры (сады и парки), построенных или реконструированных в течении XVIII-XIX столетий в разных странах Европы.

Английские пейзажные парки XVIII - начала XIX века вошли в историю как самостоятельный стиль садово-паркового искусства. Однако, рассматриваемые нами факты и этапы становления английских садов, как самостоятельного стиля позволяют сделать определенные выводы о значительной роли в этом процессе китайского сада, как объекта подражания. История Великобритании свидетельствует, что английская культура на всех этапах своего развития, была восприимчивой к внешним воздействиям, включая декоративное садоводство.

В XVIII-XIX веках новый тип английского парка был очень популярен во всех странах Европы. Мы посчитали целесообразным подробное рассмотреть процесс влияния садово-паркового искусства Китая на Европейские сады именно на примере Великобритании.

Процесс возникновения и развития английских садов невозможно рассматривать без понимания общей истории развития этого государства, в том числе геологической истории Британских островов.

В данном разделе рассматриваются этапы заселения Британских островов древними европейскими переселенцами, римлянами, германскими племенами. Приведены факты формирования английских сельскохозяйственных традиций под влиянием высокоразвитой культуры римской империи.

Обзор исторических фактов позволяет утверждать, что до конца периода средневековья (XVI в.) формирование основ английской культуры и традиций страны происходило пассивно, вместе с прибывающими на острова в разное время более развитых европейских племен и римских колонистов. Римская культура сыграла основополагающую роль в развитии английской цивилизации. Начиная с XVI века, происходит активный период привлечения элементов чужеродной культуры и их адаптация на английской земле, с последующим импортированием в собственные колонии в качестве английских достижений.

В результате активных сельскохозяйственных усилий, к концу XVII века Англия лишилась большинства лесных угодий, поэтому пастбища, поля и луга занимали обширные площади, окаймленные живыми изгородями, навсегда изменившими облик страны. Создание пейзажных парков можно рассматривать как своеобразную реакциею на уничтожение лесных массивов Англии (Игнатьева, 2010).

В XVII веке переводятся и изучаются труды Конфуция и Лаоцзы, привезенные экспедициями из Китая, знакомя европейцев с моральными ценностями китайской философии и с китайскими садовыми ландшафтами, основанными на принципах подражания природе.

Несмотря на то, что многие английские теоретики и практики английского садоводства (Д.Аддисон 1672-1719, А.Поуп 1688-1744, У.Кент 1684-1748, В.Хоггард 1694-1764, Ч.Бриджмен 1690-1738, Л.Браун 1716-1783, Г.Уолпол 1717–1797, У.Гилпин1724-1804, Ю.Прайс 1747-1829, Х.Рептон 1752-1818) утверждали, что природа первична, на деле все они занимались «украшением», природы, выстраивая в ландшафте идеалистические образы.

В парках использовалось множество не связанных между собой часто символических сооружений - готические павильоны, маленькие храмы римских богов, турецкие бани, эрмитажи и вошедшие в моду элементы китайской архитектуры (пагоды, баши, беседки и чайные павильоны).

Одной из самых значимых личностей в английском садоводстве, открыто демонстрировавшей свою приверженность к китайскому стилю в ландшафте, был архитектор Уильям Чеймберс, внесший откровенные китайские мотивы в английские парки.

Мы выделяем следующие основные предпосылки возникновения англо-китайского парка, как отдельного направления в европейском пейзажном стиле:

1. Великие географические открытия XVI – XVII вв. (прежде всего Английская и Голландская Ост-индийские компании).

2. Переводы трудов Конфуция и Лаоцзы – к.XVII- н. XVIII века.

3. Публикация «Обстоятельное описание императорских садов в окрестностях Пекина» монаха Жана-Дени Аттире (Лондон, к.XVII века).

4. Издание книги Йохана Ньюхоффа «Путешествия» со 150 иллюстрациями китайских фарфоровых изделий с изображениями китайских природных ландшафтов и садов (к.XVII века).

5. Издание ежедневного журнала «Зритель» Джосефа Аддисона с пропагандой китайских садов (Лондон, 1711 -1712 г.).

6. Издание архитектурного атласа Фишера фон Эрлаха с иллюстрациями китайских объектов (1721г.).

7. Публикация гравюр монаха - живописца отца Матео Рипа с видами садов летнего горного курорта китайских императоров Бишу Шаньчжуан (1724 г.).

8. Публикация «Описания Китайской империи» Жана-батиста Дюальда (1738 г.).

9. Издание романа «О садах Эпикура» Уильяма Темпла ( н. XVIII века).

10. Публикация альбома Уильяма Чеймберса «Рисунки китайских зданий, мебели, одежды, машин и утвари» (1757г.) и «Диссертация по садово-парковой архитектуре Востока (1772г.).

Интерес к садам Китая способствовал внедрению китайских растений в английские сады и парки.Только естествоиспытатель Роберт Форчун в течение 15 лет присылал семена китайских растений для английских садов.

Поскольку первые описания садов, начиная с XVII века были сделаны дипломатами, не видавшими никаких других садов кроме императорских, сложилось полумифическое мнение о том, что все китайские сады если не огромны, то очень велики по площади. Поэтому и в XIX веке англо-китайские парки устраивались на очень больших площадях.

Несмотря на то, что понятие «Англо-китайский парк» существует в литературе с середины XVIII века, точное определение этого явления в энциклопедиях, словарях и научной литературе отсутствует.

В связи с вышеизложенным, мы предлагаем следующее определение для данного понятия: «Англо-китайский парк» - стилевое направление в европейских пейзажных парках XVIII-XIX веков, основанное на создании натуралистических ландшафтов с использованием элементов китайской архитектуры.

Основными признаками этих садов и парков являются значительные размеры территории, искусственный рельеф, обширные водоемы, и объекты садовой архитектуры в стиле шинуазри (пагоды, чайные домики, беседки, мосты), наряду с другими «не китайскими» малыми архитектурными формами.

В результате проведенных исследований и анализа собранного материала нами установлено, что в процессе развития и становления одного из стилевых направлений западноевропейского пейзажного парка, называемого «Англо-китайским парком», из китайской садовой культуры было заимствовано:

1.Китайская идеология сада, как имитация природного объекта

(умозрительные образы);

2.Свободная планировка элементов;

3.Формирование искусственного рельефа;

4.Большое количество видов садовых растений китайского происхождения;

5.Садовая архитектура в виде пагод, чайных павильонов, беседок в стиле

шинуазри.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...