![]() Главная Случайная страница Категории: ДомЗдоровьеЗоологияРнформатикаРскусствоРскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиРкологияРРєРѕРЅРѕРјРёРєР°Рлектроника |
РџРѕ предмету В«Рнформационные технологии»Для учащихся пятых классов.
Пояснительная записка
Отличительной чертой современной образовательной парадигмы является переход РѕС‚ «знаниевого» Рє «компетентностному РїРѕРґС…РѕРґСѓ, РіРґРµ акцент СЃ СЃСѓРјРјС‹ знаний смещается Рє умению применять РёС… РІ РЅРѕРІРѕР№ нестандартной ситуации. РћРґРЅРёРј РёР· показателей успешности учащихся является РРљРў-компетентность. Развитию РРљРў-компетентности помогает использование активных методов обучения, РѕРґРЅРёРј РёР· которых является метод проектов. Поскольку РѕРЅ позволяет вовлечь учащихся РІ активный познавательный процесс, научить самостоятельно формулировать учебную проблему Рё искать варианты её решения, осуществлять СЃР±РѕСЂ необходимой информации, планировать Рё анализировать СЃРІРѕСЋ деятельность. Современное общество развивается РІ тесной СЃРІСЏР·Рё СЃ сетью Рнтернет. Рнтернет создает условия для эффективного сотрудничества учащихся школ, педагогов, РіРґРµ Р±С‹ РѕРЅРё географически РЅРё находились. РћРґРЅРѕР№ РёР· форм такого сотрудничества является телекоммуникационный образовательный проект. Телекоммуникационный проект, возникший РІ результате интеграции сетевых технологий РІ метод проектирования, открывает новые возможности для достижения целей обучения, воспитания Рё развития учащихся. Р’ настоящее время существует широкий спектр сервисов Рнтернет, предоставляющих пользователям возможность работать СЃ сервисами совместно, обмениваться информацией, Р° также работать СЃ массовыми публикациями (РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ веб-приложений социальных сервисов).Большую популярность приобрели информационные порталы, интегрирующие РІ себе сразу несколько социальных сервисов. Принимая РІРѕ внимание необходимость развития РРљРў-компетентности школьников Рё умений использовать сетевые технологии, РјРЅРѕСЋ было принято решение разработать телекоммуникационный образовательный проект РїРѕ предмету В«Рнформационные технологии» для учащихся 5-С… классов. Р’ С…РѕРґРµ работы проанализированы особенности метода проекта СЃ использованием сетевых технологий. Рассмотрена структура Рё организация телекоммуникационных проектов. Выявлены особенности телекоммуникационных проектов, среди которых РјРѕР¶РЅРѕ выделить: знакомство Рё использование учащимися социальных сервисов сети Рнтернет; развитие навыков компьютерной грамотности, возможность работать РІ сети сразу нескольким пользователям одновременно. РњРЅРѕСЋ проведён сравнительный анализ социальных серверов сети Рнтернет: PBWiki, Taba.ru, slideshare.net, Google, svoyaset, rubigstreet.ru. Таблица1. Анализ серверов Рнтернет для реализации проектной деятельности
РќР° РѕСЃРЅРѕРІРµ анализа сделан вывод, что всем критериям, необходимым для реализации телекоммуникационного проекта, соответствует сервер Taba.ru. Рменно РѕРЅ явился платформой для создания социальной сети «В поисках сокровищ» (http://project.taba.ru), организованной для учащихся пятых классов. Разработанный проект направлен РЅР° закрепление Рё систематизацию полученных знаний, РІ рамках изучения РєСѓСЂСЃР° В«Рнформационные технологии», включающего следующие разделы: 1. Алгоритмы. Р’РёРґС‹ алгоритмов, свойства Рё СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ записи – 6 часов 2. Рсполнители. Знакомство СЃРѕ средой ЛогоМиры – 12 часов 3. Компьютерные презентации – 7 часов 4. Компьютерная графика. Р’РёРґС‹ графики. Знакомство СЃ векторным графическим редактором CorelDraw – 10 часов Цель проекта: В· создание условий для развития РРљРў-компетентности учащихся 5 классов РІ учебном процессе; В· использование социальных сервисов сети Рнтернет для развития социальной Рё творческой активности учащихся. Учитывая возрастные особенности пятиклассников, были разработаны этапы проекта, каждый РёР· которых нацелен РЅР° развитие РРљРў-компетентности учащихся. Участие РІ проекте помогло развить Сѓ учащихся следующие умения: заводить почтовой ящик, создавать Рё оформлять личную страницу РІ сети Рнтернет, размещать РЅР° ней тексты, фотографии, добавлять комментарии, отправлять сообщения участникам проекта, выставлять рейтинговые оценки. Для развития навыка самостоятельности, умений извлекать информацию Рё пользоваться её РЅР° протяжении всех этапов проекта учащимся были предложены пошаговые инструкции. Проследить вклад РІ развитие РРљРў-компетентности учащихся удалось, используя анкету. Анализ, которой позволил сделать вывод, что участие РІ проекте помогло развить Сѓ учащихся следующие умения: заводить почтовой ящик, создавать Рё оформлять личную страницу РІ сети Рнтернет, размещать РЅР° ней тексты, фотографии, добавлять комментарии, отправлять сообщения участникам проекта, выставлять рейтинговые оценки. Таким образом, участие РІ телекоммуникационном проекте позволило сформировать Сѓ школьников умение ориентироваться РІ постоянно растущем количестве РЅРѕРІРѕР№, зачастую противоречивой, информации, прогнозировать результаты Рё возможные последствия разных вариантов решения, пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных Рё практических задач, что является необходимым условием успешной Р¶РёР·РЅРё РІ современном обществе.
Паспорт проекта Рдея проекта: Создать условия для развития РРљРў-компетентности учащихся 5 классов РїСЂРё изучении РєСѓСЂСЃР° В«Рнформационные технологии». 1. Название проекта. «В поисках сокровищ» 2. Сведения РѕР± авторе проекта. Егорова РСЂРёРЅР° Викторовна, учитель (I РєРІ. категории) начальных классов РњРћРЈ «СОШ в„– 15В» РіРѕСЂРѕРґР° Губаха. E-mail [email protected] 3. Учебный предмет. Проект проводится РІ рамках предмета информационные технологии. 4. Учебные дисциплины, близкие Рє изучаемому РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ. Данный проект может быть реализован Рё РЅР° информатике. 5. Цель проекта. В· создание условий для развития РРљРў-компетентности учащихся 5 классов РІ учебном процессе; В· использование социальных сервисов сети Рнтернет РїРѕ развитию социальной Рё творческой активности учащихся. 6. РЎСЂРѕРє проведения проекта. Проект проводится РІ течение 4 недель. 8. Возраст участников. Учащиеся 5 классов (11-12 лет). 9. Аннотация Рє проекту. Телекоммуникационный проект содержит: 1. Регистрационную анкету Рё/или визитную карточку. 2. Задания Рє каждому этапу. 3. Требования Рє выполнению Рё оформлению заданий. 4. Качественную или количественную оценку выполненных заданий. 5. Обратную СЃРІСЏР·СЊ. 6. Доступ Рє материалам проекта всех участников проекта. 7. Ртоговый РїСЂРѕРґСѓРєС‚. 10. Выходы/результаты деятельности учащихся. В· Представление результатов работы РІ сети Рнтернет; В· опыт РїРѕ созданию сетевых сообществ школьников данного возраста. РћСЃРЅРѕРІРѕР№ проекта является РёРіСЂР° «В поисках сокровищ», участие РІ которой позволить вспомнить Рё систематизировать изученный материал. РРіСЂР° включает 4 этапа:
Таблица 2. Ртапы работы над проектом
11. Ртапы организации проекта «В поисках сокровищ» Организация первого этапа РёРіСЂС‹ Цель: знакомство учащихся СЃ возможностями социальных сервисов Рё работа РІ РѕРґРЅРѕРј РёР· РЅРёС…. 1. Побеседовать СЃ детьми Рѕ путешествиях Рё приключениях. Дать возможность учащимся вспомнить, рассказать интересные моменты РёР· фильмов, РєРЅРёРі. РњРѕР¶РЅРѕ просмотреть отрывок РёР· фильма. 2. Пригласить учащихся РІ виртуальное путешествие, рассказав историю Рѕ таинственной стране, РІ которой нас Р¶РґСѓС‚ приключения. 3. Каждый участник проекта РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ регистрацию РЅР° сайте, получает логин Рё пароль, присоединяется Рє сети «В поисках сокровищ». (http://project.taba.ru) 4. Проверить готовность Рє приключениям каждого ученика. Провести викторину. 5. Проследить Р·Р° правильностью ответов ребят, сообщить результаты. Организация второго этапа РёРіСЂС‹ Цель: закрепление умений работы РІ графическом редакторе. Сообщить детям Рѕ затерянном острове, РЅР° котором зарыт клад. 1. Показать карту страны, рассмотрев карту, ребята обнаруживают, что остров РЅР° ней РЅРµ обозначен. Предложить ребятам изобразить остров средствами графического редактора (любого), придумать название острова. 2. Каждый ученик может оценить работы РґСЂСѓРіРёС… Рё проголосовать, таким образом, повысив рейтинг этого участника. 3. Работу, получившую максимальную оценку выставить РЅР° главную станицу проекта. Организация третьего этапа РёРіСЂС‹ Цель: закрепление умений работы РІ программе РїРѕ созданию презентаций Power Point; развитие коммуникативных навыков учащихся. 1. Побеседовать СЃ детьми РѕР± увлечениях Рё интересах людей. Провести РґРёСЃРєСѓСЃСЃРёСЋ РЅР° тему: «Что движет человеком, который оправляется РІ путешествие, ищет приключения, РїРѕСЂРѕР№ СЂРёСЃРєСѓСЏ Р¶РёР·РЅСЊСЋ?В» «Кто эти люди?В» 2. После обсуждения, учащиеся создают СЃРІРѕСЋ визитку РІ программе Power Point, РІ которой рассказывают Рѕ себе, СЃРІРѕРёС… увлечения. Выставляют её РЅР° личную страницу. 3. РќР° данном этапе ребята РјРѕРіСѓС‚ посетить станицы всех участников проекта, оставляя комментарии. Чем больше комментариев РЅР° станице, тем выше рейтинг участника. Поэтому задача каждого ученика заинтересовать как РјРѕР¶РЅРѕ больше человек Рё пригласить РЅР° СЃРІРѕСЋ станицу. Организация четвёртого этапа РёРіСЂС‹ Цель: повторение основных понятий темы «Алгоритмы» (алгоритм, РІРёРґС‹ алгоритмов, исполнитель, РЎРљР); отработка умений составлять алгоритм. РќР° данном этапе работы учащиеся составляют алгоритм «Как добраться РґРѕ клада», используя набор команд исполнителя. Описание проекта Для реализации проекта пройдена регистрация РЅР° сайте taba.ru Рё создана сеть «В поисках сокровищ» (http://project.taba.ru). РџРѕРґСЂРѕР±РЅРѕРµ описание процесса регистрации РЅР° сайте taba.ru Рё создания собственной сети содержатся РІ приложении (Приложение 1,2). Р’ мае 2009 РіРѕРґР° проект был частично апробирован. Участниками телекоммуникационного проекта стали учащиеся пятых классов РњРћРЈ «СОШ в„–15В». Дети этого возраста РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј уравновешены, РёРј свойственно открытое Рё доверчивое отношение Рє взрослым. РћРЅРё Р¶РґСѓС‚ РѕС‚ учителей, родителей, РґСЂСѓРіРёС… взрослых помощи Рё поддержки. Однако постепенно РѕСЃРѕР±СѓСЋ роль РІ РёС… Р¶РёР·РЅРё начинает играть коллектив сверстников Рё складывающиеся РІ нем отношения. Р’ этот период детям свойственна повышенная активность, стремление Рє деятельности, РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ уточнение границ Рё сфер интересов, увлечений. Так как для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение Рє любой деятельности, очень важно дать положительный настрой РЅР° работу. РЎ учащимися предварительно проводится беседа Рѕ приключениях Рё путешествиях. РњРѕР¶РЅРѕ посмотреть фрагмент фильма Рѕ приключениях, например, «Остров сокровищ». Ребята рассказывают интересные случаи РёР· своей Р¶РёР·РЅРё, Рѕ том, РіРґРµ РѕРЅРё были, делятся впечатлениями. После пригласить пятиклассников РІ виртуальное путешествие. Каждый путник должен быть уверен, что РЅР° земле есть место, РєСѓРґР° РѕРЅ может вернуться, РіРґРµ его Р¶РґСѓ. Поэтому прежде чем «отправиться РІ путь» учащиеся организуют СЃРІРѕС‘ личное пространство РІ сети Рнтернет, заводят почтовый ящик, используя пошаговый алгоритм (Приложение 3). Очень важная задача для младшего подростка — выйти РЅР° новый уровень учебной самоорганизации, научиться самостоятельно, планировать СЃРІРѕС‘ время, правильно его распределять, извлекать информацию Рё пользоваться её. Для развития этих умений ребятам предлагается инструкция «Как зарегистрироваться РІ сети taba.ruВ» (Приложение 1). Дети 10 -11 лет очень любознательны, РєСЂРѕРјРµ того, РёРј свойственен РґСѓС… соперничества. Чтобы его поддержать Рё развить умение сравнивать Рё сопоставлять информацию РёР· нескольких источников, умение исключать несоответствующую Рё несущественную информации, провести викторину «Вы готовы Рє приключениям?В» (Приложение 4). РќР° следующем этапе работы ученики присоединяются Рє существующей сети «В поисках сокровищ», используя план (Приложение 5). Для поддержания интереса рассказать детям историю Рѕ затерянном острове, РЅР° котором зарыт клад. Предложить учащимся проявить СЃРІРѕСЋ фантазию Рё средствами графических редакторов нарисовать карту острова. Данное задание способствует развитию умений создавать Рё передавать информацию средствами РРљРў. Каждый участник должен поместить карту РЅР° СЃРІРѕСЋ страницу РІ раздел Рзображения, используя инструкцию «Как добавить изображение» (Приложение 6). Так как для ребёнка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение РґСЂСѓРіРёС… людей Рѕ нем Рё Рѕ его поступках, особенно мнение одноклассников Рё учителей, каждый ребёнок имеет возможность посетить странички всех участников проекта Рё выразить СЃРІРѕС‘ отношение, выставив рейтинговую оценку (+1 или -1) (Приложение 7). Карта, набравшая большее количество баллов, выставляется РЅР° главную страницу проекта. Дети данного возраста ориентированы РЅР° установление доверительно-дружеских отношений СЃРѕ сверстниками. Р’ РґСЂСѓР¶Р±Рµ РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные РЅРѕСЂРјС‹ взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание РґСЂСѓРіРѕРіРѕ, дает возможность как РІ зеркале увидеть Рё понять СЃРІРѕРё собственные проблемы. Рменно РІ силу психологической ценности отношений СЃРѕ сверстниками РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) РЅР° ведущую деятельность общения. Учитывая потребность РІ общении, провести беседу СЃ детьми РѕР± увлечениях Рё интересах людей, РґРёСЃРєСѓСЃСЃРёСЋ РЅР° тему: «Что движет человеком, который оправляется РІ путешествие, ищет приключения, РїРѕСЂРѕР№ СЂРёСЃРєСѓСЏ Р¶РёР·РЅСЊСЋ?В» «Кто эти люди?В». После обсуждения, учащиеся приступают Рє созданию своей визитки РІ программе Power Point.. Каждый ребёнок сообщает РІ визитке Рѕ себе, Рѕ СЃРІРѕРёС… увлечениях Рё выставляет её РЅР° личную страницу. РџСЂРё выполнении данного задания необходимо детям дать возможность самовыразиться. РџРѕ данным психологов ситуация адаптации вызывает Сѓ РјРЅРѕРіРёС… пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так Рё личностную, Р° зачастую Рё появление страхов. Например, усиливается страх РЅРµ соответствовать ожиданиям окружающих, который РІ этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Ребята РјРѕРіСѓС‚ посетить страницы всех участников проекта, добавить комментарии, используя памятку «Как оставить комментарии» (Приложение 7). Целью данного этапа проекта является развитие коммуникативных навыков учащихся, умения выносить суждение Рѕ качестве, важности, полезности или эффективности информации Рё умения воздерживаться РѕС‚ использования провокационных высказываний РїРѕ отношению Рє культуре, расе, этнической принадлежности или полу, знание всех требований (правил общения), относящихся Рє стилю конкретного общения. Заключительный этап проекта – РїРѕРёСЃРє клада. Ребятам предлагается набор команд, используя который надо составить алгоритм «Как добраться РґРѕ клада». РџСЂРё выполнении данного задания учащиеся демонстрируют знания, полученные РЅР° уроках Рё умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая её. Участие пятиклассников РІ проекте, несомненно, способствует развитию РёС… РРљРў-компетентности, Рѕ чём свидетельствует таблица соответствия между компонентами РРљРў-компетентности Рё этапами проекта.
Таблица 3. Перечень умений, входящих в состав
Чтобы проследить вклад РІ развитие РРљРў-компетентности учащихся, РјРЅРѕСЋ была проведена анкета, РІ которой ученикам необходимо было оценить СЃРІРѕРё знания Рё умения, поставив В«+В» РІ РѕРґРЅРѕР№ РёР· колонок. (Приложение 8)
Таблица 4. Анкета участника проекта «В поисках сокровищ»
Анализ анкетирования участников проекта позволил сделать выводы, что благодаря участию РІ проекте, ученики научились создавать почтовой ящик, научились размещать тексты, фотографии РІ сети Рнтернет, познакомились СЃ правилами общения РІ сети, научились отправлять сообщения участникам проекта, выставлять рейтинговые оценки. Р’ С…РѕРґРµ реализации проекта Сѓ учащихся развиваются творческие способности, навыки самостоятельной работы. Наглядно результаты развития умений учащихся РІ С…РѕРґРµ проекта представлены РЅР° диаграмме
Р РёСЃСѓРЅРѕРє 1. Сравнительный анализ развития РРљРў-компетентностей учащихся РІ С…РѕРґРµ проекта. Литература 1. Бухаркина Рњ.Р®., Моисеева Рњ.Р’. Телекоммуникационные проекты РІ учебном процессе. - Рњ.: РђРћ РљРЈР”РР¦, 1994 Рі. 2. Бухаркина Рњ.Р®. Учебные проекты: возможности Рнтернет. // РЎР±РѕСЂРЅРёРє докладов научно-практической конференции "Глобальные телекоммуникации РІ образовании" Рњ., 1996 Рі. 3. Бычков Рђ. Р’. Метод проектовв современной школе. - Рњ., 2000 Рі. 4. Калинин Р.Рђ. Социальные сервисы Рнтернета. – Газета "Рнформатика", 2008, в„–1. 5. Концепция модернизации СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ образования РЅР° период РґРѕ 2010 РіРѕРґР°. — Рњ., 2002 Рі. 6. Международные исследования образовательных достижений РџРР—Рђ, 2000 Рі, 2003 Рі. 7. Патаракин Р•.Р”, Быховский РЇ.РЎ., Ястребцева Р•.Рќ. Создание учебной гипертекстовой энциклопедии РІ среде Р’РёРєРёР’РёРєРё: Общероссийский проект Летописи.СЂСѓ – Рњ.: Рнститут развития образовательных технологий, 2006 Рі. – 32 СЃ. 8. Патаракин Р•.Р”. Социальные сервисы Веб 2.0 РІ помощь учителю: Учебно-ментодическое РїРѕСЃРѕР±РёРµ – Рњ.: Рнтуит.СЂСѓ, 2006 Рі. – 64 СЃ. 9. Полат Р•.РЎ. Типология телекоммуникационных проектов. - Рњ.: Наука Рё школа, N4,1997 Рі. 10. Стандарты ЮНЕСКО РїРѕ РРљРў-компетентности для учителей (проект) ЮНЕСКО. 11. Универсальный словарь иностранных слов СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ языка РїРѕ ред. Волковой Рќ.Рђ., Рњ: Вече, 2000 Рі. 12. Фалина Р.Рќ. Компетентностный РїРѕРґС…РѕРґ РІ обучении Рё стандарт образования РїРѕ информатике. Рнформатика, 7, 2006 Рі. 13. Хуторской Рђ.Р’. Ключевые компетенции Рё образовательные стандарты // Рнтернет-журнал "РР№РґРѕСЃ". – 2002 Рі. 14. Ястребцева Р•.Рќ. Пять вечеров: беседы Рѕ телекоммуникационных образовательных проектах//Школьный сектор - 1998-2000 Рі. 15. http://letopisi.ru/index.php/ 16. http://www.iteach.ru 17. http://www.taba.ru 18. http://project.taba.ru Приложение Приложение 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |