Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общение с использованием рисунков и условных обозначений




(с. 28—29)

Задачи: а) подвести детей к самостоятельным «открытиям» в области письменной речи: для передачи мысли, различных сообщений можно использовать рисунки и условные обозначения (символы); б) активизировать мыслительную деятельность детей через использование проблемно-речевых ситуаций.

1. Обобщающая беседа.

— Что вы знаете о том, как общаются люди? (С помощью слов, используя жесты, мимику, движения и пр.)

— Можно ли назвать жесты основным средством общения? (Это вспомогательное средство, так как человек владеет словом, он умеет говорить. Излишняя жестикуляция в процессе общения свидетельствует о невоспитанности человека. Люди с помощью слов, которых очень много в русском языке, могут точно передать свои мысли, чувства и настроения.)

2. Создание проблемно-речевой ситуации.

— Представьте, что вы оказались в другой стране, где люди не говорят на русском языке, а вы не знаете иностранного. Как вы будете общаться?

— Решить, кто из вас оказался прав, поможет один из необычных персонажей «АБВГДейки». Угадайте, кто он (инопланетянин-робот). Дайте ему имя (Робик).

— С кем встретился Робик на Земле? По каким признакам мы можем узнать, состоялся ли у него разговор? Какой был найден выход? (Использовать в общении рисунки.)

3. Коллективное обсуждение и разрешение ситуации. Учащиеся сами определяют причину возникших в общении затруднений: инопланетянин и дети не знают языка друг друга. Они должны сделать открытие о возможностях использования рисунков и условных обозначений для общения.

Чтобы прочитать сообщение инопланетянина, учащиеся самостоятельно рассматривают условные знаки планет и созвездий: Земли, Солнца, Луны, Большой Медведицы, Лебедя. Высказываются предположения, откуда прилетел Робик. Учащиеся стрелками указывают его предполагаемый путь.

— Что и как надо рассказать Робику о Земле, чтобы он догадался, на какую планету попал? Какие способы передачи мыслей вы можете использовать?

Поскольку многие дети еще не знают букв, то, естественно, им придется воспользоваться рисунками, условными обозначениями, символами, а в устной беседе — словом и выразительными жестами.

4. Задание на наблюдательность «Собери инопланетянина». Задание дается на время.

5. Самостоятельное рисование и рассказ по рисункам. Цель — дать наглядное представление о том, что мысли, выраженные с помощью слов устно, можно «записать», зарисовать с помощью картинок, значков. Затем учащиеся устно рассказывают по картинкам. Это и будет обобщением усвоенного.

6. В конце заключительного урока дети приглашают Робика в путешествие по городу, ориентироваться в котором ему помогут условные знаки.



7. Дополнительные задания:

а) дети рассказывают Робику о себе и своей семье. Запись рассказа производится всеми возможными для ученика способами (рисунками, условными изображениями, буквами);

б) «Собери матрешку из слов»: составление ряда слов по линии последовательного увеличения объема понятия: дом, улица... Земля, Вселенная.

Знаки на дорогах(с. 30—31)

Задачи: ввести понятие «знак» (в наглядно-образном плане), ознакомить с элементарными правилами дорожного движения, учить читать знаки.

I. 1. Рисование. Учащиеся изображают рядом с детьми Робика-путешественника.

— Как Робик, не зная языка, находясь в чужой стране и даже на другой планете, может сориентироваться в городе, найти нужную дорогу, догадаться, где можно отдохнуть, перекусить? (Учащиеся вспоминают, что в общении можно использовать рисунок как изображение предметов.)

— Если Робик увидит на вывеске здания изображение космического корабля, о чем он может догадаться? (Здесь выставлена космическая техника.) Что такое космический корабль, знают во многих странах, на других планетах. Поэтому его изображение должно быть всем понятно. А если это выставка книг по космической технике, то что дополнительно появится в изображении? (Рисунок книги.) Не случайно люди и придумали использовать для общения изображения предметов или их условные обозначения.

— Интересно, сможет ли Робик, которого дети пригласили в школу, сам найти безопасную дорогу к ней? (Да, так как многие дорожные знаки совсем несложные, на них изображаются с помощью рисунка ситуации: «Бегущие дети», «Дорожные работы».)

2. Рассматривание дорожных знаков в азбуке и их чтение (раскрытие значения).

Необходимо проследить, чтобы дети читали знак как сообщение, передаваемое грамотному пешеходу или водителю. («Здесь переходят дорогу дети! Путь закрыт!»)

— А какие знаки могут быть непонятны Робику? Попробуйте догадаться, почему для знака «Путь закрыт» выбрана поперечная полоса. (Показана преграда.)

3. Обозначение пути к школе с помощью стрелки.

4. Самостоятельная работа «Машины на улицах города» .

Учащиеся определяют, какие машины едут по дороге, принимая во внимание не только сами условные знаки (например, крест — «скорая помощь»), но и цвет машины — пожарная машина красного цвета. Дети должны усвоить, по каким номерам телефона следует звонить в экстренных случаях.

5. Беседа о назначении светофора. Что обозначают три цвета светофора? 9

6. Задание творческого характера.

— Нужно ли знать дорожные знаки сельскому жителю? Придумайте историю «Сельский житель в городе».

7. Обобщение представлений о знаке.

— Знаки — это не сами предметы, а их заместители, т. е. изображения, которые используются вместо предметов. Люди придумали великое множество знаков. Их надо уметь читать. Прочитать дорожные знаки, например, могут люди, говорящие на разных языках, так как изображение знака прямо указывает на его значение.

II.Письмо.«На волнах», «Морское путешествие» (с. 34—35).

1. Рассказы по рисунку. Придумывание и чтение морских знаков. Классификация слов — названий морских и речных судов.

2. Обведение петлеобразных линий по пунктирам.

3. Простейший звуковой анализ слов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...