Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская икона 14в. Андрей Рублев

Ок.1360-ок.1430г. Совместно с Феофаном Греком и Прохором из Городца принимал участие в росписи Благовещенского собора в Москве. В 90х г участвовал в росписях Успенского собора в Звенигороде. Он был иноком в Троице - Сергиевом монастыре. Черты худ. стиля: вносит новые приема построения формы, его живопись отличается легкими, мягкими линиями, светлые мазки предают лицам большую выразительность. Акцентированная линия помогает передать движение. Фигуры полны сдержанности, грации, характерные мягкие наклоны голов, рублевский «голубец». «Сцена страшного суда» - очень яркая и нетрагичная- начало божественного мироздания. Не внушает чувства страха и возмездия, это не суд кары, а конечное торжество добра, апофеоз справедливости, выстраданный человечеством. Эта икона написана для Успенского собора во Владимире. Остальные нижеперечисленные иконы написаны для Успенского собора в Звенигороде. «Архангел Михаил» - воплощение идеальной красоты юности.

«Апостол Павел» - высокая духовная сила.

«Спас»- человеческий образ Христа – учителя (близок к людям).

«Троица» писалась для Троице-Сергиева монастыря. Сосредоточение композиции на фигурах ангелов. На столе лишь чаша с изображением тельца – символ жертвенности. Не уделяется внимание яствам, роскоши, для него это не важно. Главное – глубокая внутренняя духовность. 3странника – предвечный совет о послании отцом сына на страдания во имя спасения человечества. Ангелы едины, но не одинаковы. Символика цвета играет важную роль. Голубое-золотое (отец), зеленое-синее (дух). Их согласие достигается единым ритмом, круговым движением (по эллипсу) образуется самими позами. Все линии сходятся на центральной фигуре (Бога-сына) (гематий-синий плащ, хитон-вишневый). Фигуры Бога-отца и Святого духа даны в легком развороте, в то время, как центральная почти не подвергается перспективным сокращениям. Т.о. Рублев выражает 2 богословские идеи: евхаристию (причастие) и триединство Божества (мир согласия и вечной любви, тишины и просветленного покоя). Рублевские ангелы абсолютно бесплотны – очень легки.

26.3.Золотой век русской культуры. Славянофильство и западничество как тенденция самоопределения русской культуры

19в в истории к-ры России занимает особое место. В мировой фонд к-ры Россия внесла замечательные произведения лит-ры, живописи, музыки. Подъем русской к-ры был столь велик, что позволяет назвать эту эпоху золотым веком русской к-ры. Выступление декабристов в 1825г привело к появлению духа революционных преобразований. Литература занимала первое место по степени влияния на русское общ-во, отражая разные стороны общественной жизни, содействовала развитию общественного сознания. Огромное влияние на общественную жизнь оказывали журналы, отражающие литературные веяния различных стилей. Сентиментализм Карамзина и Жуковского сменил классицизм Державина и выступал за сближение литературного языка с разговорным. После войны 1812 пришел романтизм, отвечавший настроениям в обществе и свое выражение нашедший в балладе. Поэма выступала второй формой романтической лит-ры. Лирика Пушкина, Баратынского, Лермонтова, Тютчева стала высшим достижением русского романтизма в лит-ре. После войны 1812 в общ-ве сформировались идеи патриотиз-ма, служения Родине, чувства национального самосознания, которые отразились в иск-ве первой половины 19в. Особо популярен стал исторический жанр, пейзажная живопись стала значительно эмоциональнее, приобрела живой колорит: солнечные, полные живым теплом работы Щедрина, морские пейзажи Айвазовского, мелкие проникновенные пейзажи , в которых прославляется русская природа, Шишкина. Во 2 половине 19в в живописи проявляется реализм, представители которого пытались преодолеть каноны академического классицизма, что привело к новому направлению – «бунт тринадцати».

Билет 27

27.1.Греческая ордерная система. Типы греческих храмов дорического ордера

На протяжении многих сотен лет греческие арх-ры разрабатывали каждый элемент здания. Итогом их трудов было создание ордерной системы, основной формой которой является колонна. Колонна со всеми ее деталями, а также части, расположенные над и под колонной, составляют единое целое, и ее возведение подчиняется определенному правилу, порядку. Порядок назвали латинским словом «ордо» - архитектурный ордер, ордерная система. Об ордерной системе мы узнали из научного сочинения римского архитектора Витрувия (1в до н.э.). Греческая арх-ра развивалась под влиянием двух ордерных систем: дорической и ионической. Названия эти произошли от двух главнейших греческих племен – дорян, живших в Пелопоннесе и ионян, обитавших на полуострове Аттика. Особенности характера дорян, их мужество, твердость, стойкость нашли свое отражение в арх-ре. Главное внимание уделялось не декоративным Эл-там, а строгой красоте линий. Ионяне имели мягкий хар-р, были склонны к мирным занятиям и искусствам.Созданная имим арх-ра гармонировала с их хар-ром и образом мышления. Позже в арх-ре появился третий ордер – коринфский (от названия города Коринф, где он был создан).

Дорический. Колонна не имеет базы. Ствол ее для устойчивости сужается кверху, украшен каннелюрами(продольными желобками) и увенчан капителью. Переход от колонны к капители в виде нескольких колец(анули). Капитель служит для уменьшения расстояния между колоннами, переход от круглой колонны к прямым линиям балочного перекрытия пролета – антаблемента(декоративная ф-ция). Капитель состоит из эхина(форма усеченного конуса), абаки (квадратной плиты). На абаку опирается антаблемент, он состоит из архитрава(нижней части), фриза – средней части и карниза(верхней части). На архитрав опираются поперечные балки. Фриз заполняют плиты с вертикальными вырезами(триглифы) и плиты со скульптурными украшениями – метопы. Карниз защищает от дождя и завершает композицию.

Ионический. Сложнее дорического, имеет больше деталей. Стройные колонны в основном имеют базу и сложную капитель. Расположение каннилюр такое, что между ними остаются промежутки – дорожки. Капитель украшена декоративными деталями со спиралеобразными волютами. Верхняя часть представлена квадратной плитой – абакой. Антаблемент состоит из : трехполосного архитрава(его полосы слегка выступают одна над др), гладкого фриза, опояс.все зд, карниза.

Коринфский. Колонна легче ионической, счтвол тоже пронизан каннелюрами. Капитель со всех сторон одинакова(листья аканта). Абака – четырехугольная плита со срезанными углами и с вдавленными внутрь сторонами. Антаблемент такой же как ионического ордера. Главные конструктивные Эл-ты дор. и ион. ордеров одинаковы. Основание – стоереобат – площадка, обработанная широкими уступами в виде лестниц. Верхняя площадка стереобата – стилобат.

Дорические храмы. 1)Храм с антами и четырехколонный храм. Храм с антами – воспроизводит Микенский мегарон, наиболее простая форма храма. Состоит из одной целы, продольные стены которой выступают вперед и окружают пронаос (вестибюль). Первоначально крыша пронаоса устанавлмвалась на два конца стен, образующих анты, и на двух промежут. колоннах. Позднее анты были заменены угловыми колоннами – «тетрастильная композиция». Элевсин, храм Артемиды Пропилеи. 2)Гексастильный храм. В 6в колонны отличались резко выраженной конической формой, и антаблемент находился в отвес с плоскостью столба колонны. В 5в конусообразность колонн умеряется, и возникает нависающий антаблемент.

Новгородская икона 15в

Черты: локальные цвета, четкие границы между разными цветами, динамика движения, контраст. «Битва Суздальцев с новгородцами» - 3х ярусная икона. 1ярус – слева церковь Спаса Преображения, приносят икону в Кремль. 2ярус – суздальские войска подошли к стенам Кремля, стреляют из лука в икону, попадают над глазом Богоматери. 3ярус – икона ослепляет нападающих и изгоняет суздальское войско. Трактовка назидания Московскому княжеству.

«Деисус и молящиеся новгородцы» - икона написана по заказу состоятельной боярской семьи Кузьминых. Она имела два яруса. Верхний ярус – по правилам иконографии Деисуса ряд молящихся, нижний ряд - семья Кузьминых, которая с поднятым взором и воздетыми руками молятся Спасителю. Храм как общее мироздание. Мир дольний и мир горний. Соединение божественного и земного. Внутренняя иерархия старшинства. Идея домостроя. Одежда.

«Георгий Чудотворец» конца 14в. – образ воина уверенного сильного. Автор пытается передать динамику происходящего, выводя за рамки иконы руку с копьем, конец плаща, ногу лошади. Героическое начало.

«Георгий Чудотворец» 15в. – большая сказочность, живописность образа, лукообразные линии разворота корпуса Георгия. Как флаг развивается красный плащ. Яркость цветового решения (красный, золотой).

«Флор и Лавр» - сочность цвета. На границе локальных цветов тонкая черная линия. Святые из числа мучеников. Условно композицию иконы можно разделить на две части: в центре верхней части представлены архангел Михаил, держащий на поводьях 2х лошадей. По сторонам от него стоят Флор и Лавр, готовые принять поводья. (В Древней Руси Флор и Лавр почитались как христианские мученики, покровители лошадей. Этот культ братьев Флора и Лавра сменил на Балканах культ братьев всадников). Торжественность геральдического построения верхней половины композиции сменяется в нижней части более свободными изображениями лошадей, жеребят и водоема. Вытянутость, отчетливость силуэтов фигур предают изящество композиции. Многофигурная композиция. Праздничность, локальность цветовой гаммы.

«Положение во гроб». Золотой фон с условными горками. Оплакивание Спасителя. Мария Магдалена в красном одеянии с воздетыми руками, раздираема страстями – она смогла освободиться от своего греха. Импульс человеческого переживания. Момент трагизма. Ступенчатость развития композиции. От горизонтали к вертикали. (Отход-вознесение). Некогда эта икона входила в состав праздничного чина в иконостасе. Ее вертикальный центр обозначен фигурой Марии Магдалены, чей киноварный плащ и драматический жест воздетых рук должны были перекликаться с сохранившимися еще 4мя иконами того же чина: «Вознесение», «Воскрешение», «Снятие с креста», «Сошествие во ад».

27.3.Феномен советской культуры: тоталитаризм и культура. Культурные достижения 30-80г.(привыедите примеры в сфере науки, образования, науки, литературы, изобразительного искусства, кинематографа)

Билет 28

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...