Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Своеобразие искусства Древнего Египта, основные этапы его развития

Долина Нила – длинный оазис, протянувшийся на 100 км от первого порога до впадения реки в Средиземное море. Границы оазиса к Западу от реки – Ливийская пустыня, к Востоку - Аравийская пустыня, к Северу – Средиземное море, на Юге – первый порог.

Периоды:

1. Додинастический период – с IV тыс. до н.э.

2. Древнее царство – 3200 – 2400 гг. до н.э.

3. Среднее царство – 21 в. – начало 19 в. до н.э.

4. Новое царство – XVI – II вв. до н.э.

5. Позднее время – II – 332 г. до н.э.

Фараон Нармер первым объединил Египет. В честь его победы и объединения Египта была сделана палетка. Черты стиля: Все пространство заполнено. Читается по строкам. Величина фигур зависит от важности персон. Тело – в фас, голова и ноги – в профиль, при профильном повороте головы полный глаз. Задача добиться внушительности и полноты образа в согласии с общей направленностью композиции на плоскости. И рельефы и росписи были строго каноничны, изображение выступало как бы двойником действительности. Благодаря изображенным в гробницах сценам усопшим гарантировалось в загробном мире те же блага, что были в земной жизни. Цель живописи и рельефа – увековечить жизнь усопшего в потустороннем мире, поэтому здесь нет чувств и эмоций. Присутствует состояние созерцательности. Изображение фигур явл вневременным. Картину надо рассматривать как заклинание, как обращение в вечность. Сопровождение росписей иероглифами, которые несли информационную нагрузку, как дополнительный декор.

Два принципа живописи и рельефа:

а) правильность геометрических форм;

б) состояние созерцательности.

Магические достоинства зависели от качества росписи, тщательность, какон (правило), качество графики. Образ и слово сосуществуют, сцены сопровождаются иероглифами, поясняющими смысл изображения.

Неотъемлемую часть храма и гробниц составляют статуи фараонов, знати, придворных писцов. В связи с культовым значением статуй все они выполнялись в рамках строгих канонов. Санх – египетский ск-р. (творящий жизнь). Ск-ра есть двойник моего Ка. Она должна передавать портретные черты. Самыми древними примерами ск-ры можно считать заупокойнные статуэтки, покрытые голубой глазурью. Это женские образы, олицетворяющие символ плодородия.

Додинастический период

Для иск-ва додинастического периода хар-но высокое мастерство обработки камня (известняк, шифер, гранит). Также делали из дерева. Во время раскопок находили маленькие ск-ры «ушебти» (ответчик или слуга).

Древнее царство

Рельефы украшали стены гробниц и храмов, были связаны с заупокойным культом. Рельефы и росписи располагались с таким расчетом, чтобы утвердить плоскость стены. Росписи подчеркивают лаконизм и строгость образов в целом. Этим объясняется отсутствие глубинного пространства многопланового построения.

Сцена предстоянияфараон Анфенмут и бог Ра

Изображения даются либо вертикально (Сахара, «Жертвоприношение»), либо одно за другим. Этим же объясняется повествование фризами (т е построчно) и специфическое изображение фигур. Рельефы были цветные. Со временем вытесняется росписью. Встречаются только на саркофагах. Таже сдержанность, спокойная ясность, чистота линий. Силуэт фигур всегда ясен и прозаичен.

Характеристика росписи:

· Сдержанность

· Спокойная ясность

· Чистота линий

Анубис, принимающий усопшего.

В росписях стен применялись обычно золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски, которые наносились на сухую поверхность. Женская фигура была желто-розовой, прозрачно-коричневой. Мужское тело – красно-коричневым – насыщенный цвет загара.

За точку отсчета брали либо руку до локтя, либо 3-ий палец.

Все раннее перечисленные правила обязательны для изображения знатных персон. Ремесленники, крестьяне, прислуга изображались со всевозможными деталями в процессе выполнения работы. Здесь большая легкость в линиях, степень свободы в формах и композиции. Фигуры простых людей следовательно отображают больший реализм. Движения здесь более динамичны, позы естественны. Однако исчезает почтение привносимое священным.

Символика цвета:

Зеленый– цвет возрождения растительности, цвет Осириса, жизненной надежды.

Черный– благородный чернозем; символ возвращения жизни после смерти.

Красный – цвет зла, необитаемый и бесплодной земли до разлива (Сет).

Белый – синоним утренней зари; цвет победы и радости.

Ярко-желтый – цвет вечности; нетленной плоти богов.

Голубой – очищающая вода.

Синий – волосы божества.

Рельефы были 2-х типов:

в) барельеф

г) углубленный рельеф

После наброска контура линий материал удаляется посредством его выемки. Для чего использовалась техника работы долотом, который оставлял борозду под прямым углом. Силуэты оказываются углубленными в плоскость. Свет падает так, что всегда 1 борозда на освещении, а др. в тени. Рельеф всегда был с росписью, он раскрашивался; чаще всего это была темпера. Получалась из охры = кр+ж; малахит – зел; уголь – черн; гипс – белый; медь+кремний+кальций = синий.

В штукатурке использовалась глининая смесь с добавлением соломы для большей вязкости. Стена раскрашивалась в желтый, белый, серый цвета. А затем рассчитав все фигуры, проводят красный контур, и только потом делается картинка.

Царский писец Хесира (Саккора) – барельеф

Человек с антилопой (Саккора) – барельеф

Служанки (из гробницы Птахотепа II) – барельеф

Древнее царство. В круглой ск-ре был выработан определенный тип статуй – стоящая и сидящая. Сидящая статуя:

Хефрен (с Гором, из бронхы), Рахотеп и Нофрет.

Канон: фронтальность, симметрия, корпус строго вертикален, печать вечности на лице. Канон цвета как в рельефах. Глаза инкрустированы эбеновым деревом и горным хрусталем. Фигуры вписаны в куб камня.

Готовили из глыб призмы правильной формы и на лицевой стороне намечали сетку в анфас и профиль. Компоновка фигуры превращалась в сочетание 2х воображаемых чертежей (верт. и гор.). Исходя из этих перпендик. чертежей соед. части фигуры. Известняк, диорит, базальт, красный и черный гранит, опсидан, порфир; дерево и металл использовали реже.

«Исида с Гором на руках» (воспевание материнства). Обязательно наличие иероглифов. Массивность ног держат в вечности. «Писец Каи» (Лувр) – вне канона, т.е. сидит на земле с поджатыми ногами, руки свободно отходят от корпуса. Однако осевая симметрия, вертикальность, фронтальность присутствуют. Совершенно другое состояние лица, особое выражение (улыбается). Нет взгляда в вечность.

Стоячая фигура. «Статуя Каапера» (сельский староста). Канон: левая нога выдвинута вперед (шаг в вечность). Руки прижаты к туловищу и вытянуты. Статична (дан шаг в вечность, но нет движения). «Семья карлика Сенеба», «Статуя Ренофера».

Среднее царство

Темы становятся разнообразней. Появляются сцены охоты. Рельеф применяют для декорации стен в меньшей степени, больше живопись. Продолжаются традиции древнего царства: сцены предстояния.

Сцены охоты

Звери и птицы показываются свободнее и живее чем прежде. Их фигуры располагаются не строго по фризам, а свободно размещены в пейзаже (среди холмов, где они могут скрываться от охотников). В изображении зверей и птиц чувствуется большой реализм. В изображении птиц и зверей нет общей связи. Каждый экземпляр как бы на первом плане. Заставляет остановить взор на каждом из них.

Фрагмент росписи в Бени Хасане – птичка на ветке.

Характеристика

Строгие фризы сменяются более свободными сгруппированными сценами. Краски становятся прозрачнее и нежнее. Художники пользуются смешанными красками, не ограничиваясь только локальными тонами, наложенными то густо, то еле уловимы. Контур обозначается то резко, то нежно, от чего плоские силуэты становятся легче, живее.

Среднее царство. Продолжаются традиции Древнего царства.

«Амененхет», «Голова Сенусета III»- пример на иную трактовку образа фараона, желание показать фараона человеком. Иная пластика, подчеркивание контраста света и тени, более активная лепка лица, интерес к передаче характера человека. Автор как бы заглядывает в его сложный мир чувств.

Новое царство

Темы изображения: мчащиеся колесницы, бегущие от стрел охотников олени, летящие галопом кони.

Экономические связи с др. странами, пробудил интерес к далеким краям. Этот интерес нашел свое воплощение в искусстве. Появляются картины торгового обмена.

Живопись достигает наивысшего блеска. Цвета приобретают тончайшее разнообразие. Появляются мягкие тональные переливы (Небомон на охоте птиц на болотах).Сцена из гробницы писца Нахта (музыкантши). Динамизм средней подчеркивается статикой крайних. Средняя фигура выделяется большей гибкостью и цветом. Это пример утонченного вкуса искусства нового царства в др. Египте.

Туалетная ложечка в виде плывущей девушки – слоновая кость и дерево – пример утонченного вкуса Нового царства.

Мастера нового царства расширяют тематику изображения. Появляются темы: быт знати, охота, пиры и выезды. Усложненная композиция, разнообразнее стали движения фигур.

Колорит обогатился сиреневыми и розовыми оттенками. Также вводят золотисто-розовый цвет. Иногда отступают от канонов раскраски. Женщины могут быть с румянцем на щеках, в прозрачных одеждах, танцующие или музицирующие. В обрисовке тел появляется мягкость, округлость очертаний, большая свобода в пластики.

Новое царство. Появляются чрезвычайно-нарядные ск-рные портреты, создаваемые в мелкой пластике. Появляется много женских статуй. Обработка объемов становится более пластичной и мягкой. Часто изображ. фигуры девочек, подростков, полных юной грации.

«Жрец Аменхотеп и его жена жрица-певица Раннаи» (40 см). Эбеновое дерево с позолотой. Точное выполнение канона стоячей фигуры, отработанного в Древнем царстве. Более мягкая линия, пластика. «Слуги, несущие продукты».

Амарнский период

В начале XIV в. до н.э. Аменхотеп IV провел социальные и религиозные реформы. Были объявлены ложными все старые боги. Закрывались их храмы, уничтожались их изображения. Новым единым божеством провозглашено само солнце – Атон. Аменхотеп изменил свое имя – Эхнатон – душа Атона, любезный Атону. Из города Фив столица перенесена в новый построенный Ахетатон – горизонт, небосклон Атона.

Столь резкие изменения не могли сказаться и в искусстве. Поиски новых образов были связаны со стремлением Эхнатона удалиться от канонов, приблизится к жизни, найти новые выразительные средства. Большая подвижность, легкость рисунка , лирика и интимность показывают фараона в обычной обстановке, в кругу семьи; отсутствие идеализации образов без прикрас; большая свобода движения.

«Сцена предстояния Эхнатона с семьей перед богом Атоном» - углубленный рельеф.

«Семья Эхнатона» - углубленный рельеф.

Дочери Эхнатона – роспись.

«Эхнатон и Нифертити на колеснице» – гробница Ахмеса.

Амарна.

Туалетная ложечка – показатель изысканности, умение работать с мелкой пластикой.

Портрет Эхнатона (ск. Тутмес). Известняк. Душевная мягкость и возвышенность героя. Его тяжелые веки прикрывают усталые глаза. Фараон задумчив и просветлен. «Нифертити в короне». Раскрашенный известняк 14в до н.э. Точенные черты лица, утонченность линии (с головы до спины). Головной убор синего цвета с разными самоцветами. Слегка выдвинутый вперед подбородок, сомкнутые губы, черные брови вразлет – выражение благородной сдержанности (внутренняя человеская мягкость). «Голова царицы» - незаверш.портрет из золотистого песчаника. Бархатистая поверхность камня придает особую мягкость, хрупкая одухотворенность. Нет канонов. Мечтательна, светла, не похожа на царицу.

Второй период нового царства

После смерти Эхнатона наступают года реакции. Восстанавливаются прежние верования и ритуалы. Стены храмов по-прежнему оформляются росписями. Темы: сцены борьбы, боевые колесницы. Идея: показать фараона как защитника, и подчеркнуть могущество фараона.

«Рамзес II, побеждающий Нубию, Ливию, Сирию» - фрагмент стелы в Мемфисе.

Стела Аменхотепа III.

Сцены охоты и пейзажи продолжают быть как тематика. Наблюдение за природой.

Рельеф из Мемфиса – «Плакальщицы» – показ нарастания трагических чувств, беспокойный ритм.

Появл. могучие колоссы (20 м). На входе в храм Рамзеса II (скальный).

Позднее время

Искусство этого периода характеризуется появлением холодного, изысканного стиля.

8.3.Типология культуры. Принципы типологизации культур (формационный, цивилизационный, религиозный). Основные школы и концепции культурно-исторических типов (Данилевский, Шпенглер, Тойнби…)

Типология культуры

Культура едина, потому что в ней едино слито общее и особенное, традиционное и новаторское, прошлое и настоящее. Нарушение этого единства чревато нарушением его развития, порой регрессом. Другой объективной реальностью и важной закономерностью является преемственность в развитии культуры. К-ра – унаследованный опыт поколений. Объективной реальностью и важной закономерностью является преемственность в развитии к-ры. Преемственность предполагает критическое осмысление и творческое преобразование. Данилевский, Шпенглер, Тойнби и др. подчеркивали духовную культуру.

Типы культуры рассматривали с точки зрения двух основных принципов:

· Историко-формационный (феодализм, капитализм, рабовладельческий строй, первобытный строй и т.д.)

· Цивилизационный (с точки зрения изучения крупных социальных и культурных ценностей или суперсистем, которые не совпадают ни с нацией, ни с государством и выходят за пределы геогр. и национальных границ – религия, язык, внешность)

Данилевский (19в) «Россия и Европа»: «Человечество не представляет с собой живого целого, эта живая стихия, в которой происходит развитие и смена отдельно культурно-исторических типов».

Выделял 10типов культуры:

Греческую(античную), индийскую, германо-романскую, самый молодой тип славянский(наиболее полное выражение нашел в русском народе).

Данилевский говорил: «Установление всемирного господства одного культурно исторического типа, одной культуры лишило бы человечество такого важного культурного элемента развития как разнообразия и привило бы к потери национальной самобытности.»

Шпенглер (19-20в)- нем. философ и теоретик культуры. «Закат Европы». «Нет единой мировой культуры, есть лишь различные культуры, каждая имеет свою судьбу». Культура в понимании Шпенглера – это смысловая ценность, в которой реализует себя соотв. душа. «Каждая культура уникальна, и не может быть выражена рациональными средствами».

Шпенглер выделяет 8типов культур:

· Египетская;

· Вавилонская;

· Китайская;

· Индийская.

Но главное, он выделяет три типа души:

· Аполлоновская;

· Магическая;

· Фаустовская, т.е. греческая, византийская, арабская, европейская.

Смысл этих типов души в том, что он обращает внимание на особенности этих типов. В основе каждой культуры лежит душа. Смерть культуры, по Шпенглеру, – это исчерпание ее души (ее атрибуты и достижения не вдохновляют людей) и она обращает свой взор к цивилизации. Душа культуры не существует сама по себе, она существует в душах людей. Не со всем можно согласиться. Нельзя согласится с тем, что культура изолирована и непроницаема.

Арнольд Тойнби –англ. культуролог.

Он выделяет свыше 20 локальных цивилизаций: западную, европейскую, сев Америки, Канады, 2 православных (русскую и византийскую); иранскую, арабскую, индийскую, античную, китайскую, египетскую и др. Окаменевшие или мертворожденные – не рассматриваются как цивилизации локальные(местные). Движущей силой развития цивилизации он считал творческую элиту, которая увлекает за собой инертное большинство. Нарушение внутренней целостности и единства, разрыв между творческой элитой приводит к разложению и распаду цивилизации. Тойнби считал, что все цивилизации умерли, жива только Западная.

Билет № 9

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...