Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Можно развить функции другого полушария, но самое главное, прежде всего, принять самого себя таким, какой есть и наслаждаться удивительными возможностями своего мозга.

 

Умственная сверхэффективность

 

 

Разветвленная мысль

Манон должна сделать доклад по итальянскому Возрождению. Она с удовольствием приступает к работе, но чем больше углубляется в тему, тем больше теряется. Каждый новый факт влечет за собой следующий, а тот, в свою очередь, выводит на десятки других. Было бы здорово рассказать обо всех этих вещах! Но как из всей информации отобрать самую важную? И как понять, что важно, а что нет? Заинтересовавшись одной темой, она пускается в новые поиски, вдруг ее выносит на какого‑то художника, и она, затаив дыхание, любуется его картинами. И, поскольку художник этот не так известен, как другие итальянские мастера, ей бы очень хотелось в своем докладе заострить внимание именно на нем, чтобы как‑то реабилитировать его имя. Но ведь живопись – это всего лишь один аспект Возрождения, а говоря о пятнадцатом веке, нельзя не коснуться философской мысли того времени. Надо бы рассказать о Пико делла Мирандола, но невозможно ограничиться одним его произведением. И вот она уже с увлечением читает его философские труды, от него плавно переходит к Эразму Роттердамскому, тот уводит ее еще дальше от основной темы: ведь его мысли так проницательны! Вдруг, поняв, что ушла от заданного вопроса, она пытается сконцентрироваться на главной задаче. Обязательно надо рассказать о Козимо де Медичи, меценате, гуманисте и политике‑авангардисте. И Манон вновь пускается в поиски. В своем воображении она видит себя элегантной дамой флорентийского двора: вот она, держа под руку какого‑то щеголя, выходит с приема на вилле в Кареджи. Она вскакивает из‑за стола. Время идет, доклад все никак не выстраивается! Теперь ей ясно, что флорентийское Возрождение – это всего лишь одна сторона итальянского Возрождения. А надо бы сказать и о том, что происходило в Риме, и в Венеции, и в… Манон растеряна: у нее ничего не получится!

 

Похоже, доклад будет путаным, бессвязным, бестолковым, может, даже не по теме: если ей так уж хочется рассказать о незаслуженно забытом художнике и о философии Эразма Роттердамского. Ее учитель никогда не узнает, сколько часов она провела над подготовкой доклада, сколько открытий сделала: ее скрупулезной работы никто никогда не оценит.

Как и Манон, вам свойственно то, что называется разветвленной мыслью. То есть одна мысль порождает десяток других, те, по ассоциации, в свою очередь, наталкивают вас на новые… и несть им числа. Этим объясняется тот факт, что ваш мозг непрестанно работает. Открываются как бы все новые и новые двери. Если вы, как и Манон, будете серьезно и глубоко исследовать каждую новую идею, а потом возвращаться к основной теме, это сильно осложнит вашу жизнь. Впрочем, все зависит от того, до какой степени вы готовы углубиться в детали.

Зато, если судить по пройденным Манон путям‑дорожкам, такая мысль очень креативна. Манон очень обрадовалась, если бы ее попросили описать один день из жизни современника итальянского Возрождения. Она наверняка проделала бы еще дополнительную работу: почитала о еде, одежде, развлечениях, времяпрепровождении людей той эпохи, и вся эта информация сама собой сплелась бы вокруг этого персонажа. Нередко для сверхэффективных достаточно одного правильно выбранного элемента, чтобы все разрозненные части сами собой собрались в единое целое.

Так вот: как только ваша мысль начнет рассеиваться, как это было у Манон, вернитесь к главной теме, найдите основную нить повествования. Зачем я это делаю? Какова моя главная задача?

Разветвленная мысль особенно эффективна, если нужно принять правильное решение.

В отличие от последовательного, линейно порождающего одну идею за другой, этот тип мысли параллельно исследует различные варианты. Случается это естественным образом, бессознательно, очень быстро: можно подумать, что решение пришло в голову само собой. Вероятно, так делаются гениальные открытия. Или так у нас на глазах кто‑то быстро находит правильное решение. В большинстве случаев сверхэффективные не могут объяснить, откуда знают, что нужно делать и говорить.

 

Кристине всегда казалось, что, выбирая жилье, она особо не напрягается, и всякий раз, найдя его, удивляется, насколько оно отвечает ее требованиям. Ей подходит все, именно такое и нужно: комнат и шкафов – сколько надо, окна выходят, куда хотелось, рядом, в шаговой доступности, магазины, школа и транспорт. Понимая, как функционирует ее мозг, она знает, что все эти детали много раз обдумывались ее умом. Поскольку делалось это быстро и бессознательно, ей казалось, что она принимает решения, не задумываясь, но на самом деле все было продумано, и хорошо продумано!

 

То, как люди с развитым правым полушарием принимают решения – это искусство: они делают это молниеносно… или не делают вообще!

У людей с доминирующим правым полушарием скорость передачи нервного импульса больше, их нейронная организация позволяет обрабатывать одновременно огромное количество информации. Следовательно, разветвленная мысль должна бы считаться более эффективной. Между тем в западном обществе для того, чтобы без проблем учиться в школе и потом найти свое место в жизни, более подходит доминирующее левое полушарие.

 

Жажда трудностей

 

Если не надо сосредоточиваться на конкретном сюжете и концентрироваться, этот тип мысли функционирует сам собой. Мысль скользит по своим разветвлениям, перескакивает с пятого на десятое и беспрестанно впадает в ступор. Сверхэффективные знают, что они рассеянные и неорганизованные мечтатели. Вот почему отказываются называть себя сверходаренными.

 

Например, они могут вдруг оказаться на кухне с ложкой в руке и задаваться вопросом, что же они хотели здесь сделать. Им требуется время, чтобы вспомнить ход своих мыслей: «Ах да, я же хотел взять варенье!»

Лоран работает официантом в баре. Вот что он мне рассказывает: «Чушь какая‑то. Когда на террасе почти нет посетителей, я вынужден записывать заказы. Иначе, пока иду в бар, я их забываю, и, что еще хуже, у меня всегда проблемы со счетом: я должен складывать цифры столбиком. Но если бар набит битком, я прячу в карман блокнот и ручку и считаю в уме. И не забываю ни один заказ, считаю на бегу, в долю секунды прикидываю сдачу и ни разу не ошибся. Ну как это понимать?»

 

Я сравниваю разветвленную мысль с судном на воздушной подушке. Ему нужно придать начальное ускорение, но, развив полную мощность, оно само несется на немыслимой скорости. На немыслимой! Когда вопрос простой, мозг сверхэффективного человека занят не полностью и чуть ли не «засыхает». Чтобы работать в полную силу, ему нужны сложные задачи. Только тогда он ощущает неземную радость, близкую к умственному оргазму. А как иначе испытать свою интеллектуальную мощь? Так и хочется воскликнуть: «Есть порох в пороховницах!» Жаль только, что, подобно Лорану, оценивая свои умственные возможности, вы вспоминаете лишь моменты, когда были рассеяны и невнимательны. Сверхумный? Я? Да вы что, шутите?

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...