Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектура Рима периода Империи.

Билет 1

Особенности развития искусства первобытного общества.

Эпоха первобытной культуры делится на 3 периода:

· Палеолит (др каменный век)40-12тыс до н э

· Мезолит (средн каменный век) 12-8тыс до н э

· Неолит (новый каменный век) 8-4тыс до н э

Искусство родилось 30 тыс до н э(после эпохи палеолита). Его автором стал кроманьонец.

Кроманьонец - чел, погребавший своих предков, с совершением ритуальных жертвенных приношении. В это время рождается вера в жизнь после смерти. Рождается культ покойников, это отличительная особенность чел от животного.

· Тотемизм – вера в магическую силу или в родство данного племени с магическим зверем или растением.

· Фитишизм (сл. фитиш-оберег) – вера в какую-то магию предмета.

· Анимизм-от слова анимо (душа)- вера в духов и душу, более высший уровень культа. Первобытный человек населяет духами весь окр. мир. Душами обладают растения, животные, явления и предметы природы.

Периоды верхнего (позднего) периода палеолита

1. Ориньяк 30 тыс. до н.э.

2. Солютре 18 тыс. до н.э. -15 тыс. до н.э.

3. Мадлен 12-8 тыс. до н. э.

Первобытное искусство – искусство синкритичное. Искусство не отделяется от жизни людей и религии, верований.

Ориньяк

Черты стиля: рисунок имеет четкий контур. Художники заполняли поверхность внутри контура рисунка черной или красной краской. Изображение человеческой ладони с растопыренными пальцами. Слон из пещеры Кастилио. Пещера Альтамире – «макароны». Палеолитические орудия труда – пример на формирование у первобытного чел чувства симметрии. К этому периоду относятся первые изображения женщинских фигур – палеолитические Венеры (5-10см, 20 см). Палеолит Венера из Веллендорфа. Лоссельская Венера с рогом изобилия. Кастилионская Венера. Человек воспевает материнство. Нет индивидуализма. Символ плодородия,материнтсва..

Солютре.

Черты стиля: большее внимание к деталям: параллельные, косые штрихи изображали шерсть зверей. Научаются пользоваться цветами (оттенки желтого и красного красок), чтобы нарисовать пятна на шкурах зверей. Линия контура изменилась. Она стала то ярче то темнее. Отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи, густоту шерсти, передавая, таким образом, объем. Звери изображались в более сложных позах и поворотах. В некоторых случаях, контуры или наиболее выразительные детали художники подчеркивали вырезанной линией.

Пещера Фон де Гом – мамонт, носорог.

Горный козел пещеры Альтамира (частично вырезан).

Солютре – время появления высокого рельефа, первых макетов, изображающих тело животных. Высокие рельефы из пещеры Монтеспан. Очертания тела животных как бы заключено в естествен выпуклость скалы, ее только надо выявить.

Петроглиф-изображение высеченное, вырез, выбитое на камне.

Мадлен

Высший рассвет культуры палеолита. Животные изображались в натуральную величину. Художник цветом передает объем, пропорции фигур, точность форм; силу зверя, его могущество, в состоянии покоя или движения.

В это время создаются громадные живописные полотна в пещере Альтамира, Ласко, Фон де Гом, Монтеспан. Многоцветие, очень гибкий контур. Звери в движении, в натуральную величину.

 

Пасущийся олень (Фон де Гом). Потолок Альтамиры. Наличие многих фигур не дает право называть это изображение многофигурной композицией, т.к. каждый зверь существует сам по себе, нет связи между ними. Раненный бизон. Зубр.

Ласко: Белая корова. Зубры. Олени.

Монтеспан: Медведь (глин скульптура). Бизоны (иногда делали только тушу, голову приставляли).

В период Мадлен художник еще не связывает героев своих картин в общую смысловую композицию.

Культура как общественное явление. Содержание и эволюция понятия «культура». В.И. Даль об определении культуры.

Частотность, широта применения к любой сфере чел. деятельности.

Основные критерии в содержании понятия «культура»:

1. К-ра понимается как рез-т социальной, а не биологической активности;

2. Генезис к-ры – факт ее происхождения и развития;

3. Необходимость к-ры для становления и развития личности и прогресса общества;

4. Признается невозможность избежать к-рного воздействия, влияния окр. среды и общества в целом.

Культура– уровень развития общества, а также особенности жизни разных народов и этнических групп.

Культура– совокупность результатов и процессов деятельности человека и общества в целом.

Гегель: «Культура – это созданная человеком вторая природа».

ДАЛЬ: «Это также образование умственное и нравственное».

Культура не существует вне человека, а напротив порождена его деятельностью. Человек – действующий субъект культуры.

Билет 2

Особенности развития искусства первобытного общества. Мезолит. Неолит.

Мезолит (средн каменный век) 12-8тыс до н э

Неолит (новый каменный век) 8-4тыс до н э

Мезолит

Изменились климатические условия на планете, произошло отступление ледников. Это привело к исчезновению некоторых животных, и на их смену пришли другие. Исчезли мамонты. Переход к оседлому образу жизни. В силу развития орудия труда развивается земледелие, рыболовство, ремесло. Происходит разделение труда, усиление родовых общин. Появляются новые оружия : лук, стрела. Переход от матриархата к патриархату. Происходит усиление роли магии. Появляются изображения людей. Появляются многофигурные композиция, повествовательное начало (пиктограмма-рисунок, передающее сообщение). Художнику интересно передавать смысл происходящего, порывистость, динамику движения. Появляются изящные силуэты женских фигур. Изображение силуэтное, более примитивное с художественной точки зрения. Развивается композиция. Более содержательный взгляд на мир, более целостный рождается в сознании чел. Он показывает события в их взаимосвязи.

Период Мадлен:

Сцена охоты (пещера Ласко). Войны. Росписи африканского цикла в Испании. Лучники и олени (Арано, Восточная Испания). Девушка, собирающая мед (Арано). Изображение оленей (рельеф из Лорте, Верхний Палиолит); олени в сочетании с рыбами передают среду нахождения оленей.

Неолит

Появление керамики (обожженной глины) способствовало появлению различных сосудов. Украшение орнаментными узорами посуды развивает зачатки изобразительно-прикладного искусства. Распространение мелкой пластики. Четкий оседлый образ жизни – усиление межплеменной борьбы за новые земли, новые угодья. Чел начинает угрожать чел, что ведет к войнам. Соответственно новые поселения возникают на островах, на небольших холмах, т.е. в местах, защищенных от нападений. Чел общество становится обществом земледельцев, скотоводов. В это время начинают появляться маленькие скульптуры, статуэтки животных, изображения отличают обобщенностью, сохраняя черты реализма. Все чаще появляются геометрические формы. Искусство неолита более условно, чем палеолитическое. Изображения лишь слегка напоминают чел или животного. Схематизм и силуэтность остаются. Динамика и ритм стремительны. Фигуры – это собственно знаки людей, а не люди силуэты - как это было в мезолите, которые только благодаря своей неистовой подвижности создают впечатление жизни. В Сахаре найдены загадочные ритуальные сцены, где фигуры людей с шарообразными головами. Есть такие неолитические произведения, где изображение как значок, т.е. иероглиф. Наскальная живопись выходит из пещер (украшение входа в пещеру), чел может быть показан в превычной бытовой сцене. Но уже не встретишь столь живые непосредственные портреты зверей с чувством осязаемой формы, как это было в палеолите.

Танцующие женщины. Когул. Испания.

Стрелок из лука. Вальторто. Испания.

Стадо скота у деревни. Сахара. Горное плато. Тассилинг-Аджер.

2.3.Типология культуры. Принципы типологизации культур (формационный, цивилизационный, религиозный). Основные школы и концепции культурно-исторических типов (Данилевский, Шпенглер, Тойнби…)

Типология культуры

Культура едина, потому что в ней едино слито общее и особенное, традиционное и новаторское, прошлое и настоящее. Нарушение этого единства чревато нарушением его развития, порой регрессом. Другой объективной реальностью и важной закономерностью является преемственность в развитии культуры. К-ра – унаследованный опыт поколений. Объективной реальностью и важной закономерностью является преемственность в развитии к-ры. Преемственность предполагает критическое осмысление и творческое преобразование. Данилевский, Шпенглер, Тойнби и др. подчеркивали духовную культуру.

Типы культуры рассматривали с точки зрения двух основных принципов:

· Историко-формационный (феодализм, капитализм, рабовладельческий строй, первобытный строй и т.д.)

· Цивилизационный (с точки зрения изучения крупных социальных и культурных ценностей или суперсистем, которые не совпадают ни с нацией, ни с государством и выходят за пределы геогр. и национальных границ – религия, язык, внешность)

Данилевский (19в) «Россия и Европа»: «Человечество не представляет с собой живого целого, эта живая стихия, в которой происходит развитие и смена отдельно культурно-исторических типов».

Выделял 10типов культуры:

Греческую(античную), индийскую, германо-романскую, самый молодой тип славянский(наиболее полное выражение нашел в русском народе).

Данилевский говорил: «Установление всемирного господства одного культурно исторического типа, одной культуры лишило бы человечество такого важного культурного элемента развития как разнообразия и привило бы к потери национальной самобытности.»

Шпенглер (19-20в)- нем. философ и теоретик культуры. «Закат Европы». «Нет единой мировой культуры, есть лишь различные культуры, каждая имеет свою судьбу». Культура в понимании Шпенглера – это смысловая ценность, в которой реализует себя соотв. душа. «Каждая культура уникальна, и не может быть выражена рациональными средствами».

Шпенглер выделяет 8типов культур:

· Египетская;

· Вавилонская;

· Китайская;

· Индийская.

Но главное, он выделяет три типа души:

· Аполлоновская;

· Магическая;

· Фаустовская, т.е. греческая, византийская, арабская, европейская.

Смысл этих типов души в том, что он обращает внимание на особенности этих типов. В основе каждой культуры лежит душа. Смерть культуры, по Шпенглеру, – это исчерпание ее души (ее атрибуты и достижения не вдохновляют людей) и она обращает свой взор к цивилизации. Душа культуры не существует сама по себе, она существует в душах людей. Не со всем можно согласиться. Нельзя согласится с тем, что культура изолирована и непроницаема.

Арнольд Тойнби –англ. культуролог.

Он выделяет свыше 20 локальных цивилизаций: западную, европейскую, сев Америки, Канады, 2 православных (русскую и византийскую); иранскую, арабскую, индийскую, античную, китайскую, египетскую и др. Окаменевшие или мертворожденные – не рассматриваются как цивилизации локальные(местные). Движущей силой развития цивилизации он считал творческую элиту, которая увлекает за собой инертное большинство. Нарушение внутренней целостности и единства, разрыв между творческой элитой приводит к разложению и распаду цивилизации. Тойнби считал, что все цивилизации умерли, жива только Западная.

Культура как общественное явление. Содержание и эволюция понятия «культура». В.И. Даль об определении культуры.

Частотность, широта применения к любой сфере чел. деятельности.

Основные критерии в содержании понятия «культура»:

5. К-ра понимается как рез-т социальной, а не биологической активности;

6. Генезис к-ры – факт ее происхождения и развития;

7. Необходимость к-ры для становления и развития личности и прогресса общества;

8. Признается невозможность избежать к-рного воздействия, влияния окр. среды и общества в целом.

Культура– уровень развития общества, а также особенности жизни разных народов и этнических групп.

Культура– совокупность результатов и процессов деятельности человека и общества в целом.

Гегель: «Культура – это созданная человеком вторая природа».

ДАЛЬ: «Это также образование умственное и нравственное».

Культура не существует вне человека, а напротив порождена его деятельностью. Человек – действующий субъект культуры.

Билет 3

3.1.Архитектура Московского Кремля(15-1/2 16в)

Это время правления Ивана III. В 1462 г. – венчан на царство. С 1485 г. – именует себя государем всея Руси. XV в. – время объединения русских земель, вызванное необходимостью самообороны. Закрепляя положение единовласца, он в 1472 г. вступил в брак с византийской принцессой Софьей Палеолог. И герб двуглавого орла становится нашим государственным гербом (византийский герб цесарей).

В данной ситуации необходима была демонстрация новой власти московской (могущество властителей). Москва – столица, каменное строительство Кремля. Подчеркивается духовная статусность Москвы – продолжательница христианства (3 Рим). Обновление камнем городской стены, перестраиваются Спасские врата, строительство первых вариантов соборов на соборной площади.

Кирпичные стены кремля на белокаменном цоколе с забутовкой из булыжника и каменного лома на известковом растворе с внутренней стороны имеют глухую аркаду с боевой площадкой вверху. Завершением стен с самого начала являлись двухгорбовые зубцы, «ласточкины скворцы». Высота стен без зубцов от 5 до 17м, толщина – от3до 6м. Каждая башня –крепость внутри разделена сводами и деревянными настилами на ярусы. В башнях имелись амбразуры для орудий, а в стенах – для стрелков. Для лучшего обзора угловые башни были круглыми и многогранными, а промежуточные – прямоугольными. Площадь кремля составляет – 27,5га, протяженность стен с башнями – 2235м. всего в кремле 20 башен – 19 по периметру стен (Арсенальная, Никольская, Сенатская, Спасская, Тайницкая, Водовзводная, Боровицкая и др.) и Кутафья – предмостная.

Грановитая палата(1487-1491)- арх-ры:Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари

Палата входила в обширный комплекс дворцовых царских палат, возведенных в конце 15в-начале 16в на Соборной площади и служила парадным тронным залом. Ее главный фасад облицован граненным рустом – отсюда произошло и ее название. Здание покрыто 4-скатной высокой крышей. До перестройки после пожара 1682г окна второго этажа были со стрельчатым завершением, парными и меньшего размера. Вход в палату был со стороны южного фасада, к нему вела открытая Красная лестница, украшенная не сохранившимися фигурками золотых львов. Перед входом в просторный интерьер традиционного для Руси одностолпного зала площадью 495м2 , перекрытого 4 крестовыми сводами находились Святые сени с резными золоченными порталами. Стены и своды зала были расписаны, а позже обиты тканями, закрывшие обветшалые фрески.

1-ым стоился Успенский собор (1472 г.) – главный кафедральный храм. В этом храме должно было происходить «посажение на стол». Собор возводится на месте старого Успенского собора в XIV в. Зодчие Кривцов и Мышкин. Собор возводится по образу и подобию Успенского во Владимире. В 1474 г. – рухнул.

Фиораванти Болонский берется за Успенский собор. 6-столпный храм с 5 главами. Пространство поделено на равные 12 ячеек. Средикрестие не выделяется, отсутствуют хоры. Нет расширенного пространства под главным куполом. Внутреннее пространство воспринимается единым целым. Все ячейки на 1 высоте – ощущение простора. Все ячейки перекрыты крестовыми сводами и расчленены круглыми столбами (имели базу и капитель). Интерьер равномерно освещен окнами.

Внешний облик: целостность и мощность объема. Слитность частей достигается равновысотными пряслами, они как бы стянуты аркатурным поясом. Колончато-аркатурный пояс, скорее декор – вдавлен в стену. Центральная апсида выступает, а боковые спрятаны за лопатками, как контрфорсом. Апсиды резко занижены и как бы вдавлены в общий объем. Над порталом гирька. Впечатлению устойчивости собора содействуют щелевидные окна и приставленные к стенам лопатки. Позакомаренный храм.

Фиораванти создавал собирательный образ общерусского храма.

Благовещенский собор (1484 – 1489 гг.) – домовая церковь великих князей. Вариант старой перестроенной церкви. Изначально был 3-купольным.

4-столпный храм, имел хоры, аркатурный пояс (декор), который венчает апсиды. Он перекликается с подкупольными арочками. Система ступенчатых подпружных арок (Псков). Дыньки, кокошники, капители у лопаток (Москва). В 1564 г. храм был окружен галереями с 4-мя пределами. Возвели дополнительные купола – 9 куполов.

Церковь Ризположения (1484 – 1488 гг.) – как домовой храм, за Успенским собором, соединена проходами с патриаршим двором.

Лопатки и колонны, украшающие апсиды (приставлены), имеют капитель. Арочки, соединены колоннами – килевидный вариант. Общим карнизом завершаются карнизочки + раннемосковские детали. Знаменует переход к строительству из кирпича. Детали – замена резного камня керамическим вариантом.

Архангельский собор (1505 – 1509 гг.). Алевиз Новый. В отличие от Фиораванти более точно придерживается объемно-пространственной структуры крестово-купольного 5-главого храма. Данный храм обладает меньшим национальным своеобразием, чем у Фиораванти (2-ярусное палаццо, решенное ордерной системой). Стена расчленена пилястрами и карнизами на 2 яруса. Закомары, отрезанные венчающим карнизом и украшенные раковинами, приобретают характер декоративного завершения.

Билет 4

Древнеегипетские росписи

Росписи были строго каноничны. Изображение выступало как бы двойником действительности. Благодаря изображениям в гробницах сцен, усопшим гарантировались в загробном мире те же блага, что были в земной жизни. Цель, поставленная перед росписями – увековечить жизнь усопшего в потустороннем мире, поэтому здесь нет места чувствам и эмоциям.

2 принципа:

· правильность геометрических форм;

· состояние созерцательности.

Магические достоинства зависели от качества росписи: тщательность, канон, кач-во графики. Образ и слово сосуществуют, сцены сопровождаются иероглифами, поясняющими смысл изображения.

Древнее царство.

Росписи на ряду с рельефами украшали стены гробниц и храмов, были связаны с заупокойным культом. Росписи располагались с таким расчетом, чтобы утвердить плоскость стены. Росписи подчеркивают лаконизм и строгость образов в целом. Этим объясняется отсутствие глубинного пространства многопланового построения.

Сцена предстоянияфараон Анфенмут и бог Ра

Изображения даются либо вертикально (Сахара, «Жертвоприношение»), либо одно за другим. Этим же объясняется повествование фризами (т е построчно) и специфическое изображение фигур.

Сахара. Жертвоприношение

Характеристика росписи:

· Сдержанность

· Спокойная ясность

· Чистота линий

Анубис, принимающий усопшего.

В росписях стен применялись обычно золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски, которые наносились на сухую поверхность. Женская фигура была желто-розовой, прозрачно-коричневой. Мужское тело – красно-коричневым – насыщенный цвет загара.

За точку отсчета брали либо руку до локтя, либо 3-ий палец.

В сценах предстояния нет никаких эмоциональной нагрузки. Присутствует состояние созерцательности. Изображение фигур явл вневременным. Нет чувств, действия. Картину надо рассматривать как заклинание, как обращение в вечность. Сопровождение росписей иероглифами, которые несли информационную нагрузку, как дополнительный декор.

Все раннее перечисленные правила обязательны для изображения знатных персон. Ремесленники, крестьяне, прислуга изображались со всевозможными деталямив процессе выполнения работы. Здесь большая легкость в линиях, степень свободы в формах и композиции. Фигуры простых людей следовательно отображают больший реализм. Движения здесь более динамичны, позы естественны. Однако исчезает почтение привносимое священным.

Символика цвета

Зеленый– цвет возрождения растительности, цвет Осириса, жизненной надежды.

Черный– благородный чернозем; символ возвращения жизни после смерти.

Красный – цвет зла, необитаемый и бесплодной земли до разлива (Сет).

Белый – синоним утренней зари; цвет победы и радости.

Ярко-желтый – цвет вечности; нетленной плоти богов.

Голубой – очищающая вода.

Синий – волосы божества.

Роспись выполнялась по штукатурке, в к-ой использовалась глининая смесь с добавлением соломы для большей вязкости. Стена раскрашивалась в желтый, белый, серый цвета. А затем рассчитав все фигуры, проводят красный контур, и только потом делается картинка.

Среднее царство

Темы становятся разнообразней. Появляются сцены охоты. Продолжаются традиции древнего царства: сцены предстояния.

Сцены охоты

Звери и птицы показываются свободнее и живее чем прежде. Их фигуры располагаются не строго по фризам, а свободно размещены в пейзаже (среди холмов, где они могут скрываться от охотников). В изображении зверей и птиц чувствуется большой реализм. В изображении птиц и зверей нет общей связи. Каждый экземпляр как бы на первом плане. Заставляет остановить взор на каждом из них.

Фрагмент росписи в Бени Хасане – птичка на ветке.

Характеристика

Строгие фризы сменяются более свободными сгруппированными сценами. Краски становятся прозрачнее и нежнее. Художники пользуются смешанными красками, не ограничиваясь только локальными тонами, наложенными то густо, то еле уловимы. Контур обозначается то резко, то нежно, от чего плоские силуэты становятся легче, живее.

Новое царство

Темы изображения: мчащиеся колесницы, бегущие от стрел охотников олени, летящие галопом кони.

Экономические связи с др. странами, пробудил интерес к далеким краям. Этот интерес нашел свое воплощение в искусстве. Появляются картины торгового обмена.

Живопись достигает наивысшего блеска. Цвета приобретают тончайшее разнообразие. Появляются мягкие тональные переливы (Небомон на охоте птиц на болотах).Сцена из гробницы писца Нахта (музыкантши). Динамизм средней подчеркивается статикой крайних. Средняя фигура выделяется большей гибкостью и цветом. Это пример утонченного вкуса искусства нового царства в др. Египте.

Туалетная ложечка в виде плывущей девушки – слоновая кость и дерево – пример утонченного вкуса Нового царства.

Мастера нового царства расширяют тематику изображения. Появляются темы: быт знати, охота, пиры и выезды. Усложненная композиция, разнообразнее стали движения фигур.

Колорит обогатился сиреневыми и розовыми оттенками. Также вводят золотисто-розовый цвет. Иногда отступают от канонов раскраски. Женщины могут быть с румянцем на щеках, в прозрачных одеждах, танцующие или музицирующие. В обрисовке тел появляется мягкость, округлость очертаний, большая свобода в пластики.

Амарнский период

В начале XIV в. до н.э. Аменхотеп IV провел социальные и религиозные реформы. Были объявлены ложными все старые боги. Закрывались их храмы, уничтожались их изображения. Новым единым божеством провозглашено само солнце – Атон. Аменхотеп изменил свое имя – Эхнатон – душа Атона, любезный Атону. Из города Фив столица перенесена в новый построенный Ахетатон – горизонт, небосклон Атона.

Столь резкие изменения не могли сказаться и в искусстве. Поиски новых образов были связаны со стремлением Эхнатона удалиться от канонов, приблизится к жизни, найти новые выразительные средства. Большая подвижность, легкость рисунка , лирика и интимность показывают фараона в обычной обстановке, в кругу семьи; отсутствие идеализации образов без прикрас; большая свобода движения.

Дочери Эхнатона.

Второй период нового царства

После смерти Эхнатона наступают года реакции. Восстанавливаются прежние верования и ритуалы. Стены храмов по-прежнему оформляются росписями. Темы: сцены борьбы, боевые колесницы. Идея: показать фараона как защитника, и подчеркнуть могущество фараона.

Сцены охоты и пейзажи продолжают быть как тематика. Наблюдение за природой.

Билет 5

Древнеегипетские рельефы

Древнее царство

Рельефы украшали стены гробниц и храмов, были связаны с заупокойным культом. Рельефы располагались с таким расчетом, чтобы утвердить плоскость стены. Рельефы подчеркивают лаконизм и строгость образов в целом. Этим объясняется отсутствие глубинного пространства, многопланового построения.

Сцена предстоянияфараон Анфенмут и бог Ра

Изображения даются либо вертикально (Саккора, «Жертвоприношение»), либо одно за другим. Этим же объясняется повествование фризами (т е построчно) и специфическое изображение фигур. Рельефы были цветные. Со временем вытесняется росписью. Встречаются только на саркофагах. Таже сдержанность, спокойная ясность, чистота линий. Силуэт фигур всегда ясен и прозаичен.

В сценах предстояния нет никаких эмоциональной нагрузки. Присутствует состояние созерцательности. Изображение фигур явл вневременным. Нет чувств, действия. Картину надо рассматривать как заклинание, как обращение в вечность. Сопровождение росписей иероглифами, которые несли информационную нагрузку, как дополнительный декор.

Все раннее перечисленные правила обязательны для изображения знатных персон. Ремесленники, крестьяне, прислуга изображались со всевозможными деталями в процессе выполнения работы. Здесь большая легкость в линиях, степень свободы в формах и композиции. Фигуры простых людей следовательно отображают больший реализм. Движения здесь более динамичны, позы естественны. Однако исчезает почтение привносимое священным.

Рельефы были 2-х типов:

а) барельеф

б) углубленный рельеф

После наброска контура линий материал удаляется посредством его выемки. Для чего использовалась техника работы долотом, который оставлял борозду под прямым углом. Силуэты оказываются углубленными в плоскость. Свет падает так, что всегда 1 борозда на освещении, а др. в тени. Рельеф всегда был с росписью, он раскрашивался; чаще всего это была темпера. Получалась из охры = кр+ж; малахит – зел; уголь – черн; гипс – белый; медь+кремний+кальций = синий.

В штукатурке использовалась глининая смесь с добавлением соломы для большей вязкости. Стена раскрашивалась в желтый, белый, серый цвета. А затем рассчитав все фигуры, проводят красный контур, и только потом делается картинка.

Царский писец Хесира (Саккора) – барельеф

Человек с антилопой (Саккора) – барельеф

Служанки (из гробницы Птахотепа II) – барельеф

Среднее царство

Темы становятся разнообразней. Появляются сцены охоты. Рельеф применяют для декорации стен в меньшей степени, больше живопись. Продолжаются традиции древнего царства: сцены предстояния.

Сцены охоты

Звери и птицы показываются свободнее и живее чем прежде. Их фигуры располагаются не строго по фризам, а свободно размещены в пейзаже (среди холмов, где они могут скрываться от охотников). В изображении зверей и птиц чувствуется большой реализм. В изображении птиц и зверей нет общей связи. Каждый экземпляр как бы на первом плане. Заставляет остановить взор на каждом из них.

Новое царство

Темы изображения: мчащиеся колесницы, бегущие от стрел охотников олени, летящие галопом кони.

Экономические связи с др. странами, пробудил интерес к далеким краям. Этот интерес нашел свое воплощение в искусстве. Появляются картины торгового обмена.

Колорит цветов обогатился сиреневыми и розовыми оттенками. Также вводят золотисто-розовый цвет. Иногда отступают от канонов раскраски. Женщины могут быть с румянцем на щеках, в прозрачных одеждах, танцующие или музицирующие. В обрисовке тел появляется мягкость, округлость очертаний, большая свобода в пластики.

Амарнский период

В начале XIV в. до н.э. Аменхотеп IV провел социальные и религиозные реформы. Были объявлены ложными все старые боги. Закрывались их храмы, уничтожались их изображения. Новым единым божеством провозглашено само солнце – Атон. Аменхотеп изменил свое имя – Эхнатон – душа Атона, любезный Атону. Из города Фив столица перенесена в новый построенный Ахетатон – горизонт, небосклон Атона.

Столь резкие изменения не могли сказаться и в искусстве. Поиски новых образов были связаны со стремлением Эхнатона удалиться от канонов, приблизится к жизни, найти новые выразительные средства. Большая подвижность, легкость рисунка , лирика и интимность показывают фараона в обычной обстановке, в кругу семьи; отсутствие идеализации образов без прикрас; большая свобода движения.

«Сцена предстояния Эхнатона с семьей перед богом Атоном» - углубленный рельеф.

«Семья Эхнатона» - углубленный рельеф.

Дочери Эхнатона – роспись.

«Эхнатон и Нифертити на колеснице» – гробница Ахмеса.

Второй период нового царства

После смерти Эхнатона наступают года реакции. Восстанавливаются прежние верования и ритуалы. Стены храмов по-прежнему оформляются росписями. Темы: сцены борьбы, боевые колесницы. Идея: показать фараона как защитника, и подчеркнуть могущество фараона.

«Рамзес II, побеждающий Нубию, Ливию, Сирию» - фрагмент стелы в Мемфисе.

Стела Аменхотепа III.

Сцены охоты и пейзажи продолжают быть как тематика. Наблюдение за природой.

Рельеф из Мемфиса – «Плакальщицы» – показ нарастания трагических чувств, беспокойный ритм.

Рационалистическое направление

Функционализм

Форма следует за функцией. Основная концепция - целесообразность решения. Идея биологического комфорта для чела.

Гроппиус "Баухауз" "Жилой посёлок в Даммершток" 27-28гг.

Дестиль

Арх-ра элементарна, экономична и функциональна. Её пространств. развитие определено прямоуг. плоскостями. Полное отсут. декора. Трезвая рассудительность и чистота решения.

Я.Ауд "Жилые дома в Хукванхолланде" 24-27гг

Ритвельд "Жилой дом в Утрехде"

Классический формализм

Понимание арх-ры как открытого непрерывного пространства. обилие мобильных перегородок, условно разд. помещение.

Людвик Мисс ван дер Роэ "Немецкие павильоны на междунар. выставке в Барселоне" 29г

Пуризм

Сведение арх. форм к эллементарной системе кубов, призм и т.д. Принцип экономии и упращения форм.

Лоос "Вилла тристана на Монмарте в Париже" 26г. "Вилла Мюллера в Праге" 25г.

1.5 Разработки на основе функционализма новых принципов формообразования

5 принципов Ле Корбюзье:

1- строить на открытых столбах

2- строить с совмещ. плоской крышей-садом

3- строить со свободной планировкой внутр. пространств, которую обеспеч. замена внутр. стен колоннами каркаса

4- строить с ленточными окнами

5- Строить со свободной композицией фасадов

Ле Корбюзье "Вилла в Горше" 27г "Вилла Савой в Пуасси" 29г "Общежитие щвейцар. студентов в Париже" 30-31

Брутализм

Гл.черты: 1- признание функц. и конструк. логики ведущими факторами формообраз. 2- испол. простых форм точно отвечающ. своему назнач. 3- стремление к обнажённости констр. элементов 4- использ. естеств. строймат. наряду с современными

Братья Смитсоны "Здание школы в Ханстенстоне" 54г.

Спенс и Окден "Здание Сассекского универа в Англии"

Экспрессивные направления

Экспрессионизм

Крайний индивидуализм, тесная связь арх-ры с другими видами ис-тв, скульптурное моделирование арх. формы, пластичные монолит. ЖБ формы

Мендельсон "Астрофизическая лаборатория"(башня Эйнштейна)20-22 "Завод в Люкенвальде"

Ле Корбюзье "Капелла в Роншане" 55г "Институт в Кэмбридже" "Павильон фирмы Филлипс на Экспо 58"

Органическая арх-ра

Композиционыые принципы:1-развитие здания горизонтально 2- попытка ухода от прямых углов 3- трансформ. внутр. пространство 4-ленточное остекление сразу под перекрытием 5-очаг - центр композиции жилого здания 6- включение элементов живой природы в композицию

Фрэнк ЛЛойд Райт " Вилла Водопад" 36-37гг. "Комплекс зданий фирмы Джонсон" 36-39гг "Музей в Гугенхеме в Нью-Йорке" "Политехн. институт в Хельсинки"

Вопрос3

Древний Шумер.

На восток от Египта, в междуречье Тигра и Евфрата начиная с IV тысячелетия до н.э. возникают, сменяя друг друга, целый ряд государственных образований. Это Шумер, который считается ныне самой древней из известных человечеству цивилизаций, Аккад, Вавилон, Ассирия. В отличие от египетской культуры, в Двуречье стремительно сменяли друг друга, воевали, смешивались и исчезали многочисленные народы, поэтому общая картина культуры предстает чрезвычайно динамичной и сложной.

На юге Месопотамии, где широко проводилось сельское хозяйство, развились древние города-государства: Ур, Урук (Эрех), Киш, Эриду, Ларса, Ниппур, Умма, Лагаш, Сиппар, Аккад и др. Расцвет этих городов называют золотым веком древнего государства шумеров.

Шумеры-первый из обитавших на территории Древней Месопотамии народов, достигший уровня цивилизации. Вероятно, еще около 4000 лет до н.э. шумеры пришли на болотистую равнину (Древний Шумер) в верховьях Персидского залива. Они осушили болота, научились регулировать разливы рек и освоили земледелие. С развитием торговли шумерские поселения превратились в процветающие города-государства, которые к 3500 до н.э. создали зрелую цивилизацию урбанистического типа с развитыми металлообработкой, текстильным ремеслом, монументальной архитектурой и системой письма.

Шумерские государства были теократиями, каждое из них рассматривалось как достояние местного божества, представителем которого на земле являлся верховный жрец, наделенный религиозной и административной властью.

Хотя народ шумеров исчез с исторической сцены, и в Вавилонии перестали говорить на шумерском языке, шумерская система письма (клинопись) и многие элементы религии составили неотъемлемую часть вавилонской, а позже ассирийской культуры. Шумеры заложили основы цивилизации значительной части Ближнего Востока, унаследованные от них способы организации хозяйства, технические навыки и научные сведения сыграли исключительно важную роль в жизни их преемников.

В конце ІІ тыс. до н. э. шумеры ассимилировались с вавилонянами. Расцветало древнее рабовладельческое государство Вавилон, которое просуществовало до VI в. до н. э. Вавилонская, халдейская и ассирийская цивилизации очень много взяли от культуры шумеров.

Вавилон.

Древневавилонское царство объединило Шумер и Аккад, став наследником культуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь Хаммурапи (правил в 1792-1750 гг.) сделал его столицей своего царства. Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов, откуда до нас дошли, например, выражение "око за око, зуб за зуб".

Государственный строй Вавилона отличался от древнеегипетского меньшим значением жречества как аппарата управления государственным орошением и сельским хозяйством в це

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...