Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Все отношения сверхэффективных людей, особенно дружеские и любовные, сопровождаются сильным страхом потери: они боятся оказаться покинутыми и отверженными.

В итоге – они часто попадают в сложные и неприятные ситуации, когда их партнеры пользуются и манипулируют ими.

 

Стратегии адаптации

 

Людям со сверхэффективным умом постоянно приходится делать неимоверное усилие, чтобы понять это нелепое общество. Постепенно они вырабатывают собственную стратегию адаптации, предпринимая не одну попытку (более или менее результативную) уяснить свою необычность и раствориться в общей массе. Эти стратегии детально разработаны Тони Эттвудом[14]в рамках его изучения синдрома Аспергера. Мне думается, что они в равной степени относятся и к прочим формам сверхэффективности. У всех сверхэффективных умов одна и та же мечта: перестать отличаться от других людей.

 

Собственная недооценка и депрессия

 

Люди со сверхэффективным умом всегда остаются лебедями в стае уток: их беспрестанно упрекают в том, что у них чересчур длинная шея, что они занимают слишком много места и своими крыльями закрывают всем солнце, да и крякают не так мелодично, как остальные. Они делают все возможное, чтобы соответствовать утиным требованиям: учатся втягивать шею, поджимать крылья, хорониться в углу и, главное, крякать по‑утиному. Какими же странными и неприглядными становятся эти лебеди, так и не сумевшие до конца перерядиться утками! И тогда они всеми силами пытаются заставить замолчать злые языки, от чьих насмешек так страдают. Когда в самом детстве сверхэффективные осознают, что у них что‑то не так, внутри них рождается тиран, непрерывно терзающий душу.

Разумеется, вам этот внутренний тиран незнаком. А между тем, он сопровождает вас с утра до вечера, комментирует все действия, диктует, как себя чувствовать и что думать о себе. Он навязывает весьма субъективные интерпретации, точно отражающие действительность. Следуя за вами повсюду, он непрерывно болтает и заставляет вас терять время на бессмысленное пережевывание прошлого, испытывать ненужный страх перед будущим и анализировать каждое сказанное слово или поступок, ваш или кого‑то из окружения. Он сотни раз переписывает заново одну и ту же историю, причем изобретает все новые и новые версии, чтобы доказать, что вы некомпетентны и никчемны.

Самоосуждение усугубляет чувствительность сверхэффективных, заставляя их испытывать все большее чувство вины и впадать в уныние от несоответствия между собой и миром. Нередко их бросает из стороны в сторону: то они, отчаявшись когда‑нибудь стать утками, погружаются в депрессию, то вдруг, снова воспрянув духом, впадают в состояние эйфории и восторженности. Столь полярные душевные состояния еще раз объясняют тот факт, что их часто причисляют к личностям с биполярным расстройством. Постоянный упадок духа и чувство вины приводят к скрытому депрессивному состоянию. Как же печально осознавать, что ты не такой, как все в этом мире, непонятном и не желающем тебя принять.

Депрессия у сверхэффективных – не обычная, потому что, как ни странно, она не вступает в противоречие с радостью.

Риск суицида возможен лишь у тех сверхэффективных, кто одновременно страдает от сильного психологического давления. Чтобы больше не изнывать от социальной изоляции и защититься от нападок и неприятия, сверхэффективные сами отходят в сторону. Несмотря на свою сильную любовь к людям, они легко могут уйти в себя. Эти моменты одиночества успокаивают их и позволяют восстановить силы, хотя также могут наполнить и тревогой.

 

Уход в мечты

 

Поговорка гласит, что лучше жить в мечтах, чем мечтать о жизни. Но сверхэффективные так не думают. В нашей ограниченной действительности их мечты воплотиться не могут. Зато как соблазнительно мечтать о жизни, когда все идет наперекосяк! Еще в начальной школе дети со сверхэффективным умом, пытаясь сбежать от школьной рутины и мрачной реальности, совершают умозрительный побег. Их богатое воображение создает мечты более конкретные и приятные, чем действительность. Когда они сильно разочарованы или утомлены, то ищут спасения в своем параллельном мире.

Этот виртуальный мир очень продуман и наполнен чудесными мелочами. Он соответствует их ценностям, позволяет быть собой и гармонично проявлять свои способности. Они видят себя окруженными друзьями, которые их понимают и любят. Какое счастье! Правда, есть риск: слишком мечтательный сверхэффективный может проводить больше времени в виртуальном мире, чем в реальном, и убедиться, что последний менее привлекателен, чем его личный рай. В итоге у него пропадет всякое желание вписываться в картину общей действительности, и если он попробует поделиться с кем‑то этим параллельным, но таким для него осязаемым миром, его примут за мифомана и шизофреника.

Часто сверхэффективный человек находит спасение в каком‑нибудь увлечении, в необычных занятиях: это могут быть лошади, динозавры, космос… И ничто больше его не волнует, такие хобби позволяют ему забыть свои несчастья. Чтение, кино и интернет тоже способствуют этому побегу и, в то же время, могут насытить его жажду знаний и путешествий.

 

Надменность

 

Когда град насмешек и приколов ставит под угрозу и без того низкое самоуважение сверхэффективных умов, они принимают вид, полный собственного достоинства, и надевают маску безразличия и презрения. Грязное к чистому не пристанет. Высокомерность помогает защититься от боли унижения. Стыд и гордость – два аспекта, тень и свет одной и той же проблемы. «Я – червь, я – Бог», – резюмирует Кристоф Андре в своей книге «Несовершенные, свободные и счастливые»[15]. Убедившись, что найти понимание и любовь невозможно, сверхэффективный ум может пойти еще дальше, прибегнув к надменности и провоцированию. Эта надменность дарит ему трагическую иллюзию, что восхищение может заменить любовь. В его уме, живом и остром, родятся меткие, но, порой, оскорбительные реплики. Смотрите не ошибитесь: под его комплексом превосходства скрываются сомнения и неуверенность. За защиту, дарованную высокомерием, он платит ценой постоянного обмана и все растущей жаждой совершенства.

 

Мартин – хорошее тому подтверждение. Когда ему нужно вести важные переговоры со сто́ящими партнерами, он одевается с иголочки. Так ему удается спрятаться за солидностью и элегантностью. И это срабатывает. Его харизма и уверенность производят нужный эффект, хотя он‑то знает, что блефовал. Его успех лишь подтверждает ощущение обмана, совсем не добавляя ему уверенности в себе.

 

Имитирование

 

У всех нас были подобные ситуации, когда на шикарной вечеринке не знаешь, как себя вести и начинаешь подражать другим. Люди со сверхэффективным умом, ничего не понимающие в правилах социума, пытаются копировать свое окружение. И поскольку от них не ускользает ни одна деталь, делают они это хорошо. Преобладание правого полушария позволяет им ухватить особенность каждого человека, повторить интонацию и даже мимику. Так они становятся талантливыми имитаторами. Люди от души смеются, а они и рады стараться. Однако они рискуют: маска шутника со временем может стать непомерно тяжелой.

 

Приятели Фредерика называют его Фрэнки. Все очень рады, когда замечают его на вечеринке. Значит, будет очень весело, и не мудрено, ведь он выдает по три шутки в минуту! Гости рыдают от смеха. Но чем дальше, тем больше Фредерик страшится тусовок, на которые его настойчиво приглашают: там он пьет больше, чем надо, а на следующий день его одолевает тоска. И вообще, на этих вечеринках он чувствует какое‑то странное раздвоение. Словно Фредерик смотрит, как Фрэнки разыгрывает паяца, и видит, что друзья потешаются над ним, хотя юмор его на самом деле их не впечатляет. Все это веселье кажется очень ненатуральным. В его душе поселяется тревога. Однажды Фредерик оставил костюм Фрэнки в раздевалке: теперь ему можно быть самим собой, и он с большим облегчением сменил друзей.

 

В лицее Вильям часто смешит своих одноклассников, очень правдоподобно изображая преподавателей. Сегодня он тих и задумчив. К нему подходит товарищ, трясет за плечо и спрашивает: «Что, сломался автомат с шутками?»

 

Ложная сущность

 

Чтобы заполнить эту идентификационную пустоту и снизить риск возможного отторжения от общества, сверхэффективные умы создают железобетонную «ложную сущность». Это «ложное „я“» позволяет нам адаптироваться к жизни. У каждого человека есть такая более или менее ярко выраженная ложная сущность, подстроенная под его потребности. Вот как она работает.

Когда ребенок появляется на свет, он не осознает свою индивидуальность, а считает себя частью матери. Постепенно, отрываясь от нее, он начинает воспринимать себя отдельным организмом. Это принято называть «осознанием самого себя». Затем, объединяя в сознании идентифицирующие посылы, идущие от окружающих, ребенок формирует «образ самого себя». Только если посылы позитивные, у малыша развивается самоуважение. В последующие годы, пройдя путь от осознания себя до самоуважения, ребенок строит свою личность. То есть он может одновременно ощущать себя единственным и неповторимым и похожим на других людей, объединенных в некую группу. У сверхэффективных все строго наоборот. Они сталкиваются с тем, что им невозможно быть собой, потому что их не принимают такими, какие они есть. Их объединение с другими невозможно.

Ребенку нужно, чтобы его слышали, понимали и уважали. Если в семье царят уважение и терпимость, малыш дружит со своим истинным «Я». Созданный им образ самого себя соответствует тому, кем он является на самом деле. Он может быть абсолютно уверен в том, что испытываемые им чувства и желания никем не навязаны. В этом случае его «ложная сущность» остается лишь поверхностным глянцем, который значительно облегчает жизнь в социуме: учтивое поведение, хорошие манеры, осторожное проявление чувств и умение оказать уважение. Ребенок полностью сохраняет свою личность, и, главное, его слушают и уважают.

Но поскольку у семьи, воспитывающей такого ребенка, есть свои трудности, ее члены не всегда способны проявлять уважение и готовность помочь. Сверхэффективность – пока не очень изученное явление, многим взрослым не хватает интеллектуальных способностей, чтобы его понять. Родители впадают в тревожное состояние, ощущая свою беспомощность. Они не знают, что нужно ребенку, не способны ответить на его вопросы и просят его подстроиться под мир, который совсем ему не подходит. И тогда, приучившись отвечать ожиданиям общества, истинное «Я» сверходаренного ребенка мало‑помалу гаснет.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...