Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ретроспективные стили в России второй половины 19-нач 20в

Середина 19в ознаменовалась крестьянской реформой1861г. означавший переход от феодализма к капитализму. Буржуазия становится главным застройщиком городов (растет благоустройство городов, ухудш. арх. облик). На смену дворцам приходят особняки. Развивается стр-во торговых зд – пассажей, промышленных и складских предприятий. Появляются типы зд: банки, ж/д вокзалы, торговые конторы, доходные дома. Ретроспективизм – это направление воссоздает в формах построек какой-либо стиль прошлых эпох. Эклектика – смешение в единой постройке черт и форм различных исторических стилей, соединение Эл-тов различных к-р прошлого. 1й период эклектики – 30-70гг 19в. Здесь намечается единый русско-византийский стиль. Для произведений этого периода хар-но сочетание форм русского средневековья с эл-тами арх-ры Византии. Было выстроено множество церквей, арх-ра которых представляла механическое сочетание аркатурных поясов и кокошников с византийскими капителями и прочими инородными деталями. Тон-Храм Христа Спасителя(1837-1881). Пятиглавый храм. Высота 103м, диаметр купола 25,5м. Крестообразные в плане церкви с большим центральным куполом на 4 внутренних опорах и колокольнями с малыми куполами на углах здания. Большой кремлевский дворец(1839-1849). В арх-ре его фасадов Тон использовал черты русско-византийского стиля, использовав для этого некоторые формы Теремного дворца – обрамления окон, многократно повторив их в сильно увеличенных размерах. Двухэтажный прямой параллелепипед, расположенный на
Кремлевском холме. Торжественные залы на втором этаже названы именами святых покровителей российских орденов: Георгиевский, Владимирский, Андреевский, Александровский, Екатерининский, что должно было символизировать незыблемость императорской власти, в то время как грандиозный дворец олицетворял величие Российской империи. Стасов, Десятинная церковь в Киеве(1828-1842). Ложновизантийская трактовка призматического объем с 5 куполами на высоких барабанах. Псевдо-готический и псевдо-романский период: сочетание форм классицизма с элементами готической, романской, мавританской арх-ры и их стилизация. Быковский, Ансамбль усадьбы Марфино в готическом стиле. Шинкель, Готическая капелла в Петергофе – играет декоративную роль в ансамбле парка. Неогреческий период. Интерес связан с победами в освободительной борьбе греческого народа, успешный исход которой во многом решила русская армия, обеспечившая Греции самостоятельность и избавление от турецкого господства по Адрианопольскому мирному договору 1829г. Новый Эрмитаж, Лео Кленце. Здание зоологоческого музея, Быковский. – западная ориентация творческого поиска. 2й период: псевдо-русский. Повторение и стилизация форм русской народной деревянной арх-ры. Идеологические основы народничества обусловили резкую критику западного ретроспективизма, пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной к-ре, крестьянскому зодчеству и рус.арх-ре 16-17в. Храм Вознесения «на крови»Теремок в Абрамцеве, арх. Гартман (художественная студия)-воспроизведение крестьянской рубленой избы. Ропет, Деревянные павильоны на политехн. выставке в Москве. Политехнический музей, Исторический музей, Шервуд. Здание городской думы, Чичагов. Верхние торговые ряды, Померанцев. Фасады этих зданий с башенками, высокими кровлями, частым ритмом небольших окон в фигурных обрамлениях 17в. совершенно не соответствуют внутренней функциональной и архитектурно-пространственной их композиции. Большие залы в здании Думы и Торговых рядах решены на основе достижений строительной техники тех лет с применением верхнего света, металлических структур, не нашедших отражения в облике зданий. Становилось все более очевидным несоответствие псевдорусского стиля техническим возможностям и новому назначению арх-ры. В конце 19в в арх-ре возникает рационалистическое направление – модерн. Сознательно порывавшее с наследием прошлого и националистическими традициями. Несмотря на общность черт модерна, можно выделить 2 направления: 1)новаторское(полный разрыв с национ.традициями). Шехтель, Особняк Рябушинского-здесь все ново – плоскостная трактовка фасадов, своеобразные очертания арок и крылец, майоликовый фриз, перебиваемый различными по форме окнами, сильно выступающий карниз упрощенного профиля. Волькотт, г-ца Метрополь. Гоген, Особняк Кшесинской-свободная ассиметричная композиция плана и объемов здания, различные по форме, размерам, пропорциям, ритму расположения окон, разная по фактуре обработка фасадов, оригинальный по рисунку фриз между кронштейнами сильно выступающего карниза. 2)стилизаторское –сочетание черт и некоторых традиционных Эл-тов композиций и форм, но значительно и произвольно переработанные. Шехтель, Ярославский вокзал – крутые высокие крыши и башня, многоцветная облицовка ассиметричного здания и гипертрофированные машикули придают ему черты уникальности и слегка ощутимого влияния северного народного зодчества. Васнецов, Третьяковская галерея – яркое проявление национальных черт, что обусловлено конкретной функцией музейного здания. Черты стиля: отсутствие единой стилистики, ассиметричные комп, свободное формирование планов, исходя из целесообразности групп помещений, применение современ.мат-лов и конструкций, живописные ср-ва оформления зд. Господство модерна всего15лет. Потеря интереса к модерну и новый поворот к ретроспективизму крылисаь в стремлении воскресить идеалы и образы прошлого и укрепить национальное самосознание. 1.Неорусское направление 2.Неоклассическое направление.Черты: переработка арх-ры Новгорода и Пскова12-13в и арх-ры Москвы16-17в. Щусев, Казанский вокзал(1913-1940) – сложная по форме объемно-пространственная композиция, отлич.яркой национальной выразительностью, перекликающейся с московской арх-рой 17в. Большие пр-ва в интерьере решены современно (ж/б), храм-памятник на Куликовом поле(1913), церковь Марфо-Мариинской обители в Москве.

Русское иск-во 17в

На рубеже 17-18в в рус. иконописи возникла Строгановская школа. Их состояние настолько велико, построили в Прикамье много церквей и приглашали расписывать самых лучших иконописцев из Москвы. Собирали иконы, шитье, резьбу. Вкусы их отличались изощренностью. В этой изощренности купцы по-видимому стремились превзойти родовую знать. Они ценили иконы небольшого размера, но включающие в себя обширные сцены. Иконы этого типа напоминают миниатюру или драгоценные эмалевые изделия. Для Строгановского мастера икона была только темой украшения, где благочестие ее измерялось изощренностью глаза и искусностью руки мастера. Прокопий Чирин, Емельян Москвитин, Стефан Орафьев. «Иоанн Предтече в пустыне»-один из самых лучших образцов, зародившейся у нас пейзажной композиции. Не условные горки, а любовное восприятие природы. Нежный перламутровый тон иконы. Поэтичность, сказочность открывающейся панорамы с извилистой рекой, из которой пьют звери свидетельствуют о вдохновенном мастерстве художника. Иоанн занимает всю высоту иконы. С левой стороны в открытом спектре образы святых. Иоанн одет в шкуру зверя, держит текст святого писания. В сер17в основным худ.центром становится Оружейная палата, которая была первой рус.академией худ-в. Мастера расписывают дворцовые палаты, церкви, миниатюры, делают эскизы для ювелирных изделий, шитья. Многонациональный состав мастеров. Симон Ушаков – «царский изограф» был ведущим художником. Он ставил живопись выше прочих изобразительных иск-в. «Слово к любителю иконного писания» - эффект зеркала, изображения такие же как в жизни. Для молодых художников Симон собирался создать анатомический атлас для изучения строения тела человека. Фряжский стиль – сочетание московских приемов с зап-европейскими. «Спас Нерукотворный», «Насаждение древа гос-ва Российского» - в центре Умиление, по периметру древо Романовых, покровительство Богоматери, внизу у ствола Алексей Михайлович и царица Мария, между ними храм Московского Кремля. Скорее картина, чем икона. «Кикская Богоматерь», «Троица», «Архангел Михаил». Припухлость лиц, передающая объем, свето-тени, вытянутость фигур, несоответствие восприятия плоскостного расположения и и объем. Нет Рублевской глубины духовности. Симон Ушаков – один из основоположников портретной живописи. Парсуна – наиболее ранний портрет, светский жанр. «Портрет князя Скопина-Шуйского» подобно иконе. Углубление в центре доски, выступающие поля, лицо отлич.явным объемом, индивид.черты. На верхнем поле изображение Спаса Нерукотворного.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...