Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ ОАО «БОРИСОВХЛЕБПРОМ» ФИЛИАЛ «ВИЛЕЙСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»

Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия

Филиал «Вилейский хлебозавод» ОАО «Борисовхлебпром» расположен в городе Вилейка и является производственной единицей Борисовхлебпрома. Приказом №38 от 28.07.1969 года на основании решения Миноблисполкома от 24.07.1969 г. Вилейский горпищекомбинат переименован в Вилейский хлебозавод.

Филиал «Вилейский хлебозавод» не имеет статуса юридического лица, является филиалом Открытого акционерного общества «Борисовхлебпром». ОАО «Борисовхлебпром» создано на основании Приказа Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 30.12.2013 г. №303 путем преобразования РУП «Борисовхлебпром» в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества. ОАО «Борисовхлебпром» зарегистрировано решением Миноблисполкома в Едином государственном Регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдано свидетельство от 13.01.2014 года. Учредителем, а также органом государственного управления ОАО «Борисовхлебпром» является Департамент по хлебопродуктам Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

Предприятие основано на акционерной форме собственности.

Целью филиала «Вилейский хлебозавод» ОАО "Борисовхлебпром" является:

· удовлетворение требований и ожиданий потребителей за счет выпуска конкурентоспособной по качеству и цене продукции, с учетом интересов собственника имущества и членов трудового коллектива;

· организация эффективной производственно-хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов потребностей членов трудового коллектива предприятия.

В своей деятельности филиал «Вилейский хлебозавод» руководствуется «Положением о филиале ОАО «Борисовхлебпром» Вилейский хлебозавод», утвержденным 14.01.2014 г. года генеральным директором ОАО «Борисовхлебпром».

Согласно Положению, основными видами деятельности являются: производство хлебобулочных и кондитерских изделий, безалкогольных напитков, розничная торговля пищевыми продуктами.

На заводе ежемесячно производится:

- два-три наименования формового хлеба, а также упакованного и нарезанного;

- пять наименований ржано-пшеничных подовых хлебов, а также упакованного нарезанного;

- одно наименования хлеба пшеничного;

- двадцать наименований булочных изделий развесом 0,4 кг и менее, а также упакованного и нарезанного;

- 940 кг сухарей панировочных

- пятнадцать наименований тортов;

- десять наименований пирожных;

- сладости мучные;

- сладости сахарные;

- кексы, бисквиты, рулеты, коврижки.

Формирование цен на продукцию осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27февраля 2011 г. №72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» и «Методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях хлебопекарной и макаронной промышленности» [35].

Организационная структура управления филиала «Вилейский хлебозавод» в рамках системы управления предприятием относится к линейно-функциональному типу, то есть, сочетает в себе элементы линейной и функциональной оргструктур управления.

Организационная структура филиала «Вилейский хлебозавод» ОАО "Борисовхлебпром" представлена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 – Организационная структура управления филиала «Вилейский хлебозавод» РУП «Борисовхлебпром»

Система хозяйствования, ориентированная на экономическую самостоятельность предприятия, активное использование рыночных отношений, требует необходимого расчета альтернативных вариантов управленческих решений и определение их воздействия на конечный финансовый результат – прибыль. В своей деятельности предприятие учитывает интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции, поскольку находится в условиях конкурентной борьбы.

Показатели финансово-хозяйственной деятельности филиала «Вилейский хлебозавод» ОАО «Борисовхлебпром» представлены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Финансовые результаты филиала «Вилейский хлебозавод» ОАО «Борисовхлебпром» за 2013 – 2015 года, млн. руб.

Показатели Годы Отклонение 2015 года от: Темп роста 2015 г. к 2014 г., %
Выручка от реализации продукции 57 347 74 694 8 1946 24 599 7 252
Себестоимость реализованной продукции 35 821 44 276 48 573 12 752 4 297
Валовая прибыль 21 526 30 418 33 373 11 847 2 955
Прибыль (убыток) от реализации продукции 2 765 6 685 6 070 3 305 -615
Прибыль (убыток) от текущей деятельности 1 621 3 165 1 097
Прибыль (убыток) от инвестиционной деятельности -
Прибыль (убыток) от финансовой деятельности - 34 -103 -69 -124 -490
Прибыль (убыток) от иной деятельности -
Прибыль (убыток) до налогообложения 1 587 3 710 4 702 3 115
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 1 129 2 656 3 687 2 558 1 031

Примечание – Источник: собственная разработка (Приложение А, Б)

По результатам таблицы 2.1 можно сделать выводы о динамике основных финансовых показателях деятельности организации.

Выручка от реализации продукции в 2015 году увеличилась на 7252 млн. руб. и на 24599 млн. руб. по сравнению с 2014 и 2013 годом соответственно.

В 2015 году увеличилась прибыль от текущей деятельности и прибыль от инвестиционной деятельности по сравнению с 2014 годом.

Прибыль от реализации продукции в 2015 году уменьшился на 615 млн. руб. по сравнению с 2014 годом.

Себестоимость реализованной продукции в 2015 году выросла на 4297 млн. руб. по сравнению с 2014 годом, и темп роста составил 110%.

В 2015 году значительно вырос убыток по финансовой деятельности. Приблизительно в пять раз по сравнению с 2014 годом.

Динамика основных финансовых показателей филиала «Вилейский хлебозавод» за 2013 – 2015 гг. показана на рисунке 2.2.

 

Рисунок 2.2 – Динамика основных финансовых показателей филиала «Вилейский хлебозавод» за 2013 – 2015 гг., млн. руб.

 

Важными показателями эффективности деятельности организации являются показатели рентабельности. Рассчитаем показатели рентабельности филиала «Вилейский хлебозавод» ОАО «Борисовхлебпром» за 2013-2015 гг.:

Рентабельность продаж характеризует прибыль, которую получает предприятие с каждого рубля реализации. Рентабельность продаж (Rп) определяется по формуле:

(2.1)

где П – чистая прибыль, млн. руб.;

В – выручка от реализации, млн. руб.

Рентабельность операционной деятельности отражает, какое количество прибыли получает предприятие с каждой денежной единицы, инвестируемой в производство и реализацию выпускаемой продукции. Рентабельность основной деятельности (Rтд) определяется по формуле:

 

(2.2)

где Птек – прибыль по текущей деятельности, млн. руб.;

С – себестоимость реализованной продукции, млн. руб.

Рентабельность продукции определяет эффективность реализации продукции на 1 рубль проданной продукции. Другими словами показывается количество средств, оставшееся у предприятия после покрытия себестоимости продукции. Рентабельность продукции (Rпр) определяется по формуле:

 

(2.3)

где П – чистая прибыль, млн. руб.;

С – себестоимость реализованной продукции, млн. руб.

 

 

Таблица 2.2 – Показатели рентабельности филиала «Вилейский хлебозавод» ОАО «Борисовхлебпром» за 2013-2015 гг.

Показатель Годы Отклонение 2015 к
Рентабельность продаж 2,08 3,56 4,50 0,94 2,42
Рентабельность текущей деятельности 2,97 5,51 6,31 0,8 3,34
Рентабельность продукции 2,07 3,96 4,86 0,9 2,79

Примечание – Источник: собственная разработка

Проанализировав данные таблицы 2.2, можно сделать вывод, что показатели рентабельности организации в 2015 году выросли по сравнению с 2013 годом практически в 2 раза.

Это свидетельствует об эффективном использовании средств на производство продукции, об эффективной деятельности маркетингового отдела.

Определим показатели платежеспособности организации [26].

Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у организации оборотных средств к краткосрочным обязательствам организации предприятия (ориентировочное значение коэффициента – 1.3):

К = ОА / КО, (2.4)

где ОА – оборотные активы;

КО – краткосрочные обязательства.

= 8227 / 5642 = 1,46

= 11572 / 6099 = 1,90

= 14428 / 9170 = 1,57

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами рассчитывается как соотношение собственных оборотных средств и оборотных активов (норматив > 0,20):

К = (СК+ДО - ДА) / КА, (2.5)

где СК – собственный капитал;

ДО – долгосрочные обязательства;

ДА – долгосрочные активы;

КА – краткосрочные активы.

= (18637+705-16757) / 8227 = 0,31

= (20236+320-15083) / 11572 = 0,47

= (23496+120-18358) / 14428 = 0,36

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами определяется отношением всех (долгосрочных и краткосрочных) обязательств организации к общей стоимости имущества (активов). Значение данного коэффициента не должно превышать 0,85.:

К = (КО + ДО) / ОА, (2.6)

где ОА – общая стоимость активов.

= (5642+705) / 24984 = 0,25

= (6099+320) / 26655 = 0,24

= (9170+120) / 32786 = 0,28

Коэффициент абсолютной ликвидности определяется как отношение денежных средств, легкореализуемых ценных бумаг к краткосрочным пассивам. Этот показатель считается достаточным, если его величина больше 0,2.:

К = (ФВ + ДС) / КО, (2.7)

где ФВ – финансовые вложения;

ДС – денежные средства;

КО – краткосрочные обязательства.

= 533 / 5642 = 0,09

= 468 / 6099 = 0,08

= 232 / 9170 = 0,03

Рассчитанные показатели платежеспособности организации занесем в таблицу 2.3.

 

 

Таблица 2.3 – Показатели платежеспособности филиала «Вилейский хлебозавод» ОАО «Борисовхлебпром» за 2013-2015 гг.

Показатели Годы Отклонение 2015 от:
Коэффициент текущей ликвидности 1,46 1,90 1,57 0,11 -0,33
Коэффициент обеспечен­ности собственными оборотными средствами 0,31 0,47 0,36 0,05 -0,11
Коэффициент обеспечен­ности финансовых обязательств активами 0,25 0,24 0,28 0,03 0,04
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,09 0,08 0,03 -0,06 -0,05

Примечание – Источник: собственная разработка

По проведенному анализу и данным таблицы можно сделать следующий вывод.

Значение коэффициента текущей ликвидности в 2015 году на предприятии снизилось по отношению к 2014 году с 1,90 до 1,57. Коэффициент текущей ликвидности используется для оценки перспективной платежеспособности предприятия (ориентировочное значение коэффициента - 1.3). Значения коэффициента текущей ликвидности в 2013 – 2015 годах выше нормативного, что является показателем платежеспособности предприятия.

В 2015 году значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами снизилось по отношению к 2014 году на 0,11, и в 2015 году составил 0,36 (норматив > 0,20). Значения коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами за 2013-2015 года выше нормального.

Значение коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами ниже нормативного (0,85), что является хорошим показателем: в 2014, 2015 годах значение коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами равно 0,24 и 0,28 соответственно. Значение данного коэффициента говорит о способности предприятия рассчитаться по своим финансовым обязательствам путем реализации имущества.

Коэффициент абсолютной ликвидности, который показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно. (норматив > 0,2). На протяжении трех лет (2013-2015 гг.) значение коэффициента абсолютной ликвидности выше нормативного. Это значит, что у предприятия есть необходимые средства для немедленного погашения краткосрочных заемных обязательств.

Таким образом, главной целью деятельности филиала «Вилейский хлебозавод» является удовлетворение требований и ожиданий потребителей за счет выпуска конкурентоспособной по качеству и цене продукции и организация эффективной производственно-хозяйственной деятельности.

На протяжении трех лет наблюдается положительная динамика финансовых результатов организации. В 2015 году выручка от реализации продукции по сравнению с 2014 годом увеличилась на 7252 млн. руб. и составила 81946 млн. руб. Также, наблюдается рост показателей рентабельности, что говорит об эффективной деятельности организации.

На протяжении трех лет показатели платежеспособности организации остаются на уровне нормативов, что говорит о том, что предприятие в состоянии погасить обязательства за счет имеющегося имущества.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...