Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская архитектура периода феодальной раздробленности (12-14 вв.)

В период раздробленности архитектура отходит от монументальных построек. Удельные князья стремятся к независимости от Киева. В конце XI в. Русь окончательно распадается на отдельные княжества: Смоленское, Черниговское, Киевское, Новгородское и др. Для архитектуры характерно уменьшение масштабов и разнообразие типов сооружений.

Новые черты в русской архитектуре XII – XIII вв. Среди многочисленных построек этого периода выделяется особая группа, в которой под влиянием народной архитектуры по новому переработана крестово-купольная система, характерная усложнением композиции с завершения основного объема. Переход от стен к барабану купола достигается системой уступчатых арок. Упрощается перекрытие боковых нефов, а именно, своды выполняются в виде ¼ цилиндра. Ярусная композиция, отразившаяся на фасаде, конструктивной особенности придает динамичный, стройный силуэт постройкам собора.

Киево-Черниговское княжество.

Храм пятницы на Торгу в Чернигове.

Борисоглебский собор.

Успенский собор Елецкого монастыря в Чернигове.

Индивидуальные особенности. Крестово-купольный храм. Присуще членение фасадов по вертикали (лопатки разделяют фасад на прясла). Пирамидально-ярусная группировка сводов. Активное развитие барабанов центральной головы (окна на барабане высокие и узкие). Наличие лопаток на фасадах, к лопаткам декоративные полуколонны. Маленькие арочные пояски под барабаном и под закомарами (под пятой закомар – позакомаренные). Профилированный портал. Достаточно скромная отделка.

Суздальско-Ростовское княжество. Позакомаренные.

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152 г.).

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше (1152 г.).

В этих храмах белокаменная кладка, кубовидной постройки. Грузные, приземистые массы. Есть аркатурный пояс на барабане и фриз на апсидах. 4-столпные, 1-купольные.

Владимиро-Суздальское княжество. Позакомаренные.

Успенский собор во Владимире.

Покрова на Нерли.

Дмитриевский собор во Владимире.

Георгиевский собор в Юрьеве Польском.

Церковь Покрова на Нерли.4-столпный, 1-купольный. Устремленность построек вверх, богатая декорировка фасадов. Профилирован не только портал, но и закомары и окна. Использовались рельефные полуколонки. Рельефы украшали позакомары. Наличие колончато-аркатурного пояса (колоночка и колоночка, и связаны аркой). Колончато-аркатурный пояс показывает линию отлива, выше которой стена уменьшает свою толщину.

Успенский собор. Задумывался как патриарший храм. Однокупольный (Андрей Боголюбский), но в связи с пожаром 5-купольный (брат Андрея Всеволод). Золотое убранство завершало закомары. Декор на барабане. Окна на барабане украшены полуколоннами. В этом храме находились «Страшный суд» Рублева и Богоматерь Владимирская (Андрей особо почитал Богоматерь).

Дмитриевский собор (Всеволод Бол. Гнездо). Позакомаренный. Особое богатство декора.

Георгиевский собор (сын Всеволода Святослав). Декор почти до земли по всей стене.

Новгород и Псков (характерна ассиметрия). Потрехлопостные.

Церковь Петра и Павла в Кожевниках.

Никольский собор на городище.

Церковь Параскевы-Пятницы.

Церковь Спаса Преображения на Нередице.

Церковь Федора Стратилата на Ручью.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (8-скатная крыша).

Индивидуальные особенности. Планировочное решение новгородского храма построено на укрупнении центрального пространства зданий за счет боковых нефов, что обусловило применение для перекрытия боковых нефов ¼ цилиндрических сводов. А это в свою очередь создало предпосылки для объединения на фасадах линий закомар. Кубическое помещение. 4-столпные, 1-купольные, крестово-купольные. Боковые нефы гораздо уже, чем центр. Исчезают декоративные ниши на фасадах, появляются аркатурные поясочки на барабанах наверху.

Георгиевский собор. 3-купольный, позакомаренный.

Характер архитектуры Пскова схож с новгородской вследствие географической, политической и культурной взаимосвязями. Отличительной особенностью является наличие звонницы на стене церкви. Также для Пскова характерна ярусность. Псковские храмы белокаменные, но могли на перекрытиях, сводах употреблять кирпич. Собор Спасо-Преображенский Митрофановского монастыря.

Фаюмский портрет

Фаюмские портреты – древнейшие образы станковой живописи – I – III вв. н.э. Названы фаюмскими по месту нахождения. Египет, оазис Экфаюм, восточная провинция Римской империи. Найденные портреты были выполнены восковыми красками – энкаустиком (горячий воск), на дереве и на холсте. Эти изображения находились в коконах мумий на месте лица с открытыми глазами, либо в расписных пеленах. Фаюмский портрет видимо имел ритуальное происхождение, восходящее к религиозно-магическим учениям древних египтян о жизненной силе покойника, сохраняющейся в его скульптуре (ка).

В эпоху Птолемеев Египет попал в поле сильнейшего излучения эллинистической культуры. В I в. до н.э. Египет входит в состав Римской империи, где культурная гегемония греков еще не ослабела. Таким образом, фаюмский портрет генетически представляет собой соединение древнеегипетской магической традиции и эллинистическо-римских влияний. Античный мир и Древний Восток встретились на египетской почве.

Часто портрет писался задолго до смерти и выставлялся в атриуме, т.е. служил портретом в светском понимании. Фаюмские портреты внимательно относились к показу этнических особенностей лица. Владение портретным сходством.

3 периода:

I.С 50 – 150 г.г. н.э.

II.150 – 250 г.г. н.э. (самый яркий)

III.250 – 300 г.г. н.э. (резкие стилистические изменения)

1. «Портрет мужчины» – I в. Индивидуальность образа. Художник стремился придать образу ощущение жизни. ¾ поворот головы. Движение глаз, направленность взгляда, выразительность рта. Яркая обрисовка индивидуальных черт людей.

«Женский портрет из Фаюма», «Портрет молодой женщины», «Портрет римлянина»

2. «Портрет юноши в золотом венке» – II в.

Фаюмские портреты почти всегда представляли человека в расцвете лет – в духовном и телесном. Может быть, они увековечивали человека в его оптимальном облике, каким он может предстать перед богом, в период расцвета. Как говорили греки, в его акме (высшая точка человеческого пути). Здесь угадывается и в какой-то степени предвосхищается то, что другом уровне духовности совершает иконопись – изображение человека в его высшем просветленном состоянии, как вечную индивидуальность, очищает от всех несовершенств земной жизни.

3. «Портрет женщины средних лет»

Появляется больший схематизм, возвращается фронтальность композиции, статичность. Краски располагаются ровными плоскостями в пределах ограниченных четким контурным рисунком. Цветовые штрихи теряют связь со светотенью и приобретают самостоятельное значение, выражая духовную напряженность образа.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...