Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение христианства и его культурное значение.

Особенности христианской культуры.

Христианство возникло в начале I в. до н.э. Возникло в Палестине, в среде иудейской общины. Вначале представляло собой секту. Основателем христианской религии стал Иисус Христос, который принял грехи людей на себя. Главное – любовь к Богу. Первые христиане называли себя братьями. Христианство привнесло в культуру общую мысль.

1. Универсальность религии (не имела значение национальность, политические взгляды).

2. Обращенность к человеку, как к субъекту культового отношения и носителя ответственности перед Богом.

3. Требование активного, индивидуального оправдания человека.

4. Идеология христианства содержало идеал спасения мира (основана на нравственности, концепция общих поступков: идея любви, справедливости, братства, добра, равенства).

3 главных течения христианства (в период феодальной раздробленности в Европе):

1. Римско-католическое;

2. Греко-православное (с центром в Константинополе);

3. Протестантизм (с XV в.):

а) Кальвинизм (возникло в Женеве);

б) Гугеноты;

в) Пуритане.

Суть протестантизма: протестантская этика, для которой характерен индивидуализм, прагматизм, рационализм.

Особенности культуры Древнего Рима и её наиболее видные представители

Культура древнего Рима связана с завершением истории античного общества. В ней были продолжены эллинистические традиции и в то же время сформировались свои отличительные черты и особенности, которые во многом определялись такими факторами, как ход исторических событий, своеобразие условий жизни, религии и свойства характера римлян.

История культуры делится на 3 крупных периода: 1) монархия 753-509 гг. до н. э. 2) республика 509-29 гг до н. э. 3) империя 29 г до н. э. – 476 н.э. Решающее влияние на формирование древнеримской культуры оказали племена этрусков и греков. Римляне позаимствовали у них многие культурные и хозяйственные достижения. Можно выделить следующие общие характеристики древнеримского искусства: - отсутствие оригинальности, - практическая, конкретная ориентация, - пропагандистский характер, - чувство реальности и интерес к человеческой личности. Религия древних римлян вначале основывалась на смешении верований многих захваченных империй народов. ( во главе стоял бог Янус, которого считали богом на небе и земле) По мере сближения римской и греческой культуры греческие боги проникали в римский пантеон богов. Греческие мифы стали очень популярны среди римлян. Немного позже в Рим стали проникать и восточные верования. В начале н.э. распространение получает христианство и спустя 4 века оно становится гос. Религии Римской империи. Древнеримская модель мира была сконцентрирована вокруг человека, а сама человеческая жизнь вписывалась в жизнь гос-ва. Поэтому и наука была направлена именно на человека. Ученые того времени изобрели особую полировку мрамора, зеркальные черепицы для отражения солнечных лучей. Римская философия переняла научный опыт греческой философии и основными для нее были идеи морального совершенствования че-ка. Древний Рим является родиной юриспруденции. (это Сцевола, Папиниана, Ульпиана) Увлечение политикой привело к высокому уровню ораторского искусства. С середины 2 века римские прозаики перешли на латынь, литература стала играть в жизни римлян большую роль. (Овидий, Гораций, Цицерон Луцилий - основоположник сатиры.) Основная сила и мощь империи выражалась, прежде всего в архитектуре, которая играла ведущую роль в римском иск-ве. Строились новые театры, храмы, гробницы, акведуки, мосты, дороги, каналы. ( «Пантеон», «Колизей») Изобразительное искусство: фрески, покрывавшие стены домов знати, они отличаются богатой палитрой, игрой света и тени, точным рисунком. Типичные сюжеты-эпизоды греческой римской мифологии и пейзажные зарисовки. Важнейшим достижением римской скульптуры является портрет, передающий индивидуальные черты личности. В скульптуре происходил постепенный отказ от фронтальных композиций и излишней детализации. Крупные формы придавали портрету одновременно монументальность и экспрессивность.

Билет №15

Раннемосковская архитектура

Москва, основанная в ½ 12в 1147г к 14в приобретает значение идеологического центра руси. Начинается новый этап объединения русских княжеств для завоевания независимости. При Иване Калите Московский Кремль был обнесен дубовыми стенами, строились культовые (преимущественно деревянные) сооружения. Первое каменное здание - церковь Успенье Богородицы, построенное в 1326г, при князе Иване Даниловиче Калите; в 1329г И. Калита стал Великим князем Московским, строит неподалеку от него каменную церковь Иоана Лествинничника с колокольней, а в 1333г воздвигает каменный Архангельский собор. Таким образом, ансамбль Соборной площади Кремля складывается в 30-е годы 14в. Вокруг Кремля располагались посады. Торговая часть Москвы - будущий Китай-город, предположительно был обнесен валом и примыкал к стенам Кремля. Центральным ядром города являлась торговая - Красная площадь. К ней в радиальных направлениях сходились улицы, таким образом, складывалась планировочная система города.

Раннемосковская архитектура явл. правопреемницей, собирательницей архитектуры различных княжеств, которые были сформированы в эпоху раздробленности.

Церковь Рождества Богородицы на сенях (1393 г.). На пилястрах (стволиках) присутствуют «дыньки» (в профелированном портале, но килевидные закомары)

Успенский собор в Звенигороде на городке (1399 г.). Юрий Звенигородский. Идея внутреннего пространства типична для храмов феодальной раздробленности. Маленький храм, 3 нефа, 4-столпный, расширенное подкупольное пространство, на парусах купол с барабаном.

Идея колончато-аркатурного пояса, спрофелированный портал, позакомаренный храм (Вл), стройные тонкие лопатки с приставленными полуколоннами (Черн. Борисогл). Композиция фасадов не сочетается с пространственно-структурной композицией храма. Килевидные арочки у подножия барабана+килевидные завершения закомар= ярусный подъем. Храм стоит на цоколе (моск).

Троицкий собор троице-Сергиевской Лавры. 1-купольный, 4-столпный, 3-нефный, 3-апсидный храм. Стоит на мощном цоколе, имеет килевидные закомары, портал украшен «дыньками». Уверенно, тяжело поднимает голову над массивным каменным собором (мощные, приземистые стены). Стены несколько наклонены внутрь. Подчеркивается крепость духовной силы Сергия. Небольшие оконные проемы, небольшие фризы. Особую монументальность придают горизонтали – мощный цоколь опоясан профилированной лентой, резной пояс, завершения апсид (килевидные). Килевидные арочки завершают портал.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...