Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Логическая культура публичного общения

 

Вопросы для обсуждения:

1. Логика и риторика в их единстве. Основные логические законы, их роль в диалоге и публичной речи.

2. Нормы применения и операций с понятиями, суждениями и умозаключениями.

3. Современная эристика и дискуссии, полемике, споре. Доказательство, убеждение, аргументация в деловой публичной речи.

4. Вопросно-ответные комплексы в диалоге. Классификация вопросов и ответов.

5. Стратегия и тактика эриста в споре. Позволительные и непозволительные приемы и уловки в споре.

6. Основные поведенческие стратегии на переговорах.

Термины:

Закон мышления, непротиворечивость, обоснованность мышления, правильность мышления, понятие, род и вид, объем и содержание понятия, суждение, суждение, связка, аналогия, дедукция, индукция, умозаключение, посылки и вывод, правила силлогизма, антитезис, аргумент, аудитория, вопрос, демонстрация, довод, доказательство, критика, обоснование тезиса, оппонент, поле аргументации, порочный круг, пропонент, семантика, тезис, аргумент (к авторитету, к выгоде, к состраданию, к личности, к тщеславию) как эристический прием, паралогизм, софизм, эристика, эристический спор.

Практические задания:

Задание 1.Прочитайте диалог героев романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок», где Паниковский предлагает Балаганову украсть гири у Корейко, утверждая, что они золотые. К какой форме речевого воздействия прибегает Паниковский? Почему он убедил Балаганова? Можете ли вы привести примеры использования аналогичных форм речевого воздействия в современной экономической жизни?

- А вдруг они не золотые? – спросил любимый сын лейтенанта Шмидта, которому очень хотелось, чтобы Паниковский возможно скорее развеял его сомнения.

- А какие же они, по-вашему? – иронически спросил нарушитель конвенции.

- Да, – сказал Балаганов, моргая рыжими ресницами, – теперь мне ясно. Смотрите, пожалуйста, старик – и все раскрыл!

Задание 2.Ознакомьтесь с речью адвоката Ф.Н. Плевако в защиту старушки из Сызрани, которая украла жестяной чайник стоимостью около 50 копеек. Она была предана суду присяжных, так как являлась потомственной почетной гражданкой. Прокурор требовал наказания для совершившей кражу, не взирая на ее почтенный возраст и ничтожную стоимость похищенного, в связи с тем, что неуважение к праву частной собственности может привести к разрушению основ государства, однако присяжные взяли сторону адвоката и оправдали подзащитную. Определите, какие аргументы и выразительные средства использует адвокат для убеждения присяжных. Можно ли доводы, приведенные Ф.Н. Плевако, назвать корректными?

«Много бед, испытаний пришлось претерпеть России за ее больше, чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Около двух десятков языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь… Старушка украла старый чайник ценою в тридцать копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно».

Задание 3.Определите, какие логические ошибки допущены в приведенных ниже примерах.

1. – Велосипед – самый дешевый вид транспорта.

- Что вы, велосипеды очень подорожали!

2. Девочка.

- Я так рада, что не люблю спаржу.

Подруга.

- Отчего же, милая.

Девочка.

- Потому что, если бы я ее любила, мне пришлось бы ее есть, а я ее не выношу.

Кэролл. Алиса в Зазеркалье.

3. Все мои друзья и знакомые поддерживают демократов. Значит, каждый уважающий себя человек должен придерживаться такого же мнения.

4. Общие результаты выборов сфальсифицированы, потому что на трех избирательных участках рядом с моим домом обнаружены нарушения процедуры голосования.

Задание 4.Прочитайте ответ П.А. Столыпина, министра внутренних дел, на запрос Государственной думы о Щербаке, данный 8 июня 1906 года. Определите, какие логические и психологические аргументы использовал оратор. Обратите внимание на последовательность и связь аргументов. Есть ли здесь какая-либо закономерность?

«Власть не может считаться целью. Власть – это средство охранения жизни, спокойствия и порядка; поэтому, осуждая всемерно произвол и самовластие, нельзя не считать опасным безвластие правительства. Не нужно забывать, что бездействие власти ведет к анархии, что правительство не есть аппарат бессилия и искательства. Правительство – аппарат власти, опирающейся на законы, отсюда ясно, что министр должен и будет требовать от чинов министерства осмотрительности, осторожности и справедливости, но также твердого исполнения своего долга и закона. Я предвижу возражения, что существующие законы настолько несовершенны, что всякое их применение можно вызвать только ропот. Мне рисуется волшебный круг, из которого выход, по-моему, такой: применять существующие законы до создания новых, ограждая всеми способами и по мере сил права и интересы отдельных лиц. Нельзя сказать часовому: у тебя старое кремневое ружье; употребляя его, ты можешь ранить себя и посторонних; брось ружье. На это честный часовой ответит: покуда я на посту, покуда мне не дали нового ружья, я буду стараться умело действовать старым (шум, смех). В заключение повторяю, обязанность правительства – святая обязанность ограждать спокойствие и законность, свободу жизни, и все меры, принимаемые в этом направлении, знаменуют не реакцию, а порядок, необходимый для развития самых широких реформ (шум).

Задание 4. Насколько удовлетворяет требованиям, предъявляемым к риторической аргументации современная практика технических средств массовой коммуникации? Выберите для оценки одну из программ радио, ТВ, сайт (портал) в сети INTERNET, где приводится выступление, беседа или интервью. Какие моменты в организации общения, в форме и содержании речи показались вам удачными, целесообразными? Что мешало общению, затрудняло речевой контакт и понимание? Составьте план краткого выступления ответа на эту тему (3 мин).

Задание 5. Потренируйтесь в доказывании и опровержении доводов, смоделируйте соревнование-диспут: один из участников открывает один из тезисов, другой открывает противоположный. Доказательство предлагается вести без подготовки, оценивая живость ума и чувства оппонентов. Вначале приведите несколько аргументов «за» этот тезис, а затем сформулируйте антитезис и возразите, создав несколько аргументов «против».

1. Хороший ли климат в России?

2. Передовое ли в России образование? Надо ли его реформировать?

3. Надо ли уметь прощать?

4. Что мы поем и будем петь? Скажи, что ты поешь – и я скажу, кто ты.

5. Интернет: надо ли опутаться всемирной паутиной?

6. Что есть человек в мире современных технологий?

7. Современное телевидение: добро или зло?

8. ТВ – глас народа или нас услаждающий обман?

9. Теледяди, не пора ли послать янки go home?

10. Компьютер: убивает ли он способность к живому общению?

11. Верит ли постсоветское общество в Бога?

12. Стоит ли учиться за границей?

13. Надо ли в школе и вузе говорить о Боге?

14. Живем ли мы ради удовольствия или чего-либо иного?

15. Можно ли говорить о равенстве между мужчиной и женщиной?

16. Возможно ли в бизнесе «честное слово» и «чистое дело»?

17. Можно ли преодолеть конфликт поколений?

Темы докладов:

1. Корректные и некорректные вопросы и ответы.

2. Позволительные и непозволительные уловки в споре.

3. Стратегия и тактика эриста.

4. Конфликт в деловом общении.

5. Критика в деловой коммуникации: структура и этикет.

6. Проблемные переговоры: методы и тактики проведения.

Основная литература:

1. Александров Д.Н. Риторика: Учеб. пособие для вузов. – М., 2002.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов н/Д, 2003.

3. Волков А.А. Курс русской риторики. – М., 2001. – С. 136-231.

4. Кохтев Н.Н. Риторика. – М.: Просвещение, 1996. – С. 106-111.

5. Крюков Р.В. Риторика: конспект лекций. – М., 2007.

6. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие. – М., 2003.

7. Михальская А.К. Основы риторики. – М.: Просвещение, 1996.– С. 351-363.

8. Петров О.В. Риторика: Учебник. – М., 2007.

9. Риторика: Учебное пособие. – М., 2007.

10. Сопер Поль. Основы искусства речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – С. 238-274.

11. Шейнов В.П. Риторика. – Минск: Амалфея, 2000. – С. 97-140.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...