Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 3. Основные психологические концепции1.1. Бихевиоризм 1.2. Психодинамический подход 1.3. Когнитивный подход 1.4. Гуманистический подход 1.5. Психогенетический подход
1.1. Бихевиоризм
Бихевиоризм определил облик американской психологи века. Его основатель Джон Уотсон (1878— 1958) сформулировал кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название - от английского behaviour – поведение (бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология). Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями (все, что не поддается объективной регистрации, — не подлежит изучению, т. е. мысли, сознание человека не подлежат изучении, их нельзя измерить, регистрировать). Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, т. е. человек выступает как «черный ящик». Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию. Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.
1.2. Психодинамический подход
В начале XX в. в психологии возникло направление психоанализа, или фрейдизма, которое определило развитие психодинамического подхода. 3. Фрейд ввел в психологию рядважных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности вней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения, по преимуществу, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер), либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт (К. Юнг), определяют психическое развитие личности. Психоаналитическое направление обратило усиленное внимание на изучение неосознаваемых психических процессов. Таким образом, психодинамический подход включал в себя также следующие психоаналитические концепции: индивидуальную психологию А.Адлера; аналитическую психологию К.Юнга; эго-психологию Э.Эриксона и др.
1.3. Когнитивный подход Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола — знать. Сторонники этого подхода утверждают, что человек — это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события внешнего мира, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту. Когнитивное направление подчеркивает влияние интеллектуальных или мыслительных процессов на поведение человека.
1.4. Гуманистический подход
Гуманистическая психология — ее виднейшие представители Г. Оллпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу, предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека. Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ, а самоосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру, наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл — именно эти и близкие им понятия характеризуют базисные потребности человека. Как отмечает В. Франкл, автор концепции логотерапии, при отсутствии или потере интереса к жизни человек испытывает скуку, предается пороку, его поражают тяжелые неудачи. 1.5. Психогенетический подход
Очень интересен данный подход с токи зрения доктора Чампиона Курта Тойча. Его концепция, что генетический код еще до рождения человека определяет большую часть перспектив его жизни и основные паттерны поведения, постепенно получает признание в научных кругах. Молекулы ДНК несут не только генетический код наследуемых биологических и физиологических особенностей организма, предрасположенностей к некоторым болезням, но и генетический код, определяющий паттерны поведения, предрасположенность к тем или иным проблемам, событиям, жизненным трудностям. Вместе с информацией о внешности в ДНК сохраняется информация об опыте и жизненных ролях предков. Каждый человек имеет свое уникальное Основное Внутреннее Направление (ОВН) — соединение генетических, бессознательных и сознательных факторов, в соответствии с которыми он движется по жизни, получает опыт и играет свои роли, независимо от своих сознательных реакций и интерпретаций. Сознательные и бессознательные мысли в физическом плане представляют собой энергетическое излучение, энергетическую волну (как предполагают физики, мысль — это энергетическая волна виртуальных фотонов — мельчайших ядерных частиц). Излучения мозга не имеют ограничений во времени и пространстве. Энергетические волны мыслей каждого человека имеют свою специфическую амплитуду, интенсивность, диапазон частоты. Происходит психическое взаимодействие между людьми на неосознаваемом уровне, поскольку информационно-энергетическое излучение мыслей одного человека способно проникнуть и оказать некое влияние на бессознательную часть психики другого человека. Таким образом, и сознательные, и бессознательные желания, убеждения, переживания, мысли человека помимо субъективного внутреннего состояния всегда получают и объективное выражение в разных формах: 1 — энергетическое излучение-волна; 2 — действия человека; 3 — осознанные мысли, желания человек может внешне выразить и через слова; 4 — в конечном счете, мысли могут выражаться внешне и через предметы, например, мысль конструктора в конце концов воплощается, объективируется в конкретном предмете, изделии, изобретении.
Лекция 4. Понятие психики 1.1. Структура и функции психики 1.2. Развитие психики в филогенезе 1.3. Психика и организм 1.1. Структура и функции психики
1.1. Структура и функции психики
Традиционно дают определение понятию психики – как свойства живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях. Ее основными функциями являются: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания. Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.
1.2. Развитие психики в филогенезе
Существуют разные подходы в понимании того, кому присуща психика: 1) антропопсихизм (Декарт) – психика присуща только человеку, 2) панпсихизм (французские материалисты) – всеобщая одухотворенность природы, когда всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе), 3) биопсихизм – психика – это свойство живой природы (присуще и растениям), 4) нейропсихизм (Ч. Дарвин) – психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему, 5) мозгопсихизм (К. К. Платонов) – психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе, у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга), 6) критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности (А. Н. Леонтьев) – способности реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах и т.д.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность и т.д.) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы, т.е. закономерную связь внешнего или внутреннего раздражителя с той или иной деятельностью через посредство нервной системы. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать. Самые простые формы поведения появились вместе с первыми одноклеточными существами - это таксисы, которые проявляются в общей механической реакции организма на тот или иной источник раздражения. С развитием нервной системы появились рефлексы, определяемые как более специфичные и точные реакции на раздражение тех или иных рецепторов или органов чувств. Инстинктивное поведение гораздо сложнее и специфично для каждого данного вида, структура и цели каждой его формы закреплены генетически. Инстинкты – это врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида, это врожденная последовательность, алгоритм реакций в ответ на строго определенные раздражители. То или иное инстинктивное поведение может проявиться только в том случае, если связанный с ним врожденный пусковой механизм определяет, что для этого создались адекватные внутренние и внешние условия. Импринтинг – особое явление, присущее некоторым видам животных, неизгладимое впечатление первой встреченной информации после рождения. В результате импринтинга у детенышей (птенцов) с первых часов жизни возникает глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, с которым они встречаются. С развитием способности к научению, животные получают возможность изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств и адаптироваться таким образом к изменяющейся среде. Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности, которая имеет продуктивный характер. Труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте, т.е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная и духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества. В процессе исторического развития (филогенеза) человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические функции» - специфически человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.
1.3. Психика и организм
Организм существует только в природной среде, в процессе систематического обмена продуктами с природной средой и присутствует глубинная связь нашего органического существования с природой. Функция психики, соответственно, и состоит в отображении, удержании, воспроизведении и развитии этого единства всех существенных сил природы. Тот факт, что наше тело и психика включены во всеобщую связанность мировых процессов и как-то удерживают в себе природу вообще как целое, предполагает существенное непосредственное влияние этого целого на нашу психику, влияния природных ритмов на наш организм и наши психические состояния.
Лекция 5. Сознание человека 1.1. Сознание как высшая ступень развития психики 1.2. Возникновение и развитие сознания 1.3. Самосознание
1.1. Сознание как высшая ступень развития психики. Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности. В сознании человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» (К. Маркс). Выделяют следующие психологические характеристики сознания: во-первых, это так называемая рефлексивная способность, т.е. способность сознания сосредоточиться на себе самом. Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, ни и знаем, что видим, чувствуем, мыслим и т.п. Мысленное представление и воображение действительности – вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесно связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека. Третья характеристика человеческого сознания – это его способность к коммуникации, т.е. передачи другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов.
2.2. Возникновение и развитие сознания
Сознание развивается у человека только в социальных контактах. История становления сознания не выходит за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью деятельность людей. В онтогенезе (процессе индивидуального развития) сознание ребенка развивается сложным, опосредованным путем. Психику ребенка, младенца, вообще говоря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С самого начала существует устойчивая связь психики ребенка и психики матери. В пренатальный (внутриутробный) период и в постнатальный эту связь можно назвать психической (чувственной). Таким образом, вначале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Развитие сознания связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых значений. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, появляются понятия. Слово-понятие и есть единица сознания. В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным темпами научного, культурного и технического прогресса. Магистральным направлением дальнейшего развития сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире.
1.3. Самосознание
Венцом развития сознания в процессе усвоения ребенком социального опыта является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих. Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: он помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в одно целое. 1) Главная функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя, если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта. Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция – защитная: стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования. Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Таким образом, самосознание включает в себя: – самопознание (интеллектуальный аспект познания себя), – самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе). Из всего выше сказанного следует, что самосознание представляет собой организованную, логически последовательную и интегрированную систему восприятия «Я», где «Я» символизирует главную часть сознательного опыта человека.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |