Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 10. Индивидуально-типологические особенности личности
1.1. Способности 1.2. Темперамент 1.3. Характер
1.1. Способности
Способность – совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности. Высокая способность к конкретному виду деятельности - талант, а комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, – одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально-значимые свершения, - гениальность (от латинского "genius" – дух). Основу способностей составляют задатки. Задатки – это природные предпосылки, которые являются условием развития способностей не только в смысле того, что они придают своеобразие процессу их развития, но и в смысле того, что они в известных пределах могут определять содержательную сторону и влиять на уровень достижений. К задаткам относятся не только анатомо-морфологические и физиологические свойства мозга, но и психические свойства в той степени, в которой они прямо и непосредственно обусловлены наследственностью. Способности – понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности. Различаются общие и специальные способности. Общие способности необходимы для всех видов деятельности. Они подразделяются на сложные – способность к обучению, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и т.д., и элементарные – способности к психическому отражению действительности, элементарный уровень развития восприятия, памяти, мышления, воображения, воли и т.д. Без соответствующего уровня развития элементарных и сложных, интеллектуальных способностей человек не может включиться ни в один из видов человеческой деятельности. В соответствии с видами деятельности различаются следующие специальные способности – графические, художественно-литературные, конкретно-научные (математические и др.), практически-организационные, практически-созидательные и др.
1.2. Темперамент
Темперамент (от латинского "temperamentum" – соотношение, смешение частей, соразмерность) – комплекс психодинамических особенностей индивида, проявляющийся в особенностях его психической активности – интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности. В основе лежат типы высшей нервной деятельности (ВНД) и свойства нервной системы (НС). Выделяют 3 сферы проявления темперамента – общая активность (взаимодействие человека с окружающей средой), моторная сфера (темп, ритм движений), эмоциональность (впечатлительность, импульсивность). Выделяют следующие теории темперамента: 1. Гуморальная теория Гиппократа гласит, что в организме человека существуют 4 жидкости – кровь, желчь, черная желчь, слизь. В зависимости от того, какая из жидкостей в организме преобладает, то у человека выделяют следующие типы темперамента: сангвинический – преобладание крови, холерический - желчи, меланхолический - черной желчи, флегматический - слизи. 2. Морфологические теории: теория Э. Кречмера: психические особенности человека связываются с его телосложением: он выделял циклотемический темперамент, который характерен для людей с широкой грудью, большим животом, большой головой; шизотемический темперамент характерен для астеников. У.Шелдон делил типы темперамента по конституциональным особенностям на эндоморфные, мезоморфные и эктоморфные. 3. Физиологические теории. Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма предпринял И.П. Павлов. В его лабораториях на собаках изучались условные рефлексы, в результате было выявлено, что у разных животных они образуются по-разному. Например, у одних условные рефлексы образуются быстро и долго сохраняются, а у других образуются медленно и быстро угасают. Одни животные могут переносить большие нагрузки и при сильных раздражителях, другие при сильных раздражителях впадают в тормозное состояние. И.П. Павлов предположил, что все это зависит от особенностей ВНД животных. Таким образом, особенности высшей нервной деятельности(ВНД) собак были перенесены на человека. Кроме того, И.П. Павлов выявил три свойства нервных процессов – силу, уравновешенность и подвижность.
3.3. Характер
Характер – система выработанных и закрепленных отношений. В характере выделяют 4 системы отношений, которые являются базовыми для формирования черт характера: отношение к труду, к другим людям, к самому себе, к вещам. Кроме основных существует множество дополнительных (второстепенных) отношений, в которые вступает личность в процессе своей жизни (к учебе, к одежде, к спиртным напиткам и т.д.). Обращаясь к вопросу описания характера, необходимо сказать, что типологии характера возникли на стыке двух дисциплин: психологии и психиатрии, т.е. можно сказать, что существует клинический подход к изучению характера. Здесь модно назвать следующие имена: К. Юнг, П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Е. Личко. Акцентуация характера понимается как крайний вариант нормы. Свою типологию акцентуаций характера предложил А. Е. Личко, он выделяет следующие типы: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |