Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Речевое поведение человека

Вопросы для обсуждения:

1. Эффективность речи и личность говорящего.

2. Образ говорящего (оратора) как система свойств личности.

3. Обаяние и его проявление в речи. Речевой артистизм.

4. Уверенность говорящего и «право на речь». Стресс и его влияние на речевое поведение.

5. Общие принципы управления вниманием аудитории. Нравственный долг оратора. Внешний вид оратора, мимика и жестикуляция. Качество хорошей речи.

6. Необходимость импровизации, как и когда импровизировать.

7. Этика речевого поведения и коммуникативной стратегии.

 

Термины:

Ассертивность, аудиторный шок, интроверсия, экстраверсия, мобилизация (психологическая), стиль общения, открытость (оратора), речь (внешняя и внутренняя), слушание (активное и пассивное), суггестивность, эмпатия, этос.

Речевой голос (высота голоса, диапазон, динамика, тембр, полетность голоса), дикция, тембр речи, активность субъекта в речи, вербальное и невербальное общение, восприятие речи, выразительность речи, дефекты речи, импровизация, интонации, лаконичная речь, пауза, пафос, чистота речи, языковая личность.

 

Практические задания:

Задание 1.Подготовьте на 3 мин. речь-самопрезентацию, сосредоточившись при этом на определенной ситуации общения (рассказ о себе при приеме на работу, в дружеской компании незнакомому еще Вам человеку, декану Вашего факультета, на деловой встрече, светской вечеринке и т.п.). Для этого выберите 3-4 аспекта вашей жизни и свяжите их в небольшой рассказ. Данные ниже вопросы помогут вам построить такой рассказ о себе. При этом выберите лишь то направление мысли, которое наиболее вдохновит Вас, или придумайте свое. Эти или подобные вопросы могут быть заданы Вам после Вашего краткого монолога-презентации.

1. Прежде всего, представьтесь. Встает задача: как себя назвать? Есть официальная форма: имя, отчество, фамилия – в каком бы возрасте вы ни были, свое именование желательно осуществлять с достоинством и ответственностью. Если хотите, прокомментируйте Ваши Ф.И.О.

2. Несомненно, всех интересует, каким деломвы занимаетесь. Сделайте маленькую рекламу вашему труду, вашей профессии, вашему делу.

3. В какой сфере лежат ваши интересы и увлечения? Вы – постоянный человек в своих увлечениях? Многого не расскажешь, но заинтригуйте, если можете… Есть ли какое-нибудь увлечение, которое помогает вам сегодня?

4. Хранит ли семейное предание какие-нибудь рассказы о вашем рождении? Наша память хранит многое о знаменательных событиях нашего личного прошлого. Если считаете нужным, расскажите.

5. Насколько вы чувствуете связь с вашими родителями? Кто они: кем работают или работали, какие у них интересы? Можете ли вы сказать, что яблоко от яблони недалеко падает?

6. Какие качества вы цените в людях?

7. Вы – человек общительный? В чем выражается ваша любовь / нелюбовь к общению? Любите ли вы большие компании?

8. Вам часто приходилось разочаровываться в людях? Как вы считаете, это было полезно или, напротив, вредило вам?

9. Кто ваши учителя в жизни, школе, институте, работе? Расскажите о самых главных.

10. Каковы ваши планы на будущее? Можно ли считать ваши планы наполеоновскими?

11. Любите ли вы читать? Какую роль занимает книга в вашей жизни?

12. Любите ли вы музыку? Какую: классическую или современную?

13. Любите ли вы танцевать?

14. Любите ли вы спорт? Какую роль в вашей профессии занимает физическая подготовка? Насколько необходимы вам в вашем деле крепкое здоровье и стойкая нервная система?

15. «Скажи мне, кто твой друг…». У вас много друзей? Не страдаете ли вы от излишнего общения? Скучаете ли вы здесь без ваших друзей?

16. Вы человек – утренний или вечерний (жаворонок или сова)? Когда вы любите работать? Как вы работаете?

17. Ваше отношение к природе: солнцу, лесу и дождю? Вы домосед или, скорее, любитель путешествовать?

18. Расскажите на манер юного героя Заходера: что я люблю?

Я люблю ………,

А теперь:

Я не люблю:……….

Советы по подготовке речи:

1. Выбрав несколько идей, свяжите их в небольшую историю. Чем более личным и конкретным будет ваш рассказ, тем более теплые отношения установятся между вами и слушателями.

2. Точно разработайте композицию, т.е. расположение частей вашей речи. Пусть она будет ясна – тогда появится четкая уверенность в том, что за чем должно следовать: вступление – основная часть в нескольких идеях – заключение. Тщательно продумайте и проговорите вступительное предложение (ищите, что вас вдохновит). Постарайтесь запомнить его и использовать, даже если лучшая идея блеснет у вас перед началом речи.

3. В основной части выберите несколько главных идей и распространите их примерами, историями и анекдотами. Чем более конкретны Вы будете, тем ярче затронете воображение и внимание слушателей. Начинающие ораторы боятся конкретики: если вы только называете идею («я люблю музыку» или «люблю кататься на лыжах»), то, скорее всего ваши слушатели пропустят эту информацию мимо ушей. Но повторите ее в других выражениях, обоснуйте конкретными примерами и доказательствами, тогда вы тронете сердца слушателей.

4. О записях: если вы написали вашу речь или говорите только по плану, помните, что вы должны именно говорить, а не читать. Обращайтесь к слушателям, не бойтесь увидеть их глаза, отмечайте без боязни их внимание и степень заинтересованности. Возможно, в будущем Вы будете писать для себя только основные ключевые слова, поскольку научитесь распространять то, что собираетесь высказать.

5. Еще о подготовке. Даже если текст готов, готовы ли вы его произнести? Вам необходимо тренироваться, репетировать. Но вы не артист, да ритору и требуется не сцена, где он будет кого-то изображать, а нужно представить себя человеком «определенного склада». Для этого нужны внутреннее продумывание, сосредоточение, проговаривание речи как про себя, так и вслух.

6. Желательно, чтобы в вашей подготовке не было ничего искусственного, тем более, не требуется при исполнении никакой лишней декламации – чем проще, искреннее и естественнее вы будете, тем скорее достигнете своей цели. Но речь должна быть еще ясной и выразительной, хорошо звучащей, поэтому советуем проговорить ее вслух. Это проговаривание (репетицию) будущей речи можно представить как произнесение речи воображаемой аудитории – просто представьте, как вы могли бы сделать это в реальной обстановке. Неплохо проговорить речь (или хотя бы ее отрывки) перед зеркалом или записать на магнитофон. Скорее всего, эта запись вам не понравится, но вы не сможете не почувствовать, как и над чем надо работать.

В американских риториках часто советуют проверить речь или идеи на ком-либо из знакомых – Дейл Карнеги или Поль Сопер приводят примеры, как их подопечные где-нибудь в ресторанчике пробовали свое красноречие на друзьях или родственниках. Впрочем, проговорить речь перед «кухонными присяжными» советовал еще известный русский адвокат Плевако. Так что, если Вы найдете необходимым и естественным проговорить Вашу речь перед кем-то из ваших доверенных лиц (родителями, друзьями, родственниками), сделайте это – собственно говоря, мы именно так и готовили уроки в младших классах начальной школы, когда собирались завтра отвечать у доски с «публичной речью».

7. При произнесении речи имейте «глазной контакт» со слушателями. Не бойтесь смотреть внимательно в глаза то одному, то другому Вашему слушателю – пусть они чувствуют Ваше внимание. Взгляд необходимо фиксировать на одну-две секунды на каждом слушателе, никого не обходя своим вниманием, в то же время не утыкаться в одно и то же симпатичное Вам лицо.

8. Внешность важна. Когда Вы хорошо выглядите, это придает уверенность. Поэтому подумайте о том, чтобы Ваш костюм был приличен, удобен, уместен. Тогда Вы быстро забудете о себе и сосредоточитесь на аудитории и предмете своей речи.

9. Язык Вашего тела должен быть подчинен смыслу речи. Ничто так не ценится как естественность, но естественность бывает результатом долгой работы над собой и техникой владения своим телом. Из первых советов выскажем следующее: стоять надо на прямых (но не деревянных) ногах, как бы держа упор и занимая определенную позицию. Руки свободно опущены и жестикулируют только в случае необходимости. Аудитория должна быть сосредоточена на смысле речи и ничто лишнее не должно ее отвлекать, ибо внимание слушателей, в конце концов, сосредотачивается только на глазах оратора – «зеркале» его души.

Задание 2.Обдумайте и произнесите на занятии трехминутную речь на любую из следующих тем:

1. Почему я выбрал именно эту профессию?

2. Что я бы сделал, если бы был директором (ректором)?

3. За что я люблю свою кошку (собаку или любое другое домашнее животное)?

4. Что я люблю делать в свободное время?

5. Что я хотел бы иметь больше всего?

6. От чего я хотел бы избавиться?

Требования к речи: 1) точность регламента (постарайтесь уложиться в 3 минуты); 2) связность, обдуманность; 3) требования к исполнению – максимальная простота, разговорность, естественность; постарайтесь убедить всех в своей точке зрения, склонить к ней; самое главное – выполняйте требования коммуникативности, эффективного общения с аудиторией: помните о зрительном (и голосовом) контакте, старайтесь быть самим собой – как можно больше обаяния и доброжелательности!

Задание 3. Определите, какие ошибки допущены в следующих ситуациях начала общения, нередко встречающихся в практике публичной речи.

«Я хочу рассказать вам сегодня о…».

«Может, я скажу не совсем удачно, но…».

«Дорогие друзья! Позвольте рассказать вам…».

«Я еще только начинаю свою деятельность. Но попробую объяснить вам…».

«Вы, конечно, уже знаете, что я сегодня имею честь сообщить».

«Все вы помните, что Петербург был основан в 1703 году».

«Я постараюсь решить ваши проблемы: все вы хотите делать это лучше?».

«Не буду долго утомлять вас и скажу коротко, если позволите…».

«Я очень волнуюсь, поэтому прошу простить мне некоторую сумбурность…».

«Вы, вероятно, подумаете, что я плохо знаю предмет…».

«Я всегда заинтересован в том же, в чем заинтересованы вы…»

Задание4. Составьте краткую поздравительную речь с пожеланием счастья.

Ситуацию и адресата вашей речи придумайте сами – главное, чтобы эта ситуация была естественна и вас вдохновляла. Например, это могут быть:

· Поздравление другу или подруге с днем рождения (поступлением в институт, защитой диплома).

· Поздравление родителям (маме, папе, бабушке, дедушке), родственникам, друзьям, знакомым с юбилеем свадьбы, Новым годом, Пасхой, Днем защитника Отечества, Международным женским днем, Днем весны и труда и т.д.

· Поздравление коллегам с завершением ответственной работы (какой – придумайте сами или представьте реальную ситуацию в вашем коллективе).

· Поздравление студенческой группе со сдачей сессии.

· Поздравление на свадьбе.

· Поздравление с рождением ребенка.

· Поздравление на крестины.

· Поздравление учительнице с Днем Знания.

В сегодняшней речевой жизни существуют следующие основные жанры поздравлений: в устной речи – тост, в торжественной обстановке иногда вручается адрес (адрес пишется, вкладывается в красивую папку и обычно зачитывается). Достаточно популярной остается форма открытки.

Советы оратору, произносящему тост:

1. Постарайтесь выполнить программу минимум: в вашей речи должно быть: обращение, собственно поздравление (с чем вы хотите поздравить конкретного адресата или аудиторию), пожелание (это элементарно, поскольку все знают стандартный набор пожеланий «крепкого здоровья, счастья и успехов»), тост-здравица (за что вы поднимаете бокал, предлагаете тост – «за именинника», «за будущие успехи», «за здоровье» и т.д.).

2. Самое главное – пусть от вас исходят радость, веселье, бодрость и вдохновение и тогда даже стандартные слова прозвучат сердечно и достигнут цели. В данном случае срабатывает эффект произношения, которое, по Демосфену, является главным в ораторском искусстве.

3. Следует признать неудачными стандартные вставания и произнесения: «Мой любимый тост: за любовь! – и всё!» Конечно, краткость – сестра таланта и скромность всегда ценится, но за праздничным столом ценится также остроумие, готовность быть сердечным и, как правило, разговорчивым собеседником, поэтому так внимательны люди к тактичному распространению речи.

4. Научитесь уместно, немногословно, неутомительно для слушателей распространять ваше высказывание, придуманную идею, ищите остроумные ходы мысли, синонимические обороты – в вашем распространении слушатели увидят вашу готовность раскрыть им сердце.

5. Для краткой застольной речи обычно требуется какая-то основная идея, «зацепка», краткая мысль или афоризм, которые необходимо распространить, обосновать, применить к адресату речи и закруглить речь общим или адресным пожеланием.

Задание 5.Смотря телевизор, обратите внимание, как ораторы используют жесты, мимику. Как вы думаете, насколько осознанно они пользуются «языком движений»? Приведите конкретные примеры.

Задание 6.Определите, какие жесты могут быть использованы при произношении фраз:

Все это не для меня.

Стучат, стучат и вверху, и внизу.

Пришли и те и другие.

Пусть это останется между нами.

Мы-то с тобой поймем друг друга.

Пускай, пускай, оставь его.

Да что там, ну пусть.

Избавьте меня от этого, я этого не хочу.

Нет-нет, ни за что.

Так все напутано, такая неразбериха.

Никто ничего не поймет, полная сумятица.

Все это не совсем так.

Тут как-то все, знаете, эдак.

Задание 7. Произнесите сочетания согласных в слогах шепотом, но так, чтобы было слышно. Произносите сначала очень медленно и сильно. Звук [т] надо произносить энергично. С каждым днем темп рекомендуется ускорять, но твердость и сила удара на [т] должна оставаться постоянной:

ПТА – ПТО – ПТУ – ПТЭ – ПТЫ – ПТИ

БТА – БТО – БТУ – БТЭ – БТЫ – БТИ

ХТА – ХТО – ХТУ – ХТЭ – ХТЫ – ХТИ

и т.д. со всеми согласными.

Задание 8.Научитесь произносить скороговорки.

1. На дворе – трава, на траве – дрова.

2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

3. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

4. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

5. Сшит колпак не по-колпаковски, его надо переколпаковать и выколпаковать.

6. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

7. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб!

8. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

9. Во мраке раки шумят в драке.

10. Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.

11. На горе Арарат рвала Варвара виноград.

12. Из-под Костромы, из-под костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.

13. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

14. А мне не до недомогания.

15. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

16. У осы не усы, не усища, а усики.

17. Осип охрип, Архип осип.

18. Не хочет косой косить косой.

19. Сачок зацепился за сучок.

20. По семеро в сани уселися сами.

21. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

22. Свиристель свиристит свирелью.

23. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

24. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.

25. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

26. Четверть четверика гороха без червоточинки.

27. Инцидент с интендантом.

28. Прецедент с претендентом.

29. Константин констатировал.

30. У ежа ежата, у ужа ужата.

31. Жутко жуку жить на суку.

32. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

33. Тщетно тщится щука ущемить леща.

34. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

35. Яшма в замше замшела.

(Из книги: Козлянинова И.П. Произношение и дикция.— М., 1977.)

Задание 9. Данные ниже слова произнесите шепотом, но ясно и точно, так, чтобы их слышал человек, сидящий недалеко от вас в той же комнате.

Взяточничество, корреспонденция, предшествовавший, неистовствовать, вспомоществование, обусловливаемый, транспортируемая, катастрофический, переосвидетельствовать, взгромоздившееся, искренность, присутствие, усовершенствование, делопроизводство, университет, артиллерия, фельдшер-фельдмаршал, брошюра, Цюрих, Гельсингфорс.

Эти же слова произнесите немного громче, но так ясно и четко, чтобы их слышал человек, сидящий в другой комнате.

Темы докладов:

1. Стресс говорящего в ситуации публичной речи.овечкина

2. Влияние волнения на успех публичной речи.чингин

3. Этика речевого ораторского поведения в деловой среде.пушенко

4. «Портрет» будущего слушателя (адресата).дарья

5. Законы неориторики.свечникова

6. Образ оратора деловой среды.слфтья

1 Артистизм оратора.ксения

2 Психологическая и физическая подготовка к выступлению.виолетта

3 Реакция оратора на неполадки и помехи в ходе выступления.аня

4 Виды внимания аудитории.

5 Невербальное поведение оратора.

6 «Ступени» сценического движения выделяют в актерской и ораторской практике.

 

Основная литература:

1. Александров Д.Н. Риторика: Учеб. пособие для вузов. – М., 2002.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов н/Д, 2003.

3. Волков А.А. Курс русской риторики. – М., 2001. – С. 136-231.

4. Волков А.А. Основы риторики: Учеб. пособие умо. – М., 2005.

5. Кохтев Н.Н. Риторика. – М.: Просвещение, 1996. – С. 106-111.

6. Крюков Р.В. Риторика: конспект лекций. – М., 2007.

7. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие. – М., 2003.

8. Михальская А.К. Основы риторики. – М.: Просвещение, 1996.– С. 351-363.

9. Петров О.В. Риторика: Учебник. – М., 2007.

10. Риторика: Учебное пособие. – М., 2007.

11. Сопер Поль. Основы искусства речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – С. 238-274.

12. Шейнов В.П. Риторика. – Минск: Амалфея, 2000. – С. 97-140.

 

Тема 3. Риторический канон

 

Вопросы для обсуждения:

1. Риторический канон и современное красноречие.

2. Античный риторический канон, его структура.

3. Изобретение (инвенция). «Общее место» (топ) как смысловая модель. Смысловая схема речи.

4. Расположение (диспозиция). Как описать предмет речи. Как рассказывать истории? Как подготовить речь-рассуждение (хрию)?

5. Словесное выражение (элокуция). Понятие риторического тропа, его виды и разновидности.

6. Риторические фигуры и другие средства диалогизации речи.

 

Термины:

Аллегория, антитеза, градация, гипербола и литота, диспозиция, инвенция, инверсия, ирония, каламбур, риторический канон, метафора, метонимия, намек, оксюморон, парадокс, период (в риторике), перифраз (а), риторические вопрос и восклицание, риторическое обращение, синекдоха, стилистическая фигура, топика, троп, умолчание, хрия, цитата, элокуция, эпитет.

 

Практические задания:

Задание 1.Прочитайте и проанализируйте приведенные ниже отрывки речей. Какие внутренние и внешние топосы использованы в них? Как они связаны между собой? Попытайтесь составить смысловые схемы данных отрывков.

Из беседы Василия Великого,

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...