Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика искусства Византии. Мозаика. Фреска.

395 г. – распад Римской империи.

476 г. – падение Западной Римской империи под ударами варваров.

Наступает особый период, когда Византия становится преемницей античной культуры. В

330 г. н.э. император Константин основал Константинополь в Малой Азии на месте древнего города, который назывался Византий. Византийское искусство развивалось на почве эллинистической культуры Греции, Палестины, Птолемеевского Египта, Ирана. Византия положила начало формированию греко-восточного типа культуры. В своем развитии искусство Византии прошло несколько этапов:

- ранний период – «Золотой век» императора Юстиниана – IV – VII в.в. Особенно VI в. – подъем Византийского искусства (правление Юстиниана), наивысшая точка – 527 – 565 гг.;

- македонское возрождение – 2 половина IX в. – X в.;

- период Комнинов – XI – XII вв.;

- Палеологовский период – XIII – 1453 гг.

VIII – 1 половина IX в. – время иконоборчества

Таким образом, Византийское искусство просуществовало 1000 лет. Это искусство было культовым. Культ объединил все виды искусства: архитектуру, живопись (мозаика, фреска, икона), драгоценную утварь, роскошную одежду священников.

В Византийской культуре слиты 2 начала:

- эмоционально-духовная сущность;

- декоративное начало, пышная зрелищность и утонченный спиритуализм (духовный).

Своеобразие Византийского искусства в том, что оно объединило и то и другое в единую художественную систему. Византийское искусство создает единую художественную систему, строго нормативную, каноническую, проникнутую духом торжественного и таинственного церемониала. Блеск, парадность, золото и мрамор, красочность и сияние – все оказалось уместным, как символ духовного блаженства. С другой стороны эта роскошь хорошо отвечала стилю Восточной Римской империи, вкусам богатого константинопольского двора.

Главные формы Византийской живописи:

1. Монументальная (мозаика, фреска);

2. Станковая (иконопись);

3. Книжная миниатюра.

Мозаика – самое характерное создание Византийского искусства. Мелкие, разноцветные кубики смальты (сплав стекла с минеральными красками) мерцают, вспыхивают, переливаются, отражая свет. Мастера умели извлекать живописные эффекты, точно рассчитывая угол падения света и делая поверхность мозаики не совсем гладкой, а несколько шероховатой. Они учитывали оптическое слияние цветов в глазу зрителя, смотрящего на нее с большого расстояния. Древнейшие Византийские мозаики находились в храмах и усыпальницах Равенны. В гробнице Теодориха находится могила Данте.

Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Середина V в. «Христос – добрый пастырь». Фон не золотой, а синий. Добрый пастырь в райском саду (прообраз рая, где овцы – паства, верующие). Покой, тишина, гармония, любящий отец. Тип молодого Христа. Еммануил (с нами Бог).

Более поздний пример Византийской мозаики – мозаика церкви Сан Витале 526 – 547 гг. «Константин со свитой» и «Феодора со свитой». Торжественное предстояние. Некая лиричность. Наличие духа Византийского церемониала, парадность, официальность. Причем эта парадность возведена в ранг сверхземного, полу-божественного. И император, и его жена не стоят, а предстоят; не живут, а пребывают. У всех неподвижно-застывшие большие глаза. При помощи силуэта, линии, цветового сочетания раскрывается одухотворенная красота образов, тончайшие нюансы внутреннего мира.

В целом типичными будут большие глаза с расширенным зрачком, высокий лоб и устремленный в пространство взгляд. В мозаике преобладает плоскостное локальное пятно, экспрессивная графика линий. Излюбленный золотой фон, замыкая изображенное пространство, не нарушая плоскость стены, но рождает ощущение дышащего таинственного мерцания.

«Мученики» и «Мученицы» - VI в. Церковь Сант Аполинаре в Италии – Нуово.

Имена идут поверху. Художник не видит индивидуальности, поскольку сходство их судей для верующего было несравненно более важным, чем различия. Это все братья и сестры во Христе.

Период Комнинов – XI – XII вв.

В это время формируется строгая система расположения церковных сюжетов:

1. В центральном куполе или в конхе апсиды – Христос Пантократор (Вседержитель).

Христос Пантократор XII в. Церковь монастыря в дафнии. Мозаика. Купол.

2. В апсиде фигура Богоматери Оранты. Оранта – молящаяся; с поднятыми руками, в полный рост.

3. По сторонам от Богоматери изображались архангелы.

Мозаика апсиды собора в Чефалу. Пантократор, Оранта и архангелы Михаил и Гавриил.

4. На парусах – евангелисты: Иоанн, Матфей, Лука, Марк.

5. На столбах – сцены благовещения. Богоматерь и архангел Гавриил с вестью о материнстве.

6. На стенах трансепта – сцены из жизни Христа и Марии.

7. Западная стена – страшный суд.

Взамен прежнего живописного решения мозаика комнинского периода культивирует линию и замкнутый контур. Графичность особенно заметна в мозаике Чефалу.

Мозаика из Дафнии – крещение Христа. Иоанн Креститель®Спаситель®Триединство.

Период Палеологов.

В XIV в. при династии Палеологов Византийское искусство пережило новый и последний период подъема. Выдающиеся памятники этого периода – мозаика в Кахрис-Джами – церковь монастыря Хора. В этих мозаиках больше экспрессии и свободы, все задвигалось. Фигуры не прямолинейные, они не стоят лицом к зрителю, а поворачиваются друг к другу. Движение перекликается с широко развевающимися одеждами, в унисон. Все происходит среди фантастических архитектурных сооружений, выступающих уже в слегка углубленном пространстве.

«Путь в Вифлеем».

Икона 12-ти апостолов. Головы апостолов находятся в разных поворотах, все фигуры находятся как бы в действии, чувствуется нервный, и в тоже время единственный, законченный ритм.

«Христос Искупитель» в Хоре.

«Иосиф и Мария перед писцами царя Ирода».

Мозаика «Богоматерь Одемдрия (путеводительница)». Стоит с младенцем в полный рост, нет касания щеками, рукой показывает на Христа – спасителя. Двуперстное благословение младенцем (отец и сын).

Богоматерь с младенцем. Восседает на троне, и в тоже время вокруг «движение» мозаики. Император Иоанн II и его супруга Ирина (собор Святой Софии в Киеве).

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...