Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возможность использования приемов восточного садоводства в

Озеленение городов России.

Знакомство с культурой стран дальнего востока, так или иначе связанной с растениями и архитектурой, происходила в России в несколько этапов и имело выраженный предметный оттенок. Так первые шелковые ткани попали в Россию по Великому Шелковому пути через Византию, и после крещения Руси (Х в.) традиционно закрепились в образе парадных облачений служителей церкви; сушеные листья чайного куста ко двору царя Алексея Михайловича привезли дипломаты в середине XVII века. В XVIII веке в Царском селе и других дворцово-парковых ансамблях пригородов Санкт-Петербурга появились китайская деревня, китайские дворцы и театры, чайные павильоны, беседки, горбатые мостики, стали популярными англо-китайские парки. Жилой дом и чайный магазин в Москве на Мясницкой для Перловых, строит в конце XIX века архитектор Р. И. Клейн. К этому времени и шелковые ткани, и чай разных сортов, и бамбуковые китайские зонтики стали привычными предметами быта россиян. Однако, большая часть ХХ века в связи со сложностями в политической обстановке не была ознаменована прогрессом в области культурного обмена с дальневосточными странами. Только в 70-х годах прошлого столетия стали происходить робкие попытки знакомства России с культурой Востока через открытия курсов японской аранжировки цветов, через передачу целой коллекции миниатюрных растений бонсай в Главный ботанический сад АН СССР, и затем, строительства Японского сада в ботаническом саду (ГБС РАН), в котором непосредственное участие принимал и автор данной диссертационной работы .

До сих пор единственным крупным объектом восточного садоводства не только в Москве, но и во всей Российской Федерации, остается этот сад, площадью 2,7 га, имеющий огромную популярность. В Сочи до недавнего времени существовал японский сад, созданный советским мастером С.Венчаговым. Исследуя информацию на сайтах различных ландшафтных компаний, архитектурных мастерских, автор пришел к выводу о наличие высокого устойчивого интереса к восточной садовой культуре у жителей нашей страны. Однако, предлагаемые услуги в этом направлении мало соответствуют истинным культурным ценностям. Скорее это явление можно квалифицировать как новый виток проявления ориентализма в декоративном садоводстве, в то время, как большинство стран Европы уже давно отказались от подобной стилизации, которая не дает реального представления о восточных садах. Ландшафтная индустрия начала выпуск «китайских» и «японских» беседок, бетонных («каменных») фонарей. Это свидетельствует о том, что социальный заказ на восточные сады созрел, а истинных примеров в стране – явно недостаточно.

Для гармоничного развития современного человека, для повышения его знаний, расширения кругозора, необходимо строительство ландшафтных объектов с четко выраженными стилевыми направлениями, в том числе – китайских и японских садов. Только таким образом, методами ландшафтной архитектуры, можно контролировать развитие глобализационных процессов и направлять их не по пути всеобщего нивелирования облика садов и парков, а по пути дальнейшего совершенствования, создания контрастных самобытных объектов озеленения в городах нашей страны.

 

ВЫВОДЫ

1. Теоретической основой китайского классического сада являются философские концепции древнекитайской натурфилософии, даосизма, конфуцианства и буддизма: теория о неоднородности гармонии, теория контрастов, теория пустоты, теория единства противоположностей, теория копирования добродетелей и др. Даосизм оказал наибольшее влияние на развитие китайского декоративного садоводства.

 

2. По функциональному назначению объекты ландшафтной архитектуры Китая подразделяются на семь категорий – императорские сады и парки, парки императорских погребальных комплексов, условно благоустроенные ландшафты, парки на основе природных ландшафтов, парки храмов и святилищ, частные сады и городские сады и парки.

 

3. Теоретическая основа японских садов базируется на китайских философских концепциях, но их адаптация под японские эстетические нормы шла под влиянием буддийских взглядов. С появлением общественных городских парков в XIX веке значительное влияние оказали западноевропейское декоративное садоводство.

 

4. По функциональному назначению сады и парки Японии подразделяются на пять категорий – императорские сады и парки, парки феодальных замков, парки храмов и святилищ, частные сады и городские сады и парки.

 

5. В процессе развития и становления национальных садов Японии из китайской культуры было заимствовано: основы планировки городов, императорских, храмовых садов и парков, садов жилых резиденций, архитектурные приемы строительства деревянных зданий и павильонов (система модульных конструкций), малые архитектурные формы, принципы подбора растений.

 

6. Развитие пейзажного стиля в Англии в XVII-XIX веках полностью совпадает с началом тесного контакта с Китайской империей. В отличие от китайских, в английских парках для подражания использовались лишь умозрительные (реально не существующие) природные образы; в XVIII веке парки назывались «англо-китайскими» и именно под таким названием были импортированы в страны Европы.«Англо-китайский парк» - стилевое направление в европейских пейзажных парках XVIII-XIX веков, основанное на создании натуралистических ландшафтов с использованием элементов китайской архитектуры.

 

7. В процессе развития и становления одного из стилевых направлений западноевропейского пейзажного парка, называемого «Англо-китайским парком», из китайской садовой культуры было заимствовано: китайская идеология сада (образ природного объекта), свободная планировка элементов, формирование искусственного рельефа, большое количество видов садовых растений китайского происхождения, садовая архитектура в виде пагод, чайных павильонов, беседок в стиле шинуазри.

 

8. Основные лесообразующие виды растений разных географических районов Китая являются основными средообразующими видами в китайских садах и парках; их видовой состав на 79 % состоит из представителей местной флоры; наиболее используемые виды древесных растений имеют широкий ареал (18,4%,). 67,1% видов растений японских садов являются представителями местной флоры и 20,1%; китайского происхождения, в Великобритании представители местной флоры в садах и парках составляют 35,6%, а 32,6% являются интродуцентами из Китая.

 

9. Структура насаждений китайских, японских и английских садов сильно различается по участию видов в древесных и кустарниковых ярусах. В китайских и японских садах древесные яруса создают комфортный микроклимат, закрыв обитаемое пространство от избыточного солнечного света, в древесные яруса входит до 70% видов, а в английских садах - только 47%; ограничением для более интенсивного использования деревьев являлись факторы природного характера: малоразвитость почвенного слоя у геологически молодых Британских островов, что ограничивало использование крупных растений с глубокой корневой системой и малое количество солнечных дней в году, которое подразумевало создание структуры насаждений с большой долей открытых пространств без дополнительного затенения поверхности.

 

10. Негативные моменты глобализации кроются в возможности утраты культурной самобытности при строительстве современных садов и парков. Управление процессами глобализации в этой области возможно только при разработке и строительстве садов и парков с выдержанными высокохудожественными стилями, минимизации эклектики и углубленной подготовке специалистов в области истории садово-паркового искусства.

 

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ РАБОТЫ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...