Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные ценности и нормы. Мораль.

Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, об­разцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальные нормы можно разделить на несколько видов:

  • нормы морали, то есть такие правила поведения, в которых выражаются представления людей о
    хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.; их нарушение встречает осуждение в обществе;
  • правовые нормы, формально определенные правила поведения, установленные либо санкциони­
    рованные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обяза­
    тельно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это
    всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись необязательна; в каждом
    конкретном обществе существует только одна правовая система;
  • религиозные нормы — правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо
    установленные религиозными организациями;
  • политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность,
    отношения между гражданином и государством и т.п.;
  • эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном и т.д.

Мораль— один из видов социальных регуляторов, совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к ок­ружающей среде. Содержание морали составляет совокупность принципов и норм, которые спо­собны оказывать особое, духовное воздействие на поступки людей, служат образцом, идеалом гу­манного поведения. К ним можно отнести, например, принцип гуманизма (человечность, справедливость, милосердие) или такие нормы, как «не убий», «не воруй», «не лжесвидетельст­вуй», «исполняй данное обещание», «не лги» и т.д.

Нормы морали — это своеобразные «клеточки» нравственности, из которых складывается зда­ние нравственной системы общества. Нравственность проявляется в виде определенных, постоян­но воспроизводящихся в обществе правил поведения, или норм. Нормы морали различаются не только по содержанию предписания, но и по своему источнику. Источниками норм морали могут выступать обычай, традиция, этическая доктрина или авторитет (Будда, Сократ и др.), обществен­ное мнение и, наконец, сам человек (по выражению Канта — его «самообязывающий разум»). Подлинно моральной норма становится только тогда, когда содержащееся в ней требование осоз­нается самим человеком как внутреннее веление самому себе, как субъективная необходимость.

Нормы морали, несомненно, исторически изменчивы и выражают интересы тех или иных групп людей. Каждый человек выбирает для себя те ценности морали, на которые он ориентирует­ся в своей ежедневной жизни. Однако за свою историю человеческое общество сформулировало идеалы, которые служат моральными ориентирами для каждого человека, помогают ему чувство­вать себя достойной личностью, дают уверенность в завтрашнем дне, ощущение того, что живет он не напрасно, что будущие поколения смогут вспомнить его добрым словом. Это те нормы, ко­торые выдержали проверку на общезначимость, на всеобщее, всечеловеческое применение. Такие проверенные временем моральные правила стали общечеловеческими моральными ценностя­ми.К основным нравственным ценностям относятся прежде всего совесть, достоинство и честь, ответственность и долг, жалость и милосердие, любовь к ближнему и самоотверженность.

Суммируя вышесказанное, отметим, что отличие норм морали от других социальных регулято­ров заключается в следующем:

1) главной целью нормы морали является побуждение человека к совершенству, к добру в широ­
ком смысле слова;

2) нормы морали возникают как результат свободной, волевой активности человека;

3) нормы морали очерчивают сферу безусловно запретного поведения, побуждают человека жить
сообща с другими людьми согласно «золотому правилу нравственности»,которое гласит:
«Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отно­
шению к тебе».

2. Приве­дите примеры отрицательного воздействия рыночной стихии на экономику и позитивного воздействия.

Позитивными чертами рынка можно считать то, что он:

  • объективно формирует структуру производства;
  • стимулирует научно-технический прогресс;
  • способствует ресурсосбережению в обществе;
  • направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и обще­ства;
  • работает на принципах саморегуляции и таким образом стихийно координирует экономическую деятельность людей.

Однако иллюзии относительно рынка как лекарства от всех бед были разрушены экономиче­скими потрясениями рыночной экономики стран Западной Европы и США в первой половине XX в. — в 1929-1933 гг. мир был потрясен Великой депрессией, характеризовавшейся спадом произ­водства, высоким уровнем безработицы, гиперинфляцией и т.д. Это заставило ученых-экономистов искать новые пути разрешения экономических кризисов, понимая, что рынок имеет и много негативных черт:

  • невозможность гарантировать решение таких социально-экономических проблем, как безрабо­
    тица, инфляция, экологическая безопасность;
  • отсутствие заинтересованности в развитии фундаментальной, а не прикладной науки;
  • распределение товаров и доходов по результатам конкуренции приводит к неравенству доходов,
  • социальному неравенству, социальной напряженности;
  • тенденции к концентрации и монополизации производства;
  • циклическое развитие экономики (спад-подъем);
  • недостаточность только рыночных механизмов в разрешении социальных и экономических конфликтов и т.д.

Преодоление недостатков рынка предложил знаменитый английский экономист и государст­венный деятель Дж. М.Кейнс. Он считал, что свободная рыночная экономика не способна сама по себе, без помощи государства, поддерживать экономическую стабильность и полную занятость. Чтобы победить экономический спад и безработицу, необходимо или увеличить государственные расходы, или сократить государственные доходы (в первую очередь налоговое бремя), — это, по его мнению, способствует росту потребительского и инвестиционного спроса в частном секторе экономики.

Таким образом, негативные черты рынка должны нивелироваться грамотной государственной политикой.

БИЛЕТ № 19

Социальная структура общества.

Общество есть сложная организация взаимодействий и взаимосвязей человека, групп, каст, слоев, прослоек, классов.

Структура общества — это совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними.

Социальной группой называют общность (объединение) людей, выделяемую на основе оп­ределенного признака (например, характер совместной деятельности, общность интересов и ценностей).

Большие социальные группы выделяют по положению в обществе, величине доходов, способам получения средств к существованию, уровню образования, профессии и др.

Некоторые исследователи называют большие группы «стратами», другие употребляют понятия «слой», «прослойка», «класс» и др. Единого мнения по этому вопросу не существует.

Своеобразным типом социальных групп являются касты.

Примером социальной группы являются сословия, сложившиеся в средневековой Европе. Со­словное деление отличают значительные имущественные и социальные различия между отдельными группами. Сословные привилегии, права и обязанности складывались в первую очередь политиче­ским путем и закреплялись законодательным.

Примечательно, что общество не просто разделено на группы, но и имеет четко выраженную ие­рархическую структуру. В науке для обозначения данного явления используется термин «стратифи­кация».Социальная стратификация проявляется во всех областях общественной жизни — политиче­ской, профессиональной, культурной.

Формы социальной стратификации изменяются по мере развития общества Так, в средневековой Ев­ропе наиболее высоким статусом обладали духовенство и аристократия. Обедневший представитель знат­ного рода был более уважаем в обществе, чем зажиточный купец. В то же время в буржуазном обществе капитал стал определяющим фактором положения человека в обществе, открывал путь вверх по социаль­ной лестнице.

Стратификация общества неразрывно связана с социальной мобильностью,то есть с переходом из одной группы в другую. Социальную мобильность делят на два типа: горизонтальную и верти­кальную. Горизонтальная мобильность — это переход из одной социальной группы в другую, нахо­дящуюся на том же уровне (например, переход с одной работы на аналогичную работу). Под верти­кальной мобильностью понимается перемещение индивидов по социальной лестнице вверх или вниз (например, человек, в силу своего финансового положения не принадлежавший даже к средним эко­номическим кругам, вдруг оказывается в высшей политике).

В процессе подобных перемещений может сложиться ситуация, когда субъект — группа или от­дельный человек — находится вне какой-либо группы и, следовательно, не имеет определенного со­циального статуса. Такое состояние называется маргинальностью.

В результате социальной стратификации группы занимают различное положение в обществе, име­ют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж. Здесь ярко проявляется социальное неравенство. Наиболее отчетливо оно проявляется в имущественном неравенстве. Неравен­ство — характерная черта любого общества. Неравенство порождается даже естественными различия­ми между людьми, но наиболее отчетливо оно проявляется как следствие социальных факторов. В ито­ге одни личности, группы или слои обладают большими возможностями или ресурсами, чем другие.

Существует еще одна теория, в соответствии с которой высший класс образуют наиболее талантливые и умелые люди, на которых возлагаются важнейшие виды общественной деятельности. Соци­альное неравенство рассматривается в качестве естественной черты общественного развития, в про­цессе которого на самые высокие ступени выдвигаются наиболее способные.

2. Среди ответов на экзамене на вопрос о том, что такое гуманность, были, на­пример, такие: «Гуманность — это когда человек болеет за все»; «Когда человек не перекла­дывает все на других»; «Гуманность — это когда человек уважает себя и других, верит в силы добра»; Раскрывает ли каждое из этих высказываний смысл понятия «гума­низм»? Изложите ваше понимание гуманизма.

Понятие гуманизмпроисходит от латинского слова humanitas — человечность и представляет собой мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности по отноше­нию к самому человеку и относительной в ряду других ценностей мира и общества. Термин был вве­ден в научно-просветительский оборот немецким педагогом Ф. Нитхаммером в 1808 г.

Понятие гуманизма развивалось много веков и имеет множество толкований. Еще Протагор го­ворил, что человек есть мера всех вещей. К. Маркс писал, что свободное развитие каждого есть усло­вие свободного развития всех.

Принципом гуманизма является идея о равенстве всех людей. Гуманизм признает самоценность и неповторимость человеческой жизни, индивидуалистическо-коллективистскую природу человека и общества. Гуманизм предполагает терпимость к мыслям и убеждениям других. Гуманизм заключает­ся в последовательном раскрытии, расцвете творческого потенциала каждого человека и всего наро­да. Принцип гуманизма закреплен в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

БИЛЕТ № 20

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...