Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Схема № 1. Система профилактики употребления табака, наркотиков, алкоголя.
Существует несколько точек зрения на то, как следует вести работу по профилактике не употребления табака, алкоголя, наркотиков: E чем меньше ребенок слышит о табаке, наркотиках, алкоголе, тем позднее у него появиться желание их употребить. Такая точка зрения срабатывает когда учащиеся не получают подобной информации совсем, т.е. среди их друзей и знакомых нет тех кто употребляет и рекламирует табак, алкоголь, наркотики. К сожалению, рост числа употребляющих табак, алкоголь, наркотики уменьшает число учащихся, которые не сталкиваются с данными явлениями; E чем сильнее запугивание ребенка о последствиях употребления табака, алкоголя, наркотиков, тем позднее они будут употреблять табак, алкоголь, наркотики. Данная точка зрения не всегда работает, т.к. излишние страхи пробуждают интерес и излишнее любопытство. Кроме того, интеллектуально развитые дети испытывают недоверие к такому запугиванию, а дети, которых регулярно ругают за другие проступки (двойки, нарушения дисциплины) не обращают внимание на подобные запугивания; E если организм ребенка не отторгает табак, алкоголь, наркотики при первом употреблении, то все профилактические усилия бессильны, поэтому важна такая работа с ребенком, прежде всего, на подсознательном уровне, которая позволила бы отторгать табак, алкоголь, наркотики не только на уровне разума, но и подсознательно, на уровне реакции организма. Выделим следующие этапы профилактической работы в классе: 1. Информационно – диагностический. На данном этапе педагог определяет отношение учащихся к табаку, алкоголю, наркотикам. Выясняется уровень информированности учащихся по данному вопросу. В качестве форм работы используемых на данном этапе могут быть анкетирование и тестирование учащихся, групповые и индивидуальные беседы, диагностические игры, диспуты и дискуссии. 2. Мотивационный. На данном этапе формируется устойчивая мотивация учащихся на не употребление табака, алкоголя, наркотиков. Основными формами осуществления данного этапа являются: организация совместной деятельности, сюжетно – ролевые игры, беседы убеждения и т.д. 3. Создание атмосферы активного неприятия употреблению табака, алкоголя, наркотиков. Для этого используется коллективно-творческая деятельность, организуется коллективная деятельность в классе. 4. Индивидуальная работа с учащимися. 5. Рефлексивная деятельность. Осуществление подобного алгоритма позволит, на наш взгляд, сделать эффективной систему профилактики употребления табака, алкоголя, наркотиков в классе.
* * *
Раздел 2. Формы внеклассной работы с учащимися 5-9 классов «Я не хочу пробовать наркотики, алкоголь, табак». В данном разделе даны отдельные формы внеклассной работы с учащимися, которые могут быть осуществлены силами классного руководителя или педагога-организатора в классе. Эти формы могут быть использованы как отдельные, так и в рамках определенной системы работы. Учитывая творческий характер педагогической деятельности, приводятся примерные формы работы, которые иллюстрируют методические рекомендации, содержащиеся в первом разделе. В зависимости от возраста учащихся и сложившейся в классе ситуации в предлагаемые формы могут быть внесены соответствующие изменения. В связи с этим, предлагается не конспект проводимого занятия, а некий алгоритм, конкретные детали которого могут быть различными.
2.1. Беседа – размышление «Не навреди самому себе».
Цель беседы: осознание учащимися потребности заботиться о своем здоровье. Основные этапы проведения беседы: 1.Вступительное слово учителя: Чаще всего сам человек наносит непоправимый вред своему здоровью, о чем свидетельствуют многочисленные факты. Большой вред здоровью человека наносит употребление табака, алкоголя, наркотиков. Много неприятностей могут поджидать человека на улицах города, при прогулках в лес, при купании. Это происходит потому что, мы порой не задумываемся, какой вред наносим своему здоровью. Жаль, что осознание происходит, когда случается непоправимая беда. Поразмышляем, как следует себя вести, чтобы не нанести вред своему здоровью. 2. Организация микрогрупп. Для размышления предлагается следующее задание: Придумайте правила безопасного поведения, продолжив фразу: «Чтобы не навредить своему здоровью, следует…». Работа в группах (7-10 минут). 3. Обсуждение предложенных группами правил. Создание общего свода правил. 4. Педагог обращает внимание на правила связанные с употреблением табака, алкоголя, наркотиков. В случае, если учащиеся не предложили такие правила, он предлагает обсудить, нужны ли они. Затем учащимся предлагается обсудить причины нарушения правил, на первый взгляд, понятных всем. 5. Подведение итогов. Педагог предлагает учащимся еще раз повторить разработанные всеми в месте правила (возможно хоровое произнесение). Затем объясняет преимущества соблюдения этих правил и выражает надежду на то, что каждый учащийся класса будет осознанно соблюдать их. Педагогический комментарий: рекомендуется проводить такую беседу после достаточно серьезных проступков учащихся. Время от времени (примерно, раз в полгода) следует анализировать как соблюдаются разработанные всеми вместе правила. При возникновении необходимости в свод правил могут вноситься изменения и дополнения.
* * *
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |