Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мы — хорошие друзья. Культура общения

Методическое пособие

 


Издательство: Просвещение

2006 год

128 страниц

 

Оглавление

 

От авторов. 2

О новых подходах к обучению детей родному языку в период освоения грамоты.. 3

Методический комментарий к урокам.. 8

Подготовительный этап обучения. 8

Основной этап обучения. 41

Обобщающий (послебукварный) этап обучения. 107

 

 

Пособие содержит методические рекомендации по обучению детей грамоте, по развитию речи, познавательных способностей, творческого воображения, интеллекта, памяти учащихся.

 


От авторов

Перед вами не совсем обычный комплект пособий для обучения детей грамоте на коммуникативно-познавательной основе 1. Особенность нового комплекта состоит в том, что чтение и письмо раскрываются перед ребенком как виды письменной речи, имеющие свою предысторию. Их формирование тесно связано с устной речью, с совершенствованием умений говорить и слушать. Благодаря введению коммуникативно-речевых ситуаций и специально подобранному литературно-художественному материалу дети получают первые представления об основных функциях языка, о языке как средстве общения, познания и воздействия, как особой знаковой системе. Более подробно эти вопросы рассматриваются в первом разделе методического пособия «О новых подходах к обучению родному языку в период освоения грамоты».

Второй раздел данной книги полностью посвящен методике проведения уроков обучения грамоте на коммуникативно-познавательной основе. Кроме общепринятых уроков чтения и письма, в пособии даются образцы уроков-диалогов, уроков игрового типа на литературно-художественной основе, уроков общения с писателем и его произведением и др.

Поурочные разработки носят примерный, ориентировочный характер.

Несколько слов о содержании самого комплекта, который включает: азбуку «АБВГДейка», четыре прописи: «Рисуй, думай, рассказывай», «Мой алфавит» в двух частях, «Пишу красиво», а также пособие по отработке техники чтения «Читалочка».

1. Азбука «АБВГДейка» — основная учебная книга комплекта. Она включает материал для трех периодов обучения грамоте: подготовительного, основного и обобщающего (послебукварного). Уже сами названия трех разделов азбуки — «Давайте знакомиться!», «АБВГДейка», «Про все на свете» — говорят о том, что дети не только обучаются первоначальному чтению и письму, но и вводятся в мир общения, чтобы осознать язык как важнейшее средство общения и познания окружающего мира. Изучение языка начинается со слова, которое в коммуникативно-речевых ситуациях рассматривается с разных сторон: смысловой (лексической), звуковой и графической — и выступает как составной элемент предложения.

Звуковой анализ слов, позволяющий перейти от устной речи к письменной, проводится в игровой, занимательной форме. В азбуке даны не просто схемы слов, а их модели, наглядно представляющие слово как двустороннюю единицу языка и речи. Они показывают взаимосвязь звуковой стороны слова и его значения.

Содержание азбуки нацелено на параллельное развитие письменной и устной речи, логического и образного мышления, литературно-творческих способностей учащихся, на пробуждение в них интереса к изучению языка и литературы.

2. Пропись 1 «Рисуй, думай, рассказывай» предназначена для работы в подготовительный период. Работая с ней, дети имеют возможность рисовать, раскрашивать, штриховать и т. п., что помогает им укрепить мелкую мускулатуру пальцев, развить координацию движений руки при письме и тем самым хорошо подготовиться к написанию букв русского алфавита, слов и предложений.

3. Прописи 2, 3 «Мой алфавит» дают образцы печатной и письменной буквы, простейшие структурно-семантические модели слов, включают упражнения на написание слов, предложений и небольших текстов, формируют начальные орфографические навыки.

4. Пропись 4 «Пишу красиво» поможет детям закрепить каллиграфические навыки, развить мелкую мускулатуру руки, овладеть письменным шрифтом.

5. «Читалочка» — пособие, предназначенное для отработки навыка чтения целыми словами. Разнообразный игровой материал может быть использован как в основной период — для читающих детей, так и в послебукварный — для детей, только что освоивших слоговое чтение.

Новая система пособий, включающая игровые приемы обучения, диалоги в коммуникативно-речевых ситуациях, юмористические рисунки, разнообразные в жанровом отношении литературно-художественные материалы (стихи, рассказы, сказки, загадки и пр.), обеспечивает достаточно прочное усвоение базовых умений и навыков, поддерживает интерес к обучению и способствует снятию утомления.

1 Комплект предназначен для начальной школы, однако он может быть использован и в домашних условиях изучения азбуки.

О новых подходах к обучению детей родному языку в период освоения грамоты

Свой родной язык дети начинают изучать, как правило, в школе, на уроках обучения грамоте. Именно в этот период, имеющий большое значение для развития личности ребенка, закладываются основы языковых знаний и речевых умений, формируется определенное отношение к русскому языку, родной речи и литературе. Поэтому все новое, что появляется в области лингвистики, психологии, дидактики, обычно находит отражение в системе обучения родному языку и первоначальной грамоте.

Усовершенствованные учебники позволяют учителям добиваться неплохих результатов. Однако и сегодня состояние обучения родному языку вызывает определенную озабоченность, так как все внимание детей и педагогов концентрируется вокруг формально-грамматических аспектов языка. Лексико-семантическая его сторона остается без должного внимания педагогов. Отсутствует органическая связь между курсом русского языка и курсом речи. На практике получается, что язык изучается отдельно от речи, а речь — отдельно от языка. Чтение и письмо формируются как технические навыки, а не как виды речевой деятельности.

Все эти проблемы ярко проявляются начиная с периода обучения грамоте. Например, ребенок, анализируя звуковую структуру слова, приучается видеть, замечать только внешнюю, формальную (фонетическую, графическую) сторону слова вне связи ее с внутренней, смысловой стороной слова, с его значением. Следствием такого методического подхода является поверхностный взгляд на язык, формирование озвучивающего, а не смыслового чтения, слабое развитие речемыслительных процессов.

Без развития словесного значения невозможно и полноценное общение, так как значение слова — это единство речи и мышления, «единство общения и обобщения, коммуникации и мышления» (Л. С. Выготский).

Очевидно, что невозможно привить детям интерес к языку, научить полноценно воспринимать художественное произведение без систематической работы над лексикой, над значением слова, которое «составляет душу самого слова» (Ф. А. Будагов). Ведь поэзия, оперируя словом, использует в качестве средств художественной выразительности меньше всего грамматику (морфологию), а больше всего — лексику и фонетику.

Даже при формировании орфографических навыков приходится учитывать не только формальный, но и смысловой аспект языка.

Практически проблема взаимосвязи лексико-семантической и формально-грамматической сторон языка в обучении сегодня не решена.

Решение этой проблемы — дело непростое. Оно усугубляется тем, что лингвистика, занимаясь долгие годы системным описанием языка (на нем базируется современное обучение родному языку), пока еще не дала полного его описания с точки зрения говорящего человека, а системно-функциональная теория языка только еще складывается. Поэтому авторы на основе обобщения современных исследований пришли к заключению о необходимости использовать в обучении такие подходы, которые помогли бы рассмотреть язык с разных точек зрения: с коммуникативной, познавательной и семиотической — и обогатить систему обучения родному языку новым содержанием.

Мы исходили из следующего. Для взрослого человека язык как средство общения выступает в виде готового продукта деятельности, в котором две его основные функции — коммуникативная и познавательная — сосуществуют, находятся в тесном единстве. Для ребенка эти функции должны быть раскрыты и развернуты во времени как процесс, который помог бы ему осознать язык.

Кроме того, для понимания сущности языка нужны приемы, раскрывающие его как знаковую систему, на базе которой осуществляются коммуникативная и познавательная функции.

КОММУНИКАТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КУРСА

Новая система обучения грамоте с первых шагов раскрывает ребенку смысл языка как важнейшего средства общения. Общение не сводится только к передаче информации, а понимается нами многопланово: и как непосредственное общение людей, и как условное общение с природой, и как опосредствованное общение с книгой и материальной культурой. Такой широкий взгляд помогает ребенку осознать язык как «великий дар», которым наделен человек. В то же время усиление функционального аспекта изучения языка позволяет дать ребенку наглядные представления о том, как действует слово в речевой ситуации, насколько точно и правильно оно помогает человеку выразить свою мысль, воздействовать на слушателей, добиться от собеседника понимания.

Не случайно предлагаемая система обучения начинается курсом «Давайте знакомиться!», который вводит детей в мир общения (человека с человеком, с природой, книгой и др.) и закладывает основы обучения через общение. Узловым моментом выступает понятие имени, так как «имя — это ум вещи, ее осмысленность». Как писал А. Ф. Лосев, имя вещи — орудие ее осмысленного общения с окружающим. Ориентация обучения на общение, а не на формальное развитие навыков повышает мотивацию в изучении языка, развивает у учащихся умения внимательно слушать собеседника, адекватно воспринимая его речь, и правильно строить свои высказывания, корректируя их в соответствии с целью и ситуацией общения.

Коммуникативно-речевая ориентация курса предполагает интенсивное развитие всех видов речевого общения: слушания, говорения, чтения и письма.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КУРСА

Реализовать в обучении другую важнейшую функцию языка как средства отражения и познания действительности дает возможность познавательная направленность курса.

В период обучения грамоте усвоение системы понятий и умений разворачивается как познавательная деятельность ребенка с учетом этапов культурно-исторического развития знаний людей о языке и речи. Поскольку ребенок в своем развитии повторяет исторический путь человечества, представилось целесообразным выстроить процесс обучения грамоте в логике развития предыстории письменной речи.

Новый взгляд на систему обучения грамоте позволил: а) включить в обучение рисунок (пиктографическое письмо), занимательные ребусы — своеобразный способ графической фиксации слова; б) найти законное место постоянным спутникам живой речи — жестам и мимике; в) обратить внимание на интонацию голоса как на одну из составляющих процесса коммуникации.

Исторические параллели убедили нас в том, что обучение языку надо начинать не со звуковой или формально-грамматической, а со смысловой, лексико-семантической стороны речи, с осознания детьми номинативной функции слова, постепенно переключая внимание ребенка на форму слова, его звуковую оболочку. В процессе обучения лексика должна найти свое место, обеспечивая плавный, поэтапный переход от лексического значения слова к его фонетической форме и грамматическому значению (как вершине абстракции).

Познавательная ориентация курса позволяет учесть в обучении все ступени «познавательной лестницы» — практическую, образную и словесно-логическую (знаковую), развивать все виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление) и обратить особое внимание на эмоционально-образный аспект изучения языка.

Эмоционально-образному восприятию мира и развитию образного мышления отводится в обучении особое место, так как процесс мышления осуществляется не только в абстрактно-логической форме, но и в форме чувственного познания.

Таким образом, в новой системе обучения грамоте ребенок будет продвигаться к звуковой форме речи не от формальных понятий «речь», «предложение», смысл которых ему еще малопонятен, а от близкого ему понятия «слово», от слов-названий предметов, от имен собственных перейдет к осмыслению звуковой структуры слов, к пониманию роли слова в составе предложения. Важно не смешивать особенности развития речи и мышления: мышление развивается от целого к части (от суждений к понятию, слову), а речь — наоборот, от части к целому (от звука к слову, от слова к предложению). Слово становится своеобразным эпицентром развития мышления и речи.

ОРИЕНТАЦИЯ НА ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА КАК ЗНАКОВОЙ СИСТЕМЫ

При создании учебного курса появилась необходимость использовать для обучения русскому языку и другой подход — семиотический 1, который раскрывает язык как знаковую систему особого рода.

Этот подход заставляет задуматься об особенностях языкового знака. В языковом знаке выделяются содержание (обобщенное отражение действительности в сознании людей) и форма. Форма знака выступает как заместитель содержания. Содержание языкового знака находится в лексическом значении слова, и форма знака (фонетическое или графическое слово) имеет смысл лишь в том случае, если она связана с содержанием знака.

Сформировать у ребенка правильное представление о языке как знаковой системе, имея в виду лишь его звукобуквенную форму, невозможно. Поэтому в новой системе ведется многоплановая работа со словом, объектом внимания становятся и словесное значение (план содержания), и соответствующая звукобуквенная форма слова (план выражения).

Удержать в поле внимания эти две стороны слова детям помогают простейшие звукосемантические модели слов, фиксирующие звуковую (внешнюю) оболочку слова и его значение (внутреннюю оболочку). Благодаря такой модели ребенок с первых этапов обучения получает элементарное представление о слове как двусторонней единице и о языке как знаковой системе. У него развивается способность соотносить звучание и значение слова и таким образом лучше понимать и знать свой родной язык.

Важность этого подхода заключается в том, что представление об устройстве языкового знака дает возможность «увидеть» источник развития языка и речи ребенка. Он связан с асимметрией языкового знака, которая проявляется в относительной независимости содержания от формы слова: разные формы могут отражать одинаковое содержание, а различное содержание может иметь одинаковую форму. Модели слов показывают, что близкие по значению слова могут быть совершенно различны по своей форме (малыш, кроха), а другие слова, имея одну и ту же звуковую форму, совсем не похожи по смыслу (лук — растение и стрелковое оружие) или, например, слова, имеющие общие звуковые элементы (гусь — гусеница), никакой содержательной общности не имеют.

Формирование умений различать, осмысливать содержание и форму таких языковых единиц, как слово и предложение, умения воспроизводить смысл и значение в различных формах, а также видеть общий смысл за самыми различными формами выражения мысли придает изучению русского языка подлинно развивающий характер.

Семиотический подход дает возможность также лучше осмыслить язык как знаковую систему, снять в обучении трудности, связанные с различием понятий «слово» и «предмет» 2, «форма» и «содержание».

Таким образом, изучение родного языка в период обучения грамоте строится как развивающая коммуникативно-познавательная деятельность, согласуется с природой ребенка, особенностями его речи и мышления.

Коммуникативно-познавательная направленность обучения грамоте развивает интерес детей к родному языку и речи, повышает воспитательный потенциал обучения и его практическую значимость.

Все три подхода реализуются на всех этапах обучения.

1. Подготовительный этап(«Давайте знакомиться!») начинается с курса общения. Его цель — ввести детей в мир общения, помочь установить контакты между ними, создать на уроке атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви. Коммуникативно-речевые ситуации стимулируют развитие речи учащихся, побуждают детей к высказыванию своего мнения и суждения.

На уроках параллельно с устной речью начинает формироваться письменная речь: от ее предметно-практического уровня (жесты, мимика, пиктограммы и др.) к знаково-символическому и алфавитному, звукобуквенному письму.

Усвоение языка начинается с конкретных представлений о слове и его номинативной функции, о слове как имени человека, как названии предметов окружающего мира («Мы узнаем мир по именам»). Из слов, записанных с помощью пиктограмм, дети составляют предложения и тексты.

Постепенно слово, выступающее перед ребенком сначала со стороны значения (смысла), раскрывается для него со стороны звучания (звуковой формы). Вводятся модели слов, которые дают наглядное представление о взаимосвязи звуковой формы со значением слова. Привлечь внимание детей к звучанию слова помогают рифмовки, считалки, стишки с элементами звукоподражания, акцентирующие внимание на звуковой стороне слова.

Звуковой анализ проводится на всем диапазоне звуков русского языка. Изображение звуков в схемах мотивированно — оно фиксирует артикуляционно-произносительные особенности звуков речи: кружок символизирует свободное прохождение воздуха при произнесении гласных, а перекладинка и волнистая черта в кружочке говорят о препятствиях, возникающих при произношении согласных. Наряду с этим применяется акрофонический способ записи слов: каждый звук обозначается рисунком.

Умение общаться развивается у детей при изучении таких микротем, как «Общение в мире людей», «Общение в мире природы», «Общение с использованием знаков-посредников». Дети учатся различать устные и письменные формы общения, обращают внимание на слова как средства общения людей, учатся решать не только речевые, но и нравственные задачи в процессе общения.

Одновременно с азбукой дети работают с Прописью 1 «Рисуй, думай, рассказывай», которая готовит руку ребенка к письму, учит ориентироваться на рабочей строке, упражняться в развитии логического и ассоциативного мышления.

2. Основной этап обучения.Учащиеся работают с материалом из второго раздела азбуки, который имеет одинаковое с ней название — «АБВГДейка». Продолжается развитие фонематического слуха детей, формируется действие звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами. Школьники обучаются первоначальному чтению и письму, закрепляют знания о слове и предложении, их структуре.

При обучении первоначальному чтению применяется все разнообразие аналитико-синтетических упражнений, представленных в игровой наглядно-образной форме.

Установка на чтение словами реализуется в материалах, подобранных с учетом универсальных принципов различения и узнавания буквенного состава слова и ориентированных на одновременно целостное и дифференцированное восприятие слова. Активно используются разные формы чтения: послоговое, целыми словами, темповое, интонационное, выразительное.

Структура и содержание азбуки предполагают использование вариативных методов обучения грамоте, вплоть до самообучения (самостоятельное «открытие» учащимися каких-либо элементарных языковых закономерностей и т. д.). Осуществлять это несложно, так как содержание азбуки выстраивается в логике развития познавательных процессов ребенка при освоении им грамоты. Развитию творческой самостоятельности учащихся способствуют разнообразные коммуникативно-речевые задачи, ставящие детей в ситуацию выбора учебного материала и заданий к нему. Это отвечает природе ребенка и развивает положительное отношение к учению. Вводится работа в парах (постоянного и переменного состава), которая предусматривает помощь в чтении отстающим детям со стороны более подготовленных. На уроках складываются условия для взаимообучения и интенсивного продвижения вперед каждого из учеников.

«АБВГДейка» обеспечивает активную деятельность всех учащихся, имеющих различный уровень подготовки к школе. В самом начале учебника читающим детям предлагаются тексты для чтения.

Интерес ребят к чтению, к книге всемерно поддерживается: на страницах азбуки ребенок встречается с любимыми героями детских книг, знакомится с новыми произведениями.

Лексика «АБВГДейки» ориентирована на большую и разнообразную работу со словом. На простейших моделях учащиеся знакомятся с многозначными словами, синонимами, антонимами и омонимами, фразеологическими выражениями.

Значительное место отводится развитию речевых умений при составлении предложений и текстов. Систематическая работа со словом создает условия для формирования орфографических навыков и постижения образного языка художественных текстов.

При обучении письму вводится печатный шрифт, освоение которого способствует созданию у детей зрительно-двигательного образа буквы, благоприятно сказывается на ее усвоении. Однако основное внимание уделяется освоению письменного шрифта.

Дети осваивают правила русской графики, у них активно формируются первоначальные орфографические умения. В основной (букварный) период они отрабатывают навыки письма и орфографические умения в Прописях 2 и 3 «Мой алфавит», а навыки чтения целыми словами — с помощью «Читалочки».

3. Обобщающий (послебукварный) этап строится на материале третьего раздела азбуки «Про все на свете». Параллельно продолжается работа с пособием «Читалочка».

Основная задача этого периода — закрепить навыки осознанного чтения, обеспечить переход от послогового чтения к чтению словами.

Однако литературная часть азбуки ориентирована не только на развитие навыка чтения, но и на развитие умения понимать тексты разного типа: научные и художественные. Сопоставление этих текстов позволяет детям вести самостоятельные наблюдения над языком художественных произведений, употреблением слов в художественных текстах. «Литературные секреты», представленные в наглядно-образной форме, помогают детям почувствовать ритм, мелодию и образный язык художественных произведений. Имеются задания, стимулирующие литературное творчество детей, помогающие учителю строить уроки-диалоги, уроки общения читателя с писателем, книгой, ее героями.

Параллельно с литературной частью азбуки идет работа с Прописью 4 «Пишу красиво». Главное назначение пособия — закрепить каллиграфические и орфографические навыки.

Систематизировать сведения о речи, языке, полученные в ходе обучения грамоте, и закрепить навыки устной и письменной речи — умение высказаться на тему разговора, ответить на вопрос, вступить в диалог и продолжить его, умение записывать слова, предложения и небольшие тексты — позволят новый учебник для 1 класса «Русский язык» (авт. Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева) и рабочая тетрадь.

1 Семиотика — наука о знаковых системах.

2 У младших школьников сохраняется живое представление о предмете: слово практически «сливается» с самим предметом.

Методический комментарий к урокам

Подготовительный этап обучения

Введение в мир общения —54 ч (6 недель) 1

(30 ч — чтение, 24 ч — письмо)

Задачи: Вводные занятия, проводимые на основе материалов 1-й части азбуки, открывают детям разнообразный мир общения, знакомят с его формами (словесными и несловесными, устными и письменными, реальными и условными).

Предлагаемые в учебнике речевые ситуации, построенные на игровом, занимательном материале, помогут учителю организовать речевое общение детей на уроке, просто и доступно рассказать о целях и средствах общения людей, подвести учащихся к пониманию условности общения с миром природы, искусства и материальной культуры.

Наряду с этим создаются предпосылки для элементарного понимания учащимися знаковой природы языка и его роли как средства общения. Значительно больше, чем обычно, отводится времени на работу со словом и его значением, с предложением и связной речью.

Давайте знакомиться!

(с. 4—5)

Задачи: а) практическое введение понятия «общение»; знакомство детей с персонажами учебной книги и друг с другом; б) развитие навыков устного общения — умения говорить и слушать (понимать, кто, что, как и зачем говорит), различать цель и результат общения; в) привлечение внимания к слову и его номинативной (назывной) функции.

I. 1. Знакомство детей с учителем и друг с другом. Приветствуя своих новых учеников, педагог выражает желание познакомиться с ними. Возникает проблемная ситуация: как это сделать, если школьников много, а учитель один; он не сможет услышать каждого, если дети будут говорить все сразу. Учащиеся сами выводят правило общения в классе: вслух говорит один, а другие внимательно слушают.

— Что означает слово познакомиться? (Значит: назвать себя, свое имя, сказать, как тебя зовут.)

— Имя есть у каждого человека. Это имя собственное. Каждому мальчику и девочке бывает очень приятно, когда их называют по имени.

Учитель называет свое имя, а потом предлагает это сделать детям.

— Кто из вас уже успел познакомиться друг с другом? Представьтесь, пожалуйста, мне и всему классу. (Учащиеся используют выражение «Меня зовут ...» или «Мое имя ..., а фамилия ...».)

2. Раскрытие роли знакомства для вступления в общение. Освоение формы речевого этикета при обращении друг к другу.

— Для чего люди знакомятся? (Чтобы знать, как правильно обратиться к учителю или ребятам, чтобы подружиться, вместе играть и трудиться, помогать друг другу.)

— Все вы теперь ученики одного класса и будете вместе учиться несколько лет, а это значит — обращаться друг к другу за поддержкой и советом как на уроках, так и в минуты отдыха.

А я, ваша учительница, буду помогать вам учиться; объяснять все новое и непонятное, приходить на помощь тому, кому трудно.

Для этого нужно знать, как следует вести себя в классе. (Объясняются правила поведения в классе, за партой, на перемене; повторяются вежливые слова — при приветствии, прощании, просьбе.)

3. Знакомство школьников с учебной книгой и ее героями.

— Перед вами первая учебная книга. Она очень хочет, чтобы вы с ней познакомились и полюбили ее. (Учащиеся рассматривают содержание иллюстраций на с. 3 «АБВГДейки».) Название страницы «Давайте знакомиться!» — приглашение к дальнейшему разговору.

— Кто предлагает вам познакомиться? (Девочка, мальчик и еще кто-то, похожий на медвежонка или Мурзилку.) Но при знакомстве недостаточно сказать «я мальчик» или «я девочка». Девочек и мальчиков много. Значит, надо сказать, как тебя зовут, назвать себя, свое имя. Азбука подсказывает нам, что девочку зовут Аня, а мальчика — Ваня. Только вот это незнакомое забавное существо пока остается без имени. Наверное, на следующих страничках азбуки мы узнаем, как его зовут. (Дети, умеющие писать, подписывают свои имена под рисунком в центре листа.)

Учитель обращает внимание детей на то, что имена есть не только у них, но и у предметов, которые окружают их, — это слова.

4. Формирование представлений о видах общения, определение ценностных ориентаций учащихся, тестирование (с. 4—5).

Рисунки учебника соответствуют различным видам общения: общение детей друг с другом, с родителями, общение с природой, с книгой и др.

Учитель предлагает рассмотреть рисунки и обвести овалом те из них, на которых изображены любимые занятия школьников. Затем они готовят рассказ о своих увлечениях. Это задание носит характер тестирования и направлено на определение того, чему дети отдают предпочтение в общении. Учитель отмечает для себя тех детей, которые проявляют интерес к книге, слушанию и чтению сказок.

Привлечь внимание детей к этим проблемным моментам помогает задание «Расскажи, с кем и с чем ты можешь общаться».

5. Раскрытие условного характера общения с миром вещей и миром природы. Подчеркивается, что назвать (дать «имена») можно и окружающие предметы.

— Когда и где вещи приобретают умение говорить? (Когда попадают в сказку.)

6. Практическое представление о цели и результате общения. Рассматривание рисунка, который ребята создали вместе.

— Что детям помогло сделать общий рисунок? (Не только умение рисовать, но и умение договариваться, общаться, умение понимать друг друга.)

7. «Чтение» значков, помещенных на полях учебника, символизирующих устную и письменную речь (слушаю, говорю, читаю, пишу).

8. Обобщение.

— Усвоить науку общения — значит овладеть умением вести себя так, чтобы людям было хорошо с тобой, удобно и приятно. Даже обыкновенное, простое слово «здравствуйте», которым приветствует встретивший вас человек, значит очень многое. Оно как бы говорит: «Ты мне приятен, я радуюсь, что вижу тебя. Я желаю тебе самого доброго здоровья, радости и счастья».

II. Письмо.Уроки проводятся по материалам Прописи 1 «Рисуй, думай, рассказывай»: «Твои новые друзья», «Дорога в школу» (с. 3—5).

Основные цели первых страниц этой прописи: выявить уровень владения графическим навыком (тест на списывание «Первое задание») и научить ориентироваться на листе и писать в рабочей полосе; подготовить ребенка к письму, научить заштриховывать рисунки, обводить фигуры по контуру.

Количество упражнений на обведение фигур в рабочей полосе определяет учитель, ориентируясь на уровень подготовки детей к письму.

«На уроке», «Что в центре круга?» (с. 6—7).

1. Ориентировка на листе: в центре, слева, справа.

2. Словесное определение размеров изображенных предметов, их пространственное расположение в рабочей полосе: выше, ниже, слева, справа и т. д.

3. Штриховка, раскрашивание, использование прямых и наклонных линий.

4. Классификация предметов. Практическое различение конкретных значений слов (юбка, кофта) и слов с общим значением (одежда).

Какие из слов называют отдельные предметы? (Лук, морковь.) А какие из них указывают на целую группу предметов? (Овощи, транспорт.)

Культура общения

Задачи: а) закрепить представление о жесте и его значении, уместности использования жестов; б) культура общения: внимание к собеседнику; использование формул речевого этикета.

I. 1. Устные рассказы по серии картинок «Страшный зверь» (из «Забавных историй» В. Сутеева). Учащиеся сопоставляют порядок кадров и последовательность событий. Они обращают внимание на испуганный вид детей. Школьникам дается задание представить, как малыши показали охотнику страшного зверя, и передать это с помощью мимики, жестов и слов.

Слова, обозначающие действия и состояние героев: идут, бегут, несутся, удирают; боятся, пугаются, опасаются, тревожатся, беспокоятся; робеть, дрожать, трусить.

Выбор слов, точно описывающих состояние героев.

2. Уместность использования жестов в речевом общении.

— Припомните и расскажите случаи, где наряду со словом можно было бы использовать жест.

3. Придумывание юмористических историй на тему «Ктототам в булочной». (Жест героя может обозначать величину торта, каравая.)

4. Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем».

Одни школьники создают выразительные пластические образы с помощью характерных движений, поз и выразительных жестов, а другие — угадывают, что они означают.

5. Разыгрывание коммуникативно-речевой ситуации «Внимание к собеседнику».

Текст читает учитель или подготовленный ребенок.

Учащиеся, распределив роли между собой, выстраивают диалог героев.

— Всегда ли вы внимательны друг к другу?

Обсуждаются случаи, когда доброе, внимательное отношение к человеку помогло ему.

II. Письмо.«Чей домик?» (с. 14—17). Страницы прописи используются учителем по собственному выбору.

1. Устный рассказ «Чей домик?» сопровождается обведением предметов и их штриховкой. Дорисовывание домика: обведение крыши, штриховка, раскрашивание занавесок со словесным проговариванием (линии вертикальные, горизонтальные, с наклоном влево и вправо).

2. Введение понятия «рабочая строка», значение стрелки (направление движения руки), обозначение точкой начала письма прямых и наклонных палочек.

3. Упражнения в двух типах классификации: а) логической — «Лото»; б) ассоциативной — «Правильно — неправильно», «Найди пару».

4. Самостоятельные упражнения на основе простейших заданий.

Сравни

Кошка   Козел
Вот это стул — На нем сидят.   Вот это стул — Его едят.

4. Игра «Слово и предмет».

Учитель поочередно называет слова, обозначающие разные предметы. Учащиеся демонстрируют разнообразные предметы, затем соотносят слово и предмет. Выигрывает тот, кто заметит больше несоответствий.

5. Игра «Мы узнаем мир по именам». Почтальон Печкин задает детям вопросы: «Кто там?», «Что там?». Ребята должны называть окружающие предметы и точно классифицировать названия по вопросам кто?, что?

Побеждает тот, кто больше всех назовет слов.

6. Повторение: логические упражнения на классификацию. Учащиеся с помощью карандаша соединяют рисунки, обозначающие конкретные наименования, со словами обобщающего характера: учебные вещи, животные, растения, которые даны в азбуке в наглядно-образном плане.

Учитель напоминает, что слова бывают разные: одни называют конкретные предметы, другие обозначают сразу все предметы подобного рода. Например, камыш, тюльпан, ель, ромашка называют одним словом — растения.

7. Работая со словом, осмысливая его назывную функцию, учащиеся вновь встречаются с забавным существом (Ктототамом).

— Как вы объясните такое необычное имя? (Это кто-то загадочный, непонятный, которому трудно придумать название.)

— Кто придумал это забавное имя? (Писатель Б. Заходер.)

— А теперь посоревнуемся, кто больше знает слов — названий тех предметов, которые нас окружают, т. е. существуют, находятся вокруг нас.

Необходимо проследить за тем, чтобы дети умели не только называть вещи (окружающие их предметы), но и указывать все их детали, называть словом (ромашка — лепесток, стебелек и т. п.).

II. Письмо.«В походе. На привале» (с. 30—31).

1. Обведение предметов, штриховка.

2. Подготовка к звуковому анализу слов.

3. Диалог по коммуникативно-речевой ситуации «На привале».

4. Рисование бордюра.

5. Тематическая классификация слов: одежда (пальто, платье...), обувь (сандалии, сапоги), электроприборы (утюг...).

Как найти дорогу.

Знаки в лесу и в парке

(с. 36—39)

Задачи: а) воспитывать гуманное отношение к природе, не проявлять потребительского отношения к ней; б) на основе создания коммуникативно-речевых ситуаций развивать у детей умение вести диалог, т. е. понимать, с какой целью он ведется, что и как следует сказать, чтобы убедить собеседника; в) закрепить представление о знаках (символах), их роли в общении.

При объяснении знаков, относящихся к охране природы, следует разграничить разрешающие знаки и запрещающие (с перечеркнутыми изображениями), обратить внимание учащихся на возможность различного выражения своей мысли (например, призыв не разорять птичьи гнезда выражен строгим запретительным знаком и в эмоционально-образной форме: образ матери-птицы, защищающей свое дитя).

Определяется знак с обобщающим значением «Береги природу» (мир природы в ладонях человека), который Ктототам должен поместить у входа в парк. Учащиеся придумывают, обсуждают и изображают знаки по охране природы.

I. 1. Введение учащихся в коммуникативно-речевую ситуацию. Уточнение условий общения (кто, где, когда ведет беседу).

Бывали ли вы в осеннем лесу? Представьте, что вы снова оказались там. Что вы видит

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...