Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ основных доминирующих характеристик отрасли

Таблица 2. Краткая характеристика рынка сельскохозяйственной продукции.

Наименование характеристики Рынок сельскохозяйственной продукции  
Размер рынка, 1 квартал 2008 год 271,0 млрд.рублей  
Темпы роста рынка, % В январе 2009 года индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах составил 102,6% к соответствующему периоду 2008 года  
Входные барьеры в отрасль Как таковых входных барьеров в отрасль нет, вся сложность заключается в специфике ведения бизнеса: большие финансовые и временные затраты (высокая стоимость оборудования, техники, удобрений, скота; время на выращивание и выведение сельскохозяйственной продукции)  
Зависимость спроса на продукции в зависимости от фазы экономического цикла страны Зависимость есть, но она небольшая  
Количество конкурентов и их относительные размеры В настоящее время количество конкурентов небольшое и они примерно равны по величине. Нет явного лидера в отрасли. Но стоит отметить, что появилась тенденция к усилению конкуренции. Конкуренция усиливается, в том числе и международная, и приобретает новые формы (акцент на цены, качество, сервис, ноу – хау).  
Число потенциальных потребителей и их финансовые возможности Рыночная власть потребителей возрастает. В настоящее время число заводов-переработчиков растёт, но все они ставят сельскохозяйственные предприятия в большую зависимость (использование товаров-заменителей (сухого молока) и очень низкая закупочная цена на сельскохозяйственную продукцию)  
Стадия жизненного цикла рынка Рынок в период замедления роста и зрелости  
  Прибыльность отрасли Средняя, ниже средней
  Степень вертикальной интеграции Незначительная. Однако намечаются тенденции к созданию собственных заводов-переработчиков. Так ОАО «Племзавод им. В.Н. Цветкова» разрабатывает стратегию прямой вертикальной интеграции.
  Технологии/инновации Развиваются селекционные технологии, также изменения касаются усовершенствования техники и оборудования. Инновациями являются внутриорганизационные изменения и инновации услуг.
         

Цели организации и возможные стратегии:

Цель – завоевать и сохранить лидирующее положение или усилить свои позиции.

 

Действия по формированию, поддержанию и развитию конкурентных преимуществ:

1.Концентрация на производстве наиболее рентабельных видов продукции.

2.Ценообразование, базирующееся на ценовой политике конкурентов.

3.Смещение акцента инноваций на снижение издержек.

4.Увеличение объема продаж «своим» покупателям путем улучшение сервисного обслуживания.

5.Выход на внешние рынки.

6.Обновление продуктов и технологий, диверсификация и интеграция деятельности.

 

Прибыльность рынка не определяется только внутриотраслевой конкуренцией, огромное влияние оказывает воздействие отраслевой структуры, в первую очередь, со стороны потребительской цепочки (Рис. 1).

От создателя сельскохозяйственной продукции до конечного потребителя молочных продуктов 3 уровня.

 

Сельхоз производитель*
Производитель продуктов питания
  Дистрибьютор
Сети супермаркетов
Конечный потребитель

 


Рис. 1. Отраслевая цепочка

Каждый товарный рынок имеет свои особенности товародвижения, определяющие характер деятельности по планированию, организации и контролю за физическим перемещением товаров от мест их производства к местам пользования.

В границах продовольственного комплекса взаимодействуют следующие группы субъектов:

1) субъекты сельского хозяйства, формирующие ресурсы продуктов питания, производимых крупными сельхозпредприятиями, межхозяйственными агрофирмами, кооперативными и фермерскими хозяйствами на основе сложившегося многоукладного производства;

2) субъекты перерабатывающей промышленности, формирующие предложение продовольственных товаров;

3) субъекты производственной инфраструктуры, выполняющие задачи по трансформации потенциальной потребительной стоимости в реальную, путем развития транспортировки, заготовок, хранения продовольствия, тарного хозяйства, а также розничной реализации продукции конечному потребителю.

Развитие продовольственного рынка связано с совершенствованием организационно-экономических взаимоотношений между участниками рынка, разработкой рациональных схем товародвижения, совершенствованием технологии переработки продовольственного сырья, комплексным использованием всех составных частей поставляемого продукта, выбором экономичных видов перевозок для каждого вида продукции, минимизацией затрат на транспортировку и хранение и т.п.

Основными особенностями продовольственного рынка за годы преобразований стали:

  • стремительный уход федерального государства их сферы распределения сельскохозяйственной и продовольственной продукции, а также из сферы регулирования продовольственного рынка в целом (сокращение госзакупок, сокращение бюджетного финансирования; крайне низкий уровень государственного регулирования);
  • ослабление экономической роли основного звена агропроизводства — крупных и средних сельхозпроизводителей при одновременном расширении в общем объеме сельхозпроизводства доли хозяйств населения в форме личных подсобных хозяйств (ЛПХ);
  • резкое снижение технического уровня сельхозпроизводства — как вследствие подрыва материально-технической базы сельского хозяйства, так и в результате неблагоприятных структурных сдвигов (доминирования по производству ряда сельхозпродуктов хозяйств населения, использующих кустарную технику и архаичные методы ведения агропроизводства);
  • возникновение диверсифицированной структуры каналов распределения;
  • появления большого числа лишних посреднических звеньев, как в каналах реализации сельхозпродукции, так и при реализации продовольственных товаров, приводящих к удорожании продукции;
  • широкое распространение неформальных теневых отношений во взаимоотношениях участников рынка, приводящих к замене контрактно-договорных отношений бартерными сделками, наличными расчетами, натуральными выплатами, препятствующими нормальному хозяйственному обороту;
  • затрудненность установления равновесных цен на рынке агропродукции из-за административных барьеров, а также теневых посреднических структур (перекупщиков), устанавливающих цены (прежде всего закупочные), препятствующих межрегиональному перемещению сельхозсырья и продуктов питания;
  • слабая информированность участников рынка об экономической конъюнктуре последнего: возможных контрагентах, разбросе цен, целесообразных каналах сбыта, формах кооперации и поставок и, как следствие, нерациональность хозяйственных связей (высокие трансакционные издержки, издержки обращения);
  • усиление конкуренции со стороны импортных поставок сельхозпродукции;
  • ухудшение параметров продовольственной безопасности по причинам:
    • обострившихся проблем перепроизводства и поиска новых рынков сбыта в ведущих западных странах — экспортерах агропродукции;
    • слабых позиций России на переговорах по защите внутреннего рынка из-за финансовой зависимости страны от государств Запада;
    • скоординированной товарной интервенции западных производителей, опирающихся на поддержку своих правительств и использующих демпинговые цены, с целью завоевания внутреннего российского рынка, подрыва позиций и полного вытеснения с него отечественных сельхозпроизводителей.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...