Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности выпускной (дипломной) квалификационной работы как исследования и основные этапы ее выполненияСходство и различия курсовых и дипломных работ Несмотря на общность характера исследовательской работы, которая должна выполняться в рамках курсового или дипломного проекта, между ними все же есть разница. Она заключается, прежде всего, в исследовательской задаче. Курсовой проект – в основном учебно-квалификационная работа, поэтому предполагает преимущественно описательные задачи, иногда сравнительные, дипломный же проект уже во многом должен иметь самостоятельный, исследовательский характер.
Таблица 1. Критерии сходства и различия курсовых и дипломных работ
ТРЕБОВАНИЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
Этапы написания исследовательской работы Й ЭТАП - ПОДГОТОВКА К ИССЛЕДОВАНИЮ Определение основных характеристик исследования При выборе темы целесообразно брать задачу узкого плана, что поможет изучить проблему более глубоко. Проблема определяется как трудность, задача, решение которой представляет существенный интерес в теории и практике. Актуальность исследования определяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью в новых данных; потребностью в новых методах; потребностью практики. Обосновать актуальность, значит проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в данное время изучать. Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию (воспитание, формирование, развитие личности или коллектива). Предмет исследования - часть объекта, которая исследуется конкретно и что предполагается изменить (закономерности воспитания и обучения; методы формирования личности, умений и навыков; факторы, обеспечивающие то или иное явления и т.д.). Цель исследования - желаемый конечный результат, формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель развивается и конкретизируется в задачах исследования. Задачи - пути поиска доказательства своих предположений. Определение задач обычно дается в форме: изучить, описать..., установить выяснить... и т.п. Гипотеза - теоретическое положение, которое объясняет то или иное явление; предположение о возможных путях решения проблемы. Гипотеза отражает, что исследователь видит в объекте такого, чего не замечают другие, что не очевидно в объекте исследования. Гипотеза может выполнять три функции: описательную (показывать путь исследования); прогностическую (прогнозировать результаты исследования); объяснительную (объяснять причины происходящих перемен). Гипотеза может формулироваться в словах: "Если ... (идея)..., то ... (результат)..." "Так как ...(объяснение происходящих перемен)..., то ... (результат)..." В курсовой работе нет необходимости формулировать абсолютно все характеристики исследования. Для того чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики педагогического исследования, постарайтесь ответить на следующие вопросы:
Таблица 2.
Изложение изученного материала Исследовательская работа предполагает обзор литературы по избранной теме, изложение современного состояния вопроса, его краткой истории, формулировку выводов и их аргументацию. В обзоре дается анализ и сравнительная оценка различных подходов к решению поставленной проблемы разными авторами. Выполнение этих задач облегчается анализом литературы, который проведен студентом при отборе и первичной проработке материала и зафиксирован в конспектах и выписках. На этом этапе выполнения работы особое значение приобретает систематизация сделанных записей и собственных замечаний, предположений и предварительных выводов. Здесь же уточняется и принимается окончательный вариант плана курсовой работы. Обобщение собранного материала требует его систематизации и классификации. Выполнить эту работу с наименьшей затратой времени помогает принятая форма записи на одной стороне листа, позволяющая свободно оперировать материалом: разрезать, перекладывать, подклеивать и т.п. В обзоре не следует стремиться к изложению всего и всякого материала, перечисляя одну за другой прочитанные статьи и книги. Необходимо попытаться раскрыть существо вопроса, выделить главные положения и ведущие идеи в соответствии с поставленными задачами и вопросами плана курсовой работы. Таким образом, обзор должен носить не хронологический, а проблемный характер, он должен раскрывать состояние вопроса по разным литературным источникам. Исследовательская работа должна содержать глубокое и четкое изложение поставленных вопросов простым литературным языком с общедоступным для понимания употреблением терминов. Повторное употребление того или другого слова, если это возможно, допустимо через интервал в 50—100 слов. Содержание работы заключается в отражении своего собственного понимания и осмысления вопроса на основе изучения литературы, оценки тех или других аспектов педагогической теории и концепций со ссылкой на их авторов, доказательства каких-либо положений с привлечением цитирования. Ссылка на автора и его работу очень важна для читателя. В случае необходимости такое указание позволяет ему непосредственно обратиться к первоисточнику и сделать необходимые уточнения. В тексте, при ссылке (суждения) и выражении использовать следующие глаголы. Автор: анализирует; возражает; высказывает мнение; добавляет; доказывает; допускает; задает вопрос; излагает; констатирует; находит; начинает; не разделяет точку зрения; не соглашается; обнаруживает; обсуждает; объясняет; одобряет; отвечает; отмечает; отстаивает; определяет; пересказывает; пишет; повторяет; поддерживает; подтверждает; позволяет; полагает; понимает; предлагает; предполагает; представляет; признает; принимает точку зрения; приходит к выводу; разбирает вопрос; разделяет; размышляет; разрешает; разъясняет; рекомендует; решает проблему; следует; соглашается; сомневается; сообщает; спрашивает; ссылается; считает; указывает; упоминает; утверждает; уточняет; фиксирует. В исследовательской работе цитирование вполне правомерно. Однако оно не должно превращаться в самоцель, заглушать собственную мысль работы, его понимание проблемы. В конце цитаты необходимо указывать источник высказывания. Методы исследования и их выбор Выбор методов исследования зависит от определения темы, проблемы, гипотезы, цели и задач исследования. Этот вопрос достаточно полно освещен в специальной литературе. Вместе с тем имеет смысл коротко перечислить методы научного исследования. Все методы исследования разделяются на теоретические и эмпирические (практические). Теоретические методы: теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнение, классификация, обобщение. Эмпирические методы: наблюдение, беседы, рейтинг (оценки компетентных судей), самооценка, педагогический консилиум, диагностирующие контрольные работы, изучение педагогического опыта, опытная педагогическая работа, эксперимент и др. Студенту необходимо выбрать нужные методы, т.е. такие, которые обеспечивают максимальный эффект. Методы обычно отбираются для каждого этапа и части исследования. Некоторые критерии правильности выбора методов исследования приводит В.И. Загвязинский. Целесообразно отобрать методы адекватно объекту, предмету, общим задачам исследования, накопленному материалу, чтобы они соответствовали современным принципам научного исследования; были бы перспективными, т.е. давали надежные результаты; соответствовали логической структуре (этапу) исследования; обладали максимальной направленностью на всестороннее и гармоничное развитие личности обучаемых; находились в гармоничной взаимосвязи с другими методами в единой методической схеме.
2-Й ЭТАП - ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ На этом этапе определяется структура опытно-экспериментальной работы, которая включает констатирующий эксперимент (проверочный), созидательно-преобразующий эксперимент (или формирующий, конструирующий) и контрольный эксперимент. Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования и ставит своей задачей выяснение состояния на практике изучаемого явления. При этом могут быть использованы разнообразные методы исследования (наблюдение, тестирование, беседы, анкетирование, анализ работ детей, планов занятий и уроков и др.). Формирующий, или созидательный, эксперимент является следующим основным этапом эксперимента. В процессе формирующего эксперимента студент организует проверку выдвинутой гипотезы, вводя новые условия, изучая влияние этих условий на повышение эффективности воспитания и обучения. На этом этапе очень важны методика фиксации хода и результатов опытной работы и методика анализа полученных данных, статистическая обработка данных, составление таблиц, построение графиков и др. Контрольный эксперимент дает возможность выявить эффективность, уточнить результаты проведенной работы (правильности или ошибочности гипотезы). Практическая часть исследовательской работы может включать: - разработку инструментария: анкеты, опросники и т.д.; - разработку уроков, занятий; - подбор тренировочных упражнений, тренингов и т.д. После завершения экспериментальной части ее следует обработать: описать проведение занятий, упражнений, воспитательной работы и т.д., отразить ошибки, неудачи в ходе исследования и сделать выводы, разработку инструментария: анкеты, опросники и т.д.; 3-Й ЭТАП - ОФОРМЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ Начинается оформление исследовательской работы с компоновки подготовленных текстов по главам в соответствии с примерной структурой работы. Главы следует внимательно прочитать, отредактировать и написать выводы к каждой главе, где излагается сущность вопроса и обобщение результатов проделанного анализа. Далее, составляется заключение по всей работе, где подводится итог теоретического и практического исследования. Только после этого приступают к написанию введения к работе. Введение — это вступительная часть научно-исследовательской работы. Автор должен с первых строк приложить все усилия, чтобы заинтересовать читателя, раскрыть практическую значимость исследования, показать базу экспериментальной работы, описать методы исследования, определить положения, выносимые на защиту, объект, предмет, гипотезу, цели и задачи исследования. Составной частью работы является библиографическое описание, или список литературы. Он представляет собой перечень книг и статей, которые располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов и названиям коллективных трудов. Работа может иметь список иллюстраций в соответствии с расположением в тексте (они могут размещаться на страницах с текстом и на отдельных листах между страницами). В последнем случае листы с иллюстрациями нумеруются в общем порядке, как и страницы с текстом. Нумерация иллюстраций идет в последовательности, каждая иллюстрация имеет свой порядковый номер и название (например: Рис. 1. «Вечерняя Москва»). На одной странице может быть от одной до нескольких иллюстраций цифрами. Нумерация иллюстраций осуществляется арабскими цифрами. Далее следует список приложений, который включает в себя их перечисление в том порядке, в котором они расположены в работе. Каждому приложению дается свой номер, который пишется римскими цифрами, а также название. В списке воспроизводятся номера и названия приложений. Оглавление (содержание) составляется после окончания компоновки работы и соответствует ее структуре. Затем оформляется титульный лист. Работа с литературой Список литературы включает перечень всех первоисточников, использованных в работе, по определенной форме и последовательности: 1. Законы РФ и субъектов РФ, Постановления Правительства, Положения и Инструкции Министерств и ведомств. 2. Сборники документов и материалов, статистические справочники, монографии в алфавитном порядке фамилий авторов с указанием места и года издания. 3. Журнальные и газетные публикации в алфавитном порядке фамилий авторов с указанием печатного органа и времени издания. 4. Архивные материалы с указанием архивов, фондов, описей и номеров дел. 5. Материалы организации, на базе которой подготовлена работа. Список использованной литературы оформляется по стандарту ГОСТ Р 7.0.5 — 2008 «Библиографическая ссылка». Подготовка к защите и защита выпускной (дипломной, бакалаврской) квалификационной работы Защита дипломного проекта - это открытое мероприятие. Поэтому на неё могут прийти все желающие. Процедура защиты чаще всего проходит следующим образом. Все защищающиеся студенты, Государственная аттестационная комиссия и гости собираются в подготовленном зале для защиты. Декан факультета / директор института / заведующий кафедрой / председатель ГАК приветствуют студентов, произносят слова напутствия. По заранее оговоренному порядку начинают выступать студенты.
Подготовка выступления на защиту Выступление студентом готовится заранее. Время устного выступления заранее регламентируется и может быть от 7 до 10 минут. Обычно, если студент говорит больше 10 минут, его могут остановить и попросить перейти к выводам. Поэтому текст выступления нужно напечатать заранее и с секундомером прочитать его дома. Текст выступления желательно выучить. Конечно, во время выступления можно смотреть в напечатанный текст, но если студент туда заглядывает очень редко, и больше внимание уделяет визуальному контакту со слушающими, то это увеличивает положительное отношение к нему как к выступающему. План выступления на защите: -приветствие/объявление о представлении темы (Позвольте представить дипломное исследование по теме: .....); -объявление целей, задач, гипотезы, методов исследования, положений, выносимых на защиту; -тезисное освещение теоретической главы; -тезисное описание практической главы, то есть экспериментального исследования (где, когда происходило исследование, результаты исследования (констатирующего эксперимента), структура формирующего этапа (то есть разработка проекта), результаты контрольного этапа эксперимента (если он был); -выводы (подтвердилась гипотеза или нет, достигнута ли цель, рекомендации). Выступление сопровождается демонстрацией материалов из приложений. Студент делает электронную презентацию. Но может быть презентация и на бумажных носителях - раздаточные материалы для комиссии в отдельных папках или плакаты, вывешиваемые перед выступлением. Плакаты должны отражать материалы диплома. Во время выступления студента комиссия знакомится с дипломной работой, выданными студентом раздаточными материалами, мультимедиапрезентацией. После выступления студент благодарит комиссию за внимание и готов отвечать на вопросы. Затем комиссия задает вопросы студенту по диплому. Защищающийся студент всегда боится вопросов от комиссии. Но, хочется Вас уверить, что эти вопросы, на помимание того, что студент делал в дипломе, его тонкости, специфику. И, конечно, на эти вопросы каждый защищающийся легко отвечает, если, конечно, он разбирается в своем дипломе. По окончании выступлении всех студентов, комиссия совещается в выставлении оценок за защиту. Затем комиссия оглашает оценки, выставленные каждому студенту, отмечает лучшие выступления и презентации, поздравляет студентов. На этом, собственно, защита дипломных проектов и заканчивается. Что влияет на успех защиты студента: - заранее (за неделю) написанный текст выступления, - выученная речь выступления, - нормальное физическое состояние накануне и в день защиты, - аккуратный, торжественный внешний вид, - открытая, свободная поза, выражение лица, соответствующее содержанию произносимого, - четкая, ясная речь, нормальное произношение, - уважительное отношение к сидящим в зале, - использование в выступлении неординарных моментов, привлекающих внимание (фрагмент эксперимента, видео или аудио запись и т.д.). - использование раздаточных материалов, грамотно оформленных (диаграммы, таблицы в формате А4 для комиссии) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |