Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Результаты исследований аудиторииФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬСКОЙ АУДИТОРИИ театров Учебное пособие
ВВЕДЕНИЕ
Советский театр переживает сегодня важный и сложный период своего развития. Не случайно одно из изданий, вобравшее в себя взгляды крупнейших деятелей сцены на проблемы перестройки в театральном деле, символически названо «Театр... Время перемен». Театр и зритель — проблема вечная и столь же вечно актуальная. Острота ее в наши дни усиливается теми процессами, которые происходят в социальном бытовании всей художественной культуры. Массовое приобщение самых широких слоев населения к культурным ценностям формирует новых кумиров и новую иерархию в системе традиционных видов искусств Изменения в структуре взаимодействия искусства и публики нашли свое отражение и в театральной жизни. В последние два десятилетия масштабы театрального дела в нашей стране постоянно расширялись — росло число театров, число мест в зрительных залах, число спектаклей, суммарное число посещений. Вместе с тем театральное искусство развивалось в сложных взаимосвязях с другими, в том числе новыми, нетрадиционными видами художественной культуры. В результате рост театрального предложения не всегда сопровождался прямо пропорциональным увеличением числа зрителей. Аншлаговая заполняемость зрительных залов характерна далеко не для всех театров страны. Все это поставило проблему повышения роли театра в жизни общества. Один из ракурсов этой проблемы — необходимость научного осмысления закономерностей взаимодействия театра и публики, поиски путей расширения зрительской аудитории. Такая постановка вопроса связывает изучение зрителя и практику управления театральным делом. Формирование зрительской аудитории — важнейшая часть повседневной деятельности театральной администрации. Однако для успешного ее осуществления недостаточно освоить известные из опыта правила и навыки. Необходимо глубокое понимание специфики социального функционирования театрального искусства, механизмов, привлекающих зрителя в театральный зал. Результаты и выводы научных исследований призваны подсказать способы наиболее эффективного осуществления работы со зрителем. Проблемы взаимодействия в системе «театр — зритель» имеют свою иерархию, свою логику осмысления. Прежде всего, необходимо вычленение и определение понятий и категорий, характеризующих предмет исследования: что есть феномен посещения, формирование аудитории. Затем возникает вопрос: кто он, театральный зритель, каков его социологический портрет. И, наконец, в каком социокультурном контексте, с каким культурным багажом он садится в театральное кресло и по каким законам будет оценивать увиденное. На этой базе возможны обобщения, попытки установить, что и как приводит человека в зрительный зал, и выработать рекомендации по организации зрителя. Приведенная логика и определила структуру учебного пособия. Оно может служить материалом как для освоения курса «Планирование и организация проката репертуара» в рамках специализации «организация театрального дела», так и курсов, посвященных организационным проблемам театра, для других специальностей театрального вуза.
Постановка проблемы И определение понятий Реальный процесс социального функционирования художественной культуры, как известно, может быть адекватно осмыслен лишь на основе системного, целостного представления о взаимодействии производства и потребления культурных благ. Необходимость системного изучения при этом возникает не как дань моде, а как следствие марксистско-ленинского положения, согласно которому искусство отражает общественное развитие и в то же время является способом социально-направленного формирования сознания членов общества. Искусство и публика – система, причем система с обратной связью. «Предмет искусства, — подчеркивал К. Маркс, —... создает публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой»1. С другой стороны, способность публики воспринимать искусство, направленность общественных интересов накладывает отпечаток как на уровень вершинных достижений художников, так и на состояние разных видов искусства в их массовом проявлении. Этот общий тезис, будучи справедливым и для театрального искусства, приобретает для него особый смысл и особую сложность. Эстетической мыслью и наукой о театре неоднократно отмечaлacь одна из наиболее значимых особенностей сценического творчества — его результат потребляется (и единственно может потребляться) в момент создания. Театральный спектакль как явление искусства и как результат творчества существует, по известному выражению Гегеля, «здесь и теперь» и постольку, поскольку он воспринят зрителем. Вспомним знаменитое высказывание В. Г. Белинского, согласно которому зритель столь же неотъемлемая часть театра, как драматург и актер. «Роман может не иметь читателя, — говорил один из основоположников, театроведческой науки Макс Герман. — Точно так же и лирическое стихотворение. В театре все иначе. Публика является фактором, участвующим в игре. Можно оказать, что публика является творцом театрального искусства» 2. Зритель как «творец театрального искусства» проявляется двояко. С одной стороны, он, по словам известного советского философа и культуролога Ю. Давыдова, «...выступает как необходимое условие его (спектакля. — Е. Л.) „реализации”, его превращения в человеческую
________________________ 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М.,1958. Т. 12. С. 718 2 Герман М., О задачах театроведческого института // Наука о театре. Л., 1975. С. 62.
реальность, в феномен общественного сознания (и общественного бытия)»3. С другой стороны, зритель «творит» спектакль не только фактом своего присутствия, он формирует и навязывает актерам свою «зрительскую партитуру спектакля», часто отличную от «идеальной партитуры», задуманной режиссером и разрабатываемой в репетиционном процессе. «Дыхание зала» — оценки, реакции, рокот или вдохновенная тишина, смех или слезы — расставляет свои акценты в игре актеров, в темпоритме спектакля. Зритель не пассивный, но формотворческий участник театрального действа»4. Сотворцом спектакля зритель становится, войдя в зрительный зал, вступив в сообщество под названием публика или аудитория сегодняшнего представления. Но ведь те, кто сегодня в зал не попали, хотя театр любят и посещают — тоже публика, и их" вкусы и настроения отражают сидящие в зале. И, наконец, есть и более широкая общность — те, кто имеет возможность придти в театр, хотя может быть ею пока и не воспользовались,—они тоже публика. Мы специально перечислили возможные значения термина «публика» в таком порядке, чтобы последующее поглощало предыдущее, стремясь нагляднее выявить многослойность обратной связи в системе «театр и зритель». Прежде чем говорить о путях и методах формирования зрительской аудитории, таким образом, необходимо четко определить, о чем, собственно, пойдет речь — что подразумевается под аудиторией и в каком смысле ее надо формировать. «Понятие "зритель", — пишет Г. Г. Дадамян, — еще не имеет своего четкого определения в социологии искусства... Пока же, в первом приближении, примем за основу статистический критерий, согласно которому понятие "зрители" — это совокупность людей, посетивших театр за какой-то определенный период времени, например, год или сезон»5. Исследователи, изучающие театральную аудиторию, ввели в научный оборот разделение понятий «зрителеспособное население» и «зрители» согласно изложенному выше принципу. Зрителеспособное население — жители городов, имеющих театры. Зрители - люди, посетившие театр хотя бы раз за оговоренный промежуток времени. Введение временного интервала делает разговор об аудитории более определенным, предметным. «Так, — отмечают ленинградские исследователи, — без уточнения временного интервала в реальную аудиторию МХАТа с одинаковым основанием можно включать и зрителей начала XX века, и зрителей 20-х годов, и сегодняшних зрителей. Такое широкое ______________________
3 Давыдов Ю. Социальная психология и театр//Театр. 1969. № 12. С. 27. 4 См. Там же. С. 27—29. 5 Дадамян Г. Социально-экономические проблемы театрального искусства. М., 1982. С. 17.
толкование реальной аудитории театра вполне допустимо, однако вряд ли оно пригодно для анализа проблем, стоящих перед театром сегодня»6. В то же время ограничение периода времени, в течение которого фиксируется посещение театра, исключает из аудитории людей, любящих театр и стремящихся его посещать, но по тем или иным объективным причинам лишенных возможности попасть в зрительный зал именно в это время. Указанные соображения привели к разделению понятий «актуализированная» или «реальная» и «потенциальная» аудитория театра. «Актуализированная» или «реальная» аудитория — совокупность людей, посетивших театр за исследуемый период. «Потенциальная» аудитория — совокупность людей, вообще говоря, проявляющих интерес к искусству сцены, но по разным причинам именно в исследуемый период отключенная от потребления театра 7. Само по себе определение предмета исследования позволило вскрыть две существенные проблемы. Первая — арифметическая сумма реальной и потенциальной аудитории не дадут объема зрителеспособного населения. Проживание в городе, где есть театр, не приводит автоматически даже в разряд «потенциальных» зрителей. Включение сценического искусства в структуру культурных потребностей индивидуума не определяется физической доступностью театра и, следовательно, возникают вопросы: каким образом, собственно, рекрутируется театральная аудитория и как можно целенаправленно влиять на этот процесс? Вторая — если не все зрителеспособное население суть театральная аудитория, то в каких соотношениях состоят объемы этих совокупностей. Объем зрителеспособного населения легко определяется из демографической статистики, а вот объемы аудитории, не только потенциальной, но и реальной, статистически не фиксируются. Театральная отчетность в графе «число зрителей» учитывает на самом деле не зрителей и даже не число посещений, а лишь число проданных билетов. Но если даже абстрагироваться от ситуации, когда за проданным билетом не стоит акт посещения, остается известная дилемма: что такое 10 проданных билетов—10 зрителей или 10 посещений театра одним зрителем? Вопрос о размере зрительской аудитории — проблема прежде всего социальная, за ней стоит, в конечном счете, определение места и роли театра в жизни общества. Но не менее важна и практическая, организационно-экономическая сторона этого вопроса. Здание размера аудитории позволит, обоснованно планировать заполняемость зрительных залов, а отсюда - _____________________
6 Алексеев А. и др. Зритель в театре. М, 1981. С. 130. 7 См.: Дадамян Г. Размер зрительской аудитории театров//Экономика и организация театра. Вып. 5. Л., 1979. С. 91; Кесельман Л. Повседневная, реальная и потенциальная аудитория театра // Театр и художественная культура. М., 1981. С. 133.
сборы, доходы и финансовый результат деятельности театра. Попытки построения методических основ расчета размера зрительской аудитории заставили исследователей вводить в рассмотрение более детальные классификации аудитории. Так, Г. Г. Дадамян предлагает различать следующие совокупности зрителей: жители данного региона, посещающие данный конкретный театр; жители данного региона, посещающие театры в других регионах; приезжие из других регионов, посещающие данный конкретный театр данного региона. Отсюда виды аудитории классифицируются следующим образом: — собственная аудитория конкретного театра, включающая — собственная аудитория региона, включающая жителей — совокупная аудитория конкретного театра, включающая — совокупная аудитория региона, включающая всех зрителей (местных и приезжих), посещающих любой из театров данного региона; — полная аудитория региона, включающая жителей данного — общая аудитория региона, включающая всех жителей Схему эту, по мнению автора, можно детализировать, выделив в ней «аудиторию всех представлений данной постановки, данного режиссера и т. д.» 8. Л. Е. Кесельман предлагает различать реальную аудиторию театра вообще, реальную аудиторию театров данного региона, реальную аудиторию конкретного театра и реальную аудиторию отдельного спектакля. При этом он считает важным рассматривать наряду с «реальной» аудиторией понятие «повседневная» аудитория, различая «повседневную аудиторию театра» как некий обобщенный образ аудиторий всех отдельных представлений театра и «повседневную аудиторию спектакля» как некий обобщенный образ аудиторий всех представлений данного спектакля. Понятие «повседневная аудитория» близко к предлагаемому Л. Н. Коганом понятию «публика спектакля». Вводимая дифференциация, по мнению Л. Е. Кесельмана, важна потому, что социолог, используя методы опроса, выявляет, собственно, характеристики повседневной аудитории и на их основании формирует представление об аудитории реальной 9. _________________________
8 Дадамян Г. Социально-экономические проблемы театрального искусства. 9 См. Кесельман Л. Указ. соч. С. 133—137.
Приведенные классификации строились на основе оговоренного выше «статистического» понятия «зритель» (когда к аудитории причисляются все, посетившие театр хотя бы один раз). Их введение в научный оборот помогло создать относительно достоверные способы расчета размера зрительской аудитории на основе статистики посещений и данных о частоте посещения театра отдельным зрителем. Но, отметим, что это лишь один из возможных подходов к дифференциации аудитории. Практически все исследователи, в той или иной степени затрагивающие проблематику, связанную со зрительской аудиторией, характеризуют ее социально-демографическую структуру. «Социологический портрет» зрителя — его пол, возраст, профессиональную принадлежность, семейное положение, материальную обеспеченность — знать, конечно, надо. Довольно часто к этим сведениям присовокупляются данные об общем круге культурного потребления и стаже общения с театром. Гораздо реже предметом рассмотрения становятся качественные структуры аудитории. Первоначальные попытки структурирования зрительской аудитории театров строились на том, что структурообразующими признаками должны выступать частота и мотивы посещения. За этим предполагалась возможность определения «феномена посещения», ответа на главный вопрос — что именно ищет зритель в театре и какие механизмы приводят его в зрительный зал. Отметим сразу, что логическая цепочка, ведущая от изучения мотивов к определению феномена посещения, оказалась многозвенной и до сегодняшнего дня полностью еще не воссоздана. Исследованию же частотных характеристик посещения придается большое значение. Логика здесь такая: опыт общения с живым театром — необходимое условие «театральной грамотности», следовательно, зритель «подготовленный» должен быть регулярным посетителем театров, а редко посещающий, «новый», «случайный» зритель — это, как правило, не достаточно художественно развитый (хотя бы в театральном смысле) индивидуум. И хотя при этом признается, что за слишком большой частотой посещения стоит «всеядность», вытекающая из невысокого уровня художественных запросов, а за редкой посещаемостью может стоять избирательность, опирающаяся на развитый вкус, тем не менее большинством исследователей постулируется тесная взаимосвязь и даже пропорциональность структур аудитории по частоте посещения и по степени подготовленности к восприятию театрального искусства. Вопрос этот не представляется столь бесспорным. Общеизвестно, что всякое произведение искусства моделирует действительность, и всякий вид искусства оперирует собственными способами моделирования. Иными словами, каждоеискусство имеет свой язык, и чем подробнее знаком потребитель (зритель, слушатель, читатель) с этим языком, тем глубже воспринимает он произведение искусства. Когда знания языка искусства недостаточно, индивидуум в процессе восприятия
находит для себя такие элементы языка, которые ему доступны, хотя при этом основное содержание произведения может остаться для него скрытым. Если же понятных знаков, элементов языка он встречает мало, ему скучно, неинтересно, он оценивает произведение искусства как плохое, неудачное, или выискивает в тексте произведения нечто, напоминающее известные ему знаки, и из них конструирует некий квазиязык, который и воспринимает, приписывая иногда произведению искусства смысл, в нем не заложенный. Такое происходит не только при соприкосновении с так называемыми сложными видами искусств, например, классической музыкой, это нередко встречается и при восприятии популярных, пользующихся массовым спросом видов искусств. Очевидно, дифференцировать театрального зрителя по шкале «подготовленный — неподготовленный» логично было бы по степени овладения им языком театрального искусства, но этот показатель слишком сложно измерить. Гораздо легче измеряема частота посещения, она становится основным показателем «степени приобщенности» к театру, хотя посещение и освоение не обязательно сопутствуют друг другу, и не исключено, что часто соприкасаясь с искусством сцены, зритель так и не научится воспринимать его художественную природу и структуру в их полноте и цельности 10. Добиваясь увеличения частоты посещения театра отдельным, зрителем, мы не повышаем автоматически его театральную грамотность. В зависимости от степени освоения языка театра разные зрители не одно и то же вынесут со спектакля. Но ведь зритель, как мы уже говорили, формотворческий участник театрального действия, и это нельзя не учитывать, приглашая его в зрительный зал. «...иногда думают, — подчеркивал В. Э. Мейерхольд, — что можно подготовить спектакль для любого зрителя. Это неверно. Один и тот же ... спектакль по своим нюансам, по отдельным местам для каждой аудитории будет иным. Поэтому в практике нашего театра принято сообщать актеру (как сообщают оратору перед выступлением), какой сегодня зритель. Надо прежде всего актерам условиться, для какой аудитории будут играть [...]. В целом спектакль нельзя изменить, но иногда играют под сурдинку, иногда без нее, и это отражается на спектакле, и поэтому организованный зритель является могучим стимулом к тому, чтобы спектакль в нюансах перестроился, является могучим регулятором и корректором»11. _____________________________________________________________
10 См. Левшина Е. О восприятии театрального искусства // Театр и время. М., 1985. С. 110—122. 11Мейерхольд В. Идеология и технология в театре//В. Э. Мейерхольд. Письма. Речи. Беседы: В 2 Ч. М., 1968. Ч. 2. С. 272.
Для театра, следовательно, важно знать и то, какой зритель составляет его аудиторию в целом, и то, какой зритель войдет сегодня в зрительный зал. Обобщая все вышесказанное, следует подчеркнуть, что понятие «формирование зрительской аудитории» неоднозначно, в нем можно выделить, как минимум, четыре уровня: — приобщение к театральному искусству как таковому, т. е. расширение общей актуализированной театральной аудитории страны; — расширение объема актуализированной аудитории конкретных регионов и конкретных театров, обеспечение представительства в театральной аудитории всех слоев населения; ― повышение «театральной грамотности» зрителей, увеличение доли подготовленных (с точки зрения освоения языка театра, умения воспринимать явление сценического искусства во всей его полноте) зрителей в структуре аудитории; — организация зрителей на конкретном спектакле с целью повышения эффекта взаимодействия сцены и зала. Все эти четыре уровня взаимосвязаны, но не перекрывают друг друга, и поэтому в каждом из четырех случаев речь должна идти о своих путях и механизмах формирования аудитории. Но прежде чем переходить к их обсуждению, целесообразно более подробно познакомиться с предметом воздействия, охарактеризовать сегодняшнего зрителя, состояние его взаимоотношений с театром, т. е. нарисовать социологический портрет театрального зрителя.
Театральный зритель глазами социолога: Пути формирования Зрительской аудитории театров
Напомним, что мы договорились понимать под формированием зрительской аудитории многоуровневое явление, которое включает в себя как проблему расширения потенциальной и реальной совокупной театральной аудитории страны и расширения актуализированных аудиторий конкретных театров и регионов, так и проблему повышения «театральной грамотности» тех, кто ходит в театр, увеличение доли подготовленных зрителей. Вне зрительного зала, как мы уже подчеркивали, не только нельзя стать театральным зрителем, но невозможно также приобрести сколько-нибудь устойчивый интерес к театральному искусству. Особые, собственно сценические языковые структуры, как показывалось в предыдущей главе, не воспроизводимы вне стен театра, не передаваемы через любые каналы репродуцирования. Познать удовольствие от общения с искусством сцены можно лишь побывав на спектакле. Отсюда — сколько-нибудь постоянный и широкий спрос на театр возможен лишь там, где есть театральное предложение. Поэтому проблема формирования зрительской аудитории начинается с регулирования театрального предложения. Крайняя неравномерность обеспеченности театральным местом не только граждан нашей страны, проживающих в различных условиях, но и горожан — бросающаяся в глаза характеристика сегодняшнего театрального предложения, отмечается многими исследователями. На 1000 человек населения городов, имеющих театр, в Казахской ССР приходится 2 места в зрительном зале (самый низкий показатель по стране), а в Эстонии— 9,9 места (самый высокий показатель). В РСФСР, которая занимает по рассматриваемому признаку 12 место среди союзных республик, этот показатель равен 3,5 1.
В то же время в городах, имеющих театры, в РСФСР проживает лишь 58% городского населения; 35% больших (с населением свыше 100 тысяч человек), 84% средних (с населением от 50 до 100 тысяч зрителей) и 98% малых (с населением до 50 тысяч человек) городов республики не имеют театров. Среди городов без театров, есть развивающиеся крупные промышленные центры, такие, как г. Набережные Челны (374 тыс. чел.), Ангарск (248 тыс. чел.), Череповец (283 тыс. чел.), Волжский (226 тыс. чел.) и др 2. За последнее десятилетие в нашей стране открыто более 50 новых театров, но в картине дислокации вновь открываемых коллективов прослеживается четкая тенденция — большинство из них создаются в городах, уже имеющих театры. Так, только 8 из 43 театров, открытых в СССР с 1976 по 1981 гг., начали работать там, где их прежде не было. В РСФСР с 1971 по 1981 гг. было введено в строй 27 новых театров, из них только 4 — там, где раньше не было. Отмеченная тенденция объясняется, по-видимому, двумя основными причинами: прежде всего, рост концентрации населения в крупных и крупнейших городах (в которых, как правило, уже есть театры) приводит к постоянному падению в них относительной обеспеченности местами в театральном зале; кроме того, в городах, имеющих театры и, соответственно, зрительскую аудиторию, более ярко проявляется потребность в общении с искусством сцены, отражением чего и было создание новых театральных коллективов. Решение проблемы театрального обслуживания городов, не имеющих театров, долго видели в расширении и упорядочении гастрольной деятельности, ибо считалось, что резкое увеличение числа театров, связанное с существенными капитальными вложениями и привлечением дополнительных трудовых ресурсов в отрасль, в сложившихся социально-экономических условиях невозможно. Однако проблема гастролей тоже не столь проста. Конечно, определенного повышения эффективности театрального обслуживания за счет упорядочения гастрольных планов достигнуть можно. Так, в частности, гастроли театров оперы и балета преимущественно в городах, где нет таких коллективов, расширяли спектр театрального предложения, относительно разнообразно строилась география поездок крупных столичных трупп, с искусством которых интересно познакомиться всем, и т. д. Но даже самое идеальное распределение гастролирующих коллективов не удовлетворит все потребности осуществляемым сегодня числом спектаклей. Расширение же гастрольной __________________________
1 См. Нейгольдберг В. Посещаемость театра и структура приобщения населения к искусству // Театр и художественная культура. М., 1980. С. 48. 2 См. Каринская Н. К вопросу о театральном обслуживании городов, неимеющих театра //Пути совершенствования хозяйственного механизма управления театрально-зрелищными предприятиями. М., 1984. С. 210—212.
деятельности действующих театральных коллективов нецелесообразно, такая постановка вопроса может привести только к печальным последствиям. Сегодня в среднем по РСФСР вне стационара осуществляется 60% спектаклей театров, а всего несколько лет назад выездная и гастрольная деятельность составляла 62%. Увеличение доли спектаклей на стационаре отмечается как одно из завоеваний театральной отрасли, как положительная тенденция, способствующая повышению художественного уровня театрального искусства. Затронув столь важный вопрос, мы хотели бы быть здесь правильно понятыми. Да, конечно, приобщение к искусству сцены жителей маленьких городов, поселков и сел — важнейшая задача театра, которую никто с него снять не может. Но для числа внестационарных спектаклей есть логический предел, переходя который, театр с обязательностью закономерности вынужден будет поступаться качеством. Выездные спектакли снижают число репетиционных точек. Параллельное осуществление стационарных и выездных спектаклей заставляет планировать репертуар и его прокат под разводимость, что смещает акценты в театральном предложении: зрителям показывают не то, что они предпочли бы видеть, и не то, что лучше всего демонстрирует творческое лицо театра, а то, что можно поставить или сыграть в параллель. В специальной литературе подробно исследованы последствия периода экстенсивного развития отрасли, отрицательно сказавшегося не только на социальной и художественной, но и на экономической стороне театрального дела3.. Не имея возможности более подробно развивать эту тему, выходящую за рамки настоящей работы, подчеркнем еще раз — сколько-нибудь заметное расширение выездной и гастрольной деятельности театров не рационально, таким путем решить проблему удовлетворения театрального спроса жителей населенных пунктов, не имеющих театров, полностью нельзя. Здесь, наверное, речь должна идти о принципиально ином взгляде на проблемы развития сети театров. Долгое время мы ставили знак равенства между увеличением театрального предложения и расширением сети государственных репертуарных стационарных театров. Но таким путем, действительно, всех не удовлетворить. Нельзя же открыть несколько сотен новых стационарных театров, да еще понимая, на какие сложности обрекаем мы их в маленьких городах. Более того, открывая или поддерживая существование одного театра в городе, мы как бы навязываем зрителям лишь _______________________________
3 См.: Дадамян Г. Аудитория театров и его стратегии; Рубинштейн А. Структура аудитории театра и проблемы посещаемости//Театр и наука. М., 1976; Дадамян Г., Рубинштейн А. Социально-культурные цели театра и хозяйственный механизм их реализации // Социологические исследования театральной жизни. М., 1978; Сундстрем Л. Г. Число новых постановок как характеристика системы «театр — зритель» // Театр и время. М., 1985.
такое, а не другое искусство. Один театр в городе, как правило, драматический. Как же быть любителям оперетты, балета? Один театр в городе волей-неволей «всеядный», пытается играть разный репертуар — и драмы, и комедии, и мюзиклы, и классику, и современную драматургию. Это, казалось бы, уважение к зрителю — удовлетворить все вкусы— оборачивается репертуарной разбросанностью и художественной неполноценностью. Решение проблемы — создание сети мобильных коллективов разных организационных форм и жанрово-видовой принадлежности. Это может быть театр одной постановки — драматический, балетный, поставивший мюзикл и т. д., театр с небольшим репертуаром, предназначенный для постоянных гастролей, не обязательно по месяцу в городе, но где-то и на полгода-год; театр узкой жанровой направленности и т. д. При развитии сети таких коллективов число стационарных театров может быть даже сокращено, и зритель при этом не только не пострадает, а даже выиграет. Театральное предложение можно будет регулировать именно в интересах аудитории. В городе, где нет своего театра, за сезон побывают разные коллективы. Жители городов, не имеющих, например, театра кукол, будут охотно навещаться гастрольным кукольным коллективом. Конечно, и тогда определенные диспропорции в предоставлении возможностей увидеть театры разных жанров останутся, однако, в гораздо меньшей степени. Важной составной частью общей проблемы регулирования театрального предложения, непосредственно связанной с задачами формирования зрительской аудитории, является создание нормальных условий воспроизводства театральной публики. Мы уже подчеркивали, что одним из наиболее значимых факторов, влияющих на устойчивость интереса к театральному искусству, оказывается возраст приобщения к театру, и объясняли механизм этой закономерности. Те, кто начали ходить в театр с детства, и, что особенно важно, посещали его в подростковом возрасте, чаще всего «прирастают» к театральному залу навсегда. Специалистами был вскрыт оптимум посещения театра подростками, т. е. такое число общений с искусством сцены, которое позволяет наиболее полно постигать художественное качество спектаклей, поддерживает интерес, но в то же время не создает пресыщения. «Для школьников 5—7 классов оптимальным оказались 3-4 посещения драматического театра и ТЮЗа в год» 4. Возможности же ходить в театр с указанной частотой у подавляющего числа подростков нет. ______________________________
4 Бабушкин Ю. У. Театр в художественном развитии школьника // Симпозиум «Актуальные проблемы организации, экономики и социологии театра». М., 1972. С. 25.
ТЮЗы составляют менее 10% общего числа театров нашей страны и около десятой части театров РСФСР. За 1981—85 гг. ТЮЗы РСФСР показали более 50 тысяч спектаклей, из них 75%—для детей и 25% для молодежной и взрослой аудитории. По данным ГИВЦ МК РСФСР среди спектаклей для детей за указанные годы 50—55% было ориентировано на дошкольников и младших школьников, 30%—на подростков и 15—20% составили спектакли для юношества. Наряду с ТЮЗами спектакли для детей показывают и «взрослые» театры, для которых тем более характерна преимущественная ориентация на младших школьников. Как показывает анализ, около 70% драматических театров, имеющих в активном репертуаре детские названия, показывают преимущественно спектакли для малышей, 20% —в основном для подростков и только 10% работает относительно равномерно для всех возрастных групп. При этом доля спектаклей для детей в драматических театрах колеблется от 0,4 до 50% от общего числа показываемых в год, причем удельный вес детских спектаклей тем выше, чем ниже посещаемость вечерних стационарных представлений 5 (драматические театры тем самым как бы подменяют работу по воспитанию зрителя выполнением плана по зрителю за счет легко организуемой посещаемости на спектаклях для малышей). Единственным результатом подобной репертуарной политики оказывается снижение частоты посещения театра городским школьником от младших к старшим классам. Если учащиеся 1—4 классов бывают в театре в среднем 2—3 раза в год, то 5— 8 классов— 1,1 раза 6. (Тогда как оптимум равен 3—4 посещениям). Создание нормальных условий воспроизводства зрительской аудитории предполагает одновременное решение двух вопросов. Первое — ресурсы, направленные на развитие театральной сети, следует приоритетно использовать на открытие ТЮЗов, причем ТЮЗы целесообразно открывать не только в городах, где уже есть театры, как это происходит сегодня, но и в новых растущих промышленных центрах, не имеющих театров, — в этом случае формирование зрительской аудитории в новом театральном городе начнется сначала. В. Григорьевым предложен интересный критерий очередности создания ТЮЗов, основанный на соответствии объемов театрального предложения для детей оптимальной частоте посещения и позволяющий рационально планировать развитие сети детских театров 7. ___________________________________
5 Интересно, что такая структура детских спектаклей драматических театров сохраняется на протяжении многих лет. И в 1970-х гг. удельный весдетского предложения в них был такой же (см. Григорьев В. Развитие сети театров юных зрителей//Экономика и организация театра. Вып. 6. Л., 1981. С. 35). 6 См. Исследование художественных интересов школьников. М., 1974. С. 132—133. 7 См. Григорьев В. Указ. соч. С. 37—40.
Второе — театры, очевидно, должны более внимательно регулировать прокат репертуара для детей. Если вся работа со школьниками сводится к показу детской сказки по 2—3 раза в день во время школьных каникул, театр тем самым, образно говоря, подрубает сук, на котором сидит. Театральное воспитание, внимание к подростку, а не погоня за плановыми показателями, должны лечь в основу работы театра с детьми. До сих пор мы говорили о проблемах формирования совокупной театральной аудитории страны. Когда же речь заходит о расширении зрительской аудитории конкретных театров и регионов, следует признать, что дети — не единственный источник ее воспроизводства. Значительный потенциал заключен в той части зрителеспособного населения, которая по тем или иным причинам театр пока не признала. Даже среди людей, выросших в городах, где есть театры, немало таких, кто в детстве, в силу отсутствия театральных традиций в семье и недостаточного внимания школы так и не попали в театр. Кроме того, в структуре городского населения сегодня заметную долю занимают выходцы из сельской местности. Включение их в городскую субкультуру, в частности, приобщение к искусству сцены, осуществляется не просто, и не приходится ожидать, что многие из них сами, по собственной инициативе, поторопятся купить билет в театр. Мотивы, заставляющие людей впервые во взрослом возрасте переступить порог театрального зала, будут носить, как правило, внеэстетический характер (т. к. ориентации на художественное содержание театрального искусства, со спецификой которого они не знакомы, у них быть не может). Здесь возникает сразу несколько проблем: как заставить нового зрителя полюбить театр, стать его постоянным посетителем; в какой степени усиленное привлечение неподготовленной публики полезно для театра и где границы использования внеэстетических мотивов для первого приглашения в зрительный зал. Впервые зритель |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |